Типовые конкурентные стратегии, базирующиеся на достижении конкурентных преимуществ
К конкурентным стратегиям предприятия относят стратегии достижения конкурентных преимуществ, стратегии поведения в конкурентной борьбе; стратегии, определяемые конкурентным статусом предприятия. Рассмотрим вначале конкурентные стратегии, в основе которых лежит достижение определенного типа конкурентных преимуществ. Три типа конкурентных стратегий (по М. Портеру) (рисунок 1). Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ или конкурентных стратегий предприятия, которые М. Портер объединяет в следующие типовые группы конкурентных стратегий: 1. Лидерство в издержках. Стратегия лидерства в издержках основана на достижении уровня издержек производства и реализации товаров ниже основных конкурентов. Это позволяет либо продавать товары по более низким ценам, получая ту же сумму прибыли на каждую единицу товара, что и конкуренты; либо при уровне цен, аналогичных ценам конкурентов, иметь более высокие прибыли. Следует иметь в виду, что данная стратегия предполагает производство продукции на уровне не ниже среднеотраслевого качества. Если же снижение себестоимости продукции приводит к ухудшению ее качества, то цену продукции приходится устанавливать ниже среднеотраслевого уровня, что перестает приносить дополнительную прибыль.
Низкие издержки Дифференциация КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Рисунок 1 - Три типа конкурентных стратегий (по М. Портеру)
Стратегия опирается на высокую производительность труда и всемерную экономию издержек. Более низкие издержки, чем у конкурентов, достигаются за счет:
- экономии на масштабах производства вследствие повышения уровня специализации и разделения труда при больших объемах производства; - использования эффекта опыта; - повышения производительности труда; - улучшения уровня организации производства и труда; - совершенствования технологии производства на основе механизации и автоматизации производства, использования современных информационных технологий; - совершенствования конструктивных особенностей продукции в направлении облегчения автоматизации производства и экономии материальных затрат; - формирования более дешевых каналов обеспечения предприятия материальными и информационными ресурсами; - доступа к дешевым источникам сырья и материалов; - низких трансакционных издержек; - достижения оптимального соотношения постоянных и переменных издержек; - улучшения уровня организации менеджмента на предприятии и т.д. Реализация стратегии лидерства в издержках эффективна при следующих рыночных условиях: - спрос на товар высокоэластичен, преобладает ценовая конкуренция; - товар однородный, стандартный; - потребители не привержены к определенным товарным маркам; - товар закупается крупными потребителями или посредниками, способными диктовать свои условия производителю; - у предприятия имеется доступ к дешевым экономическим ресурсам. К недостаткам стратегии лидерства в издержках можно отнести ее базирование на конкурентных преимуществах порядка, которые легко копируются конкурентами и являются достаточно неустойчивыми. Кроме того, увлечение проблемой снижения себестоимости не позволяет сконцентрировать необходимые усилия на направлении обновления продукции, повышения уровня ее качества, быстрого реагирования на изменение предпочтений потребителей, их потребности в расширении уровня сервиса товаров.
2. Дифференциация. Стратегия основана на достижении высокого уровня разнообразия и уникальности предложения. Несмотря на то, что наличие отличительных качеств требует, как правило, более высоких издержек, успешная дифференциация позволяет фирме добиться большей рентабельности за счет того, что рынок готов принять болле высокую пену. Данная стратегия позволяет продавать товары по более высоким ценам, получая при этом ту же сумму прибыли на каждую единицу товара, что и конкуренты; либо более высокую прибыль. Покупатель готов заплатить повышенную цену за предоставляемые ему нестандартные свойства и характеристики товара, дополнительный сервис, лучшее обслуживание и т.д. Следует иметь в виду, что данная стратегия предполагает производство продукции на уровне выше среднеотраслевого качества. Дифференциация означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) товара для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания. Конкурентная стратегия дифференциации опирается на дифференциацию товара, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала, имиджа. Дифференциация товара состоит в обеспечении товару уникальных свойств или непохожего сочетания базовых свойств, которые важны для потребителя и которые отличают этот товар как более качественный от предложений конкурентов. Сервисная дифференциация — это предложение разнообразного и более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня услуг, сопутствующих продаваемым товарам (срочность и надежность поставок, установка оборудования, послепродажное обслуживание, обучение и консультирование клиентов). Дифференциация персонала предусматривает соответствующую подготовку персонала, который работает с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов. Хорошо обученный персонал отличает компетентность, дружелюбие, доверие. Особенно широко данная стратегия в сочетании с сервисной дифференциацией может использоваться в сфере услуг.
Дифференциация имиджа — создание более выгодного имиджа предприятия и/или его товаров по сравнению с конкурентами. Реализация стратегии дифференциации эффективна при следующих рыночных условиях: - можно выделить множество отличительных характеристик товара, которые ценятся потребителями. Различным группам потребителей нужны определенные комбинации базовых свойств товара; - число потребителей, желающих потреблять дифференцированные товары даже по более высоким ценам, достаточно велико; - преобладает неценовая конкуренция; - признаки дифференциации не могут быть быстро скопированы конкурентами и без привлечения значительных затрат; - спрос на продукцию разнообразен по структуре. Достоинством стратегии дифференциации является ее базирование на конкурентных преимуществах высокого порядка, которые достаточно трудно копируются конкурентами и являются устойчивыми. Недостатки стратегии дифференциации: - стратегия данного типа может быть не совместима с целью завоевания большой доли рынка, так как большинство покупателей может не осилить повышенный уровень цен; - стратегия требует значительных расходов на тактический маркетинг, поскольку потребителя нужно тщательно информировать об отличительных особенностях товара; - дифференциация может превзойти разницу в цене — уровень цены может стать настолько большим, что для покупателей соображения экономичности окажутся важнее приверженности торговой марке; - предприятие не всегда правильно определяет то, что ценно для потребителя и за что он готов заплатить дополнительную цену; - может снизиться потребность покупателей в дифференцированной продукции, что возможно с ростом их информированности. Кроме того, увлечение проблемой снижения себестоимости не позволяет сконцентрировать необходимые усилия на направлении обновления продукции, повышения уровня ее качества, быстрого реагирования на изменение предпочтений потребителей, их потребности в расширении уровня сервиса товаров.
3. Фокусирование (концентрация). Стратегия фокусирования предполагает концентрацию на нуждах одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель данной стратегии состоит в том, чтобы удовлетворять потребности выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Такая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам, либо и на то, и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Например, изготовитель красок может принять решение иметь дело только с профессиональными художниками, отказавшись от рядовых покупателей, от строительной, автомобильной и других отраслей. Использование стратегии фокусирования позволяет предприятию завоевать высокую долю рынка в целевом сегменте, но всегда ведет к малой доле рынка в целом. Причиной выбора такой стратегии часто является отсутствие или недостаток ресурсов. Другая, пожалуй, более важная причина — усиление барьеров входа в отрасль или на рынок. Именно поэтому стратегия фокусирования (или узкой специализации) присуща, как правило, небольшим предприятиям, хотя ею могут воспользоваться и крупные. Реализация стратегии фокусирования эффективна при следующих рыночных условиях: - потребности покупателей дифференцированы; - внутри целевого сегмента существуют рыночные ниши, на которых можно сконцентрировать деятельность предприятия; - рыночная ниша имеет достаточный размер для обеспечения необходимой прибыльности деятельности; - обслуживаемая рыночная ниша имеет потенциал роста; - конкуренты не рассматривают нишу рынка в качестве ключевого фактора успеха (концентрация на рыночной нише связана со значительными затратами или трудностями либо настолько мала, что не привлекает внимания больших компаний); - ресурсы предприятия не позволяют обслуживать весь рынок, однако оно может качественно обслужить потребителей рыночной ниши. Эти стратегии являются базовыми конкурентными стратегиями, ввиду их универсальной применимости. Предприятие, желающее добиться успеха на конкурентном рынке, должно следовать только одной из них в отношении конкретной стратегической единицы бизнеса. В противном случае оно «застрянет» где-то посередине, т.е. не сможет обеспечить себе достаточного конкурентного преимущества и будет обречено на результаты деятельности ниже среднеотраслевых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|