Грамматическими категориями наклонения времени и лица
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Лексическими средствами (завтра и т.д.) Модальность – выражение различных отношений между говорящим, слушающим и сообщаемым высказыванием. а) Общая модальность: Утвердительная и отрицательная: («Мы знакомы», «Мы не знакомы»). Б) Цель высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные (императивные)(Ты нас познакомишь? Познакомь нас, Ты нас познакомил). Предложение интонационно оформлено – (разная интонация – разная ситуация) (Встал и вышел. Встал и вышел!). 42)Структура предложения: Подходы к изучению предложения: 1.Формальный: как устроено предложение? 2.Коммуникативный: какова функция предложения в процессе общения? 3.Семантический: что и как предложение обозначает Синтаксис: 1.Формальный (формальный аспект (структурный)- структура предложения – устройство предложения, отношение между различными компонентами предложения. При формальном подходе акцент делается на грамматических формах слов, составляющих предложение и типах синтаксических связей между ними. 2.коммуникативный аспект предложения: Суть подхода 1)предложение выступает в качестве средства общения. 2)исследуется компоненты предложения с коммуникативной точки зрения Семантический Актуальное членение речи –понятие, разработанное в трудах Пражского лингвистического кружка для описания функциональных компонентов предложения: Рема – сообщаемая часть – новая информация. Тема - отправная точка сообщения – известная информация Пример: Лекция – в зале (рема) В зале – лекции (тема) 43)Вербоцентрические концепции предложения: Сказуемое – центр предложения, от которого зависят другие компоненты предложения, в том числе и подлежащее.
Концепции Люсьена Теньера (книга «Основы структуры синтаксиса»), «Предложение – это драма в миниатюре». Предикат (глагол) – режиссер. Другие члены предложения – актеры. «Глагольный узел» - 1)сказуемое (глагол) 2)Актанты обязательные зависимые члены (заполняют валентности глагола) 3) сирконстанты – необязательное зависимые члены (обстоятельство). Пример: Полчаса(сирконстант) назад Петя(актант) съел(сказуемое) бутерброд(актант). Теорию Тернера называют грамматикой зависимостей. Каждый член, зависящий от глагола, в свою очередь должен иметь зависимые от него члены. (Полчаса назад Петя съел бутерброд с сыром). Валентность – способность слова присоединить к себе зависимые слова в определенных формах и с определенным значением. Без зависимых слов главное слово не реализует свою семантику полностью (предложение не будет понятно вне контекста) (Полчаса назад Петя съел – неправельное предложение). Валентности: 1)синтаксические – на поверхностном уровне предложения: способны присоединять определенные формы – синтаксические актанты. 2)Семантические – на глубинном (смысловом) уровне – свойство присоединять себе семантические актанты (участников ситуации). Концепции Чарльза Филимора Существует ограниченный набор универсальный для всех языков семантических валентностей (базовых участников ситуации). Семантические валентности-, семантические роли -, семантические падежи-, глубинные падежи -. Вчера в школе Петя выпиливал лобзиком подарок маме. (выпиливал- предикат, Петя – субъект (агенс – участник, который контролируют ситуацию) Подарок – объект, маме – адресат, лобзиком – инструмент, вчера- темпоратив (время), в школе – локатив (место). Валентность (см. в консп.) Классификация языков Принципы классификации языков: Зачем нужно классифицировать языки? 1.Языков много (от 2500-8000) и они разные
2.Стремление упорядочить мир – естественное стремление человека 3.Классификации языков помогают выявить и объяснить сходства и различия языков Почему языки похожи? 1.Потому что у них общий порядок => =>Генеалогическая классификация (по происхождению) 2. Потому что народы этих языков живут рядом => =>Ареальная классификация языков (по сходствам, возникшем в результате контактов). Совпадение это не обязательно связано с общим происхождением и контактами). Типологическая классификация – (по сходству в языковых структурах) Социальная (функциональная) классификация языков – по функциям, которые выполняют языки в мире и обществе, по коммуникативному весу. Мировые (=яз. ООН) и местные бесьписьменные языки. Генеологическая классификация и ее суть: Основа – понятие языкового родства. Метафора языкового древа (Август Шлейнхер). Родство языков = происхождение от некоторого общего праязыка. Ключевое понятие – языковая семья (например Индоевропейская). Похожие языки объединены в группы (например славянская) и подгруппы (например восточно-, южно- и западнославянская). Индоевропейская семья – 400 языков Родство языков определяется по сходству лексики, фонетики, грамматики. Исключения: 3 европейских языка (финский, венгерский и эстонский) не относятся к индоевропейским языкам. Это фино-угорские языки. Изолированные языки (стоят отдельно, вне семей): баский, корейский и др. Сравнительно-исторический метод: Первый метод в лингвистике, благодаря которуму языкознание стало самостоятельной наукой. Санскрит: Вначале даже думали, что санскрипт- предок всех европейских языков (но это не так). Принцип регулярности фонетических изменений- внешняя форма слов языка меняется не индивидуальным образом для каждого слова, а в силу так называемых фонетических изменений (фонетических переходов), охватывающих в данном языке, в данную эпоху ВСЕ без исключения слова, где имеется определенная фонема (или сочетание фонем). Пример – латинское calidum «горячий» во франц. Chaud. Латинс кое слово превращается во фр. Слово.
Реконструкция – восстановление элементов праязыка. Праязык – это незасвидетельствованный язык, который является предкам каких либо языков. Например: индоевропейский праязык (предок всех индоевропейских языков), праславянский язык (предок всех славянских языков). Пример Праславянский tort -Восточнославянский – torot: борода, борьба -Западнославянский – torot польск. Broad Типологическая классификация Фонетико-фонологическая (направления по типу ударения) Лексические (по объему словаря и т.п.) Морфологические Синтаксические (по типу порядка слов, по коммуникационному и эргативному строю и т.п.) Морфологические классификации языков По типу морфемных (швов) Акмотемативные: (морфемы однозначны, нету чередов) (Эсперанто, банту). Фузионные = флективные (морфологически многозначны, есть чередование) (Славянский, латинский, немецкий, испанский) 2. По способу выражения ГЗ: Синтетические (ГЗ выражается внутри слова (аффиксация, внутренняя флексия, ударение, супплетивизм, редупликация). Преобладает в синтетических языках (латынь, бел и т.д.). Аналитические (ГЗ выражается за пределами слова: синтаксис, порядок слов и т.д.). Преобладает в аналитических языках (романские, английский, болгарский). Изолирующие языки: 1.Отсутствуют возможности синтетического выражения ГЗ (без морфологии). -Китайский, вьетнамский и др. 100% оналитизм. Инкоропорирующие= полисинтетиские. Предложение = слово, отсутствуют аналитические способы выражения ГЗ. (Чукотский 100% синтетизм). 47)Языковые контакты – НЕ существует генетически «беспримесных» языков, которые бы развивались в полной обособленности от соседей. Конвергенция: сближение нескольких языков вплоть до их слияния в один язык. (Латынь, этрусский и др. => народная латынь). Дивергенция: разделение одного языка на несколько в процессе его развития. (Народная латынь => французский, Испанский и т.д.) Разделение праязыка на языки потомки – дивергенция. 48)Развитие письма: Не любой способ фиксации понятий на материальных носителях – письменность.
Предписьменность: 1.Предметное письмо (вампум, кипу и др.) – с IX по II тыс. до н.э. – сообщение передается при помощи предметов. 2. Пиктография – при помощи рисунков. 1.1 Вампум – 1)Средство передачи сообщений у индейцев Сов Америки (ирокезы и др.). 2)Содержание сообщения выражалось цветом, количеством и др. 1.2 Кипу – средство передачи сообщений у Инков (индейцев которые проживали на тер. Перу). Веревки к которым привязывали ряды шнурков – количество и форма узлов – число. Цвет шнура – предмет. Основные недостатки (Сложно использовать, Нельзя выражать абстрактные понятия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|