Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

39. Теорема Коуза. 40. Неоинституциональная теория прав собственности в приложении к экономическим организациям.. 41. Экономическая теория информации Акерлофа-Стиглера.




39. Теорема Коуза.

 - относится к числу общих положений новой инстит. теории.

 - изложена в статье «Проблема социальных издержек» (1960).

 - посвящена проблеме внешних эффектов (экстерналий) – т. н. побочные результаты любой деятельности, которые касаются не непосредственные ее участников, а третьих лиц

Соц. Издержки = частные изд. + экстернальные изд.

=> возможны расхождения между соц. и частными издержками, если есть издержки экстернальные (об этом и Пигу говорил в «Теории благосостояния» (1920), называл эти расхождения «провалами рынка» и их существованием он теоретически обосновывал гос. вмешательство в экономику (поощрять деятельность, вызывающую положительные внешние эффекты, штрафовать – если последствия отрицательные)).

Теорема Коуза как раз направлена против позиции Пигу о необходимости гос. вмешательства в эк-ку. Она звучит так: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменной и эффективной независимо от изменений в распределении прав собственности». То есть, в условиях нулевых трансационных издержек рынок сам сумеет справиться с внешними эффектами. Коуз доказывал эту теорему на ряде примеров как условных, так и взятых из реальной жизни.

Выводы из Теоремы Коуза:

1. она раскрывает экономич. смысл прав собственности: экстерналии появляются лишь тогда, когда правда собственности определены нечетко (особенно для таких категория как вода, воздух и т. д. ).

2. она отводит обвинения рынка в «провалах» (нечеткость прав собственности порождается дефектностью законодательства – гос-во само виновато)

3. она выявляет ключевое значение трансакционных издержек.

4. она показывает, что ссылки на внешние эффекты – недостаточное основание для гос. вмешательства.

 

40. Неоинституциональная теория прав собственности в приложении к экономическим организациям.

Неоинституционализм исходит из двух общих установок. Во-первых, что социальные институты имеют значение и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории.

Основное внимание неоиституциональная теория уделяет анализу таких факторов как трансакционные издержки, права собственности, контрактные агентские отношения.

Кроме того вводятся поведенческие предпосылки — ограниченной рациональности и оппортунистического поведения. Первая предпосылка означает, что человек обладающий ограниченной информацией может минимизировать не только материальные издержки, но и интеллектуальные усилия. Вторая означает «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства» то есть возможность нарушения контрактов.

Права собственности не всегда полностью определены. Возможны ситуации нечетко определенных прав, а, значит, нечеткой ответственности за принимаемые решения, что приводит к неполной интернализации внешних эффектов. Причины неполной спецификации прав собственности иногда могут быть чисто технологическими. В свою очередь, развитие технологий может создавать недоопределенность прав, которые раньше были определены полностью. Например, открытие нефтяных месторождений поставило задачу определения прав собственности на недра, находящиеся под земельными участками, а появление экологически «грязных» производств создало проблему определения прав на такой, казалось бы, эфемерный продукт, как чистый воздух. Права собственности не свободны от посягательств со стороны других лиц и нуждаются в защите. Деятельность по защите этих прав связана с издержками, а, следовательно, не всегда осуществляется полностью.

41. Экономическая теория информации Акерлофа-Стиглера.

Джордж Акерлоф стал в 2001 году лауреатом нобелевской премии по экономике «за анализ рынков с несимметричной информацией».

Данная работа посвящена проблеме асимметрии информации, то есть ситуации, когда продавцы владеют большей информацией о качестве товара, чем покупатели. В этой ситуации товары разного качества будут продаваться по одной и той же цене, так как покупатели не могут отличить низкосортные товары, а продавцы не захотят в этом признаваться. Это неизбежно приводит к тому, что покупатели вынуждены судить о качестве конкретного товара, главным образом, используя ту или иную рыночную статистику (например, среднее качество товара). А это, в свою очередь, будет стимулировать продавцов выставлять на продажу низкокачественные товары. Акерлоф показывает, что подобная тенденция может привести к полному исчезновению рынка. Он иллюстрирует ассимерию информации на примере рынка автомобилей: в случае новых машин продавцы знают о качестве автомобиля не многим больше, чем покупатели, а вот в случае подержанных машин, цена на которые примерно одинакова покупатели могут сильно ошибиться, т. к. от них скрывается полная информация о качестве авто. Согласно теории Грешема: плохие автомобили могут вытеснить хорошие, тк цена на них одинакова. Далее в статье автор анализирует рынки страхования, кредита и рабочей силы среди национальных меньшинств и приходит к выводу, что на этих рынках также присутствует асимметрия информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...