Динамическая сторона психологии нации
Динамические компоненты психологии нации позволяют, в отличие от ее системообразующих компонентов, осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно и адекватно выявить и объяснить специфику ее проявления. Эти компоненты обычно называют национально-психологическими особенностями, подразумевая, что они характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей конкретных этнических общностей [279. — С. 53]. Национально-психологические особенности — это единственная форма проявления психологии этнической общности. Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира. Во-первых, они относятся к определенному классу психологических феноменов и поэтому могут быть точно и адекватно объяснены с позиций закономерностей, свойственных этому классу явлений. Во-вторых, при этом национально-психологические особенности исследуются в генезисе их формирования, развития и функционирования, что позволяет избежать нечеткости их осмысления, что возможно при изучении их в рамках проявления разноплановых черт, например национального характера. Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности — это такие характеристики, которые определяют своеобразие побудительных сил в жизни и деятельности представителей конкретной этнической общности, указывают на то, что составляет специфику их мотивации и поведения.
Сравнительные исследования ценности труда в японской, немецкой и американской культурах показали, что для большинства японцев труд в организации является главным делом жизни, в то время как их коллеги из США и Германии рассматривают свою работу лишь как одну из многих важных ценностей жизни. К мотивационно-фоновым национально-психологическим особенностям относятся, например, такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, усердие, инициативность, настойчивость и т.д. Нельзя считать при этом, что, например, работоспособность присуща одному народу, а настойчивость — другому. И первое, и второе качества — общечеловеческие. Поэтому речь может идти, с одной стороны, об определенных наборах этих характеристик, а с другой — о степени выраженности той или иной из них, о специфике ее проявления у представителей конкретных этнических общностей. Установлено, например, что по сравнению с русскими у украинцев в большей мере проявляется работоспособность, которая часто сопровождается большой активностью и настойчивостью. Также известно, что итальянцы и испанцы по своей психологии близки друг другу и их основной чертой является индивидуализм. Однако индивидуализм у итальянцев проявляется ограниченно, тогда как у испанцев он носит форму всеобщности и проникнут рефлексией [279.- С. 45-46]. Кроме того, мотивацией поведения и деятельности представителей определенных этнических общностей могут выступать национальные чувства и настроения (например, чувство любви к Родине, ненависть к ее захватчикам), уходящие глубокими корнями в прошлое, историческое развитие, а также национальные ценности и интересы, закрепленные в общественном сознании народа. В этом случае мотивационно-фоновые национально-психологические особенности проявляются и функционируют очень активно, мобилизуя людей на очень эффективные во всех отношениях действия и поступки.
Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности выражают своеобразие восприятия и мышления представителей конкретной этнической общности, проявляющееся в присутствии у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов. Особое сочетание таких показателей, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и т.д., обусловливает своеобразные параметры интеллектуальной активности. Например, у французов присутствуют математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность; у англичан — высокая способность к интеллектуальному восприятию мира, слабая скорость мыслительных операций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям и интеллектуальный практицизм [120. — С. 58]. Считается, что у некоторых азиатских и африканских народов мышление характеризуется излишней заторможенностью. Соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, разных по полноте и оперативности представлений, разная яркость и живость воображения и т.д. порождают специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных народов. В частности, для французов свойственны богатство воображения, настойчивая пытливость и смелость в познании окружающего мира, а для англичан — слабое воображение, недостаточная активность в абстрагировании. Немцам и китайцам присущ познавательный практицизм. Согласно современным исследованиям нейрофизиологов и психологов, интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности являются следствием вовлечения в работу разных зон коры головного мозга, а также результатом разной взаимозависимости активности этих зон [264. — С. 76].
Эмоционально-волевые национально-психологические особенности отражают своеобразие функционирования у конкретного народа четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Они охватывают сферу проявления динамических (изменчивых) характеристик эмоций и воли представителей той или иной этнической общности. Например, хорошо известны интравертированность и выдержанность англичан и немцев, экстравертированность, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев. Многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью характеризуются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы [115. — С. 35]. Различия в проявлениях воли и чувств у представителей разных наций объясняются тем, что выработанные на протяжении веков формы эмоционального и волевого поведения, реагирования усваиваются каждым новым поколением. У представителей наций с неустойчивым и экспрессивным проявлением чувств и воли (французы, итальянцы, испанцы и др.) могут быстро возникать воодушевление, прилив эмоций, активизация настроений, но так же быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке. Так, в годы Второй мировой войны наступление немцев на французов вызвало у последних чувство патриотизма, желание отстоять свою независимость, но после первых неудач эти состояния сменились отчаянием, унынием, апатией. Нации, отличающиеся устойчивостью переживаний (англичане, скандинавы и др.), более привержены логике, апелляции к разуму, а не к чувствам и т.д. [115. — С. 49]. Эмоционально-волевые национально-психологические особенности, как показали кросскультурные исследования, характеризуются у разных народов не наличием или присутствием каких-то особых эмоциональных и волевых черт (их количество у всех одинаково), а: 1) спецификой их соотношения в национальном характере и национальном темпераменте; 2) динамикой протекания чувств и проявления воли; 3) своеобразием национальной установки на эмоциональную и волевую активность.
Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности — явления, характеризующие своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп. Они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах обмена информацией и т.д. Вот как описал их в книге «Люди, годы, жизнь» И. Эренбург: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник», без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае — белый. Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет — того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается — нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен... если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы» [цит. по: 129. — С. 55 — 56]. Результаты исследований американских психологов Г. Гибсона, Т. Катреля, Р. Кохена, М. Парка также зафиксировали различия в американском и японском вербальном стилях взаимодействия и общения. Американский несет в себе представление об индивидуальном достоинстве, ценности настойчивости и тенденцию к равенству отношений; японский отражает высокую степень согласия с другими людьми, ориентирован на приспособление к ситуации, отражает заботу о гармонии социальных отношений [277. - С. 89]. Функционирование и развитие коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей неразрывно связано с процессом формирования национального самосознания этноса, в содержании которого зафиксировано своеобразие национальных черт характера и поведения людей, их языка, культуры, национальных традиций, образа жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|