Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и значимость языкового знака




1. Значение знака - это та информация которую он передает.

2. Значимость - место единицы в системе противопоставлений

Пример:

Звук (фонема) или буква (графема) не имеет значения, но имеет:

1.значимость (Саша, Маша, наша, каша)

2.Значимость понятия также определяется его местом в системе:

Отлично – хорошо – удовлетворительно - неудовлетворительно.

Язык как знаковая система

Система- --- набор элементарных знаков, отношений между ними и правил их комбинирования. Структура --- внутренняя организация элемента. Язык --- набор слов, находящихся в определенных отношениях между собой (словарь, грамматика, правила комбинирования слов (синтаксис), правила функционирования (различные правила общения).

Специальные свойства языка как знаковой системы:

1) Естественный характер (язык возникает стихийно, естественно. Большинство знаковых систем является искусственным т.е. сознательно создаются человеком.

2)Универсальный характер (язык обслуживает все стороны общества жизни человека, в отличии от других знаковых систем) Язык многофункционален, в отличии от других знаковых систем язык может передавать чувства.

3) Динамичность, открытость (язык постоянно изменяется: появляются новые слова и исчезают старые, меняется грамматика и т.д.) В отличии от многих знаковых систем, язык развивается самостоятельно(практически без вмешательства человека) Примеры: Робот (Карел Чапек) Стушеваться (Достоевский).

4)Вероятностный характер (по предшествующим элементам можно лишь с большей или меньшей вероятностью предсказать появление следующего элемента.

На…

На столе…

На столе лежит….

На столе лежит красный…

5) Многомерность (Язык- это многоуровневая система. Каждый из уровней языка имеет свою организацию.

Грамматика — выражает связи между языковыми элементами.

Лексика ------ называет объекты, накапливает и обобщает информацию о действительности.

Фонетика ----материальная оболочка мысли

Составные части языка, его уровни --- фонетика, лексика, грамматика имеют системный характер.

Элементарные единицы языка

Фонема --- минимальная единица языка (не имеет значения)

Морфема ---- минимальная значимая единица языка (несамостоятельная)

Лексема ---- минимальная самостоятельная значимая единица языка.

Предложение --- минимальная единица языка, имеющая коммуникативную функцию.

Уровни языка:

Грамматика

1.1 Синтаксис - правила и средства построения словосочетаний и предложений.

1.2 Морфология - правила и средства построения новых слов и форм слов.

2.Лексика – словарный запас языка

3. Фонетика и фонология – звуковой состав языка

Иерархия уровней

1.Снизу вверх ---- Фонетика- лексика – морфология-синтаксис.

2.Сверху вниз ------ Синтаксис- морфология- лексика- фонетика.

11)Типы отношений между единицами языка:

1.Парадигматические - отношения сходства, взаимозаменяемости, конкуренции.

2.Синтагматические - отношения смежности, сочетаемости.

3. Иерархические - отношения подчинения, включения. (Существуют между единицами разных уровней, морфемы входят в состав слов, слова – в состав предложений)

12)Акустический аспект звуков речи:

1.Сила звука зависит от амплитуды колебания: Чем больше амплитуда, тем сильнее, громче звук.

По силе звуки делятся на сильные (громкие) и слабые (тихие) {a} ----звук самый громкий из звуков русского языка.

2.Высота (тон) звука зависит от частоты колебания: чем больше частота, тем выше звук.

По высоте звуки делятся на высокие и низкие.

Долгота (длительность)

Длительность звука – это продолжительность звука, количество колебаний во времени.

По длительности звуки делятся на долгие и краткие.

Для языка важна соотносительная длительность звуков: В русском ударные звуки длиннее безударных. В других языках под ударением могут быть и долгие и краткие звуки.

4. Тембр (окраска звука) зависит от тех дополнительных обертонов. Длительных – более высоких тонов, которые накладываются на основной тон при прохождении звука через резонатор- ротовую или носовую полость. Эти полости индивидуальные => голоса людей своеобразны.

Гласные и согласные

1.гласные ------ струя воздуха, идущая из легких, не встречает препядствий на пути.

2.согласные ------ струя воздуха встречает на своем пути препядствия-----создает шум.

Гласные:

Ряд

1)Гласные получают разное звучание в зависимости от того, продвигается ли язык вперед, находиться в нейтральном положении или отодвигается к заднему (мягкому небу).

Эти положения языка (движение по горизонтали) определяют ряд гласного звука (передний {I}, средний {a}, задний {и}.

Подъем

Движение языка по вертикили (вверх/вниз) определяют подъем звука (верхний, средний, нижний). Если язык не поднимается вверх то это открытый (широкий) гласный {a}

Если нижняя челюсть приподнята и язык поднимается вверх, то это закрытые (узкие) гласные {I} и {и}

Лабиализация это участие губ в артикуляции. Гласные бывают лабиализованные (огубленые) и нелабиализованные. В белорусском {o} {и } – лабиализованные, в немецком {oe} – лабиализованный.

Согласные

Место образования — место образования преграды (какой орган является активным)

Типы согласных

Губные

-губно-губные (в)

-губно-зубные(f)

Язычные

-переднеязычные (n): (

-среднеязычный (i)

-заднеязычный (g)

Заязычные

-увулярные (картавый (r))

-гортанные (есть в арабском и иврите) и др.

 

Способ образования – это способ образования шума.

Типы согласных

1)Щелевые (фрикативные) – образуется узкая щель, воздух проходит через нее с трением (z)

2)Смычные - образуется смычка, которую преодолевает струя воздуха:

-взрывные(t)

-обходные: носовые (n) и боковые (l)

-дрожащие

-аффрикаты (смычно-щелевые) (dz)

Палатализация (смягчение) это дополнительная артикуляция

При палатализации дополнительно работает средняя часть спинки языка – она приподнимается вверх, к небу, как при произнесении звука (j)

Палатализация наблюдается не во всех языках.

Примеры «экзотических» звуков

-щелкающие звуки

Miriam Makeba «The Click Song»

-Гортанные звуки (не-а)

Функциональный аспект звуков речи

Фонетика и фонология

Фонетика изучает звуки речи в акустическом и артикуляционном аспектах.

Фонология изучает фонемы (элементы звукового уровня языка) в функциональном аспекте: как и для чего они используются (функционируют).

Бодуэн де Куртенэ ввел понятие фонемы в конце XIX в.

Фонема - это устойчивое представление о звуке (обобщенный образ звука) в нашем сознании.

Примеры: Кот-{кот}, Коты-, Код-, Кода-

2)Функции фонем:

1.Смыслоразличительная функция:

Сом-сам (о)-(а)

Fool – full (u)-(u:)

Эту функцию открыл Л. В. Щерба, фонема не имеет значения, но помогает различать различные слова, а значит, передавать смысл.

2)Строительная (из фонем создает звуковая оболочка языковых единиц более высокого уровня).

Отличия фонемы от звука:

Звук (фон) -это единица речи

Фонема -это единица языка

Фонема нематериальна (ее нельзя услышать или произнести) и абстрактна, она существует в нашем сознании. Фонема реализуется в речи в виде звуков (аллофонов).

(ш)шить

(ж)ждать

(з)делать

(з)дать

(с)темнеть

(с)резать

Орфография и фонемы

-Срезать

-Стемнеть

-Сдать

-Сделать

-Сжать

-Сшить

В русском языке на письме в большинстве случаев отражаются фонемы, а не звуки (фонематический принцип орфографии) Звуки и фонемы не всегда совпадают

1)Фонема - 1звук <c>он- {c}он

2)Фонема – 1 звук <cш>ить – {ш}ить

3)фонема -0звука ко<cт>ный- ко<c>ный

3 Критерии фонематичности - как доказать, что в языке действительно есть какие-либо фонемы

1)Смыслоразличительный: надо подобрать пару, которые бы отличаешь 1звуковым элементом.

2)Дистрибутивный: (Лат. Распределение) фонемы должны встречаться одинаковых произносительных условиях.

Две фонемы или варианты одной фонемы?

Можно ли поставить эти звуки в одинаковые произносительные условия?

1.Да

2.Нет (варианты одной фонемы)

Различают ли эти звуки смысл слов

1.Да (Разные фонемы)

2.Нет(Варианты одной фонемы)

Примеры:

1)В русском языке (ы) может быть только после твердых согласных: мыл, был (и) во всех прочих (в начале слова, после гласных, после мягких согласных) но только не после твердых согласных-> Варианты одной фонемы (<и>). (Спорный вопрос: Спор Московской и Ленинградской фонетических школ).

2) В Белорусском языке есть два звонких заднеязычных звуков (y) (горад) и (г) (гузiк).
Дополнительная дистрибуция:

Если аллофоны не могут находиться в одинаковых произносительных условиях, они находятся в отношениях дополнительной дистрибуции (распределения). -(ы)- (и) в русском языке Был-бил, мыл- мил, пыл- пил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...