Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библиографический список. Тема VI. Россия и российское самодержавие в период. либеральной модернизации (вторая половина XIX - начало ХХ вв.)




Библиографический список

1. Алексеев, В. А. Иллюзии и догмы (взаимоотношения Советского государства и религии) / В. А. Алексеев - М.: Политиздат, 1991. - 398 с.

2. Бабкин, М. А. Иерархи Русской Православной Церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г. )/ М. А. Бабкин// Отечественная история. -2005. -№3. -С. 109-124.

3. Васильева, О. Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917 - 1927 годах / О. Ю. Васильева // Вопросы истории. - 1993. - № 8. - С. 40-54.

4. Вовина, В. Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) / В. Г. Вовина // Вопросы истории. - 1991. - № 7-8. - С. 53-74.

5. Карпов, А. Ю. Православные святые и чудотворцы: Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя / А. Карпов. - М.: Вече, 2005. — 303 с.

6. Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви / А. В. Карташев - М.: Терра, 1991. - Т. 1. - 685 с.; Т. 2. - 565 с.

7. Крывелев, И. А. История религий: очерки / И. А. Крывелев. - М.: Мысль, 1988. - 445 с.

8. Лобанова, И. В. Восстановление патриаршества в России в контексте политических событий начала XX в. / И. В. Лобанова// Отечественная история. -2005. -№3. -С. 139-143.

9. Маслова, И. И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Русской Православной Церкви (1965-1991 гг. )/ И. И. Маслова// Отечественная история. -2005. -№6. -С. 52-65.

10. Никольский, Н. М. История русской церкви / Н. М. Никольский. - М.: Политиздат, 1985. - 448 с.

11. Новосельцев, А. П. Принятие христианства Древнерусским государством как закономерное явление эпохи / А. П. Новосельцев // История СССР. - 1988. - № 4. - С. 97-122.

12. Овчинников, В. Православная церковь в истории нашей страны / В. Овчинников // Вопросы истории. - 1988. - № 5. - С. 45-54.

13. Поспеловский, Д. Русская православная церковь: испытания начала XX века/ Д. Поспеловский // Вопросы истории. - 1993. - № 1. - С. 42-54.

14. Русская православная церковь в истории России (“круглый стол”) //     Вопросы истории. - 1990. - № 3. - С. 84-106.

15. Русское православие: вехи истории. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

16. Скрынников, Р. Г. Святители и власти / Р. Г. Скрынников. - Л.: Лениздат, 1990. - 347 с.

17. Скрынников, Р. Г. Государство и церковь на Руси в XIV - XVI вв. / Р. Г. Скрынников. - Новосибирск: Наука, 1991. - 393 с.

18. Фроянов, И. Я. Исторические условия крещения Руси / И. Я. Фроянов. - Л.: Знание, 1988. - 32 с.

19. Цимбаев, К. Н. Православная церковь и государственные юбилеи императорской России / К. Н. Цимбаев // Отечественная история. -2005. -№6. -С. 42-51.

Тема VI. Россия и российское самодержавие в период

либеральной модернизации (вторая половина XIX - начало ХХ вв. )

1. Император Александр II. Реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, содержание, значение.

2. Основные пути пореформенного развития России (1881 – 1905 гг. ).

3. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, события, итоги. Формирование многопартийной политической системы.

4. Становление Российского парламентаризма.

 

Раскрыть содержание терминов и понятий:

    Анархизм, большевики, буржуазия, выкупные платежи, временно-обязанные крестьяне, гапоновщина, Государственная дума, западники, земства, «Земля и воля», земцы-конституционалисты, зубатовщина, кадеты, конституция, «Кровавое воскресенье», меньшевики, монархисты, муниципализация, «Народная воля», национализация, октябристы, партия, присяжные заседатели, Прогрессивный блок, славянофилы, социализация, Союз 17 октября (октябристы), «третьеиюньская монархия», третьеиюньский государственный переворот, трудовики, черносотенцы, «Черный передел», эсеры, управа, присяжные заседатели, «Освобождение труда».

 

Методические рекомендации

В первом вопросе раскройтепричины реформ, проанализируйте консервативные, либеральные и радикальные проекты, созданные в период подготовки реформ. Выделите период проведения реформ, их цели, сущность и содержание. Проследите внутреннюю связь и логическое единство реформ. Крестьянская реформа: дайте анализ Манифеста 19. 02. 1861 г., охарактеризуйте решение реформой вопросов об освобождении крепостных крестьян и наделении их землей. Раскройте сущность и условия выкупных платежей, положения временнообязанных, проблему отрезков.

Далее следует рассмотреть основные положения Земской и Городской   реформ: выборы в земства и городские думы, распорядительные и исполнительные органы местного самоуправления, функции и полномочия. Говоря об одной из самых последовательных и радикальных реформ - судебной, раскройте основные принципы судопроизводства, новую систему судебных органов (общие и мировые суды). Затем обратите внимание на военную реформу, изменение принципов формирования армии, ее модернизацию. Далее необходимо дать анализ реформам в области образования: начального, среднего и высшего, раскрыть суть автономии высших учебных заведений и всесословности образования. Проанализируйте изменения в политике царизма в области цензуры и печати.

В заключение необходимо сказать об отношении к реформам различных слоев общества. Говоря о значении реформ, следует раскрыть, с одной стороны, роль реформ в либеральной модернизации страны, с другой –отметить сохранение пережитков крепостничества, принципов и основ самодержавия.

Второй вопрос следует разбить на 2 части.

Политическое развитие. Дайте определение контрреформам как серии законодательных актов, принятых в середине 1880-х г. и означавших пересмотр незавершенных реформ Александра II. Выясните причины перехода власти к контрреформам, отступления от реформ 1860 – 70-х гг., раскройте основные положения Манифеста «О незыблемости самодержавия в России». Обратите внимание на те положения, которые свидетельствовали об усилении административно-полицейского контроля в политической сфере (изменения в составе правительства, земском и городском самоуправлении, просвещении, печати, судебной системе, национальной политике).

Социально- экономическое развитие страны. Охарактеризуйте основные тенденции и особенности социального развития, социальную структуру Российского общества (сословную и классовую), формирование новых социальных групп, их правовое положение. Выделите главные социальные проблемы России и их сущность, особое внимание уделите крестьянскому и рабочему вопросам. Следует также отметить полиэтничный состав империи и остроту национального вопроса.  

     Раскрывая экономическое развитие, укажите, каким образом крестьянская реформа 1861г. повлияла на развитие промышленности и сельского хозяйства. Раскройте сущность промышленного переворота, темпы, периоды подъема и спада промышленного производства, железнодорожное строительство. Обратите внимание на создание монополистических объединений, складывание финансового капитала, роль иностранного капитала в экономике России. Раскройте содержание и значение реформ С. Ю. Витте в ускорении экономического развития страны Далее надо сказать об изменении аграрной политики царизма, дать анализ аграрной реформы П. А. Столыпина, ее итогах, оценке ее в исторической литературе. В заключение раскройте особенности экономического развития России.

В третьем вопросе сначала раскройте причины Первой русской революции. Следует обратить внимание на социально-экономическое и политическое положение страны в начале XX в., остроту крестьянского, рабочего, национального вопросов,  обострение политического положения в связи с неудачами в русско - японской войне (1904-1905 гг. ). Определите цели и характер революции. Затем следует выделить этапы революции, охарактеризовать расстановку движущих сил революции, действия правительства и оппозиционных сил, дать анализ и оценку наиболее значимых событий, например, «Кровавое воскресенье», Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», третьеиюньский государственный переворот и другие. В заключение раскройте причины поражения революции, ее результаты, оценку в исторической литературе.

Изучение второй части вопросаследует начать с краткого анализа общественно – политических движений второй половины ХIХ века: консервативно-монархического, либерального (западники, славянофилы, земцы - конституционалисты) и революционного (революционные демократы, народники). Дайте характеристику взглядов, деятельности организаций, назовите лидеров. Далее надо сказать об истории возникновения партий консервативного направления («Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела»), либерального («Союз 17 октября» и конституционно-демократическая) и революционного (социалисты-революционеры, социал-демократы: большевики и меньшевики).

Особое внимание обратите на анализ программ партий, выделите их конечные цели, главные требования в политической области, аграрном, рабочем, национальном вопросах, а также тактику (формы и методы деятельности). В заключение необходимо сказать об особенностях многопартийной системы в России.

Начать изучение четвертого вопроса следует с определения Государственной думы как представительного законодательного учреждения, указать на основе какого документа Государственная дума получила законодательное право. Обратите внимание на реформу и функции Государственного Совета. Затем охарактеризуйте работу I – IV Государственных дум: время деятельности, количественный и партийный состав, обсуждаемые вопросы, результаты и особенности деятельности, взаимоотношения с властью. Почему были разогнаны I и II государственные думы, в чем состоит суть изменений избирательных законов от 3. 07. 1907 г.? Доведите рассмотрение вопроса до Февральской революции и создания Временного комитета Государственной думы. В заключение следует сказать о значении российского парламентаризма и оценке его в исторической литературе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...