Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В дифференциальной акмеологии




 

Проработка дифференциально – акмеологических аспектов концепции целостной индивидуальности потребовала конструирования принципиально нового квазитеста, основанного на типологической теории [11, 14]. Причиной такого усложнения конструирования дифференциально–акмеологического теста является чрезвычайная сложность реального бытия многоуровневой индивидуальности. Традиционные дихотомии социобиологического анализа (в рамках линейных схем: «биологическое– социальное», «генетическое – средовое», «природное – социальное» и т.п.) создают необозримую эмпирическую многоаспектность, приводящую исследователя к тупиковым позициям, что не позволяет перейти от несистематизируемого множества индивидуальных различий к познанию акмеологических законов реальности целостной индивидуальности.

Конструирование принципиально нового типологического квазитеста начато исходя из потребностей общественной практики, где постоянно требуется создание «коротких» методик, сочетающих фундаментальность теоретико-экспериментальных разработок и возможность использования их в «полевых» условиях при естественном развитии деятельности в реальных ее ситуациях.

Подчеркнутая необходимость создания квазитеста возникла в последние десятилетия милениума, когда встали проблемы опосредствования индивидуальностью: социопсихологических последствий чернобыльской катастрофы, действия малых доз радиации на лиц, постоянно живущих на территориях, загрязненных радионуклеидами, а также на онкобольных в ходе лучевой терапии. Законы формирования целостной индивидуальности также реализуются в понимании причин генеза ишемической болезни сердца, фиксации страха, интолерантности личности, ее враждебности и агрессивности, и других остро стоящих социально значимых вопросов к академической науке.

Конкретные исследования также показали влияние интегративных характеристик индивидуальности на принятие политического решения в ходе выборов Президента России. Таким образом уже в конце 80-х годов был сформирован государственный заказ к дифференциальной психологии и акмеологии (планировалось даже создание института фундаментальной практической психологии). Данные области психологии стали интенсивно развиваться при снятии идеологического прессинга на гуманистически ориентированные области человекознания. Тенденции их развития при этом связывались с перспективами проработки проблем целостной индивидуальности [ 9, 14, 31].

Однако, задача конструирования типологического квазитеста в то время, когда еще только начинались разработки в русле создания концепции индивидуальности, была практически не решаемой, поскольку во времена И.П. Павлова было обнаружено несоответствие диагнозов природных типологических особенностей высшей нервной деятельности по поведенческим и по экспериментальным показателям. Известен даже парадоксальный случай рассогласования такой типологической диагностики. Пес по имени Пострел считался крайне слабым по итогам типологического анализа поведенческих признаков, но оказался «нервным богатырем» по результатам опытного обследования. Б.М. Теплов позднее отметил, что поведенческие жизненные показатели есть результат сплава генотипа с фенотипом (при этом подразумевалось, что в фиксируемом сплаве неразделимы его составляющие).

Задача конструирования методики оценки природных основ индивидуальности по психологическим проявлениям в самонаблюдении была поставлена в академических работах по изучению эффективности деятельности специалистов экстремальных профессий при 96-часовой депривации сна. Первый этап проработки поставленной проблемы включал обобщение 50-тилетнего опыта теоретических и экспериментальных исследований отечественной типологической школы. Данные конкретных опытов были систематизированы с позиций законов формирования целостной индивидуальности. Перечислю основные «опорные точки» десятилетней аналитической работы по созданию типологического квазитеста..

Во-первых, методика не должна содержать бесполезных для типологического диагноза прямых вопросов на самооценку испытуемым своих характеристик («Вы быстрый или медленный человек?»), а фиксировала эмоции, переживания человека в типологически значимых ситуациях жизнедеятельности (Я с удовольствием общаюсь с широким кругом людей). Такая стратегия выделения сущностных детерминант индивидуального своеобразия психики намечена А.Н. Леонтьевым, который постоянно рекомендовал отделять реально действующие мотивы деятельности от «знаемых» рационализаций с помощью анализа эмоциональных «меток» событий.

Во-вторых, принят во внимание тот факт, что типологическое качество какого – либо показателя (его природный генез, конституциональность, стабильность во времени, генотипичность) сказываются в его обширных статистических связях со сколь–угодно важными особенностями индивидуальной психики. Поэтому первоначально выделенный список возможных «претендентов» на типологичность симптома (их было около 1000) подвергался корреляционному и факторному анализу. В результате выделялись только те параметры, которые набрали максимальное количество значимых корреляций и которые далее участвовали в последующих ротациях на репрезентативных выборках испытуемых. В результаты были отобраны 120 таких симптома. Позднее среди них в результате повторных ротаций выделены 50 «мощных» типологических характеристик, составившие короткий вариант методики оценки структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ).

Методика оценки структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ) позволяет выделять семь шкал, среди которых особое значение для дифференциально–акмеологических исследований имеет интегративный индекс гармоничности целостной индивидуальности. Данный показатель отражает облическую природу синдромов целостной индивидуальности («жесткие» звенья внутренних условий взаимодействия человека с миром составляют не ортогональные – независимые, а взаимосвязанные свойства).

В–третьих, учитывали постоянно подчеркиваемый В.Д. Небылицыным закон об отражении типологически валидных параметров свойств нервной системы в сколь угодно важных характеристиках реальной жизнедеятельности. Это прежде всего относится к таким ситуациям, когда развитие деятельности относительно стабилизировано: так в ситуациях – монотонии, стресса, креативного творчества, активного поиска отправных моментов решения задачи и т. д. – фиксированы надситуативные координаты развития субъект–объектных и субъект–субъектных взаимодействий – сформированность стратегии поведения и субъективная вероятность «успеха» в прогнозируемой будущей ситуации.

Подчеркну, что подобные «стабилизаторы» использованы в работах В.Н. Дружинина [ 22 и др.], где выявлено отсутствие корреляций тестовых оценок в образуемых этими координатами четырех квадрантах ситуаций тестирования. Данные координаты были изучены в наших исследованиях при выделении в четырех квадрантах системных синдромов – «жестких звеньев» субъектных компонент вероятностно-прогностической деятельности.

В–четвертых, конструирование использовало принципы квазиэксперимента, основанного на фундаментальной теории типологических исследований, а не только на статистических нормативах конструирования традиционных тестов.

Теория целостной индивидуальности дала возможность – в противовес "коррелятивным", "факторным" методам исследования индивидуальных различий в больших массивах испытуемых – создавать методики особого типа, которые рассматриваются нами как квазитест.

Выделение тестом ОСЦИ эмоциональных предпочтений субъектом определенных ситуаций, в которых стабилизировано развитие индивидуальной деятельности, позволяет интегративно фиксировать своеобразие сложившихся синдромов разноуровневых свойств индивида и личности, которые включены в "жесткие" звенья взаимодействия человека с миром в структуре устойчивых, конституциональных, природных их особенностей, природа которых системна. Своеобразие соответствующих паттернов поэтому может анализироваться в составе инвариантной составляющей сколь угодно важных особенностей психики.

Психодиагностическая методика в дифференциальной акмеологии является методом нового типа, принципиально новым инструментом изучения типологического своеобразия целостной индивидуальности. Объективная оценка структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ) позволяет – по сопряженности связей между разноуровневыми типологическими признаками – количественно фиксировать и качественно анализировать степень гармоничности ее строения для оптимального достижения результатов действий человека.

Хотя в обыденной речи людей часто характеризуют «мозаично» - как возбудимых или спокойных, глупых или умных, общительных или замкнутых и т.д. – измерение любой черты показывает, что она всегда включена в синдром разноуровневых признаков индивидуальности, в обусловленную эволюционно-системными законами целостность (это – особая психолого- акмеологическая математика). Здесь соответствующие характеристики могут быть гармонично сопряжены (например: низкая активированность – низкая чувствительность – высокие абсолютные пороги – эффективность деятельности в стрессогенных условиях, а также при высокой мотивации, субъективная комфортность интенсивного субъект-субъектного взаимодействия). Однако, подобные фиксируемые у человека «жесткие» звенья целостной индивидуальности, как правило, содержат дисгармоничные паттерны (например: сочетание высокой активированности при функциональной истощаемостью и низкой планируемостью жизнедеятельности, высокой ее мотивацией). Отмеченная дисгармония ведет к малой работоспособности, быстрой утомляемости, отрицательному эмоциональному фону жизнедеятельности с низкой ее результативностью, агрессивности и «злому» юмору (данный синдром изучается в феномене психического выгорания личности), что сказывается в психосоматике и уменьшению продолжительности жизни.

Материалы диагностики по ОСЦИ позволяют анализировать гармночность-дисгармоничность «экологических ниш индивидуальности». Экологическое (сохраняющее индивидуальность) значение получаемых по тесту материалов с целью последующей психокоррекции «нормируется» моделированием акмеологически оптимальных синергических и компенсаторных сочетаний разноуровневых свойств индивидуальности. Подобную «идеальную модель» гармоничного сопряжения разноуровневых свойств человека в структуре целостной индивидуальности позволяют строить ряд типологических исследований [11 – 14 и др.].

Методика оценки структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ) позволяет выделять семь шкал, среди которых особое значение для дифференциально–акмеологических исследований имеет интегративный индекс гармоничности целостной индивидуальности. Данный показатель отражает облическую природу синдромов целостной индивидуальности

(«жесткие» звенья внутренних условий взаимодействия человека с миром составляют не ортогональные – независимые, а взаимосвязанные свойства).

Технология конструирования ОСЦИ таким образом синтезирует комплекс фактов, полученных с помощью надежных и валидных методов дифференциальной психофизиологии и психологии, где конструктивно рассмотрены способствующие результативной деятельности компенсаторные и синергические связи типологических особенностей индивида и их психологических проявлений. Наличие таких отношений способствует комфортному для субъекта эмоционально-активационному фону текущей жизнедеятельности, ее результативности, оптимальному развитию задатков способностей личности, что – в комплексе – сохраняет психическое и соматическое здоровье.

Шкалы ОСЦИ психометрически надежны, внутренне консистентны и валидны. Разработано содержание шкал, указаны нормативные данные и ключи [11, 14]. Представленная в книге психодиагностическая методика ОСЦИ не имеет аналогов в мировой психологической литературе и является новым методом квазиэкспериментального изучения структуры целостной индивидуальности, основанным на фундаментальной теории.

Как показано в теоретических разделах пособия, стабилизация развития деятельности способствует детерминистическим воздействиям индивидуально-обобщенных свойств человека на сколь угодно важные особенности психических процессов. При этом эффективность деятельности достигается с помощью формирования "экологических ниш" индивидуальности [Базылевич Т.Ф.,1996]. Здесь недостатки одних свойств компенсируются преимуществами других. Например, низкая чувствительность может дополняться высокой функциональной выносливостью, работоспособностью нервной системы [Небылицын В.Д., 1966]. Отсутствие же гармонии природного с социальным и средовым способствует возникновению у человека состояний напряженности, психического насыщения и перенасыщения, а также отрицательным эмоциям, сопровождающим жизнедеятельность, что - в комплексе - ведет к дезадаптации личности и отражается в психосоматике.

Метод ОСЦИ - в отличие от методик традиционного типологического аналитичного исследования - требует рассмотрения облической модели представления свойств индивида и личности в субъекте психической деятельности. Логика постановки такой проблемы конструирования методики типологической психодиагностики содержится в проанализированных в разделе 4 тенденциях развития дифференциальной психофизиологии. Предпринятые в отечественной типологической школе аналитические исследования отдельных основных свойств нервной системы – наряду с преимуществами – выявили и ограничения, главным образом, при попытках анализа индивидуализации произвольной сферы психики, в которой сказываются существенные черты человеческого поступка. Выдвижение на первый план идей целостности человеческой индивидуальности осуществлялось вместе с реализацией системного подхода [7-14].

 

Инструкция для проведения исследования по ОСЦИ:

“Вам предлагается 120 утверждений в виде вопросов, с которыми Вы можете согласиться, если это утверждение характерно для Вашего поведения (отметив слово “Да”), либо не согласиться (пометив слово “Нет”), если утверждение не отражает Ваших характерных индивидуальных особенностей.

Так как правильных или неправильных ответов не существует, старайтесь работать быстро, особенно не задумываясь. Первое, что придет Вам в голову, отражающее более типичное, чаще повторяемое, почти наверняка соответствует действительности”.

Текст методики ОСЦИ

1. Сосредоточенное решение математической задачи скоро вызывает у меня усталость.

2. Музыка мешает мне сосредоточиться на работе.

3. Монотонная работа меня быстро раздражает.

4. Я люблю быструю ходьбу.

5. Никогда в жизни я ничего не пугался.

6. Задание написать на доске длинную фразу, внимательно следя за каллиграфией, было бы мне неприятно.

7. Мне нравится знакомиться с новыми людьми.

8. Я хорошо запоминаю «белые стихи».

9. Выполнение однообразной работы ухудшает мое настроение.

10.Мне никогда не представляется, что с кем-нибудь из близких случилось несчастье.

11. На экзаменах я обычно отвечаю хуже, чем мог бы, исходя из знаний предмета.

12.Мне нравится вязать.

13.Сосредоточенно занимаясь умственной деятельностью, я быстро утомляюсь.

14. У меня повышенная чувствительность к боли.

15.Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это невыгодно?

16.Мне не надо записывать новый телефон, так как я его сразу запоминаю.

17.Я хорошо умею вести беседу в компаниях.

18.Я часто меняю устойчивые контакты в случае новых знакомств и изменения условий жизни.

19.Если на меня накричат, я отвечаю мгновенно.

20.Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, Вы выходите из себя.

21.Мне приятно быстро писать конспект.

22.Я способен «расслабиться» и вовсю повеселиться в компании.

23.Делая даже весьма продолжительный доклад, я не прерываюсь, чтобы выпить глоток воды.

24.В компаниях я часто играю роль лидера.

25.У меня иногда бывают такие мысли, которыми мне не хотелось бы делиться с другими людьми.

26.Я склонен поддерживать длительные контакты с людьми, с которыми общаюсь.

27.Прием спиртного возбуждает меня, после я долго не могу успокоиться.

28.Перед ответственным экзаменом меня то и дело «бросает в жар».

29.Мне обычно легко выполнять дела, требующие мгновенной активности.

30.Я всегда беру билет в общественном транспорте.

31.Любите ли Вы длительное время слушать громкую музыку?

32.Все исправления и дополнения я обычно делаю во время проверки работы.

33.Я чувствую даже мгновенное прикосновение.

34.Долгий разговор собеседником мне быстро надоедает.

35.У меня часто появляется чувство, что я в чем-то виноват.

36.Когда я смотрю телевизор, то настраиваю его на такую большую яркость, что другим людям она часто не подходит.

37.Во время предэкзаменационной «лихорадки» я плохо запоминаю.

38.Я обычно тщательно подготавливаюсь к работе.

39.Мне приятно работать под музыку.

40.Бывает ли, что Вы передаете слухи?

41.Я устаю от длительного общения с людьми.

42.Я предпочитаю заниматься в течение учебного семестра, так как во время экзаменационной сессии память ухудшается.

43.Большинство исправлений и дополнений я делаю во время проверки работы.

44.Мне приятно находиться в большой компании, где подшучивают друг над другом.

45.Во время ответственного разговора у меня часто «сосет под ложечкой».

46.Я предпочитаю специально планировать и распределять во времени ход выполнения задания.

47.Обычно я говорю и поступаю быстро, не задумываясь.

48.Я делаю ошибки, когда спешно готовлю к сдаче ответственную работу (проект, статью, диссертацию…).

49.Мне нравиться работа, которая требует от меня длительного внимания и сосредоточенности.

50.Свои мысли я предпочитаю излагать в устной речи, а не на бумаге.

51.Я люблю рискованные поступки.

52.Обычно я легко отвлекаюсь от своих забот.

53.Я человек очень живой и подвижный.

54.Когда я волнуюсь, мне не хватает воздуха и приходиться дышать широко открытым ртом.

55.Я люблю подшучивать над другими.

56.В учебном процессе я легко усваиваю новый материал и скучаю при повторении пройденного.

57.Я часто думаю, что сделанное мною раньше сейчас я сделал бы лучше.

58.Энергичная продуктивная работа меня бодрит, наполняет радостью.

59.Мне нравится выступать перед публикой.

60.Я люблю длительное время размышлять.

61.Шум улицы снижает продуктивность моей работы.

62.Я предпочитаю браться за новую работу, лишь завершив прежнюю.

63.Меня раздражает, когда в компании длительное время говорят на одну и ту же тему.

64.Я ощущаю легкость и свободу в общении с незнакомыми людьми.

65.В ситуации напряжения (экзамен, переаттестация, зачет…) я обычно отвечаю лучше, чем на семинарах.

66.У меня много друзей и знакомых, с которыми поддерживаются контакты.

67.Я предпочитаю больше говорить, чем слушать.

68.В начале занятий я некоторое время «раскачиваюсь» и лишь постепенно втягиваюсь в работу.

69.Обычно я предпочитаю общаться с узким кругом хорошо известных мне людей.

70.Я плохо помню абстрактные символы.

71.В ходе решения сложной задачи мне нужны перерывы.

72.Я больше молчу, когда нахожусь в обществе других людей.

73.Обычно я действую мгновенно под влиянием момента.

74.Я могу, выполняя работу, быстро отвечать по телефону.

75.От испуга у меня холодеют пальцы рук и ног.

76.Я способен внести оживление в довольно скучную компанию.

77.Я бы легко справлялся с работой жонглера.

78.Мне доставляет мало настоящего удовольствия участие в вечеринках.

79. Выполняя работу, требующую повышенного напряжения, я замедляю дыхание.

80.Я с легкостью отвык бы от курения.

81.Я устаю от длительного общения с людьми.

82.Любую работу я стараюсь спланировать заранее.

83.Я предпочитаю не помнить и заботиться о многих поручениях одновременно, а исполнять задания последовательно, по плану.

84.Я предпочитаю углубленное изучение знакомой темы работе с новым материалом.

85.Мне нравится получать сведения из общения с людьми, а не из книг, газет, журналов и т.д.

86.Иногда мне хочется встретить человека, которому я ранее не симпатизировал.

87.Стрессовые ситуации способствуют улучшению моей умственной деятельности.

88.У меня широкий круг общения.

89.Иногда я замечаю, что вспоминаю детали моей жизни, на которые раньше не обращал внимания.

90.Мне нравилось бы учить стихи типа отрывков из Сергея Есенина.

91.Мне нравится выполнять разноплановые задания.

92.После занятий мне необходим специальный отдых.

93.Я быстро устаю даже в приятной мне компании.

94.Как бы я ни волновался, руки у меня остаются сухими.

95.Мне нравится быть деловым и кратким в письменной речи.

96.Мне свойственна инициативность в завязывании знакомств.

97.Обычно я долго размышляю, прежде чем что-нибудь предпринять.

98.Мне необходимы полное уединение и тишина для занятий.

99.Я люблю выполнять задания от трудных к легким.

100.Я предпочитаю выполнять задания не в абсолютной тишине, а вместе с товарищами.

101.Мне трудно запоминать бессмысленные словосочетания.

102.Задания я люблю готовить в определенной последовательности - от трудных к легким.

103.В свободное время я предпочитаю чтение книг общению с людьми.

104.В школе я готовил уроки «за один присест».

105.Обычно я сразу же «втягиваюсь» в работу.

106.Я быстро выучиваю отрывки прозы типа прозы Тургенева.

107.Я так и не стал заядлым курильщиком, хотя и пробовал курить.

108.Разговаривая с привлекательной малознакомой девушкой (молодым человекем) я чувствую, что у меня учащается сердцебиение.

109.Я так люблю поговорить с людьми, что стараюсь не упустить случая побеседовать с новым человеком.

110.Прием спиртного через некоторое время вызывает у меня сонливость.

111.Выступая перед аудиторией, я время от времени вытираю руки и лоб.

112.Я чувствовал бы себя несчастным человеком, если бы на длительное время бл лишен общения с людьми.

113.Томительное ожидание важного известия вызывает у меня сухость во рту.

114.В моей письменной речи преобладают сложные конструкции.

115.Я предпочитаю составить планы занятий, работы на день, неделю и т.д. Это помогает мне успешно выполнять любую работу.

116.Мне хотелось бы быть членом нескольких клубов по интересам.

117.Я стремлюсь к разнообразным контактам с людьми.

118.Я люблю выражать свои мысли в письменной речи.

119.Я часто вбегаю в поезд метро перед самым закрытием дверей.

120.Я хотел бросить курить, но не смог этого сделать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...