Портфельные стратегии предприятия
Портфельная стратегия относится к корпоративным стратегиям предприятия. Она формирует определенный состав и структуру портфеля различных стратегических единиц бизнеса (СЕБ) предприятия. Эффективно распределенные между СЕБ инвестиции могут создать эффект синергизма или стратегического рычага, когда определенные затраты на совокупность различных типов стратегий приводят к гораздо более существенным преимуществам в деятельности предприятия, обусловленным удачным дополнением или сотрудничеством между СЕБ. Выбор портфельной стратегии предприятия осуществляется с помощью инструментария и моделей стратегического анализа. Наиболее часто на практике для разработки портфельной стратегии используются следующие матрицы портфельного анализа: I. Матрица «относительная доля рынка — темп роста рынка», разработанная американской консультационной фирмой «Бостон консалтинг групп» чаще используется под названием матрица «Бостон консалтинг групп» (матрица БКГ). При применении данной матрицы стратегические единицы бизнеса предприятия распределяются по показателям относительной доли рынка (характеризующей конкурентоспособность СЕБ) и темпов роста отраслевого рынка (характеризующих степень привлекательности рынка). Горизонтальная ось матрицы показывает относительную долю рынка, которую занимает каждый продукт (СЕБ). Доля рынка измеряется в частях относительно объема аналогичной продукции (услуг), реализуемой наиболее сильным конкурентом на данном рынке, т.е. если предприятие продает данного продукта меньше, чем крупнейший его конкурент, то продукт попадет в правую часть матрицы и будет помещен напротив соответствующей доли, если больше — то в левую часть матрицы.
Относительная доля рынка определяется по формуле:
Относительная доля рынка = Доля рынка данной СЕБ предприятия / Доля рынка данной СЕБ крупнейшего конкурента Вертикальная ось матрицы показывает годовой темп роста отраслевого рынка. При этом граница в 10% выделяется в качестве водораздела между быстрым и медленным ростом. Стратегические единицы бизнеса наносятся на матрицу в виде кружочков, площадь которых пропорциональна объему продаж данной СЕБ. На рисунке 6.2 показана матрица «Бостон консалтинг групп».
Темп высокий роста рынка, %
низкий Относительная доля рынка
> Типичный путь развития СЕБ Основные направления эффективных финансовых потоков
Рисунок 6.2 - Матрица «Бостон консалтинг групп»
В таблице 6.1 представлены основные позиции бизнеса и варианты стратегий в рамках матрицы «Бостон консалтинг групп». Там же показана связь позиций бизнеса с жизненным циклом товара. Жизненный цикл товара — определенный период (цикл) времени, отражающий основные этапы развития товара с момента его разработки до вывода с рынка.
Таблица 6.1 - Варианты стратегий матрицы «Бостон консалтинг групп»
Матрица «Бостон консалтинг групп» активно применяется в практике стратегического менеджмента. Анализ фактического портфеля позволяет также оценить степень его сбалансированности. Возможные варианты:
а) гармоничный портфель. В состав такого портфеля входят СЕБ, способные быть источниками финансовых средств и приносить краткосрочную прибыль, а также СЕБ, способные обеспечить долгосрочные интересы диверсифицированной фирмы. Таким образом, в портфеле поддерживается равновесие между СЕБ, приносящими доходы и требующими инвестиций; б) портфель с избытком СЕБ на рынках с низкими темпами роста. Отсутствует потенциал роста фирмы и, несмотря на положительные текущие финансовые результаты, делает ее весьма уязвимой в будущем; в) портфель с преобладанием СЕБ на перспективных рынках. Фирмы с таким портфелем испытывают финансовые трудности, связанные с недостатком средств для сохранения своей доли рынка и дальнейшего развития СЕБ. Даже при наличии хороших перспектив данная ситуация может привести к потере независимости фирмы, которая может быть поглощена сильным конкурентом. К достоинствам матрицы БКГ можно отнести: - наглядность и простоту применения: - позволяет определить возможную стратегию СЕБ; - может использоваться и для достаточно узкопрофильных предприятий для оптимизации их ассортиментной политики. В этом случае матрица дает возможность установить стратегию относительно конкретных разновидностей товара; - позволяет определить потребности финансирования СЕБ и выявить потенциал рентабельности отдельных СЕБ: - наглядно показывает способность каждой СЕБ генерировать поток доходов и ее потребность в финансировании; - показывает привлекательность каждой СЕБ в корпоративном портфеле бизнесов: - нацеливает на использование данных о внешней среде при оценке каждого вида бизнеса предприятия, установлении для него стратегий и перераспределении ресурсов;
- матрица позволяет оценить баланс хозяйственного портфеля предприятия. Данному методу портфельного анализа присуши следующие недостатки: - матрица строится только относительно двух параметров — рост рынка и относительная доля СЕБ на рынке: - матрица теряет смысл, если отсутствует возможность роста; - прибыль играет для фирмы зачастую большую роль, чем баланс поступления денег; - не учитывается взаимосвязь СЕБ; - не учитывается цикличность развития товарных рынков; - достаточно трудно точно определить темп роста отраслевого рынка и относительную долю рынка предприятия. II. Матрица «привлекательность-конкурентоспособность», разработанная компанией «Мак-Кинси» по заказу «Дженерал электрик». Данная модель представляет собой развитие предыдущей матрицы. Матрица «привлекательность—конкурентоспособность» включает девять стратегических позиций предприятия. Наиболее характерные положения стратегий находятся по углам матрицы (рисунок 6.3).
Привлекательность 5 Рынка высокая
средняя
низкая Конкурентоспособность
Рисунок 6.3 - Матрица «Мак-Кинси»
Привлекательность и конкурентоспособность являются многофакторными понятиями, включающими различные критерии их оценки (таблица 6.2).
Таблица 6.2 - Критерии привлекательности рынка и конкурентоспособности предприятия
Различные критерии привлекательности и конкурентоспособности приводятся к сопоставимому виду с помощью весомых коэффициентов. Для удобства проведения расчетов веса распределяются таким образом, чтобы их сумма равнялась единице. Каждому из параметров привлекательности рынка дается оценка степени его привлекательности для анализируемого предприятия в оцениваемой отрасли. Эта оценка параметров ведется в зависимости оттого, насколько заключенная в параметре характеристика отрасли несет в себе возможности для достижения целей предприятия. Оценка ведется по пятибалльной шкале: 5 — наиболее привлекательный, 1 — наименее привлекательный параметр. Например, если фирма стремится к расширению, а отрасль совсем не растет, то параметр роста отрасли получит оценку 1. Это будет означать, что он несет в себе угрозу для предприятия. Оценка относительной значимости каждого параметра умножается на соответствующую оценку привлекательности этого параметра и все эти произведения складываются. В сумме получается интегральная оценка привлекательности отраслевого рынка. Максимальная оценка привлекательности отрасли может быть 5, а минимальная — 1. В таблице 6.3 приведен гипотетический пример расчета привлекательности отраслевого рынка.
Таблица 6.3 - Оценка привлекательности отраслевого рынка
Степень конкурентоспособности СЕБ также измеряется от 1 до 5. 5 — сильная конкурентная позиция по данному фактору, 1 — очень слабая конкурентная позиция. Для определения обобщенной оценки конкурентоспособности относительный вес каждого параметра оценки умножается на соответствующую оценку степени конкурентной силы стратегической единицы бизнеса. Все полученные произведения складываются. Результат сложения дает интегральную оценку конкурентной позиции СЕБ в ее отрасли. В таблице 6.4 приводится гипотетический пример расчета конкурентной позиции СЕБ в отрасли.
Таблица 6.4 - Оценка конкурентной позиции СЕБ в отрасли
Теперь представим характеристику основных стратегий матрицы «Мак-Кинси». По отношению к тем СЕБ (продуктам), которые попали в квадраты «Успех», фирма должна применять стратегию развития. Эти бизнесы имеют хорошую конкурентную позицию в привлекательных отраслях, поэтому явно им принадлежит будущее. Бизнесы (продукты), оказавшиеся в квадрате «Вопросительный знак», могут иметь хорошее будущее, но для этого предприятию следует приложить большие усилия по улучшению их конкурентной позиции. Бизнесы (продукты), оказавшиеся в квадрате «Доходный бизнес», являются источником получения денег. Они очень важны для поддержания нормальной жизни предприятия. Но они могут быть ликвидированы, так как привлекательность для предприятия отрасли, а которой они находятся, низкая. Попадание в квадрат «Средний бизнес» не дает возможности однозначно судить о дальнейшей судьбе СЕБ. По отношению к ней решение может быть принято только по результатам анализа состояния всего портфеля бизнесов (продуктов). Хотя в значительной мере это замечание относится и к СЕБ, попавших в один из трех рассмотренных выше типов квадратов. Относительно СЕБ, попавшей в квадрат «Поражение», следует сделать вывод, что она находится в очень нежелательной позиции, требует достаточно быстрого и эффективного вмешательства с целью предотвращения возможных серьезных негативных последствий для предприятия. Матрица «Мак-Кинси» дает хороший инструментарий для анализа портфеля бизнесов (продукции). Основной вывод, к которому она подводит исследователя, состоит в том, что сбалансированный портфель должен иметь в своем составе в основном бизнесы, находящиеся в квадратах «Успех», немного бизнесов, находящихся в квадрате «Вопросительный знак», и строго определенное число бизнесов, находящихся в квадрате «Доходный бизнес». Их количество должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить поддержание «успешных» бизнесов и «вопросительных знаков». Основные достоинства матрицы «Мак- Кинси»: - учитывает существенно большее число факторов по сравнению с матрицей «БКГ»; - данная матрица более гибкая, поскольку ее показатели выбираются исходя из конкретной ситуации; - шире область применения данной матрицы, так как она не исходит из каких-то частных предположений. Основные недостатки матрицы «Мак-Кинси»: - растет число факторов учитываемых в модели, поэтому более сложным становится процедура их измерения; - высокий уровень субъективности оценок позиций СЕБ; - возрастает уровень субъективизма, проявляющегося при выборе показателей, характеризующих привлекательность отраслевого рынка и конкурентоспособность предприятия, и установлении весовых коэффициентов значимости; - отсутствует логическая связь между показателями конкурентоспособности и движением финансовых потоков; - итоговые стратегические рекомендации, как и в случае матрицы «БКГ», носят общий характер и требуют уточнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|