Производственная стратегия предприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
В стратегическом менеджменте производство рассматривается как система, т.е. особый класс открытых искусственных материальных систем. Производственная система — это такая система, элементами которой являются компоненты производства (средства и предметы труда, а также люди, осуществляющие производственную деятельность и управляющие процессом производства), и связи между элементами устанавливаются такие, чтобы обеспечить необходимое протекание производственного процесса. Производственная стратегия — концептуальные решения, определяющие способы преобразования ресурсов в конечную продукцию или услуги. Объектом производственной стратегии выступают долгосрочные характеристики и параметры производственных процессов, позволяющие принимать стратегические решения о составе необходимого оборудования, персонала, зданий, сооружений, запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, а также инвестиций в развитие производственной системы предприятия. Производственная стратегия имеет на предприятии долгосрочный характер и связана, как правило, со значительными инвестициями. В силу этого производственная стратегия является относительно устойчивой. Она имеет решающее значение в процессе формирования конкурентоспособности предприятия, так как в значительной степени предопределяет качество производимых товаров и уровень их цен, гибкость реакции предприятия на постоянно меняющиеся требования рынка. Компоненты производственной стратегии предприятия: 1. Стратегия производственных процессов включает: - формирование концепции развития производственных процессов - это долгосрочная ориентация предприятия на преимущественный способ развития производства. Выделяют две концепции развития производственных процессов: стратегия, сфокусированная на процесс (используется в том случае, если предприятие имеет большое разнообразие выпускаемых товаров, которые реализуются в небольших количествах; для данной стратегии характерно использование преимущественно универсального оборудования, наличие больших запасов материалов и незавершенного производства, высокая длительность производственного цикла, значительные объемы складских помещений); стратегия, сфокусированная на продукт (используется в случае, когда предприятие имеет малое разнообразие товаров, производимых в больших количествах; для этой стратегии характерно использование преимущественно специального оборудования, наличие небольших запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, небольшая длительность производственного цикла, хранение материалов и деталей непосредственно на рабочих местах, небольшие объемы складских помещений);
- стратегические решения в области выбора типа производства. Тип производства — это классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объема выпуска продукции. Различаются три основных типа производства: единичное, серийное и массовое. Выбор для конкретных стратегических единиц бизнеса определенного типа производства является важным стратегическим решением, поскольку от типа производства во многом зависит характер технического оснащения и организации производственных процессов; - стратегический выбор форм организации производства предусматривает стратегические решения в области определения наиболее подходящих для реализации корпоративных и конкурентных стратегий предприятия форм организации производственных процессов. Выделяют четыре формы организации производства: специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование;
- стратегические решения относительно выбора методов организации производства. Методы организации производства — совокупность приемов и операций изготовления продукции или оказания услуг, выполняемых при определенном сочетании элементов производственного процесса. Производственная стратегия предприятия предусматривает использование трех основных методов организации производства: поточный, единичный, бригадный методы. 2. Стратегия размещения производства - решения, связанные с размещением предприятия, его структурных подразделений и оборудования внутри предприятия. Стратегия размещения производства отвечает за пространственную организацию производства. Необходимость выработки стратегии размещения производства возникает в случае создания нового предприятия, освоения производства новых видов продукции (новых производств), расширения ранее выпускаемой продукции, изменений на рынках сбыта, внедрения прогрессивных технологических процессов, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов. Стратегия размещения производства включает: - стратегию месторасположения предприятия. К числу наиболее важных факторов при выработке стратегии месторасположения предприятия относятся рынок сбыта, рынок сырья и материалов, трудовые ресурсы, требуемые инвестиции, внутригосударственные налоговые различия (речь идет прежде всего о региональных и местных налогах), внешнеэкономические факторы (таможенные затраты, государственные дотации, субсидии). При разработке стратегии месторасположения предприятия учитываются следующие уровни выбора расположения: международный (в какой стране или в каких странах должно быть месторасположение предприятия); региональный (в каком регионе должно быть месторасположение предприятия); локальный (в каком месте региона должно быть месторасположение предприятия); внутрилокальный (где внутри данной территории должно быть месторасположение предприятия); внутриорганизационный (как пространственно размещаются структурные подразделения внутри предприятия).
При выборе месторасположения предприятия сначала учитываются важнейшие факторы выбора (базовые требования к месторасположению), затем рассматриваются возможные места расположения предприятия, далее определяются вероятные затраты и результаты по возможным вариантам месторасположения предприятия и, наконец, определяется оптимальное месторасположение; - стратегию формирования пространственной сети поставщиков. При разработке данной стратегии учитываются требования к выбору поставщиков, производится оценка возможных поставщиков, осуществляется поиск оптимальных методов выбора поставщиков. К поставщикам предъявляются следующие требования: доступность источников снабжения, качество возможных поставок, имидж поставщиков. Оценка возможных поставщиков включает систему показателей оценки в рамках трех направлений: продукт — качество, цена, упаковка, система скидок, размер поставок, общий объем продаж; обслуживание — условия транспортировки, время поставки, качество поставки, система платежей, уровень послепродажного сервиса; общая характеристика поставщика — географическое расположение, финансовое состояние, размер или мощность, производственный диапазон, уровень торгового персонала, качество менеджмента, исследовательские и технические возможности; - стратегию пространственной планировки предприятия. Разработка данной стратегии осуществляется при организационном проектировании производственной системы. Компонентами стратегии являются стратегические аспекты: организационного проектирования производственной структуры предприятия, представляющей собой состав производственных единиц, их специализацию и взаимосвязи; проектирования производственной структуры цехов; проектирования производственной инфраструктуры, включающей комплексную подготовку производства, инструментальное обеспечение, организацию контроля качества, внутрипроизводственное снабжение, ремонтное обслуживание, транспортное обслуживание и т.д.; разработки генерального плана предприятия, включающего расположение на территории предприятия всех цехов, служб, сооружений, устройств и коммуникаций, согласованных с особенностями рельефа местности, требованиями благоустройства территории и охраны природной среды;
- стратегию размещения оборудования. Разработка стратегии включает выбор вариантов размещения оборудования и методов рациональной планировки оборудования. Варианты размещения оборудования непосредственно связаны с понятием специализации производственных подразделений: функциональное (технологическое размещение) — вместе группируется оборудование, выполняющее схожие функции; поточное размещение — оборудование группируется для выпуска какого-либо продукта; размещение по групповой технологии — оборудование группируется для выпуска семейства (группы) конструктивно и технологически однородных продуктов.
4. Стратегия научно-технического развития
Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение внешней среды предприятия обуславливают повышение требований к содержанию его технической политики. Основу технической политики предприятия составляет стратегия научно-технического развития, которая определяет приоритеты перспективного развития предприятия. Стратегия научно-технического развития — это долгосрочная программа конкретных действий, связанных с созданием нового продукта и технологии производства. Разработка данной стратегии опирается на информацию о предполагаемых технологических изменениях, новых открытиях, временных горизонтах инновационных «прорывов». Стратегия научно-технического развития фокусирует внимание на распределении ресурсов внутри научных исследований, опытно-конструкторских разработок и технологической подготовки производства. Разработка стратегии научно-технического развития включает следующие направления инновационных работ: - определение оптимального соотношения между проведением собственных НИОКР и участием предприятия в межфирменном сотрудничестве в научно-технической сфере, покупкой патентов, лицензий, ноу-хау для проведения новой технической политики; - определение необходимого объема НИОКР; - разделение НИОКР по степени воздействия на рынок (НИОКР для существующего производства и выхода на новые рынки). Содержание стратегии научно-технического развития обуславливается характером, особенностями инновационной деятельности предприятия и условиями внешней среды.
В зависимости от условий внешней среды функционирования предприятия выделяют два вида стратегии научно-технического развития: - адаптационная, оборонительная, пассивная стратегия; В общем виде сущность адаптационной стратегии состоит в проведении непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций. Вариантами адаптационной стратегии являются: - защитная стратегия — может разрабатываться в двух основных направлениях, либо создание на рынке данной продукции условий, не приемлемых для конкурентов и способствующих их отказу от дальнейшей борьбы, либо переориентация собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций; - стратегия инновационной имитации — предполагает, что предприятие делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием; - стратегия выжидания — ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Предприятие рассчитывает с ее помощью дождаться результатов выхода на рынок новшества, предлагаемого другим предприятием, и в случае его успеха оттеснить разработчика. В отличие от имитационной стратегии, при которой производитель довольствуется рыночными сегментами, не охваченными основной организацией, производитель, выбирающий стратегию выжидания, стремится превзойти организацию-разработчика по объемам производства и реализации новшества, и здесь особое значение приобретает момент начала активного действия против организации-разработчика. Стратегия выжидания близка к стратегии инновационной имитации, поскольку в обоих случаях производитель прежде всего стремится убедиться в наличии устойчивого спроса на новый продукт организации-разработчика, на долю которой приходится основной объем издержек по созданию и коммерциализации новшества. - творческая, наступательная, активная стратегия. Творческая наступательная стратегия научно-технического развития опирается на более радикальные инновации, осуществляемые в целях повышения конкурентоспособности предприятия, расширения и укрепления его рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий. Вариантами творческой наступательной стратегии являются: - стратегия разработки новых технологий, обеспечивающих лидерство на широком рынке, основана при широкомасштабном проведении НИ ОКР в области продукции и технологии для обеспечения устойчивых рыночных позиций во многих сегментах; - стратегия разработки новых технологий, способных обеспечить лидерство в одном из сегментов рынка. Стратегия предусматривает проведение НИОКР в узком спектре систем продукции и технологии; - стратегия технологического скачка, обеспечивающего долгосрочные конкурентные преимущества. Характеризуется широким спектром поисковых научно-исследовательских работ с целью освоения радикальных новшеств; - стратегия слияний и приобретений предполагает меньший риск по сравнению с другими отмеченными выше вариантами стратегий, опирается на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на освоенные рынки. Результатом данной стратегии является создание новых производств, крупных подразделений, совместных предприятий на базе объединения ранее обособленных структур. Техническая политика предприятия Стратегия научно-технического развития составляет основу технической политики предприятия. Техническая политика предприятия содержит мероприятия по обновлению и повышению технического уровня выпускаемой продукции, технического и организационного уровня производства. Основой ее разработки является концепция технического развития предприятия и выпускаемой продукции. Техническая политика предприятия предусматривает разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности производства. Техническая политика предприятия разрабатывается по следующим направлениям: - создание и освоение производства новой продукции; - разработка и внедрение прогрессивных технологических процессов; - комплексная автоматизация и механизация производства; - повышение эффективности использования материальных и топливно-энергетических ресурсов; - обновление и модернизация основных фондов; - совершенствование управления, организации труда и производства; - научно-исследовательские и конструкторские разработок; - повышение технического уровня производства и выпускаемой продукции, Создание новой продукции более высокого технического уровня и качества зачастую связано с повышением трудоемкости изготавливаемого изделия и, как следствие, с повышением его себестоимости. Поэтому, прежде чем включить в план создание или модернизацию новой выпускаемой продукции, рассчитывается возможный годовой прирост прибыли от реализации этой продукции с учетом изменения себестоимости и цены. При включении в план мероприятий по разработке и внедрению прогрессивной техники, технологии, механизации, автоматизации производства устанавливаются показатели по снижению трудоемкости выпускаемой продукции, сокращению численности рабочих, занятых в производстве этой продукции, снижению материалоемкости и себестоимости продукции. Эффективными можно считать только те мероприятия, внедрение которых обеспечивает уменьшение численности занятых рабочих, снижение материалоемкости и материальных затрат на выпускаемую продукцию, снижение себестоимости выпускаемой продукции. Основными направлениями работ по совершенствованию организации труда являются; рациональное разделение и кооперирование труда; организация обслуживания рабочих мест, в частности, многостаночное обслуживание; совмещение профессий и специальностей; внедрение передовых методов и приемов труда; совершенствование нормирования и оплаты труда; улучшение социального климата в коллективе. Техническая политика предприятия включает работы, обеспечивающие достижение научно-технического прогресса (НТП) на предприятии, повышение его технического уровня. На техническую политику предприятия оказывает влияние рыночная позиция предприятия, определяемая контролируемой долей рынка и динамикой его развития, доступом к источникам финансирования и сырья, позицией лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе. Техническом политика предприятия во многом определяется типом производства. При различных типах производства неодинаково организован производственный процесс, различны технология производства и применяемая техника, соотношение между основным, вспомогательным и обслуживающим производством. Каждый тип производства имеет свою специфику развития и направление технической политики. При разработке технической политики мероприятия технического развития и организации производства обосновываются с помощью показателей экономической эффективности инвестиций. В единичном и мелкосерийном производстве выпускается в основном новая, иногда принципиально новая продукция в малых количествах. В этих условиях стратегия технической политики направлена на совершенствование научно-технического уровня и качества выпускаемой продукции, которые зависят or квалификации рабочих, конструкторов, технологов. В серийном производстве важным показателем, характеризующим стратегию технической политики, является техническая мобильность, т.е. способность к быстрому переходу от одной серии продукции к другой. Поэтому в серийном производстве планируют организацию гибких производственных систем. Экономика серийного производства прямо зависит от качества выпускаемой продукции и частоты ее обновления. В массовом производстве выпускается освоенная продукция узкой номенклатуры большим объемом. Замена одного изделия другим производится относительно редко, качество выпускаемой продукции обусловлено высоким уровнем организации производства. Оборудование в массовом производстве высокопроизводительное, специальное и специализированное. При научно-технической стратегии в массовом производстве рассматривают прежде всего вопросы специализации производств, повышения технического уровня покупных изделий и полуфабрикатов, а также связанные с этим вопросы кооперирования. В процессе разработки технической политики предприятия важную роль играет выбор приоритетных направлений исследований и разработок. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных исследовательских проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом оснащении технологических процессов, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению различных инвестиционных программ, укреплению международных связей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|