Значение и значимость языкового знака
1. Значение знака - это та информация которую он передает. 2. Значимость - место единицы в системе противопоставлений Пример: Звук (фонема) или буква (графема) не имеет значения, но имеет: 1.значимость (Саша, Маша, наша, каша) 2.Значимость понятия также определяется его местом в системе: Отлично – хорошо – удовлетворительно - неудовлетворительно. Язык как знаковая система Система- --- набор элементарных знаков, отношений между ними и правил их комбинирования. Структура --- внутренняя организация элемента. Язык --- набор слов, находящихся в определенных отношениях между собой (словарь, грамматика, правила комбинирования слов (синтаксис), правила функционирования (различные правила общения). Специальные свойства языка как знаковой системы: 1) Естественный характер (язык возникает стихийно, естественно. Большинство знаковых систем является искусственным т.е. сознательно создаются человеком. 2)Универсальный характер (язык обслуживает все стороны общества жизни человека, в отличии от других знаковых систем) Язык многофункционален, в отличии от других знаковых систем язык может передавать чувства. 3) Динамичность, открытость (язык постоянно изменяется: появляются новые слова и исчезают старые, меняется грамматика и т.д.) В отличии от многих знаковых систем, язык развивается самостоятельно(практически без вмешательства человека) Примеры: Робот (Карел Чапек) Стушеваться (Достоевский). 4)Вероятностный характер (по предшествующим элементам можно лишь с большей или меньшей вероятностью предсказать появление следующего элемента. На… На столе… На столе лежит…. На столе лежит красный… 5) Многомерность (Язык- это многоуровневая система. Каждый из уровней языка имеет свою организацию.
Грамматика — выражает связи между языковыми элементами. Лексика ------ называет объекты, накапливает и обобщает информацию о действительности. Фонетика ----материальная оболочка мысли Составные части языка, его уровни --- фонетика, лексика, грамматика имеют системный характер. Элементарные единицы языка Фонема --- минимальная единица языка (не имеет значения) Морфема ---- минимальная значимая единица языка (несамостоятельная) Лексема ---- минимальная самостоятельная значимая единица языка. Предложение --- минимальная единица языка, имеющая коммуникативную функцию. Уровни языка: Грамматика 1.1 Синтаксис - правила и средства построения словосочетаний и предложений. 1.2 Морфология - правила и средства построения новых слов и форм слов. 2.Лексика – словарный запас языка 3. Фонетика и фонология – звуковой состав языка Иерархия уровней 1.Снизу вверх ---- Фонетика- лексика – морфология-синтаксис. 2.Сверху вниз ------ Синтаксис- морфология- лексика- фонетика. 11)Типы отношений между единицами языка: 1.Парадигматические - отношения сходства, взаимозаменяемости, конкуренции. 2.Синтагматические - отношения смежности, сочетаемости. 3. Иерархические - отношения подчинения, включения. (Существуют между единицами разных уровней, морфемы входят в состав слов, слова – в состав предложений) 12)Акустический аспект звуков речи: 1.Сила звука зависит от амплитуды колебания: Чем больше амплитуда, тем сильнее, громче звук. По силе звуки делятся на сильные (громкие) и слабые (тихие) {a} ----звук самый громкий из звуков русского языка. 2.Высота (тон) звука зависит от частоты колебания: чем больше частота, тем выше звук. По высоте звуки делятся на высокие и низкие. Долгота (длительность) Длительность звука – это продолжительность звука, количество колебаний во времени.
По длительности звуки делятся на долгие и краткие. Для языка важна соотносительная длительность звуков: В русском ударные звуки длиннее безударных. В других языках под ударением могут быть и долгие и краткие звуки. 4. Тембр (окраска звука) зависит от тех дополнительных обертонов. Длительных – более высоких тонов, которые накладываются на основной тон при прохождении звука через резонатор- ротовую или носовую полость. Эти полости индивидуальные => голоса людей своеобразны. Гласные и согласные 1.гласные ------ струя воздуха, идущая из легких, не встречает препядствий на пути. 2.согласные ------ струя воздуха встречает на своем пути препядствия-----создает шум. Гласные: Ряд 1)Гласные получают разное звучание в зависимости от того, продвигается ли язык вперед, находиться в нейтральном положении или отодвигается к заднему (мягкому небу). Эти положения языка (движение по горизонтали) определяют ряд гласного звука (передний {I}, средний {a}, задний {и}. Подъем Движение языка по вертикили (вверх/вниз) определяют подъем звука (верхний, средний, нижний). Если язык не поднимается вверх то это открытый (широкий) гласный {a} Если нижняя челюсть приподнята и язык поднимается вверх, то это закрытые (узкие) гласные {I} и {и} Лабиализация это участие губ в артикуляции. Гласные бывают лабиализованные (огубленые) и нелабиализованные. В белорусском {o} {и } – лабиализованные, в немецком {oe} – лабиализованный. Согласные Место образования — место образования преграды (какой орган является активным) Типы согласных Губные -губно-губные (в) -губно-зубные(f) Язычные -переднеязычные (n): ( -среднеязычный (i) -заднеязычный (g) Заязычные -увулярные (картавый (r)) -гортанные (есть в арабском и иврите) и др.
Способ образования – это способ образования шума. Типы согласных 1)Щелевые (фрикативные) – образуется узкая щель, воздух проходит через нее с трением (z) 2)Смычные - образуется смычка, которую преодолевает струя воздуха: -взрывные(t) -обходные: носовые (n) и боковые (l) -дрожащие -аффрикаты (смычно-щелевые) (dz) Палатализация (смягчение) это дополнительная артикуляция При палатализации дополнительно работает средняя часть спинки языка – она приподнимается вверх, к небу, как при произнесении звука (j)
Палатализация наблюдается не во всех языках. Примеры «экзотических» звуков -щелкающие звуки Miriam Makeba «The Click Song» -Гортанные звуки (не-а) Функциональный аспект звуков речи Фонетика и фонология Фонетика изучает звуки речи в акустическом и артикуляционном аспектах. Фонология изучает фонемы (элементы звукового уровня языка) в функциональном аспекте: как и для чего они используются (функционируют). Бодуэн де Куртенэ ввел понятие фонемы в конце XIX в. Фонема - это устойчивое представление о звуке (обобщенный образ звука) в нашем сознании. Примеры: Кот-{кот}, Коты-, Код-, Кода- 2)Функции фонем: 1.Смыслоразличительная функция: Сом-сам (о)-(а) Fool – full (u)-(u:) Эту функцию открыл Л. В. Щерба, фонема не имеет значения, но помогает различать различные слова, а значит, передавать смысл. 2)Строительная (из фонем создает звуковая оболочка языковых единиц более высокого уровня). Отличия фонемы от звука: Звук (фон) -это единица речи Фонема -это единица языка Фонема нематериальна (ее нельзя услышать или произнести) и абстрактна, она существует в нашем сознании. Фонема реализуется в речи в виде звуков (аллофонов). (ш)шить (ж)ждать (з)делать (з)дать (с)темнеть (с)резать Орфография и фонемы -Срезать -Стемнеть -Сдать -Сделать -Сжать -Сшить В русском языке на письме в большинстве случаев отражаются фонемы, а не звуки (фонематический принцип орфографии) Звуки и фонемы не всегда совпадают 1)Фонема - 1звук <c>он- {c}он 2)Фонема – 1 звук <cш>ить – {ш}ить 3)фонема -0звука ко<cт>ный- ко<c>ный 3 Критерии фонематичности - как доказать, что в языке действительно есть какие-либо фонемы 1)Смыслоразличительный: надо подобрать пару, которые бы отличаешь 1звуковым элементом. 2)Дистрибутивный: (Лат. Распределение) фонемы должны встречаться одинаковых произносительных условиях. Две фонемы или варианты одной фонемы? Можно ли поставить эти звуки в одинаковые произносительные условия? 1.Да
2.Нет (варианты одной фонемы) Различают ли эти звуки смысл слов 1.Да (Разные фонемы) 2.Нет(Варианты одной фонемы) Примеры: 1)В русском языке (ы) может быть только после твердых согласных: мыл, был (и) во всех прочих (в начале слова, после гласных, после мягких согласных) но только не после твердых согласных-> Варианты одной фонемы (<и>). (Спорный вопрос: Спор Московской и Ленинградской фонетических школ). 2) В Белорусском языке есть два звонких заднеязычных звуков (y) (горад) и (г) (гузiк). Если аллофоны не могут находиться в одинаковых произносительных условиях, они находятся в отношениях дополнительной дистрибуции (распределения). -(ы)- (и) в русском языке Был-бил, мыл- мил, пыл- пил.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|