Слово ( имеет значение и употребляется самостоятельно).
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Интонация 2.Экспрессивная лексика (ввау!!! Идиот!) 8. Эстетическая – эстетическое отношение к языку означает что речь может восприниматься как прекрасное или безобразное как эстетический объект. Эстетическая функция реализуется в первую очередь в художественной литературе. 9.Метаязыковая – речевой компонент к речи реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке. 4)Язык и мышление взаимосвязаны, это одна из важнейших и сложнейших проблем не только в лингвистике, но и в психологии, философии и логике. Возможна ли мысль без слов? «я утверждаю, что слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я действительно думаю» (Жак Адамар, математик). Виды мышления: Предметное 2.образное (мышление художников и музыкантов) 3.Абстрактно-логическое (словесное, вербальное, verbum- слово) Язык – опора абстрактного мышления. 1)Абстрактное мышление человека невозможно без опоры на какую-либо символическую систему. Альтернатива словесному языку. Глухие – язык жестов. Слепоглухонемые - 2 канала – осязание и обоняние. Методика И.А. Соколянского – пластилиновые слепки предметов как материализованные смыслы. О.И. Скороходова, потерявшая зрение и слух в раннем детстве, смогла не только восстановить устную речь, но и защитить диссертацию по психологии (Книга «как я воспринимаю и представляю окружающий мир») Вывод: Язык – не оболочка для мысли, а один из способов мышления. 5)Общенародный язык – это совокупность всех норм существующих какого – либо языка. Дифференция языка: Язык обслуживает потребности общества. Общество неоднородно: в общенародном языке наблюдается дифференция. Общенародные языки:
Не литературные нормы существования языка (см. табл. в консп.) Литературный язык – это высшая форма существования языка. Характеристики литературного языка: 1.Высокая степень обработанности (известно как надо говорить) 2.Полуфункциональность (используется в различных ситуациях для реализации различных коммуникативных целей и стилистическая дифференция. Общенародный язык- это совокупность всех форм существования какого-либо языка. Дифференция языка: Язык обслуживает потребности общества 2.Общество неоднородно в общенародном языке наблюдается дифференция, отражающая общенародные языки на: 1.Не литературные формы существования языка (см. в тетр. Стр 29) Литературный язык Литературный язык – это высшая форма существования языка. Языковая норма – совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе, в данную эпоху. Далеко не все из того, что «может» языковая система, «разрешается» языковой нормой. Норма изменчива и консервативна. Изменчивость нормы Литературного языка не допускает большого разрыва, между тем «как говорят» и «как нужно говорить». Пример: кофе ср.р. Консервативность нормы обеспечивает понятность языка для представителей разных поколений. Консервативность нормы Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то что будет. Кодификация - это систематизированное представление языковых норм в грамматиках, сводах правил: орфография, пунктуация, орфоэпия и т.д. Стилистическая дифференция Литературного языка: Школьная 5 стилей Классификация академика Д.Н. Шмелева (стр 31.) Функциональные различия языка различаются: Сферой использования языка (наука, искусство и т.д.) Основными целями общения (информационное воздействие, сообщение и т.д.) Языковыми особенностями (неформальное общение) Специфика разговорной речи
Разговорная речь – это некодифицированный вариант литературного языка Не скажете «Третьяковка, как пройти» В языке художественной литературы могут использоваться не только единицы литературного языка, но и нелитературные элементы: Диалектизмы и жаргонизмы Варианты Литературного языка: Если Литературный язык обслуживает несколько народов, то могут возникнуть территориальные варианты Литературного Языка. Например Британский и Американский английский. Пример: Tube и Underground. Идиолект – Совокупность индивидуальных (фонетических,лексических, грамматических и других особенностей речи человека) Язык и речь, речевая деятельность. Фердинанд де Соссюр: 1. Основоположник современного языкознания. 2. В «Курсе общей лингвистики», составленной учениками по конспектам лекций. Введено много базовых понятий современной лингвистики, в частности противопоставление языка и речи По Соссюру: Надо отличать язык (Система знаков, набор единиц, используемых всеми его носителями при построении фраз на данном языке от речи конкретных высказываний и конкретных говорящих. Я- личное местоимение (Язык) Я- бывают разные (Речь) (см стр. 25- 26) Речевая деятельность – деятельность человека направленная на порождение или восприятие речи т.е. на производство и понимание текстов на каком-либо языке. Речь человека, изучающего какой-либо иностранный язык и речь носителя языка отличается. Внутри общества, использующего один язык (например русский), также существуют определенные различия в речи: Диалекты Территориальные Значит мы можем абстрагироваться от своеобразия речи (конкретного употребления языка) и увидеть в них проявление языка. 7)Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Основатель семиотики—философ, естествоиспытатель Чарльз Пирс. Фердинанд де Соссюр- языковед, который внес наибольший вклад в семиотику. Определил язык, как систему знаков. Примеры: Система знаков ПДД, математическая символика, татуировки. Знак ---- материальный объект использующийся для передачи информации. Типы знаков по Ч. Пирсу: Знаки-иконы, знаки-индексы, знаки символы. Знаки-иконы ----- Знак внешне похожий на обозначаемый объект.
Знаки-индексы -----Знак и обозначаемы объект соотносятся по смежности (пространственной, временной или, точнее, связаны причинно-следственными отношениями. Знаки-символы ----Условная(конвенциональная)связь между знаком и обозначаемым объектом Различные типы знаков в языке: 1.Иконы (звукоподражания) (кукареку, cock a doodle doo) 2.Индексы (местоимения) (Я,здесь) Иконический порядок слов 3.Символы (большинство слов современных языков) Языковой знак: Звук не является знаком т.к. не имеет значения. Морфема не является знаком (не может употребляться самостоятельно). Слово (имеет значение и употребляется самостоятельно). Языково́й знак — единица языка (морфема, слово, словосочетание или предложение), служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языкового значения. Морфемы, способные реализовывать значения лишь в комбинации с другими знаками, могут быть названы полузнаками или частичными знаками (в противопоставлении полным, отнесённым непосредственно к обозначаемой ситуации — референту, денотату). Свойства знака: 1.Знак произволен: связь между означающим и означаемым обыкновенно не продиктована свойствами обозначаемого предмета. 2. Знак обладает значимостью (ценностью) — совокупностью реляционных (соотносительных) свойств. Значимость можно выявить только в системе, сравнив языковой знак с другими языковыми знаками. 3. Знак асимметричен: у одного означающего может быть несколько означаемых (в случаях полисемии и омонимии), одно означаемое может иметь несколько означающих (при омосемии). Идею асимметричного дуализма языкового знака высказал С. И. Карцевский. По его мнению, обе стороны языковой единицы (означающее и обозначаемое) не являются неподвижными, то есть соотношение между ними неизбежно нарушается. Это значит, что постепенно изменяется как звуковой облик языковой единицы, так и её значение, что приводит к нарушению первоначального соответствия.
4.Означающее носит линейный характер: в речи наблюдается последовательное развёртывание единиц, располагаемых друг относительно друга по определённым законам. 5. Знак характеризуется вариантностью. Знак характеризуется изменяемостью. Данное свойство может проявляться различным образом: означающее изменяется, а означаемое остаётся неизменным. Например, раньше месяц февраль назывался феврарь, с течением времени это название трансформировалось в привычное нам февраль; ср. также чело — лоб; 8)План содержания и план выражения языкового знака: 1.Звуковая система (колебания воздуха) 2)Графическая система (буквы и другие знаки) {‘агон’} Вторичные системы - Азбука Морзе, система Брайа (ручная азбука для глухонемых) План содержания---- значение Аспекты плана содержания языкового знака: Семантика ---- отношение знака к другим знакам (дуб-дерево, как береза или сосна) Синтактика- --отношение знака к другим знакам в тексте (мебель из дуба, но не дуб из мебели) Сигмантика ---- Отношение знаков к действительности (на этой фотографии изображен большой дуб) Прагматика- --Отношение знаков к носителям языка (Петя--- полный дуб в математике) Среди языковых знаков большинство относится к символам (условная связь между ПВ и ПС) 1)Хороший - добры-good-bon-iyi
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|