Слово ( имеет значение и употребляется самостоятельно).
Интонация
2.Экспрессивная лексика (ввау!!! Идиот!)
8. Эстетическая – эстетическое отношение к языку означает что речь может восприниматься как прекрасное или безобразное как эстетический объект. Эстетическая функция реализуется в первую очередь в художественной литературе.
9.Метаязыковая – речевой компонент к речи реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке.
4)Язык и мышление взаимосвязаны, это одна из важнейших и сложнейших проблем не только в лингвистике, но и в психологии, философии и логике. Возможна ли мысль без слов?
«я утверждаю, что слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я действительно думаю» (Жак Адамар, математик).
Виды мышления:
Предметное
2.образное (мышление художников и музыкантов)
3.Абстрактно-логическое (словесное, вербальное, verbum- слово)
Язык – опора абстрактного мышления.
1)Абстрактное мышление человека невозможно без опоры на какую-либо символическую систему. Альтернатива словесному языку. Глухие – язык жестов. Слепоглухонемые - 2 канала – осязание и обоняние. Методика И.А. Соколянского – пластилиновые слепки предметов как материализованные смыслы. О.И. Скороходова, потерявшая зрение и слух в раннем детстве, смогла не только восстановить устную речь, но и защитить диссертацию по психологии (Книга «как я воспринимаю и представляю окружающий мир»)
Вывод: Язык – не оболочка для мысли, а один из способов мышления.
5)Общенародный язык – это совокупность всех норм существующих какого – либо языка.
Дифференция языка:
Язык обслуживает потребности общества.
Общество неоднородно: в общенародном языке наблюдается дифференция.
Общенародные языки:
Не литературные нормы существования языка (см. табл. в консп.)
Литературный язык – это высшая форма существования языка.
Характеристики литературного языка:
1.Высокая степень обработанности (известно как надо говорить)
2.Полуфункциональность (используется в различных ситуациях для реализации различных коммуникативных целей и стилистическая дифференция.
Общенародный язык- это совокупность всех форм существования какого-либо языка.
Дифференция языка:
Язык обслуживает потребности общества
2.Общество неоднородно в общенародном языке наблюдается дифференция, отражающая общенародные языки на:
1.Не литературные формы существования языка (см. в тетр. Стр 29)
Литературный язык
Литературный язык – это высшая форма существования языка.
Языковая норма – совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе, в данную эпоху. Далеко не все из того, что «может» языковая система, «разрешается» языковой нормой. Норма изменчива и консервативна. Изменчивость нормы Литературного языка не допускает большого разрыва, между тем «как говорят» и «как нужно говорить». Пример: кофе ср.р.
Консервативность нормы обеспечивает понятность языка для представителей разных поколений.
Консервативность нормы
Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то что будет.
Кодификация - это систематизированное представление языковых норм в грамматиках, сводах правил: орфография, пунктуация, орфоэпия и т.д.
Стилистическая дифференция Литературного языка:
Школьная 5 стилей
Классификация академика Д.Н. Шмелева (стр 31.)
Функциональные различия языка различаются:
Сферой использования языка (наука, искусство и т.д.)
Основными целями общения (информационное воздействие, сообщение и т.д.)
Языковыми особенностями (неформальное общение)
Специфика разговорной речи
Разговорная речь – это некодифицированный вариант литературного языка
Не скажете «Третьяковка, как пройти»
В языке художественной литературы могут использоваться не только единицы литературного языка, но и нелитературные элементы: Диалектизмы и жаргонизмы
Варианты Литературного языка: Если Литературный язык обслуживает несколько народов, то могут возникнуть территориальные варианты Литературного Языка. Например Британский и Американский английский. Пример: Tube и Underground. Идиолект – Совокупность индивидуальных (фонетических,лексических, грамматических и других особенностей речи человека)
Язык и речь, речевая деятельность.
Фердинанд де Соссюр:
1. Основоположник современного языкознания.
2. В «Курсе общей лингвистики», составленной учениками по конспектам лекций. Введено много базовых понятий современной лингвистики, в частности противопоставление языка и речи
По Соссюру:
Надо отличать язык (Система знаков, набор единиц, используемых всеми его носителями при построении фраз на данном языке от речи конкретных высказываний и конкретных говорящих.
Я- личное местоимение (Язык)
Я- бывают разные (Речь) (см стр. 25- 26)
Речевая деятельность – деятельность человека направленная на порождение или восприятие речи т.е. на производство и понимание текстов на каком-либо языке.
Речь человека, изучающего какой-либо иностранный язык и речь носителя языка отличается.
Внутри общества, использующего один язык (например русский), также существуют определенные различия в речи:
Диалекты
Территориальные
Значит мы можем абстрагироваться от своеобразия речи (конкретного употребления языка) и увидеть в них проявление языка.
7)Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Основатель семиотики—философ, естествоиспытатель Чарльз Пирс. Фердинанд де Соссюр- языковед, который внес наибольший вклад в семиотику. Определил язык, как систему знаков. Примеры: Система знаков ПДД, математическая символика, татуировки. Знак ---- материальный объект использующийся для передачи информации.
Типы знаков по Ч. Пирсу: Знаки-иконы, знаки-индексы, знаки символы.
Знаки-иконы ----- Знак внешне похожий на обозначаемый объект.
Знаки-индексы -----Знак и обозначаемы объект соотносятся по смежности (пространственной, временной или, точнее, связаны причинно-следственными отношениями.
Знаки-символы ----Условная(конвенциональная)связь между знаком и обозначаемым объектом
Различные типы знаков в языке:
1.Иконы (звукоподражания) (кукареку, cock a doodle doo)
2.Индексы (местоимения) (Я,здесь) Иконический порядок слов
3.Символы (большинство слов современных языков)
Языковой знак:
Звук не является знаком т.к. не имеет значения.
Морфема не является знаком (не может употребляться самостоятельно).
Слово (имеет значение и употребляется самостоятельно).
Языково́й знак — единица языка (морфема, слово, словосочетание или предложение), служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языкового значения. Морфемы, способные реализовывать значения лишь в комбинации с другими знаками, могут быть названы полузнаками или частичными знаками (в противопоставлении полным, отнесённым непосредственно к обозначаемой ситуации — референту, денотату).
Свойства знака:
1.Знак произволен: связь между означающим и означаемым обыкновенно не продиктована свойствами обозначаемого предмета.
2. Знак обладает значимостью (ценностью) — совокупностью реляционных (соотносительных) свойств. Значимость можно выявить только в системе, сравнив языковой знак с другими языковыми знаками.
3. Знак асимметричен: у одного означающего может быть несколько означаемых (в случаях полисемии и омонимии), одно означаемое может иметь несколько означающих (при омосемии). Идею асимметричного дуализма языкового знака высказал С. И. Карцевский. По его мнению, обе стороны языковой единицы (означающее и обозначаемое) не являются неподвижными, то есть соотношение между ними неизбежно нарушается. Это значит, что постепенно изменяется как звуковой облик языковой единицы, так и её значение, что приводит к нарушению первоначального соответствия.
4.Означающее носит линейный характер: в речи наблюдается последовательное развёртывание единиц, располагаемых друг относительно друга по определённым законам.
5. Знак характеризуется вариантностью.
Знак характеризуется изменяемостью. Данное свойство может проявляться различным образом:
означающее изменяется, а означаемое остаётся неизменным. Например, раньше месяц февраль назывался феврарь, с течением времени это название трансформировалось в привычное нам февраль; ср. также чело — лоб;
8)План содержания и план выражения языкового знака:
1.Звуковая система (колебания воздуха)
2)Графическая система (буквы и другие знаки) {‘агон’}
Вторичные системы - Азбука Морзе, система Брайа (ручная азбука для глухонемых)
План содержания---- значение
Аспекты плана содержания языкового знака:
Семантика ---- отношение знака к другим знакам (дуб-дерево, как береза или сосна)
Синтактика- --отношение знака к другим знакам в тексте (мебель из дуба, но не дуб из мебели)
Сигмантика ---- Отношение знаков к действительности (на этой фотографии изображен большой дуб)
Прагматика- --Отношение знаков к носителям языка (Петя--- полный дуб в математике)
Среди языковых знаков большинство относится к символам (условная связь между ПВ и ПС)
1)Хороший - добры-good-bon-iyi
Воспользуйтесь поиском по сайту: