Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкурентные преимущества предприятия как основа формирования конкурентной стратегии




 

Для успешного функционирования на конкурентном рын­ке предприятие должно обладать преимуществами перед свои­ми основными конкурентами. Основой конкурентных преиму­ществ являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентные преимущества, как правило, реали­зуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу конкурентной стратегии предприятия. Конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыноч­ного сегмента (что обеспечивается более высокой эффектив­ностью использования ресурсов) и завоевывать прочные по­зиции на рынке.

Конкурентные стратегии должны обеспечивать достижение стабильных конкурентных преимуществ предприятия.

Возникновение теории конкурентного преимущества обусловлено научно-техническим прогрессом общества, глобализацией и интернационализацией конкурентных отношений.

Концепция конкурентных преимуществ в явном виде была сформирована М. Портером. К пониманию экономического успеха страны М. Портер идет от отдельных отраслей эконо­мики к хозяйству в целом. В основе его концепции конку­рентных преимуществ страны лежат «принципы стратегии по­вышения конкурентоспособности в отдельно взятых отраслях». Фундамент этой концепции составляет идея «на­ционального ромба», раскрывающая четыре свойства (детер­минанты) страны, формирующих конкурентную среду, в ко­торой функционируют фирмы конкретной отрасли экономи­ки страны:

- «параметры факторов» — факторные условия, т.е. кон­кретные факторы (капитал, инфраструктура, техноло­гия, квалифицированная рабочая сила и т.д.), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;

- «параметры спроса» — условия внутреннего спроса (спро­са внутри страны);

- «родственные и поддерживающие отрасли» — наличие конкурентоспособных смежных (родственных) и обслу­живающих (поддерживающих) отраслей;

- «стратегия фирм, их структура и соперничество».

В общую систему детерминантов М. Портер включает вспо­могательные детерминанты, которые могут усилить или ослабить конкурентное пре­имущество страны:

- «роль случая». Случайными в рассматриваемом контексте являются собы­тия, которые имеют мало общего с условиями развития эко­номики страны и влиять на которые часто не могут ни фир­мы, ни правительство: изобретательство, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие измене­ния цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески миро­вого и местного спроса, войны и другие форс-мажорные об­стоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих фирм, свести на «нет» преимущества старых конкурентов и создать потенциал для новых фирм;

- «роль правитель­ства» в формировании конкурентных преиму­ществ заключается в оказании влияния на все четыре детерминанта. Политикой в отношении образования рынков ка­питала являются государственные субсидии, оказывающие воз­действие на параметры производственных факторов. Прави­тельственные органы устанавливают различные нормы и стан­дарты, создают инструкции и другие нормативные акты, влия­ющие на поведение производителей и покупателей. Кроме того, правительство само является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и т.д.

«Национальный ромб» представляет систему детерминан­тов конкурентных преимуществ, компоненты которой нахо­дясь во взаимодействии, создают эффект целостности, т.е. преимущества в одном детерминанте могут создать или уси­лить преимущества других детерминантов.

Детерминанты конкурентных преимуществ страны, по сути, являются детерминантами конкурентных преимуществ отдельных отраслей экономики.

Конкурентные преимущества воплощаются в товарах, выпускаемых данной системой и реализуемых на рын­ке. Продажа товара, имеющего конкурентное преимущество или изготовленного с использованием в системе внутреннего конкурентного преимущества, позволяет получить эффект. Полученный после реализации товара доход, включающий эффект, обратно поступает в систему и перераспределяется на внутреннее потребление или на получение новой конкурент­ной ценности.

Следует отметить, что в настоящее время не сложилось еди­ного подхода к определению категории «конкурентное преиму­щество». К пониманию сущности конкурентного преимуще­ства можно прийти через рассмотрение свойств данной кате­гории.

Можно выделить следующие ключевые свойства конкурентного преимущества:

- проявляется при наличии конкуренции - конкурентные преимущества предопределены конкурентными отношениями и имеют место лишь при наличии конкурентов;

- носит относительный характер. Конкурентное преимуществопроявляется только в процессе сравнения с другими аналогичными объектами (субъектами). Исключением в этом отношении являются товары, обладаю­щие уникальными свойствами, не имеющие заменителей. Такого рода товары с «абсолютными» конкурентными преиму­ществами преодолевают на определенное время рамки конку­ренции и занимают монопольное положение на рынке. «Аб­солютные» конкурентные преимущества создают дополнитель­ные стимулы для научно-технического прогресса и, в конеч­ном счете, способствуют развитию конкуренции;

- конкретность проявления в отношении рынка и вре­мени. Данное свойство выражает­ся в привязанности к конкретным условиям рынка и време­ни. Товар, обладающий преимуществом по цене на одном географическом рынке, может его не иметь на другом. Это относится и к фактору времени;

- динамический характер. Это свойство находит отражение в жиз­ненном цикле конкурентного преимущества. Выделяют сле­дующие этапы традиционного жизненного цикла конкурент­ного преимущества: зарождение, ускорение роста, замедление роста, зрелость, спад (утрата конкурентного преимущества). Возможны и другие виды жизненного цикла конкурентного преимущества, обусловленные различными, в том числе и форс-мажорными обстоятельствами, складывающимися как во внешней, так и внутренней среде субъекта;

- факторное содержание; в качестве конкурентных преимуществ выступают фак­торы внутренней или внешней среды предприятия, по которым оно превосходит конкурентов. В качестве фак­торов конкурентного преимущества выделяют также ди­намические способности предприятия. Для успеха в конкурентной борьбе важно, с какой скоростью созда­ются и развиваются необходимые активы; большое зна­чение приобретает скорость практического воплощения идей в конкретные продукты и услуги;

- необходимость использования системного подхода при исследовании и формировании ввиду неоднозначного влияния факторов, определяющих конкурентное пре­имущество. К формированию конкурентных преимуществ следует под­ходить системно и комплексно, поскольку одни и те же фак­торы, лежащие в основе конкурентных преимуществ, могут как усиливать, так и ослаблять конкурентные позиции пред­приятия. Например, современная технология способствует созданию преимуществ в области дизайна, качества, но мо­жет ухудшать параметры себестоимости изделия из-за высоких затрат на ее освоение. Следовательно, для улучшения конку­рентной позиции предприятия на рынке необходимо подхо­дить к конкурентным преимуществам как к системе, а не как к набору отдельных компонентов.

Опираясь на свойства конкурентных преимуществ, можно представить следующее определение конкурентных преиму­ществ.

Конкурентные преимущества — это подверженные времен­ной динамике внутренние характеристики (в том числе дина­мические способности) объекта (субъекта) или факторы внеш­ней среды, обеспечивающие ему превосходство над конкурен­тами на конкретном рынке в рассматриваемый период време­ни. Процесс формирования конкурентных преимуществ должен опираться на принципы системного подхода.

В специальной экономической литературе встречаются тер­мины «реальные конкурентные преимущества» и «потенциаль­ные конкурентные преимущества», в отношении которых мне­ния ученых разделились.

При этом под «реальными конку­рентными преимуществами» понимаются факторы внутренней и внешней среды субъекта, по которым он уже превосходит конкурентов; под «потенциальными конкурентными преиму­ществами» — факторы внутренней и внешней среды субъекта, по которым он может превзойти конкурентов в ближай­шей или более отдаленной перспективе при выполнении оп­ределенных условий.

Классификация конкурент­ных преимуществ:

- по характеру источника: основанные на экономических факторах, нормативно-правовых актах, структурного ха­рактера, вызванные административными мерами, оп­ределяемые уровнем инфраструктуры рынка, техниче­ские (технологические), основанные на информирован­ности, географических, демографических факторах, неправового характера;

- по инициатору, определяющему возникновение конку­рентных преимуществ: конъюнктура рынка, государ­ственная политика в области регулирования конкурен­ции, деятельность конкурентов и непосредственно пред­приятия;

- по сроку действия: долгосрочные, среднесрочные, крат­косрочные;

- по характеру динамики: устойчивые, нестабильные;

- по уровню иерархии: на уровне товара, фирмы, на уров­не отрасли, на уровне экономики;

- по отношению к цене: ценовые, неценовые;

- по возможности имитации: уникальные, имитируемые;

- по сфере проявления: научные исследования и опытно-конструкторские разработки, производство, реализа­ция, сервис и эксплуатация.

Все виды конкурентных преимуществ делятся на две груп­пы:

1. Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых: рабочей силы, материалов (сырья), энергии. Низкий порядок этих конкурентных преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы точ­но так же могут использовать конкуренты. Иными словами, преимущества низкого порядка — этo преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить преимущество над конкурентами надолго.

2. Преимуществами высокого порядка являются: уникальная продукция, уникальная технология, оптимальная маркетин­говая структура, организация производства, хорошая репута­ция фирмы. Если конкурентное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной продукции, основанной на собственных конструкторских разработках, то для уничто­жения такого преимущества конкурентам придется либо раз­рабатывать аналогичную продукцию, либо придумать что-то лучшее. Все эти варианты недешевы и требуют немалого вре­мени для своей реализации. Наиболее же ценное конкурент­ное преимущество — хорошая репутация предприятия, кото­рая достигается с большим трудом, медленно и требует круп­ных затрат на ее поддержание.

Одним из ключевых терминов в теории конкурентных пре­имуществ является «источник конкурентного преимущества».

Под источником конкурентного преимущества следует пони­мать факторы внутренней и внешней среды сравниваемых предприятий, включающие реальные или потенциальные воз­можности для успеха в конкурентной борьбе.

Таким образом, конкурентные преимущества — это те факторы, которые уже обеспечивают преимущество анализируемого предприятия пе­ред конкурентами (реальные конкурентные преимущества) или будут обеспечивать в будущем при реализации запланирован­ных мероприятий (потенциальные конкурентные преимуще­ства). Источники же конкурентного преимущества — это те факторы, которые обеспечивают (реальные используемые воз­можности) или могут обеспечить (потенциальные и реальные неиспользуемые возможности) превосходство в конкурентной борьбе, т.е. источники конкурентного преимущества высту­пают в роли реальных или потенциальных возможностей в ана­лизируемой среде бизнеса.

Источники конкурентных преимуществ могут привести к формированию преимуществ анализируемого предприятия или его конкурентов. Поскольку источники конкурентного пре­имущества являются существенными факторами в рассматриваемой сфере бизнеса и особенно в случае сильной их систем­ной взаимосвязи с другими факторами, определяющими кон­курентные преимущества анализируемого предприятии, не­обходимо стремиться к превосходству или, по крайней мере, к уменьшению конкурентного разрыва по этим факторам. Со­хранение конкурентных преимуществ на долгий период требу­ет усовершенствования их источников. Источники конкурен­тных преимуществ в различных отраслях и даже сегментах од­ной и той же отрасли могут сильно отличаться.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...