Фонология как раздел языкознания. Понятие фонемы и фонологических оппозиций.
Фонология – часть науки фонетики. Появилась 30 годы прошлого века. Одним из первых на необходимость отдельного изучения смыслоразличительных свойств звуков указал представитель Казанской лингвистической школы (младограмматического направления) Бодуэн де Куртене. Он пользовался термином «фонема», хотя вкладывал в него несколько отличное от современного значение. Подлинным создателем фонологии считается представитель Пражской лингвистической школы (структурализм) – Н.С.Трубецкой. Как все структуралисты, Трубецкой основывался на идеях Соссюра, и в основу своих рассуждений он положил дихотомию языка и речи. В работе «Основы фонологии» (1939) он указывает, что если есть наука о звуках речи (фонетика), то должна быть и наука о звуках языка. Он предложил назвать её фонологией. Языковеды столкнулись с необходимостью выделить в многообразии слышимых звуков данного языка ограниченное количество основных звуковых единиц – фонем. И.А. Бодуен-де-Куртуне разграничил такие понятия как звук (фонацию) и фонему, как психический эквивалент звука. Звуки объединяются в фонемы не по аккустич. принципу, а по общности функциональной, т.е. если звуки произносятся по-разному, но выполняют одну т ту же функцию (образуют тот же корень, приставку), то это разновидности фонемы. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают, т.к. фонема может состоять не только из одного звука. Две фонемы могут звучать в виде одного звука (сшить). Определения фонемы: § Фонема – набор различительных признаков, набор признаков, который отличают одну фонему от другой.
§ Фонема – минимальная единица плана выражения, которая представляет собой результат деления текста на более мелкие части. § Фонема – абстрактная единица, которая реализуется в речи в виде класса аллофонов. § Фонема – это мельчайшая единица звуковой системы языка, которая является элементом звуковой оболочки слов и морфем, которая служит их различению. В речи мы произносим не фонемы, а звуки (аллофоны). Некоторые лингвисты считают, что фонема – односторонняя единица, то есть у нее есть только означающее. Другие считают, что фонема двустороння единица, они полагают, что означающим фонемы является смыслоразличительная функция. Функции: 1. смыслоразличительная функция – основная. Фонемы могут вступать в Основным понятием, от которого отталкивался Трубецкой, было понятие ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ. ФО – звуковое противопоставление, дифференцирующее значение двух слов данного языка. Члены ФО называются фонологическими единицами. Типы оппозиции:
Трубецкой – 3 принципа классификации. I По отношению к системе оппозиции в целом 1) одномерные (общие признаки не свойственны ни одной, ни другой оппозиции данного языка: «д», «т» – согласные, шумные, смычные, твердые, переднеязычные, и т.д.) и многомерные ФО(общие признаки обнаруживаются в других оппозициях данного языка: «б», «к» будет повторяться в оппозиции «п», «г»)
2) пропорциональные и изолированные
II По отношению между членами оппозиции. 1) привативные 2) ступенчатые (градуальные) 3) равнозначные (эквивалентные)
III По объёму смыслоразличительной силы 1) Постоянные («м», «л»), 2) Нейтрализуемые («д», «т»)
Трубецкой сформулировал основной принцип выделения и анализа фонемы: Если в данном языке различия между двумя данными звуками позволяют различать разные слова или разные грамматические формы, эти звуки относятся к разным фонемам. По своему фонологическому составу языки мира, больше 200 из которых проанализировал в своей работе Трубецкой, подразделяются по трём характеристикам: 1) по общему числу фонем в языке 2) по наличию частных фонологических систем или классов фонем и их способности сочетаться друг с другом 3) по системам ДП, т.е. по правилам нейтрализации.
Фонология – это лингвистическая дисциплина, в которой до сих пор не достигнуто единство по принципиальным теоретическим вопросам. Расхождение мнений особенно велико при определении фонемы. Существуют различные фонологические школы: - московская (не рассматривают звук изолированно, они рассматривают его в морфофонеме, если например мы меняем звук «и» на «ы», смысл не изменяется, значит это варианты одной и той же фонемы) - ленинградская (исходят из акустических характеристик фонемы, если можно выделить специфические характеристики звука, это и будет самостоятельной фонемой) - лондонская - копенгагенская - пражская - Две крайние точки зрения на фонему: аллофон – вариант фонемы и фонема – класс аллофонов.
К о р р е л я т и в н ы е оппозиции - такие, члены которых различаются только одним признаком, по всем другим совпадают. Они в свою очередь могут быть замкнутыми (два члена - д-т).; незамкнутыми (более 2-х членов п-т-к), усиливают какой-либо признак, например, высоту тона. Организация фонем в систему оппозиций различна в каждом данном языке, определяется своеобразием языка, пропорциями гласных и согл., распределением их по позициям и т.п. Таким образом, описание фонетики к.-л. языка должно быть представлено не беспорядочным перечислением звуков, а в виде последовательной системы, охватывающей кол-во и группировку фонем.
П е р ц е п т и в н а я функция – возможность воспринимать органом слуха звуки речи и их сочетания. Звуки не как физ. явление, а как общественное.
Ы и И. И – невозможна после твёрдого знака. А Ы только после него может быть. Москвичи считают, что это комбинаторные варианты одной фонемы, а петербургские считают, что это разные фонемы. Петербуржцы считают, что если мы можем подобрать какие-то специфические характеристики звуку, звук будет представителем самостоятельной фонемы. Фонему изолированно не рассматривают москвичи, только в окружении, и если это окружение совпадает, то эти звуки – разные фонемы. А если не существуют в одном окружении, то – это одна фонема. Вся путаница из-за того, что в русском языке два значка.
Каждую фонему описали в виде признаков. Вывели два вида признаки:
Например, «а» - не назально. Есть и другие не назальные.
Трубецкой выделил понятие оппозиции. Суть его заключается в том, что любая фонема это набор как общих, так и отличительных, дифференциальных признаков. Если бы их не было, фонема не смогла бы разграничивать смыслы слов – это одна из основных функций фонемы: (1.Смыслоразличение.У фонемы нет значения, но она ориентирована на различение значений смысла.
Типы оппозиции:
2 члена оппозиции:
Пример: П - Б, если нас интересует звонкость, то маркирован б, а не маркирован п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|