Дифференциальные и интегральные признаки фонемы
1.Дифференциальные – артикуляционные и акустические признаки, отличающие одну фонему от другой. 2.Интегральные - артикуляционные и акустические признаки, которые не используются для различения двух фонем. Пример: Звонкость —глухость являются для большей части согласных русского языка дифференциальным признаком. (б)-(п), (з)-(с), (Ж)-(Ш) и т.д. Для (ц) и (ч) глухость не является дифференциальным признаком т.к.????? Фонема -это пучок дифференциальных признаков. Пример (т) твердый Взрывной Глухой Переднеязычный (см. стр. 74) Фонологическая оппозиция – противопоставление фонем Фонемы являются противопоставленными, если в языке существуют минимальные пары- слова, различающиеся одним звуковым элементом. Мол-моль, моль-боль. Данная теология была разработана Н.С. Трубецким. Типы фонологических оппозиций: По числу противопостовляемых членов -Двухчленные (бинарные) (т): (д) дом, том -Трехчленные (П), (Т): (К) пот, тот, кот и т д. По числу дифференциальных признаков -однопризнаковые (коррелятивные) (Г) (К) противопоставлены по одному признаку –звонкость: глухость (незвонкость) год: кот -Многопризнаковые (некоррелятивные) (т), (з) противопоставленные по нескольким признакам (Звонкость, мягкость). По отношению к системе фонем -Изолированные – встречаются 1 раз в языке англ (L) (r) lack, rack -Пропорциональные - встречается регулярно рус (Л) (Р) = (л’)(р’) – лов, ров = Лев, рёв. Позиции фонем Позиции – произносительные условия Сильная позиция - позиция в которой реализуются все дифференциальные признаки фонем (фонема может различать слова) ВОЙ – сильная позиция Слабая позиция – позиция в которой реализуются не всё. Отварить- слабая позиция.
Нейтрализация фонем – это совпадение двух фонем в одном аллофоне, нейтрализация различий фонем. Код-ко(т), КОТ – КО(Т) (Т), (Д) => (Т). Архифонема - совокупность смыслоразличительных признаков, общих для двух фонем (Н.С. Трубецкой) (Т), (Д) Архифонема, которая обладает следующими признаками: переднеязычный, твёрдый, взрывной (код, кот). Система фонем в различных языках. В каждом языке – своя система фонем, свой набор дифференциальных признаков, своя специфика сильных и слабых позиций. В Русском Языке есть фонемы (Р) – (Л). В Японском таких фонем нет. Для Русского языка неактуально противопоставление по долготе и краткости гласных. МИР- МИРЫ, мировой. В Английском языке это дифференцирующий признак. Wheel-will (i:)- (i). 17) Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это 1) фразы, 2) такты, 3) слоги и 4) звуки. Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз. 1. Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз. 2. Фраза распадается на такты. Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением. Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем. 3. Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими). Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т. е. взрывные и аффрикаты.
4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии; если же экскурсий и рекурсий будет более чем по одной, то это уже не одна артикуляция, а следовательно, и не один звук, а звукосочетание. Интонация - образование звуков и интонации – один артикуляционно-акустический эффект. Одни качества и изменения этих компонентов существуют для звуков, другие для интонации. Элементы интонации: Тон (мелодика) Это более важный и заметный компонент. Он может повышаться и понижаться. 2.Длительность какие-то фрагменты высказываются длиннее, какие-то медленнее. 3.Интенсивность - одни части предложения произносятся громче и выразительнее, чем другие. 4.Тембр - Окраска голоса может меняться 5.Ритм - Ритм не остается неизменным. Тембр речи может прерываться. Одинаковый ритм, ровный тембр- речь монотонная. 6.Пауза – В звучании фразы есть перерывы (некоторые исследователи выделяют паузы как отдельные единицы). Функции интонации: Оформление высказывания: комбинацию слов или одного слова Обозначение коммуникативной цели высказывания Завтра будет. Завтра будет? Выделение информации. 4.Отражение грамматической структуры. Выражение грамматического значения. «Казнить нельзя, помиловать», «Казнить,нельзя помиловать». Выражение эмоций и отношений. Выражение смысловых отношений между словами и высказываниями. Разнообразие интонации «Есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «НЕТ» и только 1 способ это написать. Бернард Шоу. 18) Словесное ударение, вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического (тактового), слогового ударения. Словесное ударение может быть свободным, как в русском языке, или фиксированным, как в чешском, венгерском, польском языках. Свободное Словесное ударение может выполнять как различительные, так и кульминативные (обеспечение единства слова) и делимитативные (разграничительные) функции (например, «замок - замок», «руки - руки»; в первом случае Словесное ударение различает разные слова, во втором - разные грамматические формы слова). Оно соотносится с морфологической структурой слова (ударение на основе - ударение на флексии) и является важной характеристикой грамматических парадигм. Фиксированное Словесное ударение играет роль лишь словоразграничительного сигнала (в языках, не имеющих сингармонизма, оно несёт также кульминативную функцию), соотносится со слоговой структурой слова и является непарадигматичным.
Изменения звуков речи Чередование: Фонетические (позиционные, звук в определенной позиции (безударной и на конце) Исторические (Комбинаторные – звук изменен в результате сочетания с другим звуком (подморозить)) Исторические изменения Ер- Ерь, сон- сна, сын- сына, день- дня. Морфема- минимальная значимая единица языка. Свойства морфемы Двусторонность Повторяемость Рассматривается распространенность в языках мира По обязательности наличия в слове: корневые (корни) и аффиксальные (аффиксы)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|