Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Библиографический список. Тема VIII. Основные этапы истории Советского государства. Становление советской системы: октябрь 1917 – 1941 гг.




                                  Библиографический список

 

1. Адельман, Д. Р. Россия и Германия в мировых войнах / Д. Р. Адельман // История СССР. - 1991. - № 3. - С. 21-33.

2. Архипов, И. Л. Председатель государственной думы М. В. Родзянко/ И. Л. Архипов// Отечественная история. -2006. -№3. -С. 114-126.

3. Айрапетов, О. Затишье перед организованной бурей: Что творилось в России в начале 1917-го? / О. Айрапетов // Родина. - 2007. - № 2. - С. 10-16.

4. Бондарев, В. Нет у революции конца? : Русский транзит: из империи в империю / Виктор Бондарев //Родина. - 2007. - № 2. - С. 17-19.

5. Волков, В. Красный семнадцатый год / Владимир Волков // Родина. -2007. - № 2. - С. 20-23.

6. Гайда, Ф. А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия / Ф. А. Гайда // Вопросы истории. - 1996. - № 3. - С. 31-45.

7. Гребенкин, И. Н. Генерал Л. Г. Корнилов: штрихи к портрету/ И. Н. Гребенкин// Отечественная история. -2005. -№4. -С. 108-123.

8. Думова, Н. Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции / Н. Г. Горева - М.: Наука, 1988. - 246 с.

9. Интеллигенция у власти: Временное правительство в 1917 году // Отечественная история. – 1999. - № 4. – С. 103 – 112.

10. Иоффе, Г. З. Революция и судьба Романовых / Г. З. Иоффе - М.: Республика, 1992. - 351 с.

11. Иоффе, Г. З. «Долой Временное правительство! » (судьба «временных» после падения зимнего)/ Г. З. Иоффе// Отечественная история. -2006. -№5. -С. 109-117.

12. Коновалова, О. В. В. М. Чернов и аграрная программа социалистов - революционеров / О. В. Коновалов // Отечественная история. - №2. - С. 57-66.

13. Октябрь 1917 года: величайшее событие века или социальная катастрофа? - М.: Политиздат, 1991. - 239 с.

14. Октябрьский переворот. Революция 1917 года глазами ее руководителей: Воспоминания русских политиков и комментарий западного историка. - М.: Современник, 1991. - 381 с.

15. Россия, 1917 год: Выбор исторического пути. - М.: Наука, 1989. - 249 с.

16. Селезнев, Ф. А. Министры-кадеты и экономическая политика Временного правительства (март-июль 1917 г. )/ Ф. А. Селезнев// Вопросы истории. -2007. -№8. -С. 111-120.

17. Спирин, Л. М. Россия: 1917 год. Из истории борьбы политических партий. / Л. М. Спирин - М.: Мысль, 1987. - 333 с.

18. Старцев, В. И. Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и Москве / В. И. Старцев // Вопросы истории. - 1989. - № 12. - С. 30-53.

Тема VIII. Основные этапы истории Советского государства.

Становление советской системы: октябрь 1917 – 1941 гг.

1. Большевики у власти: первые социалистические преобразования (октябрь 1917 – май 1918 гг. ). В. И. Ленин.

2. Гражданская война в России. Политика «военного коммунизма».

3. Новая экономическая политика. Политическое развитие СССР в годы НЭПа (1921 – 1929 гг. ). Образование СССР.

4. Период форсированного строительства социализма в СССР (1929 -1941 гг. ):

а) Социально-экономическое развитие. Первые пятилетки и их итоги.

б) Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е годы. Сущность

политического строя.

 

Раскрыть содержание терминов и понятий:

 

    Автономизация, аннексия, Белая гвардия, военный коммунизм, Гражданская война, Брестский мир, ВЧК, ВСНХ, ГУЛАГ, индустриализация, иностранная интервенция, коллективизация, командно-административная система, комбеды, коллективизация, культ личности, «культурная революция», Лига наций, наркомат, НЭП, репрессии, пакт Риббентропа – Молотова, продналог, продотряды, продразверстка, РККА, пятилетка, система коллективной безопасности, СНК, СССР, сталинизм, стахановское движение, тоталитаризм, фашизм, федерация.

 

Методические рекомендации

Первый вопрос. Раскройте работу II Всероссийского съезда Советов, содержание первых декретов Советской власти: «О мире» и «О земле», отношение к ним общества. Дайте характеристику новым институтам власти, их становлению: Всероссийскому съезду Советов, Центральному исполнительному комитету, Совету народных комиссаров, наркоматам, местным съездам Советов. Покажите формирование антибольшевистской оппозиции (на примере деятельности «ВИКЖЕЛЯ» и других организаций). Следует также проанализировать результаты выборов в Учредительное собрание, ответить на вопрос, возможен ли был компромисс между новой властью и оппозицией. Назовите причины роспуска Учредительного собрания. Сформулируйте основные задачи внешней политики Советского правительства, содержание Брестского мира и его оценки современниками и в историографии. Расскажите о политической деятельности В. И. Ленина.

Следует также раскрыть преобразования большевиков в социально-экономической сфере, в том числе национализацию промышленности и банков, введение рабочего контроля на производстве, 8-часового рабочего дня, конфискацию помещичьих земель и прочие.

В заключение дайте характеристику Конституции РСФСР 1918 г.

Второй вопрос. Начать следует с раскрытия понятия «Гражданская война». Выявите причины Гражданской войны в России, определите ее хронологические рамки. Дайте характеристику основных движущих сил, их социальный состав, конечные цели. Назовите основных лидеров Белого и Красного движения. Расскажите о крестьянском движении периода Гражданской войны. Дайте общую характеристику основным этапам войны, раскройте содержание военных действий, а также – причины иностранной интервенции, ее географию.

Далее следует выявить внутренние и внешние причины перехода к политике «военного коммунизма», раскрыть сущность основных мероприятий большевиков: отказ от товарно-денежных отношений,  введение рабочего контроля над производством, введение продовольственной диктатуры, политика " красного террора" и т. п.

Назовите итоги и последствия Гражданской войны и политики «военного коммунизма».

Третий вопрос. Сформулируйте причины перехода к новой экономической политике. Раскройте содержание дискуссии об альтернативных путях развития Советского государства, решения  Х съезда РКП (б). Дайте характеристику содержанию НЭПа: продовольственная политика, налоговые изменения, формирование финансовой и банковской системы, реформы в промышленности, сельском хозяйстве. Выявите противоречия новой экономической политики, их проявления (кризис хлебозаготовок, инфляция, тенденции социальной дифференциации общества). Покажите итоги НЭПа, последствия ее свертывания для страны.

Назовите особенности политической системы в 1920-е годы: формирование однопартийной политической системы, борьба с проявлениями политической альтернативы, установление контроля над обществом. Раскройте процесс борьбы за власть в РКП (б) после смерти В. И. Ленина: формирование внутрипартийной оппозиции, отстранение от власти Л. Д. Троцкого и других лидеров, приход к власти И. В. Сталина, начало формирования авторитарного политического режима.

Раскрывая вопрос, посвященный образованию СССР, сравните основные концепции создания нового государства: сталинский проект автономизации и ленинский проект федерации. Проанализируйте содержание Декларации и Договора об образовании СССР, оцените значение создания этого государства. Дайте характеристику Конституции СССР 1924 г.

Четвертый вопрос.  В первой части вопросаназовите причины и цели перехода к форсированному развитию экономики. Раскройте задачи первых пятилеток, главные направления развития экономики, сущность индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, социально-культурных преобразований. Покажите формирование командно-административной экономической системы, переход к плановой экономике. Назовите основные «народные стройки». Выявите причины перехода к сплошной коллективизации, цели, методы проведения, ее экономические, политические и социальные последствия. В завершении подведите итоги первых пятилеток, их значение в построении социализма в СССР.

Во второй части  раскройте особенности политического режима в СССР в 1930-е годы, назовите причины формирования тоталитарной политической системы. Дайте характеристику органов государственной власти, роли коммунистической партии. Проанализируйте основные положения Конституции СССР 1936 г., выявите их противоречия с существующим строем. Покажите процесс становления культа личности И. В. Сталина, раскройте сущность «сталинизма». Выявите причины массовых политических репрессий. Раскройте систему аппарата политических репрессий: ОГПУ, НКВД, ГУЛАГ. Перечислите крупные политические процессы 1930-х годов, выявите их последствия.

Проанализируйте особенности и главные черты советского общественно-политического строя, дайте оценку.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...