Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй типологический синдром




Генотипически обусловленный низкий уровень активированности закономерно сочетается с низкой чувствительностью и - как следствие - высокой функциональной выносливостью функциональных органов индивида. В ходе диагностики это сказывается в высоких абсолютных порогах (низкой чувствительности) и компенсируется низкой планируемостью своей жизнедеятельности, расширением сферы общения, высокой мотивацией и стрессогенностью ситуации жизнедеятельности. Важно отметить, что нарушение отмеченных отношений, как и в случае анализа первого синдрома, влияет на результативность и эмоциональную напряженность деятельности.

Указанный синдром имеет противоположные психологические проявления, например, в хорошей памяти на абстрактную информацию, в привычке делать исправления в конце написания диктанта, реферата и т.д., делая работу "за один присест", необходимости повышения мотивации деятельности (низкая мотивация не способствует ее эффективности и результативности), относительной устойчивости к стрессогенным условиям деятельности, оптимальным авторитарным стилем руководства, экстраверсии, низкой рефлексивности, заторможенности на фоне действия алкоголя, склонности к особой психосоматике, переносимости беспорядка. При этом, улучшает показатели жизнедеятельности сформированная стратегия поведения и субъективный прогноз частого успеха (например, при монотонии) и т.д.

Очевидно, что отмеченные синдромы признаков, согласно исследованиям по дифференциальной психофизиологии, имеют как положительные, так и отрицательные стороны для реализации процесса деятельности. При этом необходимо конструктивное их рассмотрение.

Практические работы, выполненные в русле концепции целостной индивидуальности в силу субъектности ряда ее компонент обычно используют методику субъективного шкалирования эмоциональных оценок индивидуальной жизнедеятельности.

Субъективность самооценки психологического "фона" деятельности человека общеизвестна. Именно субъективный образ прошлого, настоящего и будущего может выполнять как созидающую, так и разрушающую функцию в любом фрагменте психики. Например, исследования психологов по программе "Чернобыльский след: социально-психологические и медико-психологические последствия чернобыльской катастрофы" со всей определенностью показали, что разрушительное влияние малых доз радиации на человека в первую очередь определяется субъективным образом вредоносности ионизирующего облучения, а не реальными дозами радиации, полученными в результате катастрофы на ЧАЭС.

Особое внимание современной психологии к уникальности каждого человека подчеркивается сейчас Е.П.Климовым, который считает традиционные статистические программы обработки результатов психологического эксперимента являются недостаточно тонкими для суждения об уникальности индивида и личности. В этой связи особое звучание имеют субъектно-ориентированные обследования психики человека.

В процессе шкалирования респонденты, в зависимости от цели исследования, оценивают: степень их подверженности психосоматике, удовлетворенность от жизнедеятельности, от качеств интеллекта, ощущение счастья, стрессирующее действие неопределенности прогноза будущего, выраженность нужных для жизни качеств характера. Условные количественные характеристики субъективного шкалирования включаются в корреляционный и факторный анализ. Приведу пример результатов факторного анализа материалов дифференциально-акмеологического обследования безработных и их обсуждение.

Своеобразным «микроскопом» психологических и других естественнонаучных направлений человекознания является факторный анализ. Он позволяет - по тесноте и направленности взаимосвязей ряда характеристик - выделить существенные детерминанты их генеза. При этом матрица корреляций «ужимается», и ее описание сводится к небольшому числу наиболее существенных параметров. Данное обследование человека при депривации профессиональной деятельности в трудных ситуациях включает факторный анализ нескольких матриц интеркорреляций по 139 признакам. Факторизация осуществлена с помощью программы SPSS по стандартным критериям факторизации.

Статистическая обработка проведена отдельно для группы безработных со стажем до 6 месяцев и после 6 месяцев. Материалы обследования включили результаты обследования 65 безработных. Отдельные ротации материалов обследования фиксировали данные для небольших выборок (26-29 лиц). В пособии обсуждаются структура факторов после процедуры вращения. Значимыми - в зависимости от числа сопоставляемых вариант - считаются факторные нагрузки больше 0, 560 - 0, 620.

Интерпретация выделенных факторов с позиций теории целостной индивидуальности связана с обсуждением гармоничности «жестких» звеньев функциональных систем, которые опосредуют влияние внешних причин на внутренние условия субъекта психической деятельности. При этом, выявленные паттерны сопоставляются с описанной выше нормативной моделью, что позволяет судить о сопряженности разноуровневых индивидуальных особенностей в экологических «нишах» целостной индивидуальности.

По результатам факторного анализа матриц интеркорреляций субъективных оценок эмоциональных ситуации жизнедеятельности безработными и характеристик ОСЦИ после ротации выделены 3 значимых фактора для срока безработицы до 6 месяцев и 3- 6 значимых факторов для пролонгированного срока - от 6 месяцев и более.

Первичный анализ выделенных факторов показывает их кардинальное различие как по содержанию, так и по структуре (это является косвенным подтверждением данных ряда исследователей, которые выделяют первичный период безработицы, как особый в своих проявлениях). Таким образом, содержательная интерпретация факторов позволяет на теоретическом уровне выйти на дифференциально-акмеологическу гармонизацию целостной индивидуальности по критерию длительности периода безработицы. Проанализируем характеристики, вошедшие в факторы, обобщающие данные матрицы интеркорреляций показателей субъективных оценок жизнедеятельности безработных с небольшим стажем безработицы (до полугода) и параметры ОСЦИ. Ниже приведены интерпретации факторов и симптомы с их порядковыми номерами по ОСЦИ и факторными нагрузками.

1-й фактор - М1 - интерпретируется через функциональную выносливость индивида (в сфере общения). В фактор вошли:

· Субъективная оценка своего здоровья до потери работы (выше среднего);

· 32 (0,567) Все исправления и дополнения я обычно делаю во время проверки работы.

· 41 (-0, 639) Я не устаю от длительного общения с людьми.

· 66 (0,618) У меня много друзей и знакомых, с которыми я поддерживаю контакты.

· 81 (-0,798) Я не устаю от длительного общения с людьми.

· 88 (0,664) У меня широкий круг общения.

· 93 (-0,608) Я не устаю в приятной мне компании.

· 117 (0,615) Я стремлюсь к разнообразным контактам с людьми.

 

2-й фактор - М2 - высокая социальная общительность (типологический «полюс»: включающий низкий внутренний УА, низкую чувствительность, силу нервной системы). Обращает внимание вхождение в этот фактор параметра социальной желательности (по шкале лжи). Конкретные симптомы данной группы взаимосвязанных показателей:

· Субъективная оценка ума выше среднего.

· 76 (0,734) Я способен внести оживление в довольно скучную компанию.

· 17 (0,733) Я хорошо умею вести беседу в компаниях.

· 40 (-0,706) Я не передаю слухов.

· 5 (0,687) Никогда в жизни я ничего не пугался.

· 64 (0,656) Я ощущаю легкость и свободу в общении с незнакомыми людьми.

· 45 (-0,625) Не «сосет под ложечкой» во время ответственного разговора.

· 96 (0,601) Мне свойственна инициативность в завязывании знакомств.

3-й фактор М3 объединяетхарактеристики низкой предметной функциональной выносливости, истощаемости малообразованных безработных лиц (гармонирует с «полюсом» низкого внутреннего УА). Отметим дисгармоничное включение в данный синдром признаков экстраверсии. Фактор составили следующие параметры:

· уровень образования ниже среднего («малообразованные»)

· низкая субъективная оценка уровня счастья на данный период жизни («несчастливые»)

· прогноз будущих событий свернутый («без ясной перспективы»).

· 1 (767) Сосредоточенное решение математической задачи скоро вызывает у меня усталость.

· 13 (667) быстро утомляюсь от сосредоточенной умственной деятельности.

· 112 (595) Чувствовал бы себя несчастным человеком без общения с людьми.

· 71 (594) Нужны перерывы в ходе решения сложной задачи.

· 49 (-585) Мне не нравится работа, требующая длительного внимания и сосредоточенности.

 

Показательно, что оценка человеком своего здоровья до потери работы вошла в фактор М1 только в выборке безработных в первые полгода безработицы. (При больших периодах незанятости на первый план выходит оценка здоровья после увольнения с работы.)

Анализ трех факторов (обозначены индексом В) по материалам пролонгированной безработицы выявил следующее.

В фактор В1, кроме оценки здоровья после потери работы, вошел комплекс характеристик ОСЦИ (№№ 2, 7, 22, 34, 54, 69, 81, 93, 98, 111, 112, 113, 117, 118). В структуре индивидуальности потерявших здоровье людей, после увольнения с работы отмечается:

· раздражение от выполнения монотонной работы,

· замыкание на привычном узком круге общения,

· трудности с установлением новых социальных контактов и признаки нетерпимости в общении со знакомыми людьми,

· истощение энергетических ресурсов в сфере общения и предметной деятельности (усталость и раздражительность от пребывания даже в приятной кампании, нуждаются в полном покое и уединении для занятий),

· тенденция к обострению психосоматических симптомов на фоне повышенной чувствительности к внешним раздражителям и определенной дисфункции вегетативной нервной системы (перехватывает дыхание в состоянии волнения, повышенная потливость во время публичных выступлений, томительное ожидание вызывает сухость во рту).

Отмеченные симптомы характерны для типологического «полюса» «высокая активированность и чувствительность (низкие абсолютные пороги) – слабость нервной системы – интровертированность» человека. Данный синдром является гармоничной экологической «нишей» индивидуальности при конструктивном рассмотрении положительных и отрицательных для эффективной деятельности сторон (при условии адекватного индивидуального стиля деятельности и психологических проявлений свойств нервной системы, которые компенсируют те типологические свойства, которые не способствуют или мешают эффективной результативной жизнедеятельности).

Анализ данного фактора показывает, что резкое ухудшение здоровья обусловливается здесь типологическими особенностями человека, что требует особого внимания психологов социальных служб и медиков к индивидуальной реабилитации лиц с данным синдромом индивидуальных особенностей.

В фактор В2 входит также целый комплекс признаков, связанных с самооценкой способностей к переобучению. При этом данный показатель соотносится с такими симптомами целостной индивидуальности (по ОСЦИ) как 4, 5, 29, 51, 52, 53, 56.

В соответствием с содержанием зафиксированных характеристик ОСЦИ, потребность в переобучении напрямую связана со свойством импульсивности, склонностью к риску, легкостью на подъем (по данным психогенетики эти характеристики являются высокогенетичными). Реабилитационная работа с отмеченной категорией безработных, по-видимому, требует учета наследственных задатков развития человека, а не практикуемой сейчас попыткой «переделать» индивидуальность по образцу требований деятельности.

Фактор В3 составляются показатели ОСЦИ. В данным фактором общим генезом связаны:

· раздражение от монотонной работы,

· ухудшение настроения при выполнении однообразной работы,

· нежелание специально планировать и распределять во времени ход выполнения задания,

· низкая социальная желательность выглядеть в лучшем свете перед другими людьми,

· переоценка прошлого в форме сомнений в правильности сделанного, вместе с типологическим симптомом функциональной выносливости индивида (симптом постепенного вхождения в работу), а также переоценка работы в свете повышенной рефлексивности, сензитивности (отражается в симптоме желания встретить человека, которому ранее не симпатизировал).

Этот фактор вскрывает дисгармоничность экологической «ниши» индивидуальности безработных с относительно большим стажем. Анализ результатов показывает, что психологические новообразования, возникающие у безработных с большим стажем, образуют дисгармоничное сочетание в структуре синдрома сильного низкоактивированного типа.

Анализ данных факторизации материалов, полученных в результате обследования безработных с привлечением методов субъективного шкалирования, УП, КИСС и ОСЦИ, позводила выявить 5 групп симптомов, характеризующих особую типологизированную структуру экологических «ниш» индивидуальности безработных, независимо от пола, стажа и иных показателей. Анализ этих факторов выявляет дисгармонию в сопряжении отдельных разноуровневых экологических «ниш» индивидуальности безработного.

 

Фактор 1 (Ф 1)

Низкоактивироанные, экстравертированные + заниженные пороги чувствительности и повышенная рефлексивность при оценке прошлого. Предположительно, типологический «полюс» «сила - выносливость - низкая внутренняя активация» с рассогласованием по ряду параметров (повышенная чувствительность к внешним воздействиям и событиям из прошлого)

Вопросы, вошедшие в фактор Ф1 (номер вопроса, факторная нагрузка и формулировка симптома с учетом знака):

· 78 (-797) Участие в вечеринке доставляет мне не мало удовольствия.

· 7 (743) Мне нравится знакомиться с новыми людьми.

· 26 (734) Я склонен поддерживать длительные контакты с людьми.

· 57 (734) Я часто думаю, что сделанное мною раньше, сейчас я сделал бы лучше.

· 91 (734) Мне нравится выполнять разноплановые задания.

· 112 (734) Я чувствовал бы себя несчастным человеком… лишенный общения с людьми.

· 117 (678) Я стремлюсь к разнообразным контактам с людьми.

· 44 (648) Мне приятно находиться в большой компании, где подшучивают друг над другом.

· 116 (645) Мне хотелось бы быть членом нескольких клубов по интересам.

· 33 (634) Я чувствую даже мгновенное прикосновение.

· 25 (630) Бывают мысли, которыми не хотелось бы делиться с другими людьми.

· 4 (591) Я люблю быструю ходьбу.

 

ФАКТОР 2 (Ф 2)

Больше характерно для женщин: нерешительность, низкая импульсивность, аспонтанность в ситуациях социального взаимодействия и принятия решения.

Вопросы, вошедшие в фактор Ф2 (номер вопроса, факторная нагрузка и формулировка симптома с учетом знака):

· Пол (-652) Симптомы фактора более характерны для женщин (у женщин б о льшая дисгармония в контексте всей структуры индивидуальности).

· 110 (785) Прием спиртного через некоторое время вызывает у меня сонливость.

· 97 (615) Обычно я долго размышляю, прежде чем что-либо предпринять.

· 22 (-599) Я не способен «расслабиться» и вовсю повеселиться в компании.

· 73 (-592) Обычно я не действую мгновенно, под влиянием момента.

ФАКТОР 3 (Ф 3)

Дает дисгармонию по одному из ключевых параметров - «прогноз». Низкоактивированные (поиск притока стимуляции извне: риск, публичные выступления, частая смена устойчивых контактов) выбирают стратегию развернутого планирования будущих событий, что может стать источником глубинного рассогласования между индивидуально комфортным стилем деятельности в настоящем (актуальные события) и - характером планирования жизненных событий в масштабе всей человеческой жизни.

Вопросы, вошедшие в фактор Ф3 (номер вопроса, факторная нагрузка и формулировка симптома с учетом знака):

· Прогноз (629) Ясная, развернутая перспектива, подробное планирование.

· 5 (838) Никогда в жизни я ничего не пугался.

· 16 (819) Я сразу запоминаю новый телефонный номер.

· 51 (742) Я люблю рискованные поступки.

· 59 (670) Мне нравится выступать перед публикой.

· 18 (637) Я часто меняю устойчивые контакты (в силу обстоятельств).

· 29 (604) Мне обычно легко выполнять дела, требующие мгновенной активности.

ФАКТОР 4 (Ф 4)

Неустойчивый уровень притязаний в структуре целостной индивидуальности сопрягается с разнополюсными симптомами: с одной стороны, признаки невысокой тревожности и невротизации (№10), социальная активность (№24), стремление к разнообразной деятельности (№9), в то же время, с другой стороны - неустойчивость в отношении к стрессовым воздействиям (№ 11), сниженная функциональная выносливость при решении задач интеллектуального плана (№ 71).

Вопросы, вошедшие в фактор Ф4 (номер вопроса, факторная нагрузка и формулировка симптома с учетом знака):

· Стабильность УП (-590) УП неустойчивый.

· 10 (817) Мне никогда не представляется, что с кем-то из близких случилось несчастье.

· 9 (810) Выполнение однообразной работы ухудшает мое настроение.

· 11 (682) На экзаменах я обычно отвечаю хуже, чем мог бы, исходя из знаний предмета.

· 71 (663) В ходе решения сложной задачи мне нужны перерывы.

· 24 (590) В компаниях я часто играю роль лидера.

фактор 5 (Ф 5)

Заниженная самооценка по шкалам «Здоровье до потери работы», «Ум» и «Характер» оказывается завязанной в комплекс дисгармоничных психосоматических проявлений (характерных для высокоактивированных, чувствительных лиц), наряду с симптомами, типичными для представителей «низкоактивированного» типа: «Обычно я не сразу втягиваюсь в работу»).

Вопросы, вошедшие в фактор Ф5 (номер вопроса, факторная нагрузка и формулировка симптома с учетом знака):

· «Здоровье до» (-609) Плохое здоровье до потери работы.

· Ум (-620) Самооценка своего ума ниже среднего.

· Характер (-581) Самооценка своего характера ниже среднего.

· КИС (-573) Отрицательная корреляция между выборами.

· 118 (749) Я люблю выражать свои мысли в письменной речи.

· 45 (700) Во время ответственного разговора у меня часто «сосет под ложечкой».

· 108 (698) Разговаривая с привлекательным малознакомым юношей (девушкой) я чувствую, что у меня учащается сердцебиение.

· 54 (677) Когда я волнуюсь, мне не хватает воздуха, и приходится дышать широко открытым ртом.

· 105 (-622) Обычно я не сразу втягиваюсь в работу.

Таким образом, процедура факторного анализа результатов обследования акмеологически неблагополучных безработных (независимо от пола, возраста и стажа безработицы) выявила ряд закономерностей дисгармонии человека в стрессогенных условиях при разных сроках депривации профессиональной деятельности.

Полученные материалы позволяют планировать психотехнологии психологоакмеологической поддержки каждого конкретного человека исходя из специфики дисгармоничности сочетаний сопоставляемых тестовых оценок, что помогает планированию практические рекомендации по индивидуально-ориентированному консультированию. Приведу – в качестве примера дифференциально-акмеологического консультирования - обнаруженные нами «болевые точки» и перечень возможных рекомендаций по гармонизации психолоакмеологического состояния клиента, оптимизации его жизнедеятельности. Так, планирование и прогнозирование событий должно строиться с учетом индивидуальных склонностей (диктуются «жесткими звеньями» психофизиологического уровня индивидуальности), которые зачастую игнорируются под воздействием привычных, ранее усвоенных моделей поведения (см. описание двух разнополюсных модельных «идеальных типов»).

Неустойчивый УП и связанная с ним неадекватная самооценка сопрягаются с высокой чувствительностью к стрессовым воздействиям. Методы коррекции: АТ, а так же дифференцированно - в зависимости от индивидуального среднего уровня притязаний (моделировать стрессовые ситуации и в их контексте работать на объективизацию и стабильность уровня притязаний).

Характерна заниженная самооценка по шкалам «Здоровье до потери работы», «Ум» и «Характер», сопряженная с комплексом психосоматических проявлений. Не вдаваясь в анализ причинно-следственных зависимостей, рекомендуется поводить комплекс мер по гармонизации контура регуляции деятельности, с учетом индивидуально-типологической принадлежности клиента: обучать человека адекватным приемам саморегуляции, грамотной организации социальной и профессиональной активности.

Проведенное обследование структуры целостной индивидуальности современных безработных с выделением ее системообразующих факторов и анализом дисгармоничных моментов позволяют наметить рекомендации по индивидуализированной психокоррекции и реабилитации человека в трудной ситуации его жизнедеятельности.

Общие рекомендации касаются психокоррекциия и реабилитациия лиц при депривации профессиональной деятельности на основе представленных материалов о специфике жестких звеньев функциональных систем разных групп пролонгирования ситуации безработицы.

1. Снижение масштаба травмы. По мысли М.Монтеня, надо "брать дело в свои руки, но не в свое сердце". Один из подходов к снижению внутренней напряженности - выявление истинного масштаба увольнения с работы как травмирующего события. Данная стратегия осуществляется путем соотнесения масштаба травмы с главными жизненными ценностями: если социальный работник высветит несоизмеримость объема волнений и реальной личностной значимости события, то напряженность разряжается или смягчается. Безработный осознает, что угнетающее его событие не затрагивает его основных жизненных ценностей. (Так, здесь психологическая защита - в виде пассивности, чувства безысходности и т.д. - становится менее актуальной и может даже отключиться). При этом открывается возможность посмотреть на себя объективно, проанализировать стечение обстоятельств, непредвзято и правильно оценить их последствия. Создаются условия, когда поступки лишенного работы, определяясь реальными действующими мотивами, могут стать целеустремленными.

Данная стратегия психокоррекции осуществляет выход за пределы изначально заданных условий за счет включения исходной ситуации в более широкую систему. Открывается другой контекст жизнедеятельности. Человек, потерпевший неудачу в жизни (потеря работы), нередко считает, что его жизнь потеряла смысл. Концентрация внимания на травме суживает поле сознания, и он не осознает, что утрачена только часть жизненных ценностей. Это делает человека несчастным, стереотипным, ограничивает разнообразие его поведения. Здесь важны расширение поля сознания, переключение на видение новых возможностей, на расширение степени управления собой. При этом важно нарушение шкалы приоритетов, приводящее к внутреннему конфликту. Место главной цели может занять ряд побочных (это характерно при беспокоящей неопределенности будущего).

2. Регулирование высоты барьеров. Высокая и низкая самооценка у безработных играет разную роль в конкретных ситуациях жизнедеятельности. Высокая самооценка является детерминантой инициации активности к преодолению высокого барьера в жизни. Однако, рассогласование желаемых достижений и реальности способствует превалированию отрицательных эмоций, фрустрации, что ведет к снижению ситуативно складывающегося уровня притязаний и психосоматики.

Низкая самооценка безработного ведет к блокированию поисковой активности и стабилизации и регрессу психического развития. При этом, рассогласование прогноза и реальности не наблюдается, безработный удовлетворен своей жизнью и не претендует на ее улучшение.

Смягчение внутренней напряженности, возникшее на фоне конфликта - увольнения с работы, связано с понижением значимости допущенных ошибок, испытанных неприятных ситуаций. Учитывая, что уровень притязаний снижается быстрее, если неудача относится за счет личной неполноценности, чем когда допускается и неблагоприятное стечение обстоятельств, полезно переложить значимую часть неудач на неблагоприятную ситуацию, внешние обстоятельства и недостаточную информированность. Несправедливость и обиды, выпавшие на долю безработных, не стоит "тащить за собой" в будущее. Такая фиксация порождает потребность вспоминать прежние обиды, что провоцирует постоянное возвращение к прошлым поражениям; она сдерживает конструктивную деятельность в настоящем.

Надо сохранить опору на позитивный опыт и имеющиеся задатки и ресурсы личности, а не фиксировать негативные аспекты.

Таким образом, специалист акмеолог в ходе работы с безработными лицами должен учитывать самооценку и уровень притязаний конкретного человека. Последующая психокоррекция и реабилитация требует различных стратегий и технологий помощи.

3. Достижение большей гибкости психики. С. Лец писал, что "самая несгибаемая позиция - результат паралича". Костная позиция субъективной модели мира не позволяет без усилий изменять даже малый ее параметр, возникают особо устойчивые критерии и целостные сценарии поведения, подсознательны жизненные планы, предопределяющие жизнь человека. Так, излишняя стабильность системы принципов, критериев и сценариев жизни безработного препятствует дальнейшему развитию. Здесь необходимая специальная работа по изменению установок и пересмотру отношения к событиям жизни безработного.

Полученные результаты позволяют наметить рекомендации с учетом индивидуально-типологической классификации человека:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...