Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель диагностического обследования




(с целью выявления и оценки актуального состояния и уровня адаптации ребенка к школе)

 

Диагностический инструментарий (методики, автор) Оцениваемые факторы Диагностируемые показатели  
     

 

 

Следует помнить, что педагогическая диагностика – оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Принципы педагогической диагностики:

1. Целостное изучение воспитанника (в единстве психологических особенностей, их внешнего проявления и условий жизни и деятельности), имеющее пролонгированный характер.

2. Деятельностный принцип. Изучение ребенка в процессе учебной и общественной деятельности, в максимально широком диапазоне занятий.

3. Сравнение успехов и недостатков ребенка с его личным опытом, предшествующим уровнем развития (а не с уровнем развития других учащихся или неким эталоном). (Норма развития личности – это развитие (В.П. Зинченко), то есть позитивная динамика личности).

4. Учет возрастных особенностей и нормы развития. (Норма – это не то среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Выбор диагностического инструментария. Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, необходимо учитывать их объективность, надежность, валидность.

Объективность – устранение воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих исследование.

Надежность – тождественность результатов повторного исследования

результатам первичного исследования при условии, что промежуток времени между исследованиями не может повлиять на существенное изменение измеряемого качества, а метод используется в тех же условиях (или тождественность результатов, полученных разными методами).

Валидность – соответствие метода исследования диагностируемому качеству.

Использование диагностических методик предполагает знание их авторов, условий разработки и опыта предшествующей апробации. Предпочтение отдается стандартизированным методикам (за исключением проективных).

Формирование выборки испытуемых. Выборка испытуемых должна быть репрезентативной – то есть моделировать генеральную совокупность. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых. При определении выборки испытуемых необходимо учитывать: пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья и многие другие особенности, которые могут оказать влияние на результат. Выводы по результатам исследования распространяются на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей выборки.

Численность выборки должна обеспечивать доказательность теоретических положений. В зависимости от цели, гипотезы и типа исследования она может быть представлена от одного до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной выборке (контрольной и экспериментальной) варьирует от 1 до 100. Исходя из методов математической статистики, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек. Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует закон: надежные факторные решения можно получить лишь втом случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза, превышает число регистрируемых параметров. Необходимо учесть, что это количество испытуемых надо увеличить на 5 – 10%, так как часть из них будет «отбракована» (не поняли инструкцию, ненадежные и недостоверные результаты, отсутствуют какие-либо переменные и т. п.).

Методы обработки результатов диагностического обследования (эмпирических данных). Методы математической статистики при обработке эмпирических данных повышают достоверность научных выводов. Не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Такие методы не дают достаточных оснований для обоснованных выводов.

Выбор метода (методов) математической обработки данных – очень важная и

ответственная часть эмпирического исследования и делать это лучше до того, как получены экспериментальные данные. Для этого нужно определить тип переменных (признаков) и шкалу измерения показателей (возраст, состав семьи, уровень образования и т.п.). В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом: время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели и т.п.

Ход работы, ее последовательность описываются детально и обычно в

хронологическом порядке. При этом обязательно указываются инструкции, которые давались испытуемым, способы и средства фиксации данных (инструкции для наблюдателей, бланки, приборы (если использовались) – компьютеры, измерительные установки и пр.).

Представление результатов обследования и их обсуждение. Описание

результатов строится на анализе количественных и качественных показателей. В таких описаниях важен лаконизм и четкость изложения. Характерный стиль изложения результатов констатирующего исследования подчиняется следующей логике:

1. Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики (метода)....

2. Они представлены в таблице…, на рисунке….(результаты приводятся в табличной и графических формах)

3. Как видно из таблицы... испытуемые... характеризуются...

4. Таким образом, можно сделать вывод, что...

В качестве иллюстрации выявленной тенденции приводятся конкретные примеры (важно помнить об этической стороне психолого-педагогической деятельности – данные об испытуемом в тексте и таблицах приводятся анонимно).

Критерии анализа эмпирических данных. Анализ эмпирических данных производится по заранее выделенным критериям. В зависимости от содержания работы приоритет может быть отдан разным критериям. В.И. Загвязинский рекомендует учитывать при проведении социально-педагогических исследований пять ведущих критериев: образовательный, индивидуально-личностного развития, здоровья, социологический, психологического комфорта.

Основными аспектами анализа и оценки результативности обучения и воспитания (с выделением соответствующих показателей и критериев) являются: 1) учебно-воспитательный процесс ОУ (воспитательная система ОУ), 2) деятельность педагога, 3) личность воспитанника (обученность, воспитанность, развитость, позитивная личностная динамика) и уровень развития детского коллектива.

Разработка, модификация модели, программы, методики, практических рекомендаций осуществляется на основе результатов констатирующего исследования и с учетом заранее определенных теоретических ориентиров и принципов. Эта часть работы еще более вариативна. При этом, общим требованием к этой части исследования является обоснованность своей разработки: цель, задачи, ожидаемые результаты, этапы, формы и методы, основное содержание. Подробное описание разработки, как правило, приводится в приложении к ВКР.

Контрольное обследование (вторичное диагностическое обследование) проводится по той же схеме, что констатирующее с использованием того же диагностического инструментария. Оценка результативности формирующего эксперимента – опыта апробации модели, программы, методики – осуществляется на основе сравнительного анализа результатов первичного и вторичного обследования. Желательно подтверждение значимости различий между результатами статистическими методами. Оценка эффективности возможна только в тех случаях, когда и констатирующее, и контрольное обследования были проведены не только в экспериментальной, но и в контрольной группе. В этом случае проводится сравнительный анализ эмпирических данных не только «до» и «после» эксперимента, но и между группами. Значимость различий между группами также подтверждается статистическими методами. Некоторые качественные различия в результатах (между группами испытуемых, экспериментальными условиями и пр.) специально подчеркиваются, чтобы обратить на них внимание читателя.

Текст второй главы, как правило, сопровождается наглядно-иллюстративным материалом. В таблицах и графических формах (диаграммы, гистограммы, графики и пр.) приводятся только конечные результаты: коэффициенты корреляции, средние значения, процентные соотношения, факторные нагрузки (таблицы с «сырыми» эмпирическими данными по каждому испытуемому приводят в приложениях к ВКР).

Подробнее с требованиями к оформлению таблиц и наглядно- иллюстративного материала можно ознакомиться в п. 5. Требования к оформлению ВКР.

Заключение

 

Заключение – это итог всей работы (как теоретической, так и эмпирической части исследования), последовательное и логичное изложение основных результатов работы. В Заключении отражается уровень достижения поставленных в ВКР цели и задач, результат проверки гипотезы. Заключение представляет собой форму синтеза накопленной теоретической и эмпирической информации. При этом Заключение не должно сводиться к механическому суммированию выводов, а должно содержать то новое, существенное, что составляет главные результаты исследования. Желательно отразить в Заключении выводы как общего, так и частного характера. Большую ценность, как правило, имеют выводы по эмпирической части исследования, поэтому в Заключении им следует уделить больше внимания. Завершается Заключение, как правило, кратким описанием перспектив дальнейшей разработки темы ВКР.

 

Список литературы

 

Список включает все источники, имеющие отношение к теме ВКР, с которыми студент работал и на которые ссылается в тексте. Список составляется в соответствии с определенными библиографическими правилами: с 01.07.2004 г. введен новый стандарт библиографического описания ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Этот стандарт заменяет ГОСТ 7.1-84 и вносит существенные изменения в правила библиографического описания книг и статей, используемых при составлении списков литературы для научного исследования. Правила оформления:

1. В начале списка использованной литературы располагаются описания официальных материалов в определенном порядке: Конституция; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановления Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т.д.). Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.

2. Приводятся библиографические описания книг, статей, справочной и иной литературы (строго в алфавитном порядке). Алфавитный способ группировки литературных источников характерен тем, что фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту. При этом, иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.

3. Указывают электронные ресурсы (Интернет-источники).

4. При большом количестве использованных источников возможна их разбивка на разделы, нумеруемые римскими цифрами, например:

I. Нормативные акты.

II. Монографии.

III. Учебная литература.

IV. Научные статьи.

V. Электронные ресурсы (Интернет-источники).

Однако и в этом случае нумерация включенной в список литературы должна быть сквозной.

1. Сведения о нормативных актах должны включать: наименование, вид, дату вступления в силу, источник официальной публикации.

Например: Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, 2001. – 32 с.

2. Сведения о книгах должны содержать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги (по титульному листу), место издания, издательство, год издания, количество страниц. Например: Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. вузов [Текст] / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2010. – 176 с. или Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей. Издание второе [Текст]/ Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 144 с.

3. Описание статьи в сборнике должно включать следующие сведения: фамилию и инициалы автора, полное название статьи, название сборника, место издания, издательство, год издания, номера начальной и конечной страниц статьи по тексту.

Например: Емельянова, И.Н. Воспитательные приоритеты в государственных

образовательных стандартах нового поколения [Текст] // Формирование социально- личностных компетенций субъектов образовательного процесса в условиях современной социокультурной среды (региональный аспект): Материалы Всероссийской научно- практической конференции с международным участием 15 – 16 марта 2012 года. – Тюмень: Изд-во «Печатник», 2012. – С. 18 – 21.

4. При описании статьи из газеты или журнала приводятся следующие данные: автор статьи, полное название статьи, название периодического издания, год издания, номер журнала (дата выхода газеты), номера начальной и конечной страниц статьи. Например: Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.

5. При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета.

Например: Пещражицкий, Л.И. Техника научного самообразования [Текст] // Татьянин день. – 1995. – №3 (23). – авг. – С. 8-10.

6. При описании диссертации приводятся следующие данные: автор диссертации, полное название диссертации, ученая степень, на соискание которой выполнена диссертация, место выполнения диссертации, год, количество страниц. Например: Санникова, С.В. Формирование социокультурной компетенции будущих учителей [Текст]: Дисс. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2006. – 221 с.

7. Возможны различные варианты ссылок на электронные ресурсы, Web-документ: Например: Смольникова, И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] – Центр «Информика». – http//www.informika.ru/text/school/its.htm (18 фев. 1999). или Бычков, В.В. Взгляды Владимира Соловьева на социальные процессы: [Электронный ресурс]/ В.В. Бычков. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http//spasil.ru/biblt/bichov2.htm.

 

Приложения

 

В Приложения обычно включаются:

- диагностические методики (их описание и тексты опросников, анкет, экспертныхкарт и пр.),

- протоколы наблюдений и психодиагностических обследований,

- индивидуальные (сырые) эмпирические данные (результаты первичного и

вторичного диагностического обследований),

- наглядно-иллюстративный и графический материал – таблицы, схемы, диаграммы, гистограммы, графики (если они не включены в текст основой части – главы 1 или 2),

- авторские разработки в полном объеме (программы, методики, конспекты и пр.).

При составлении приложений следует руководствоваться следующими

правилами:

1. Нумерация страниц с приложениями должна быть сквозной. При этом страницы с приложениями не входят в общий объем ВКР и не указываются в оглавлении.

2. Очередность расположения приложений должна соответствовать порядку ссылок на них в тексте (и, соответственно, логике и последовательности изложения материала).

3. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» (полужирным шрифтом, без точки в конце), номера приложения арабскими цифрами без знака № («Приложение 3»), иметь тематический заголовок, например «Индивидуальные результаты первичного обследования с использованием методики «Тест школьной тревожности Филлипса»».

4. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки, например: (см. Приложение 9).

ОФОРМЛЕНИЕ ВКР

 

Оформление выпускной квалификационной работы должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к форме исследовательских работ. Качество оформления ВКР учитывается ГЭК при оценке работы и выставлении итоговой отметки.

 

5.1. Общие требования к оформлению текста ВКР:

 

1. Выпускная квалификационная работа представляется на защиту только в печатном виде, выполненная на одной стороне стандартного белого листа бумаги формата А4 (210х297 мм). ВКР должна быть сброшюрована.

2. Объем ВКР – 60 страниц. (без учета Приложений).

3. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, цвет черный, контуры букв и знаков четкие, без ореола и расплывающейся краски. Насыщенность букв и знаков должна быть ровной в пределах строки, страницы и всей выпускной квалификационной работы. Междустрочный интервал – полуторный (одинаковый по всему тексту, за исключением таблиц и рисунков в основном тексте и Приложений. В наглядно- иллюстративном материале и Приложениях допускается размер шрифта 12 и одинарный междустрочный интервал). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Текст печатается с абзацами, абзацный отступ – 1,25 мм. Текст выравнивается по ширине.

4. Нумерация страниц при оформлении ВКР – сквозная по всему тексту, включая страницы с таблицами, схемами, графиками, список использованной литературы и приложения. Каждая страница нумеруется арабскими цифрами с использованием шрифта №10. Порядковый номер располагается в середине нижнего поля страницы без точек и литерных знаков. Титульный лист и оглавление, хотя и включаются в общую нумерацию (страницы 1 и 2, соответственно), однако номера страниц на них не ставятся.

5. Все структурные элементы работы (введение, главы основной части, выводы, заключение, приложения и т.д.) должны начинаться с новой страницы. Новый параграф начинается на той же странице, где закончилось содержание предыдущего, но название параграфа не должно быть последней строкой на странице.

6. Заголовки глав, а также «ВВЕДЕНИЕ», «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует располагать в середине строки и печатать прописными (заглавными) буквами, не подчеркивая, полужирным шрифтом. Точки в конце заголовков не ставятся. Главы нумеруются арабскими цифрами. Например: ГЛАВА 1.

7. Названия параграфов пишутся с заглавной буквы строчными буквами полужирным шрифтом. Выравниваются по левому краю, начиная с красной строки. Параграфы носят порядковую нумерацию в пределах каждой главы, например 1.1., 1.2., 2.1., 2.2., 2.3. и т.д.

8. Выделение текста курсивом и подчеркиванием не используется.

9. Текст на иностранных языках может быть целиком впечатан или вписан от руки (примесь частично напечатанных на компьютере отдельных букв или цифр не допускается).

10. Допускается вписывание в текст работы от руки чернилами черного цвета отдельных слов, математических формул, специальных и транскрипционных знаков, букв редко применяемых алфавитов, а также букв и текстов на редко используемых языках.

11. Используются общепринятые условные сокращения:

1) после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие);

2) при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни), напр. (например);

3) при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Внутри предложения не сокращаются слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие». Не допускаются сокращения слов «так называемый», «так как», «около».

1. При использовании автором буквенных аббревиатур (кроме общепринятых), их первое упоминание указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Эти же аббревиатуры и их расшифровка включаются в Перечень условных обозначений (см. Приложение 4).

 

5.2. Требования к письменной речи и стилю изложения ВКР:

 

1. Результаты проведенного исследования должны быть изложены понятным языком, стилистически и грамматически правильно, логически последовательно, без исправлений и подчисток, без пропусков и произвольных сокращений. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.

2. Используется научная лексика (терминология, принятая в данной науке),

недопустимо вкладывать какой-то новый смысл, давать какие-либо собственные толкования устоявшимся в данной области знания терминам.

3. Изложение текста должно осуществляться в форме безличного монолога,

ведущегося от третьего лица. Использование форм первого и второго лица нежелательно.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее употреблять местоимение «мы».

Допускаются обороты с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем».

Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (выпускной квалификационной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что…» и т.п.

4. Предпочтителен формально-логический способ изложения материала, то есть использование функционально-синтаксических средств, указывающих на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во- вторых, затем и др.), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этими и др.), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к.... обратимся к.., рассмотрим.., остановимся на.., следует сказать и др.),

итог (итак, таким образом, значит, в заключении отметим, подводя итог, сказанное позволяет сделать вывод и др.).

5. Недопустимы грамматические, пунктуационные ошибки, опечатки, небрежность в оформлении работы (их наличие существенно снижает оценку ВКР, а в отдельных случаях работа может быть не допущена к защите или снята с защиты).

6. Должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Не приветствуется излишняя экспрессия письменной речи. Атрибуты культуры письменной научной речи – точность, ясность и краткость.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...