Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человечество. Этнос. Нация




Человечество имеет общее происхождение. Все многообразие различий в физическом облике людей, которое можно встретить на разных континентах, есть результат вариаций одного и того же биологического вида — Homo sapiens (человека разумного).

Развитие современного человечества представляет собой еди­ный процесс: все народы планеты так или иначе оказываются связаны общностью судеб. Можно говорить и о том, что субъек­том, основой, носителем современной истории является все со­вокупное человечество. Деятельность человека за последние два столетия и особенно в XX в. приобрела глобальный, т.е. всемир­ный, характер. Между тем всего несколько сот лет назад отдель­ные народы и расы зачастую развивались обособленно друг от друга, разделенные в те времена непреодолимыми природными и другими преградами. В истории человечества были и такие случаи, когда отдельные государства сознательно изолировали себя от внешнего мира, чтобы предотвратить воздействие других на­родов на собственную историю. Такие попытки, например, в Китае, стране древней и уникальной культуры, привели к «кон­сервации» общественной жизни и многовековому застою. Схо­жие процессы имели место и в Японии до начала XX столетия.

Сегодня ученые обращаются к изучению человечества в его взаимодействии с космическими процессами и даже потусторон­ними силами. С позиций самого передового научного знания жизнь и деятельность людей уже рассматриваются как часть мирового процесса в целом. Перед человеческой мыслью встала задача в полной мере осознать свое единство с природой, космосом.

Однако в повседневной жизни человек сталкивается с другими проблемами: он видит, что реально люди в своей жизни разобще­ны, конфликтуют друг с другом, ведут войны, в которые вовле­каются миллионы людей. Почему же человечество не ощущает своего единства, своей общей судьбы? Почему даже несколько человек, нередко друзей, не могут найти общий язык?

Часто для человека большую роль играют не те черты, кото­рые объединяют его с другими, а те, которые заставляют дер­жаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Не­которые из этих признаков носят биологический, природный характер. Можно говорить отдельно о мужчинах, о женщинах, о поколениях людей. Другие признаки имеют социальный смысл. Мы делим людей на рабочих и предпринимателей, верующих и атеистов, на друзей и врагов и т.д. Зачастую все эти различия тесно переплетаются, их не всегда можно дифференцировать. Каж­дый оценивает другого по десяткам признаков, причем часто де­лает это интуитивно.

В определенном смысле человечество не является однородным, так как состоит из многообразных социальных групп. Некоторые из этих групп насчитывают сотни миллионов, миллиарды чело­век, например расы. Другие группы включают всего сотни или десятки человек, скажем, производственные или учебные кол­лективы. Все эти группы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в результате чего формируется социальная струк­тура человечества.

Расы (от лат. ratio — категория, разряд) человека (биологическо­го вида Homo sapiens) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством происхож­дения и определенной общностью распространения.

Наиболее отчетливо выделяются три основные группы рас — Негроидная, европеоидная и монголоидная.

Основные признаки отличия рас — цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т.д. — не должны абсолютизироваться.

Все расы современного человечества обладают равными биологи­ческими возможностями для достижения высокого уровня цивили­зации.

В структуре любой группы, как и во всем обществе в целом, каждому человеку отведены определенные социальные роли, т.е. конкретные положение и статус в системе общественных отношений и соответственно закрепленные в связи с этим функции и обязанности. Зачастую от закрепленных ролей и эффективности их реализации зависит влияние человека на группу и наоборот. |

Уже на ранних этапах своей истории люди имели определен­ные роли и самым тщательным образом исполняли их. Напри­мер, еще в древности одна из мировых религий — индуизм — отмечала данный факт: «В этом материальном мире для того, чтобы поддержать тело, каждый должен работать. Человеческое общество разделено в соответствии с выполняемой деятельно­стью на четыре социальных класса — брахманы, кшатрии, вай­шьи и шудры. Класс брахманов, или класс интеллигенции, вы­полняет один вид деятельности, кшатрии, или административ­ный класс, - другие, класс торговцев и класс рабочих также имеют свои обязанности» [185. — С. 41]. Надлежащее исполнение социальных ролей не только обеспечивало стабильность обще­ства, но и формировало личность: человек легко достигал жизненных целей, просто следуя предписанным правилам и огра­ничениям. Выполнение предписанных ролей, соответствующих происхождению, кругу общения и образованию, формировало и развивало людей.

Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из многочислен­ных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой — присутствуют определенная система и порядок.

Психологическая наука обычно различает следующие виды групп: статистические (мужчины, женщины, старики и т.д.) и естественные; большие (классы, нации, партии, религиозные) и малые (с 3 до 5 человек); организованные и неорганизованные.

Разделение групп на виды — не самоцель, так как представи­телям каждой из них присущи свои социальные и психологиче­ские особенности.

Классы (от лат. classis — разряд, группа) — это группы людей, складывающиеся по отношению к средствам производства, по рас­пределению прибыли в зависимости от того, кто является владель­цем средств производства. Человек, которому принадлежат стан­ки, здания, различное производственное оборудование, играет решающую роль в распределении прибыли, несет ответственность за результаты деятельности своего предприятия. Это класс соб­ственников. С другой стороны, большую часть населения составляет люди, не имеющие во владении средств производства и за­рабатывающие на жизнь своим трудом.

Классовая структура общества менялась неоднократно. Она дли­тельное время оказывала самое серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности человечества, определяя имущественное и социальное положение составляющих его элементов. Недооцени­вать ее нельзя, но и переоценивать тоже не надо.

В России в результате начатых реформ в настоящее время про­исходит резкое социально-классовое расслоение общества, и ожи­дать, что этот процесс будет происходить бесконфликтно, было бы наивно. Вместе с тем нужно иметь в виду, что в остальных государствах нашей планеты начиная с середины XX в. вплоть до сегодняшнего времени наблюдается снижение значимости клас­сового фактора, классового начала. Соответственно и в жизни об­щества в целом, и в жизни отдельного человека повышается роль других общественных связей, других элементов социальной струк­туры общества. В первую очередь это можно сказать о таком явле­нии, как этносы.

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседнев­ном пользовании и общении, хотя оно все чаще звучит в теле- и радиопередачах. К нему чаще обращаются в последнее время рос­сийские политики. Для нас более знакомы слова «национальность», «нация».

Этнос (от греч. ethnos — племя, группа, народ) — исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием. «Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится исто­рия, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конк­ретных народов» [64. — С. 11].

Российский географ и историк Л. Н. Гумилев считал, что эт­нос — явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие ко­торого в то же время зависит от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Вместе с тем Гумилев всегда подчеркивал психологическое свое­образие этноса, считая, что это «коллектив людей, который про­тивопоставляет себя всем другим коллективам не из сознательно­го расчета, а из чувства комплиментарности и подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяю­щего противопоставление "мы и они" и деление на своих и чужих»[64. -С. 11].

Жизнь этноса, считал Гумилев, подобна жизни человека, и, как и человек, этнос смертен. Эти представления российского ученого до сих пор вызывают критику со стороны его оппонен­тов, однако, если последующее развитие этносов и его исследо­вания подтвердят цикличность их существования, тогда станет понятно, почему на смену одним общностям приходили другие.

Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с од­ной стороны, сходных с другими общностями, а с другой — вы­деляющих его среди них. Формирование этноса обычно происхо­дит на основе единства территории и экономической жизни. Од­нако в результате миграций, вызванных различными историчес­кими причинами, территория современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим сис­темные свойства существующего этноса и отделяющим его от дру­гих, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.

Принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относятся род и племя, характерные для первобытно-общинного строя. Второй тип этноса — народность — обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса — нация — возникает с развитием капиталис­тических отношений и всемерной интенсификацией экономичес­ких связей. Вместе с тем следует помнить, что подобное деление этносов все же не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей и не означает, что процесс их образования и развития обязательно достигает последней стадии.

Нация (от лат. natio — народ) — большая социальная группа, выс­ший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрез­вычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.

В западной политологии и социологии существуют различные теории нации. «Психологические» теории сводятся к осмыслению культурно-психологической общности людей, объединенных еди­ной судьбой (О. Бауэр). В «историко-экономических» теориях на­ция представлена как простое продолжение в новых условиях родоплеменных связей, как общность людей, основными признака­ми которой являются язык и территория. Но имеются и теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особен­ности национальной жизни, что в конечном счете сводит нацию к государственной общности. М. Вебер, например, считал, что сре­ди людей, объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает стремление к собственному государствен­ному обособлению [228. — С. 48].

В советской научной литературе единственно правильной счи­талась историко-экономическая теория. Ее основатель К. Каут­ский основными признаками нации называл общую территорию, общность экономической жизни, языка, традиций. Идеи Каут­ского легли в основу определения нации, которое дал в 1913 г. И. В. Сталин: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, террито­рии, экономической жизни и психического склада, проявляюще­гося в общности культуры» [цит. по: 17. — С. 34].

Сегодняшние российские ученые, например А. О. Бороноев и В. Н. Павленко, определяя понятия «нация», «национальность», подходят к ним по двум параметрам: «Во-первых, национально-государственным, культурным атрибутам, по той объективной символике, которая подчеркивает некоторую целостность (куль­турную, территориальную, хозяйственную); во-вторых, по субъек­тивной реакции, по социальной идентификации индивидов, по их ценностным ориентациям, т. е. каждый индивид национален, с одной стороны, объективно, с другой — субъективно, сознатель­но, он признает себя частью той или иной общности, культуры» [26.-С. 56-57].

Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятий «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопреде­ляющихся в отдельную территориально-государственную и (или) социокультурную систему. А. Д. Карнышев считает, что «если взять шкалу, на одной стороне которой будут осознанные политичес­кие предпочтения людей, а на другой — их социально-психоло­гические установки, то понятие "нация" более политизирован­ное, обладающее повышенной "дифференцирующей мощностью". Каждая этническая группа может относиться к определенной на­ции, но одна она далеко не всегда составляет нацию. То, что по­нятие "нация" более политизированное и "официальное", хоро­шо иллюстрирует положение людей так называемых смешанных этносов — караимы, метисы и т.п. К какой нации отнесут себя такие люди, чаще всего зависит от их осознанных политических и нравственных воззрений, а не только от формальной записи в паспорте. Кстати, русскими во многих зарубежных странах назы­вают представителей различных национальностей российского го­сударства» [105. — С. 35].

Главную роль в формировании и развитии нации играют соци­ально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государ­ственности. Экономической основой возникновения наций яви­лись частная собственность на средства производства, ликвида­ция феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объедине­ние местных рынков в общенациональные. Движущей силой воз­никавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объеди­нению отдельных народов в рамках единого государства, обеспе­чению благоприятных условий для своего свободного развития. Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии, да и в других частях земного шара в основном завершен, в некоторых частях света он еще продолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно и сохраняют. Некоторые нации были образованы на осно­ве слияния нескольких народностей. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых образований, как это было, например, в нашей стране, когда из древнерусской народности сформировались русская, украинская и белорусская нации. Однако часто многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...