Написание доклада и реферата
Читателю важно понимать, что требования к устной и письменной форме изложения материала несколько отличаются друг от друга. Поскольку восприятие информации у слушателя и читателя осуществляется различными анализаторами, а поэтому эти физиологические особенности следует учитывать при подготовке текста вашего выступления. Научный доклад, подготовленный студентом, - это один из видов исследовательской, самостоятельной работы. Примерный объем 7-10 страниц, в зависимости от времени, выделенного для выступления. В процессе работы над ним формируются навыки анализа научной, психолого-педагогической, методической и другой литературы, приобретается опыт систематизации полученных сведений, вырабатывается методика написания выводов и обобщений. Начать работать над докладом следует с составления плана доклада, который ориентировочно включает: Введение. В нем раскрывается проблема исследования или постановка проблемы, ее актуальность. Дается обзор имеющейся теоретической литературы, в котором нужно показать свою осведомленность по избранной теме. Раскрываются имеющиеся противоречия в концепциях и парадигмах (например, образец), изложенных разными авторами. Излагаются мотивы выбора проблемы. Исходя из теоретического обзора, формулируется окончательное название доклада. Содержание доклада. Оно включает краткое описание базы и процедуры исследования, методов обработки данных. Характеризует поставленные цель и задачи, предмет и методы исследования, выдвинутую гипотезу, полученные результаты и выводы, обосновывает их и указывает теоретическую и практическую значимость работы. В докладе не следует ставить много задач – 2-3 вполне достаточно.
Заключение. Подводятся итоги исследования по каждой из выдвинутых задач, расставляются необходимые акценты в изложении, подтверждающих выдвинутую гипотезу. Дается перспектива дальнейшего хода исследования. Доклад может быть представлен в виде конспекта (в полном объеме) или тезисов. При необходимости следует подобрать иллюстративный материал, схемы, рисунки, таблицы. Ценность работы над докладом заключается в том, что развивается самостоятельность и активность студентов, расширяются их познавательные интересы. Работая над докладом, они также приучаются критически мыслить. При написании докладов можно использовать: 1. различные способы введения библиографических ссылок в текст: • Актуальность темы: • Одной из актуальных проблем… на сегодня является… • Особое значение приобретает вопрос… • Огромную важность приобретают вопросы… • Среди проблем, связанных с…, пристальное внимание исследователей в последнее время привлекает вопрос о… • Социальная значимость избранной темы определяется… • В связи с… глобальное значение приобрела проблема… • Повышенный интерес к данной проблеме… обусловлен… • Ссылки, содержащие определение понятий, трактовку термина: • В словаре… термин «…» определяется как… • В соответствии с определением, приведенном в книге, статье и т.д. под… будем понимать… • Понятие… в современной педагогике трактуется как… • Известный вариант решения… • Широкое применение получили… • Проблеме… посвящено значительное количество публикаций… • В последнее время данной проблеме (вопросу) уделялось значительное внимание в таких работах, как… • Освещение проблемы… нашло отражение в ряде статей…, книге…, монографиях… • Известно, что… • Новизна предлагаемого варианта: • Особенность предлагаемого метода… состоит в…
• Отличительная черта предлагаемой нами концепции… состоит в… • Характерным признаком, отличающим нашу диагностику… является… • Новизна предлагаемого психолого-педагогического подхода состоит в… • Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в… • Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора: • Вряд ли можно согласиться с тезисом И.И. Петрова о том, что… • Утверждение автора доклада о том, что…, является весьма спорным • Результаты: • Полученные результаты… позволяют утверждать, что… • Главным результатом проведенного анализа следует считать… • Основные результаты исследования заключаются в следующем… • Из полученных результатов видно, что… • Результаты свидетельствуют о том, что… • Результаты оказались следующие: … • Выводы: • Проведенные исследования позволяют сделать вывод о… • Итак, можно сделать вывод, что… • Следовательно, мы приходим к выводу… • В заключение отметим, что… • Резюмируя, можно сказать… • Итак, подводя итоги, можно констатировать, что… • Подводя итоги нашего анализа, следует отметить… • Из всего сказанного необходимо сделать вывод о… • Таким образом, можно сделать вывод… • определенные фразеологические обороты, слова-связки, вводные слова (см. Приложение № 3). Оценивается доклад по трем параметрам: содержание, форма и культура речи докладчика.
Пример: Доклад на тему: «ИКТ в начальной школе» Содержание Введение. Применение ИКТ в образовательном пространстве начальной школы. Возможности ИКТ. Заключение. Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|