Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различия в предмете этнопсихологии и других наук




Допускается использовать исключительно в образовательных целях.

Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

 

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

В.Г.КРЫСЬКО

 

 

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Допущено

Учебно-методическим объединением по специальностям

педагогического образования в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности 031000Педагогика и психология

 

 

УДК 159.922.4(075.8)

ББК88.5я73

К85

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор А. И. Крупнов;

доктор психологических наук, профессор Н. И. Конюхов

Крысько В. Г.

К85 Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.

ISBN 5-7695-0949-Х

Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирова­ния психики представителей различных этнических общностей и являет­ся в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспектив­ных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихо­логии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое вни­мание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отно­шений в различных этносах, а также специфике межэтнических конф­ликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллек­тивах.

Книга может быть полезна педагогам, практическим психологам, по­литологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами меж­национального общения.

 

УДК 159.922.4(075.8)

ББК 88.5я73

© Крысько В.Г., 2002

ISBN 5-7695-0949-Х © Издательский центр «Академия», 2002

ОТ АВТОРА

Для любого человека естествен интерес к представи­телям других народов. Привлекают их необычный внеш­ний облик, специфика действий, поведения и образа жизни. И мы начинаем задумываться об особенностях психологии представителей других этнических общно­стей, хотим их осмыслить.

Народов на земном шаре очень много, трудно изу­чить все их психологические характеристики и еще слож­нее их сопоставить и сравнить. Трудно понять и то, как соотносятся национально-психологические черты пред­ставителей разных этнических общностей. На все эти воп­росы ищет и находит ответы этническая психология - одна из интереснейших, но и сложнейших наук.

Этническая психология — еще и одна из самых моло­дых и перспективных наук, поскольку она может внести свой вклад в решение еще существующих сегодня меж­национальных конфликтов и в строительство такого будущего мироустройства, где прогнозируемое многи­ми учеными стирание различий между социальными группами будет происходить с учетом их национально-психологических особенностей.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Проблематика: специфика предмета этнической психо­логии и других наук; методология этнопсихологии; своеобразие задач этнопсихологии как самостоятельной области знаний; связь этнопсихологии с другими науками.

Информация к размышлению. Психологию представите­лей различных этнических общностей изучают многие науки. Очень ча­сто они допускают слишком вольное или просто неточное толкование собственно психологических феноменов. Кроме того, национальная психика людей должна изучаться и осмысливаться на основе психоло­гических, а не каких-то других закономерностей.

Различия в предмете этнопсихологии и других наук

Этническая психология — это самостоятельная, довольно моло­дая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на сты­ке таких наук, как психология, социология (философия), культу­рология и этнология (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.

Философия (от греч. phileo — люблю + sophia — мудрость), буду­чи колыбелью, из которой вышли все другие науки, методологи­чески и теоретически осмысливает главным образом социальное и частично психологическое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межнациональное взаимодействие и обще­ние людей. Представители отечественной теории наций и межна­циональных отношений и многие их коллеги за рубежом давно уже признают наличие специфических черт национального ха­рактера и их особого сочетания (находящего выражение в психи­ческом складе) у членов той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

Социология (от лат. societas — общество + греч. logos — наука, учение) и культурология (от лат. cultura — развитие + греч. logos -наука, учение), в свою очередь, всегда изучали качественные характеристики национальных групп как социальных и культурных общностей, разрабатывали социологические и культурологичес­кие концепции их развития. Вот почему они не могли оставлять без внимания также психологическое содержание и объяснение этих феноменов. Социология и культурология с помощью своих исследований стремятся продемонстрировать наиболее общие тенденции и закономерности взаимодействия и культурных отноше­ний между различными этносами. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов — изменений общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивно­сти и глубины межнациональных и социальных контактов» [14. -С. 64].

Этнология (этнография) (этнология от греч. ethnos — племя, на­род + logos — наука, учение; этнография от греч. ethnos + grapho - пишу) как отрасль научных знаний была изначально ориентиро­вана на изучение материальной культуры, систем родства, жиз­необеспечения, воспитания, социальной и политической струк­туры различных народов; проблем их этногенеза, этничности и межкультурных контактов; расселения этносов, демографических процессов в них; сравнение культурных черт (культурных измене­ний) того или иного народа [143].

Современная этнология предоставляет этнографии концепту­альный аппарат.

Этнография же как таковая — в большей мере описательная наука, и этнология является ее теорией.

В то же время этнология (этнография) не могла также не ис­следовать и национальные традиции, привычки и вкусы, специ­фические особенности поведения и действий представителей раз­личных этносов. Она всегда непосредственно сталкивалась с про­явлением в этих феноменах психологического своеобразия, не могла не комментировать его специфику, в определенной мере ее изучать и описывать.

Психологическая наука, а также ее отрасль социальная психоло­гия (от лат. socialis — общественный + греч. psyche — душа + logos — наука, учение) в силу своего предназначения должны заниматься конкретным анализом национальных особенностей психики лю­дей, в том числе как представителей конкретных социальных групп, и выявлением закономерностей их проявления и функционирова­ния. «Национальная (этническая) принадлежность индивида, — отмечает Г.М.Андреева, — является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях кото­рой формируется личность» [ 10. — С. 219]. А так как сфера прояв­ления национальных особенностей психики индивида достаточно обширна, правомерно вторгается в макросреду и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания (общественного бытия), закономерно выделилась и стала продук­тивно развиваться особая отрасль социальной психологии — эт­ническая психология (от греч. ethnos — племя, народ + psyche -душа + logos — наука, учение).

Вместе с тем сегодня существует настоятельная необходимость правильного понимания разницы в подходе, с одной стороны, психологии, а с другой — вышеперечисленных наук, в первую очередь этнологии (этнографии), к объяснению сущности, со­держания и специфики проявления и функционирования этно­психологических феноменов.

Отечественная этнография (как и зарубежная этнология), воз­никнув как наука, нацеленная на анализ и объяснение ритуалов, обычаев и верований, образа жизни и быта представителей раз­личных этносов, специфики их культурных связей с другими людь­ми, не могла обойти своим вниманием и собственно психологи­ческие их характеристики. Правда, ее больше должны были инте­ресовать (что, как правило, и имело место) не столько психоло­гическая, сколько культурная специфика, исторический опыт концентрации последней в социальных и исторических ценнос­тях, формирующихся в ходе жизни и деятельности определенных народов. В крайнем случае это мог быть общий механизм истори­ко-культурной социализации индивида, приобщения его к нра­вам и традициям конкретной национальной общности. В рамках этой области знаний не случайно сформировалось научное на­правление, называемое этносоциологией.

Так в действительности и было, однако этнографы активно брались и за изучение сопутствующих проблем, в частности пси­хологических, которые они, однако, не могли решить верно, по­скольку последние относились к области совершенно другой ме­тодологии, специфическим особенностям функционирования ка­чественно иных феноменов.

Именно потому, что социальная и культурная специфика всег­да составляла предмет исследования этнографии, что не могло не изучаться ею даже в те периоды российской истории, когда пра­вильное осмысление жизни наций было под строгим запретом (например, в годы культа личности), эта отрасль науки намного раньше, чем все другие, вышла в своих интересах сначала на изу­чение национальных в целом, а затем и национально-психологи­ческих особенностей людей.

Однако подходы этнографов к пониманию сущности этнопси­хологических феноменов основываются на знании и учете социо­логических и культурных, а не психологических закономерностей проявления индивидуального и общественного сознания людей, что не позволяет в окончательном итоге методологически очень точно и практически верно осмыслить содержание собственно психологической сущности и механизмов их формирования, про­явления и функционирования. Отсюда сложились не всегда вер­ные представления о гносеологическом аспекте психологической активности представителей этнических общностей, когда их вос­приятие внешнего мира, интеллектуально-познавательные про­цессы, определенные психологические свойства личности и со­циальное поведение сознательно и без достаточно убедительных специальных исследований лишаются некоторыми учеными на­циональной специфики или трактуются не психологически [218. -С. 219].

Активное вступление представителей отечественной психоло­гической науки в деятельность по изучению и анализу националь­но-психологических явлений несколько поколебало эту позицию*, однако она тем не менее часто является водоразделом между со­циологическим и психологическим подходами к этническим фе­номенам. Безусловно, психологическая наука должна аккумули­ровать в своей теории и конкретных прикладных исследованиях те находки и достижения, которые имеют место в других областях знаний.

* См. результаты дискуссии по этим вопросам, прошедшей на страницах жур­нала «Советская этнография» в 1983 г.

Так и происходит на самом деле. Известно, что за рубежом указанные подходы, с одной стороны, также имеют место, а с другой – они уже значительно дистанцированы друг от друга, используются в сугубо прикладных целях. Совершенно очевидно, что объяснять сущность и специфику функционирования явле­ний, психологических по своему содержанию и, кроме того, со­ставляющих предмет изучения психологической науки, последняя должна на основе именно психологических закономерностей. Со­циологический же и этнографический подходы к изучению этих явлений могут лишь дополнять научные представления об их про­исхождении, факторах и источниках формирования, а не претен­довать на роль истины в последней инстанции.

Этническая психология, конечно же, должна развиваться в тес­ном сотрудничестве с другими науками. Ее взаимодействие с ними обусловливается необходимостью объединения усилий многих ис­следователей в интересах изучения сходного объекта — явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотно­шений и поведения людей в составе этнических общностей.

Этнология (этнография) и социология помогают психологам: методологически верно и всесторонне более грамотно осмысли­вать потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, традиции, привычки и нравы представителей различных нацио­нальных групп; осознавать, как они влияют и в каком соотноше­нии находятся с национально-психологическими особенностями людей, как последние проявляются в процессе их социального и культурного бытия. В связи с этим предметом исследований соци­ологов и этнографов выступают не собственно национально-пси­хологические особенности, отличающие одних людей от других, а социокультурные феномены — материальная культура народов, их структура, родство и система жизнеобеспечения, а также со­циальная специфика внутригрупповых и межгрупповых этничес­ких отношений [143. — С. 8 —9].

Историческая наука дает возможность психологам точно ин­терпретировать факторы и источники формирования националь­но-психологических особенностей представителей тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных проявлений психики этих людей на различных исторических этапах их разви­тия.

В то же время эти и другие науки, например педагогика (от греч. paidagogike — наука о воспитании детей), политология (от греч. politike — искусство управления государством + logos — наука, учение), нуждаются в результатах исследований психологов, по­скольку без них не могут быть правильно объяснены конкретные явления, относящиеся к областям их собственных интересов. Так, политология с помощью этнопсихологов может более точно опи­сывать специфику протекания политических процессов в кон­кретных национальных регионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления национально-психологических особенно­стей народов, в них проживающих. А педагогам этнопсихология способна подсказать, например, более подходящее содержание воспитательных мероприятий, так как оно во многом определяет­ся спецификой национального опыта конкретной этнической общ­ности.

Кроме того, в настоящее время из конкретных наук выдели­лись прикладные отрасли знаний, ориентированные на изучение национальной специфики многочисленных социальных явлений и процессов, без анализа результатов исследований которых не может обойтись этническая психология. Вместе с тем эти отрасли знаний отличаются своим предметом и соответственно специфи­кой исследований.

Так, этносоциология (от греч. ethnos – племя, народ + лат. societas — общество + греч. logos — наука, учение) — научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии, занимается изучением социальных явлений, происходящих в раз­личных этнических общностях. Некоторые представители этой науки, как уже говорилось, считают, что она должна исследовать национальное сознание и самосознание, этнопсихологические особенности людей, проявляющиеся в национальных отношени­ях, межличностном социальном взаимодействии, общении и поведении, т. е. охватывать большую часть предмета этнической пси­хологии. На самом же деле очень часто представители этой науки не видят четкой грани между понятиями «социальное» и «психо­логическое» и не стремятся объяснить их соответственно социо­логическими и психологическими закономерностями, как прави­ло, смешивая их.

Этнокультурология (от греч. ethnos — племя, народ + лат. cultura -развитие + греч. logos — наука, учение) — отрасль культурологи­ческой науки, которая считает влияние культурной среды определяющим фактором этнопсихологических характеристик наро­дов. По ее мнению, культура начинается с того, что на поведение людей накладываются ограничения, так как целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, наличие общей национальной памяти, единой картины мира у представителей одного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культур­ных ценностей, которые используются его членами для выраже­ния своего этнического сознания.

Культурная антропология (от лат. cultura – развитие + греч. anthropos — человек + logos — наука, учение) — отрасль науки, возникшая на стыке культурологии и этнографии (социальной антропологии); занимается изучением человека как представите­ля различных культур, национальных общностей. Культурная ант­ропология исследует индивида как члена определенной этничес­кой группы, рассматривая последнюю как часть целого — конк­ретной культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному народу, обществу.

Этнопедагогика (от греч. ethnos — племя, народ + paidagogike – наука о воспитании детей) — отрасль педагогической науки, ко­торая занимается: 1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, тради­ционных для конкретных народов; 2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; 3) ана­лизом влияния национальной психологии на обучение и воспита­ние представителей тех или иных этнических общностей; 4) уче­том закономерностей этого процесса в организации и осуществ­лении педагогического и обучающего воздействия. Этнопедагоги­ка тесно связана с этнической психологией. Но их нельзя отожде­ствлять, как это иногда делается.

Этнопсихолингвистика (от греч. ethnos — племя, народ + psyche — душа + лат. lingua — язык) — отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики эт­носа рассматривает влияние его языка и мышления, которые на­капливают и отражают исторический опыт этноса. По мнению пред­ставителей этой науки, любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка определяет и структуру мышления представителей конкретной национальной общности, а специфическая функция языка (речи) влияет на своеобразие развития их психических процессов.

1.2. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии

Предметом этнической психологии как самостоятельной отрас­ли знаний является изучение своеобразия проявления и функциони­рования психики представителей различных этнических общностей. Однако эта наука, как уже подчеркивалось, формировалась под влиянием различных взглядов на ее содержание и главные фено­мены, которые она должна исследовать. Кроме того, в ее обиход вошли понятия, заимствованные из обыденной жизни людей, очень часто не имеющие четко выраженного смысла и не поддаю­щиеся точному научно-психологическому описанию.

Долгое время общепризнанной категорией этнической психо­логии считалось понятие психологического склада, берущее свое начало из повседневной жизни. Вместе с тем, будучи заимствова­но, оно до сих пор не наполнено реальным содержанием. «...По­нятие «психологический склад нации» оказывается достаточно трудно поддающимся операциональному определению, — подчеркивает Г.М.Андреева. — Поэтому в этнопсихологии предпри­нят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые были бы более доступны для использования их в эмпиричес­ких исследованиях. Как синоним «психологического склада нации» употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология». Однако введе­ние множества таких понятий не поправляет дело и лишь вносит недопустимый терминологический разнобой» [10. — С. 220].

Даже на примере одного этого замечания известного россий­ского социального психолога, во многом верно отражающего си­туацию с категориальным аппаратом этнической психологии, хорошо виден методологический казус, с которым сталкивается данная наука. Вместо того чтобы первоначально с помощью кон­кретных исследований изучить и понять сущность и содержание этнопсихологических феноменов, а затем на этой основе постро­ить правильную концепцию их структуры, последняя без доста­точных на то оснований заранее загоняется в жесткую схему «пси­хологического склада нации», содержание которого оказывается аморфным, неконкретным, противоречивым.

Вот почему структура этнопсихологических явлений при на­полнении ее конкретным содержанием до сих пор испытывает влияние двух тенденций. Первая из них состоит в том, что в систему элементов этой структуры включаются компоненты, пред­ставления о которых заимствованы из общей и социальной пси­хологии: характер, темперамент, чувства, воля и т.д. представите­лей той или иной нации [12; 17; 46; 73]. Вторая тенденция предполагает изучение определенных общих и особенных черт на­циональной психики, национального характера людей, составля­ющих содержание и формы проявления этнопсихологических фе­номенов.

На наш взгляд, обе тенденции заслуживают серьезного отно­шения, безусловно, должны приниматься во внимание. Вместе с тем они еще недостаточно осмыслены и как бы существуют неза­висимо друг от друга*. На самом же деле их можно заставить «ра­ботать» в интересах общего дела, так как они не отрицают реаль­но существующих, проявляющихся и осознаваемых человеком национально-психологических особенностей.

* И в этом нет ничего особенного, так как обе тенденции являются следстви­ем внимания разных наук — социологии (этнографии) и психологии, имеющих разные теоретические подходы к проблемам этнопсихологии.

Сделать это можно, если, правильно продумав исходные пози­ции, объединить в единое целое уже имеющиеся представления. Действительно, в рамках первой тенденции главным образом кон­статируется наличие системообразующих элементов психологии представителей этнических общностей, таких, как национальный темперамент, национальный характер и других. Функционирова­ние последних само по себе предполагает присутствие внутри них конкретных составляющих — подсистем: черт национального ха­рактера и темперамента, определенных национальных чувств и т.д. Общие характеристики национальной психологии, на кото­рые делается упор во второй тенденции, теперь уже с определен­ными оговорками укладываются в рамки подсистемных элемен­тов первой тенденции. Другое дело, что их очень сложно класси­фицировать по единому основанию, так как в обоих случаях на­звания заимствованы из арсенала обобщающих понятий о психо­логических явлениях общей психологии, ориентирующих на про­явление многообразных компонентов, их составляющих, — эмо­циональных, познавательных, волевых и т. п. Все подобные про­тиворечия снимаются, если ввести в научный оборот базовую ка­тегорию для этнической психологии – национально-психоло­гические особенности, что позволяет, с одной стороны, сами эти особенности в последующем идентифицировать в зависимости от того класса психологических феноменов, который их порождает. Можно говорить, например, о мотивационно-фоновых, интел­лектуально-познавательных, эмоциональных, волевых и комму­никативных национально-психологических особенностях.

С другой стороны, совершенно очевидно: национально-пси­хологические особенности — это реально присутствующие в об­щественном сознании и общественном бытии социально-психо­логические феномены, признавать наличие которых обязаны и социология, и этнография, поскольку обе эти науки, констати­руя существование этнически своеобразных характеристик раз­личных групп общества, должны согласиться и с реальностью функционирования особенностей психологии представителей этих групп.

Фактически подобное уже давно имеет место, так как и соци­ология, и этнография фиксируют и даже в определенной мере исследуют своеобразие психики различных общностей. Националь­но-психологические особенности в то же время выступают спе­цифической формой функционирования общечеловеческих свойств психики.

Вместе с тем представляется, что термин «национально-психо­логические особенности» более точен. Это не означает, что в фоку­се главного внимания из всех этнографических групп оказываются только нации, которые как виды этнических общностей сложились на относительно позднем этапе исторического развития. Наоборот, мы придерживаемся точки зрения, согласно которой понятие «национально-психологические особенности» должно отражать в сво­ем названии высшую степень развития психологии всех этнических групп, а не только наций*. Исследовать эти особенности — значит выявить сущностные характеристики психики представителей лю­бого этноса, видеть прежде всего его национальную, т. е. оконча­тельно оформленную, а не этническую специфику, так как пос­ледняя предполагает отнюдь не самый высокий уровень обобще­ния, присущего той или иной общности своеобразия.

* Нация является высшим этапом (высшей формой) развития этнической общности.

И наконец, необходимо помнить о еще двух характеристиках национально-психологических особенностей, важных для их прак­тического осмысления. С одной стороны, предпочтительное вни­мание национально-психологическим особенностям не означает, что в психологии народов этноспецифические черты являются преобладающими. Напротив, они базируются на одной общечело­веческой психологической основе. С другой стороны, своеобразие национальной психологии того или иного народа выражается не в каких-то неповторимых психологических чертах, а скорее в диф­ференцированном их сочетании, воплощенном в исторических традициях, предписывающих определенные формы реакций и поведения людей в ходе социализации.

Таким образом, этническая психология — это наука, изучаю­щая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этничес­ких общностей, отличающих их друг от друга. Она, в свою очередь, является отраслью социальной психологии и базируется на иссле­дованиях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и социологами, этнографами, философами. Национально-психо­логические особенности людей — реально существующие, актив­но функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей*.

*См. об этом гл. пятую и шестую.

Этническая психология и ученые, ее представляющие, зани­маются прикладными исследованиями, которые в зависимости от того, кто их осуществляет, могут быть двух видов.

Во-первых, психологи занимаются изучением собственно на­ционально-психологических особенностей людей как предста­вителей конкретных этнических общностей независимо от того, являются ли эти особенности врожденными или приобретенны­ми в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и функционирования. Национально-психологические особенности формируются и в филогенезе, и в онтогенезе, а зна­чит, имеют самую непосредственную связь и с общим развитием психики человека. Общий перечень возможных направлений ис­следований этнической психологии должен отражать и традици­онную психологическую рубрикацию, включая в себя как интел­лектуально-познавательные процессы, эмоционально-волевые явления, психологическое своеобразие групповых форм взаимо­действия и поведения людей, так и национально специфические потребности, интересы, ценностные ориентации.

Во-вторых, социологи и этнографы проводят главным образом этнокультурные исследования. Их предметом является изучение не собственно национально-психологических особенностей, от­личающих одних людей от других, а национального своеобразия культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общ­ностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...