Дифференциальная акмеология в критериально-ориентированном тестировании
Кардинальные изменения в психотехнологии тестирования вносит гуманистическое человекознание и, в частности, общая и дифференциальная акмеология. Акмеологические нормативы психического развития имеют особое значение для инноваций в критериально-ориентированном тестировании, поскольку они – вместо средних критериев формирования способностей «нормы» – вводят высокие «планки» достижений зрелой личности при условии сохранения психического и соматического здоровья и удовлетворенности человеком своей жизнедеятельностью. Остановимся более подробно на этих позициях. Акмеология - теория и практика вершинных достижений человека, наука о снятии деструктивных тенденций и негативных состояний живых органических систем, о торжестве жизни, порядка, творчества, апофеоза жизни. Акмеология формируется на стыке педагогической психологии, психологии развития и дифференциальной психофизиологии и психологии в русле законов психологии целостной индивидуальности для открытия закономерностей нахождения индивидуально-действенных путей постижения (процесса и результата) траекторий развития на пути к «акме». Сфера внимания акмеологии включает, в частности, высшие потенции, пики развития, выдвижение целей (в процессах: цель-средство-результат) в ходе получения высших достижений Объект общей акмеологии, таким образом, обладает максимально высшей онтологией с помощью утверждения природы индивида как биосоциального существа природы, общества, культуры и цивилизации. При этом учение о высших гуманистических достижениях сочетаема с синергетикой и системным подходом.
Обоснованность выделения данного комплекса результативной жизнедеятельности в особый психологический паттерн свойств индивида и личности показана в экспериментах, где регистрировали характеристики «жестких звеньев» функциональных систем в разных ситуациях. Характерная для результативной вероятностно-прогностической деятельности высокая субъективная вероятность «успеха» (при совпадении прогноза и реальности) в сочетании с определенной степенью формирования стратегии поведения, как показано в конкретном исследовании [Базылевич Т.Ф., 1998], фиксирует в функциональных системам особые паттерны конституциональных звеньев индивидуальности.
Акмеология – интенсивно развивающаяся в человекознании гуманистически ориентированная наука, которая сформулировала исторически – инвариантные идеи, составляет основу исследований в области ее нового направления - дифференциальной акмеологии. Рассматриваемый ракурс объекта исследования позволит дополнить общую акмеологию, фиксирующую присущие всем людям законы постижения вершинных достижений зрелой личности, закономерностями ее индивидуализированных форм на основе знаний, помогающих понять, чем каждый из нас по своей природе в оптимальном движении к АКМЕ отличается от других людей. Возможность такого нового ракурса предмета акмеологии открылась после прохождения ею имплицитного и эксплицитного этапов развития и переходу акмеологии к рефлексивному этапу. Рефлексивный этап связан с осмыслением результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания. Когда стали изучаться индивидуальные стили деятельности, формирование высокой мотивации деятельности, возникла острая потребность кооперирования с психологией личности и индивидуальности [Деркач А.А., Зазыкин В.Г., 2003, с. 20], что, по мысли авторов, могло существенно расширить пространство видения акмеологии.
Включение в сферу акмеологических исследований вектора «Индивидуальность» не является данью времени, а отражает сущностные тенденции развития человекознания. Здесь неоднократно подтверждается тот факт, что повышение уровня профессионализма прямо связано с усилением детерминистических влияний на компоненты АКМЕ со стороны индивидуального и личного. Подобные факты требуют рассмотрения интегративности характеристик индивида, личности, индивидуальности в субъекте психической деятельности. Приведенный аспект анализа представлен в исследованиях интеграции индивидуальных различий в целостную индивидуальность [Базылевич Т.Ф., 1991 – 2005]. Логика развития общей акмеологии как научного направления современного человекознания, таким образом, привела к выделению ее дифференциальных аспектов. Их проработка не является данью времени, а обусловлена сегодняшним этапом развития теории и практики изучения вершинных достижений человека. Дифференциальная акмеология как наука о закономерностях нахождения индивидуально – действенных путей постижения процесса и результата оптимальных траекторий развития человека, о совладании с трудностями на пути к «Акме» формируется на стыке общей акмеологии и психологии, дифференциальной психофизиологии и психологии в русле законов психологии целостной индивидуальности. Забегая вперед, подчеркну, что категории целостности, интегративности, системности являются отправными для построения начал дифференциальной акмеологии. Дифференциальная акмеология – по своей сути – дополняет закономерности общей акмеологии при фиксации вектора «Индивидуальность». Необходимость проработки дифференциально – психологических аспектов общей акмеологии прежде всего основывается на комплексе эмпирических фактов, требующих «строительства моста» между этими направлениями гуманистической науки. Так, например, общеакмеологический закон об активирующей роли мотивации профессиональной деятельности в достижении высокой эффективности труда, как показывают типологические исследования [ Гуревич К.М., 1970 и др.], не всегда действенен. Люди, обладающие слабой (высокоактивированной) нервной системой, в условиях высокомотивированной деятельности при стрессогенной ситуации впадают в ступор. (Эти закономерности сказываются в значительной роли «человеческого фактора» в причинах глобальных катастрофах).
Игнорирование законов формирования индивидуальных особенностей в сфере компонент «Акме» высшего профессионализма проявляется в психосоматических нарушениях у людей, поведение которых относят к типу «А». Здесь внешне благополучные, успешные профессионалы (управленцы, госслужащие, менеджеры) в условиях европейских норм жизни – конкуренция, борьба, стремление к высшей результативности деятельности – Придерживаются принципа сравнения «себя с другими» и часто из-за этого получают инфаркт, гипертонию, радикулит, рак и другие «болезни цивилизации». Показательно, что страны Востока с их психосоциальной культурой не фиксируют данного феномена. Если же восточный человек меняет место жительства, то, оказываясь в условия европейских традиций, становится подвержен психосоматике. Кроме того, известно, что только 2 % россиян реализуют в актуальных способностях задатки одаренности и гениальности. Подобные факты требуют проработки технологий, раскрывающих механизмы создания интегративной целостности характеристик индивида, и личности как компонент целостной индивидуальности в субъекте психической деятельности (в гносеологическом плане они обычно рассматриваются как достаточно ортогональные стадии формирования «Акме»). Вместе с тем снова и снова подтверждается правило непрямолинейного отражения в поведении и деятельности типологических особенностей человека (его индивидуально-обобщенной психогенетики) через призму психофизиологического уровня индивидуальности [6 – 14 и др. ]. Стабилизация развития деятельности (в частности, ситуации креативности, монотонии, экстремальности), если человек не применяет специальные методы саморегуляции, приводит к превалированию "жестких звеньев" в строении функциональных систем. Такого рода акмеологически запечатленная деятельность предъявляет высокие требования к психофизиологической организации индивида, а соответствующие профессии предполагают профотбор и профподбор по свойствам индивидуальности [ Гуревич К.М, 1970 и др.]
Акмеологически важная гармонизация взаимодействия внешних причин и внутренних условий индивидуальности может осуществляться, например, с помощью индивидуального стиля деятельности. Он позволяет людям, обладающим противоположными свойствами индивидуальности, достигать акмеологически существенных – высоких, социально значимых результатов [1,2,17,18 и др.]. Однако стабилизация развития деятельности, когда определены ее координаты: сформированность стратегии поведения и субъективная вероятность успеха в реализации поставленной цели– способствует детерминистическим воздействиям индивидуально-обобщенных свойств человека на психические процессы. При этом эффективность деятельности достигается с помощью формирования акмеологически оптимальных, гармоничных "экологических ниш" индивидуальности [ Базылевич Т.Ф., 1998, 2000]. В таком случае недостатки одних свойств компенсируются преимуществами других. Например, низкая чувствительность может дополняться высокой функциональной выносливостью, работоспособностью нервной системы [ Небылицын В.Д., 1966]. Отсутствие же гармонии природного с социальным и средовым способствует возникновению у человека состояний напряженности, психического насыщения и перенасыщения, а также отрицательным эмоциям, сопровождающим жизнедеятельность, что, в комплексе, ведет к дезадаптации личности и отражается в «поломках» психосоматики. Термин «Дифференциальная акмеология» вводится не только для понимания вышеизложенных эмпирических, теоретических и экспериментальных фактов, но и для изучения важной, а подчас и решающей роли индивидуальных различий в опосредствовании гармоничностью строения целостной индивидуальности действия акмеологических законов в практике. Оформление дифференциальной акмеологии в отдельную науку стало возможным благодаря следующим предпосылкам. 1. Внедрение в акмеологию квазиэксперимента. Важнейшим здесь оказалось понимание интегративности, мультифакторности сущностных детерминант акмеологического развития взрослого человека. При этом выявилась принципиальная ограниченность применения манипулятивного статистического эксперимента. Линейные схемы не способны фиксировать множественное влияние комплекса акмеологических факторов на оптимальность сопряжения свойств индивида и личности в их целостности. 2. Использование современных методов многомерного статистического анализа. Факторный, кластерный, регрессионный анализ, а также методы таксономии позволяют постигать сущностные причины формирования структур многомерных системных объектов. Это открывает широкие возможности перехода от изучения «среднего человека» с нормальным распределением признаков – к супернормальному акмеологическому объекту – человеку, гармонично формирующемуся при высоких нормативах «планок» индивидуального развития.
3. Использование данных психогенетики и дифференциальной психофизиологии, изучающих вопросы происхождения индивидуально-психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Постановка вопроса о природе индивидуальных различий в парадигме аналитических исследований (в частности – в дифференциальной психофизиологии) выявила противоречия (тупиковые позиции) детальных исследований отдельных свойств нервной системы и их несистематизируемых (спорадических) психологических проявлений. Конкретно-экспериментальное изучение типологических основ индивидуальности как феномена интеграции организмических, индивидных и личностных свойств субъекта психической деятельности привел к проработке концепции целостной индивидуальности в плане построения начал дифференциальной акмеологии. Типологический этап работ начат под руководством и при участии Владимира Дмитриевича Небылицына – известного российского психолога, основателя отечественной школы дифференциальной психофизиологии, позволяющей, как думал В.Д. Небылицын, понять, чем каждый из нас отличается от других людей [ 29, 30]. При этом нейро- и психофизиологические исследования типологических особенностей человека не были самоцелью. Они были направлены на раскрытие (столь ценных сегодня для проработки начал дифференциальной акмеологии) механизмов целостного поведения и «общей природы личности». Наши исследования составили отдельное направление изучения целостной индивидуальности, которое может способствовать развитию дифференциальной акмеологии. Целью дифференциальной акмеологии является совершенствование зрелого человека в условиях нормативных критериев успеха при целеобразовании и эффективность целеполагания в структуре жизнедеятельности, Здесь необходима индивидуализированная акмеологическая помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии. Критериальная ориентация оптимального достижения и совладания с «Акме» нааправлена на сохранение психического и соматического здоровья человека и гуманизацию психического развития. Объектом дифференциальной акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность в структуре целостной индивидуальности, самореализующаяся в разных сферах жизнедеятельности (в том числе – и в профессиональной деятельности), достигающая вершин своего развития за счет индивидуализированной гармонизации разноуровневых свойств и качеств целостной индивидуальности. Предметом дифференциальной акмеологии – в широком понимании – являются процессы, закономерности, механизмы совершенствования человека в интегративной целостности и единстве в поведении индивидных и общеличностных свойств в субъекте психической деятельности, что ведет к гармонизации субъекта жизнедеятельности, труда, общения, приводящей к оптимальным путям самореализации в ходе постижения АКМЕ. В болееузком понимании предметом дифференциальной акмеологии является поиск законов и закономерностей формирования целостной индивидуальности для планирования оптимальных путей достижения АКМЕ и совладания с АКМЕ, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию зрелой личности, ее самореализации, самообразованию, самокоррекции и самоорганизации, если – наряду с критерием успеха – фиксированы нормативные критерии непрерывного и всегда индивидуализированного развития инициативности, креативности, творческости в целях сохранения психического и соматического здоровья. Практик должен учитывать тот факт, что индивидуальное своеобразие сложноиерархизированных структур целостной индивидуальности на пути к «акме» трудно поддаются самонаблюдению, поэтому традиционные опросники, анкеты, тесты слишком часто диагностируют вербализованные рационализации человеком его апперцепций. При самонаблюдении типологические особенности проявляются в эмоциях, которые испытывает испытуемый в определенных ситуациях жизнедеятельности, когда стабилизировано ее развитие (эти ситуации изучены в обобщенных мною исследованиях школы Б.М. Теплова – В.Д.Небылицына: Т.Ф. Базылевич, 1983-2006 и др.). Поэтому основной дифференциально - акмеологический метод – это квазиэксперимент, основанный на фундаментальной психолого-акмеологической теории, формулирующий законы гармонизации и развития целостной индивидуальности при системообразующей роли оптимально выраженного вектора «МОТИВ–ЦЕЛЬ». Таким образом, дифференциальная акмеология изменяет взгляды на тесты и на психотехнологии тестирования. Акмеологические законы развития способностей, одаренности, таланта взрослой личности вместо средних (общественно установленных, «нормальных») критериев психического развития ориентируют теоретика и практика на субъективно значимую гармонизацию свойств индивида и личности в процессе эмоционально – комфортной, комфортно – напряженной, эффективной и результативной жизнедеятельности при условии сохранения психического и соматического здоровья и удовлетворенности человеком своей жизнедеятельностью. Дифференциальная акмеология вместо одинакового для всех социального норматива формирования психологических функций среднестатистической «нормы», ориентирует на оптимальность всегда индивидуализированного личностного развития. Данное направление акмеологических наук, как уже отмечалось, формулирует принципиально новые критерии оптимальной организации психики зрелого человека, включающие: гармонизацию компонент психики, субъективно и, желательно, социально высокие показатели эффективности (результативности) деятельности, субъективно переживаемый комфорт жизнедеятельности, понимание ее самоценности и значимости для социума, сохранение и приумножение психического и соматического здоровья. Данные критерии предполагают целый ряд психологических проявлений: эмоциональное сопереживание процессам реализации целей общества, семьи, организации, эмоциональное переживание осознанных субъективных и объективных «вкладов» в других людей и социум. Эти позиции гражданственности личности синергетически связаны с формированием такой иерархией мотивов и потребностей, которая способствует интериоризации соответствующих психических новообразований с активизацией познавательной потребности, процессов самоуправления, самообразования, самовоспитания, саморефлексии. Возвращаясь к проблеме современных тестов, отмечу, что традиционные их технологии не охватывают целостные переживания личностью своего "Я". Прямые методы (опросники, анкеты) просты в процедуре и обработке результатов, но не чувствительны к разделению социально желательной и реальной самооценки. Здесь преимущество имеют проективные тестовые методики. В качестве примера такого рода проективного теста приведу методику косвенного исследования системы самооценок – КИСС, технологии проектирования которой используют действие механизма проекции (данный параметр является ключевым (целостнообразующим) для зрелой личности и ее проявлений в ряде ситуаций жизнедеятельности). Методика КИСС, разработанная Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой в 1982 году (цит. по [11]), позволяет сочетать психометрическую и проективную составляющую в психодиагностической процедуре. КИСС косвенным образом диагностирует и измеряет самооценку в единстве когнитивной и аффективной ее подструктур. Модификация КИСС сделана Т.Ф. Базылевич с соавт.[ 11 ]. Объектом измерения является здесь не отдельная характеристика, а гештальт, отраженный в интегративной эмоциональной оценке человеком схематичных изображений лица. Стимульный материал включает схематические изображения человеческого лица. В схему лица нами был включен рот (в методике Е.Т. Соколовой этот фрагмент исключался, поскольку считается, что рисунок линии рта может давать систематические сдвиги в эмоциальном восприятии лица). При категоризации изображений линия рта ответственна не столько за проекцию устойчивых, сколько ситуативно-аффективных характеристик личности. Присутствие линии рта (в модификации Т.Ф. Базылевич) снимает неопределенность, чем, по-видимому, повышает возможность получения внутрииндивидуальных общекультуральных свойств. Процедура эксперимента состоит из ранжирования "лиц" по заданным параметрам. Испытуемым предлагается, предварительно ознакомившись с набором из 10 карточек, разложить их в ряд слева направо по степени предпочтения: по критерию "нравится". После классификации испытуемый должен был описать первое и последнее изображение. Затем, смешав карточки, экспериментатор предлагал разложить их по степени сходства с собой (в других опытах можно разложить их по "уму", "доброте", "здоровью" и т.д.). Обработка результатов включает подсчет коэффициента ранговой корреляции между ранжировкой "нравится" и ранжировкой " похожести на себя" и другими качествами оценки. Конкретные исследования показали высокую надежность и валидность методики КИСС. Так, психастения, фобический невроз и невроз навязчивых состояний связан с очень высокой нестабильностью шкал КИСС (формулы мышления при таких случаях: "Все так изменчиво, из того, что сегодня я себя люблю, не следует, что завтра я не буду себя ненавидеть"). Клиническая картина больных неврозом навязчивых состояний, истерическим неврозом, психастенией характеризуется общей высокой нестабильностью шкал КИСС в каждой новой системе жизнедеятельности, человек при этом характеризуется устойчивой и заниженной самооценкой. Формула этих состояний: "Я хочу быть плохим всегда, даже если весь мир считает меня хорошим". Предполагается, что конкретные значения коэффициента корреляции, вычисленные по методике КИСС, отражают самооценку личности по интегративной степени субъективной оценки приятия себя Самооценка личности тесно (но неоднозначно) связана с уровнем притязаний, который также является компонентом системообразующих факторов зрелой личности. Уровень притязаний (УП) связан с процессом достижения цели. УП определяется уровнем трудности выбираемой цели. Экспериментальное изучение УП широко использует различные модификации методики Ф. Хоппе. Суть методик сводится к выполнению испытуемым некоторого (часто фиксированного) числа заданий, проранжированных по степени трудности, причем, выбор степени сложности задания в начальной и последующих пробах возлагается на самого испытуемого. Каждое задание наносится на отдельную карточку, номер которой соответствует рангу задания по уровню сложности. В психологии принята определенная схема оценивания УП. Экспериментатор подбирает разного рода стимульный материал, состоящий из однотипных задач, ранжируемых по сложности их решения. В инструкции испытуемому предлагается последовательно выбирать для выполнения определенное (часто фиксированное) количество этих заданий любой степени трудности. Эксперимент официально представляется как испытание интеллекта (логики, сообразительности). В приводимой здесь модификации методики включены 12 заданий. Испытуемому дается следующая инструкция: "Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках обозначают степень сложности задания. Задания располагаются по возрастающей сложности. Необходимо решить все задания. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в определенное время, я буду считать, что задание вами не выполнено, и ставлю минус. Если уложитесь в отведенное время – ставлю плюс. Задание вы должны выбирать сами". Экспериментатор может влиять на ход эксперимента, варьируя отведенное на выполнение задания время и таким образом произвольно оценивать выполнение задания как правильное или неправильное. Испытуемый переходит к выбору и выполнению очередного задания только после получения оценки экспериментатора. Число выборов в приводимом примере теста ограничено 5 попытками. Стимульный материал, представленный на карточках, может выглядеть следующим образом (номер карточки соответствует степени сложности задания): Карточка 1. Написать три слова на букву "Н". Карточка 2. Написать название четырех фруктов на букву "А". Карточка 3. Написать шесть имен на букву "П". Карточка 4. Написать название шести государств на букву "И". Карточка 5. Написать пять названий станций метро на букву "П". Карточка 6. Написать двадцать слов на букву "С". Карточка 7. Написать, какие материки начинаются с буквы "А". Карточка 8. Написать название пяти государств на букву "М". Карточка 9. Написать название пяти фильмов на букву "М". Карточка 10. Написать фамилии пяти известных киноактеров на букву "Л". Карточка 11. Написать фамилии пяти известных русских художников. композиторов, писателей на букву "Р". Карточка 12. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву "К". В качестве оценки УП обычно используется: градация сложности первых выборов, градиент изменения рангов после "успеха" и "неудачи", суммарное количество набранных очков (количество очков за успешно решенное задание соответствует уровню сложности задания). Данная методика моделирует индивидуальные особенности важной составляющей естественного развития деятельности, позволяет оценить УП по параметрам так называемой "меры сдвига после неудачи" (средняя величина единичных сдвигов после каждого неудачно выполненного задания) и "меры сдвига после успеха" (средняя величина сдвигов в сторону увеличения сложности после каждой удачи). Относительно значимости получаемых с помощью этих методик результатов: психологические исследования неоднократно показывали значение самооценки и уровня притязаний личности для психодиагностики ее целостной структуры, важной для сохранения психического и соматического здоровья, а также для развития способностей, одаренности и таланта человека. Под уровнем притязаний (УП) принято понимать степень трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой, исходя из собственных потребностей, мотивов, системы ценностей и т.д. УП представляет собой обобщенную психологическую характеристику: в любой деятельности, независимо от ее специфики каждый человек может демонстрировать свойственный ему УП. Эта характеристика является продуктом уникальной жизненной истории человека, как носителя личности в структуре целостной индивидуальности. * * * Теоретико–методологические основы дифференциальной акмеологии таким образом показывают трудность прямого использования аналитических теорий индивидуальности, диктуя необходимость перехода к акмеологически целостным представлениям о единстве организма и личности в своеобразии акмеологического развития. Поскольку сущность психики зрелой личности системна, то адкуватными методом ее познания служит системный подход. Специфическими компонентами системности органических «живых» комплексов является системообразующий фактор «Мотив-цель», скрепляющий разрозненные психические активации в целостность, компоненты которой взаимосодействуют получению субъективно значимого результата и реализации мотива деятельности (более подробно: [9, 14, 25, 36]). В то же время акмеологический ракурс многогранныхз проблем целостной индивидуальности потребовал обращения к нормативам гуманистического человекознания. Признана недопустимость представлений о фатальной предопределенности траекторий психического развития личности. Даже организмические дефекты генетического аппарата человека, такие, например, как фенилкетонурия, при их ранней диагностике корректируются с помощью специальных технологий и не приводят к слабоумию. Гуманистические нормативы тестирования включают этические и нравственные аспекты, которые подчеркивают недопустимость манипулирония психикой при допущении возможности насильственного формирования и управления психическими функциями, состояниями и свойствами. В этой связи психолого-акмеологическая служба лишь создает условия, при которых сам человек принимает решение о необходимости развития или психокоррекции определенных характеристик психики, понимая акмеологическое значение данных трансформаций в процессе акмеологического сопровождения оптимального движения к «акме». Таким образом, результаты акмеологической теории и практики создали необходимость исследования в дифференциальной акмеологии закономерностей формирования индивидуальных различий в структуре целостной индивидуальности. Индивидуальный подход в обучении, вопросы профориентации, профотбора и профподбора кадров, эффективности труда, проблемы психосоматики связаны с учетом индивидуальных особенностей человека в их целостности.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение предмета общей акмеологии в его воздействии на тестирование. 2. Дайте определение предмета дифференциальной акмеологии в его воздействии на тестирование. 3. Перечислите предпосылки выделения дифференциальной акмеологии в отдельную область гуманистического человекознания. 4. Охарактеризуйте предмет, цели, задачи и практическую значимость дифференциальной акмеологии. 5. Почему ключевой категорией дифференциальной акмеологии является «Целостная индивидуальность»? 6. Назовите системообразующие факторы структурирования целостной индивидуальности. 7. Какие новые критерии конструирования и валидизации теста вносит общая и дифференциальная акмеология?
Раздел 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|