Тема IV. Российское самодержавие и Российская империя
Тема IV. Российское самодержавие и Российская империя в XVIII – первой половине XIX вв. 1. Политика модернизации России: сущность и цели. Реформы Петра I в сфере экономики, социальных отношений и государственного управления. Утверждение абсолютизма. 2. Политика «просвещенного абсолютизма»: причины и цели, содержание и особенности. Правление Екатерины II. 3. Россия в первой четверти XIX в. Политика Александра I. 4. Российская империя в правление Николая I.
Раскрыть содержание терминов и понятий:
Абсолютизм, аракчеевщина, бироновщина, бюрократия, Верховный тайный совет, Вольное экономическое общество, гильдии, Государственный Совет, губерния, декабристы, единонаследие (майорат), Жалованная грамота городам, Жалованная грамота дворянству, империя, интеллигенция, коллегии, " Кондиции", либерализм, мануфактура, магистрат, меркантилизм, министерства, модернизация, «Наказ», Негласный комитет, подушная подать, “просвещенный абсолютизм”, протекционизм, рекрут, реакция, реформа, самодержавие, Сенат, Синод, Священный союз, Табель о рангах, теория " официальной народности", Уложенная комиссия, фаворитизм, эволюция. Методические рекомендации В первом вопросе следует раскрыть причины реформ Петра I, основные цели политики модернизации России, ее особенности. Дайте характеристику социально-экономических преобразований Петра I, раскройте их цели и содержание. В экономической сфере необходимо раскрыть политику протекционизма и меркантилизма. Показать на фактическом материале развитие промышленности, сельского производства, внешней и внутренней торговли, а также налоговую и денежную реформы.
Раскройте сущность сословной политики Петра I, изменения в социальной структуре русского общества, положение основных сословий: дворянства, духовенства, городского населения, государственных крестьян, крепостных крестьян. Дайте характеристику преобразованиям в просвещении, культуре, науке и быту. Особое внимание следует обратить на политические и административные реформы. Раскройте их цели, содержание и результаты. Дайте характеристику нового государственного аппарата, главным его структурам: власти императора, Сенату, Синоду, коллегиям, новому административному устройству страны и местному управлению. Выделите особо создание Петром I регулярной армии и флота. В заключении оцените итоги преобразований Петра I: начало европеизации России, утверждение абсолютизма, превращение России в мощную военную державу, завоевание выхода к Балтийскому морю и т. д. Второй вопрос следует начать с определения «просвещенный абсолютизм», с выяснения условий и причин, которые обусловили данную политику. Далее – выяснить цели, причины и содержание «просвещенного абсолютизма» в России. Затем необходимо проанализировать внутреннюю политику Екатерины II, изучить государственные и административные реформы: реформу Сената, «Наказ» императрицы и созыв «Уложенной комиссии», секуляризацию церковных земель, губернскую (1775 г. ) реформу и другие меры по укреплению государства. Рассматривая сословную политику Екатерины II, следует проанализировать Жалованные грамоты дворянству и городам, положение духовенства, государственных крестьян. Особо следует подчеркнуть ужесточение крепостного права, что приводило к крестьянским восстаниям (крупнейшее – под руководством Емельяна Пугачева). Изучите также развитие образования, культуры и науки. Третий вопрос следует начать с изучения общей характеристики социально-экономического и политического развития России в начале XIX в., обстоятельств вступления на престол Александра I, отметить главные проблемы России.
Далее нужно рассмотреть либеральные преобразования в период с 1801 по 1812 гг., обратив внимание на деятельность Негласного комитета, Непременного Совета и план государственных преобразований М. М. Сперанского. Необходимо раскрыть первые реформы правительства Александра I: просвещения, ослабление крепостного права, политические преобразования (реформа Сената, создание министерств, Комитета министров, Государственного Совета). Проанализируйте внешнюю политику России и Отечественную войну 1812 г., выясните роль России в разгроме Наполеоновской Франции и послевоенной Европе. Изучая период 1815 – 1825 гг., раскройте попытки продолжения либеральных реформ в Финляндии, Польше, Прибалтике, отказ от курса реформ, поворот к реакции, к «аракчеевщине». Необходимо подвести итоги правления Александра I, выяснить причины неудачи либерального курса: недостаточное развитие капитализма в государстве, отсутствие третьего сословия, сопротивление дворянства и бюрократии, национальные традиции и личность императора. Четвертый вопрос следует начать с изучения движения декабристов, остановиться на событиях 14 декабря 1825 г. и воцарения Николая I. Необходимо проанализировать основные направления внутренней политики Николая I. Показать усиление административно-полицейских и военных основ государства, сосредоточение власти в Собственной канцелярии императора. Дайте оценку кодификации российского законодательства (создание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи), деятельности III отделения. Следует изучить политику в крестьянском вопросе, по отношению к другим сословиям российского общества, в области просвещения, остановиться на кризисе феодально-крепостнических отношений. Необходимо подчеркнуть зарождение в России новых общественных движений в XIХ в.: консервативно-монархического, либерального и революционного. Завершить рассмотрение вопроса следует характеристикой Крымской войны (1853-1856 гг. ), оценкой и итогами правления Николая I.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|