Методические особенности многолетней тренировки
В основу многолетней подготовки легкоатлетов положены основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов: 1. Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы 2. Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической 3. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определённой педагогической задачи. 4. Направленность на максимально возможные достижения. Максимально возможные (высшие) показатели достигаются при использовании наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, поэтапном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима спортсменов, использования полноценного питания, отдыха и восстановления, выполнения гигиенических норм и требований. 5. Программно-целевой подход к организации спортивной подготовки. Данный принцип выражается в прогнозировании спортивного результата и его составляющих, моделировании основных сторон соревновательной деятельности, уровня подготовленности (физической, технической, тактической, психической, теоретической), структуры тренировочного и соревновательного процессов
6. Непрерывность и цикличность процесса подготовки. Спортивная подготовка строится как круглогодичный и многолетний взаимосвязанный процесс. Цикличность спортивной подготовки проявляется 7. Возрастание нагрузок. Правильное использование физических и психологических нагрузок 8. Индивидуализация спортивной подготовки. Процесс спортивной подготовки строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, его пола, возраста, функционального состояния, спортивной подготовленности. 9. Единство общей и специальной спортивной подготовки. На основе основной физической подготовки, заложенной на начальных этапах многолетней подготовки спортсмена должно происходить увеличение доли специальных упражнений вида спорта в общем объеме тренировочных средств.
10. Взаимосвязанность спортивной подготовки и соревновательной деятельности. Рациональное построение процесса подготовки спортсмена предполагает его направленность на успешное выступление предусмотренных календарным планом спортивных мероприятий по виду спорта. Возрастные группы этих этапов, задачи, средства и методы подготовки для различных дисциплин легкой атлетики, развивающиеся в училище имеют незначительные различия и поэтому могут быть взяты за основу планирования Большое влияние на периодизацию возрастных этапов подготовки оказывают темпы прироста отдельных физических качеств у мальчиков и девочек. Суммируя данные различных исследований, можно наиболее эффективными по темпам прироста физических качеств считать следующие возрастные периоды спортсменов. Для развития: - выносливости: анаэробные возможности (общая выносливость) – с 10 до 12 лет и с 17 до 18 лет; специальная выносливость (спринтерская) – с 14 до 16 лет; анаэробные возможности (специальная выносливость бегунов на средние и длинные дистанции) – с 15 до 18 лет; - быстроты: показатель темпа движения – с 9 до 13 лет; двигательной реакции – с 9 до 12 лет; - скоростно-силовые качества: с 10-12 лет до 13-14 лет; - абсолютная сила: с 14 до 17 лет; - гибкость: с 6 до 10 лет; - ловкость: с 9 до 10 лет и с 16 до 17 лет. Особая роль в многолетней системе подготовки и достижения высоких спортивных результатов принадлежит отбору талантливых юных легкоатлетов. Отбор и спортивная ориентация юных легкоатлетов представляет собой сложный 1– отбор обучающихся в этапы спортивной специализации; 2 – отбор для углубленной специализации в легкой атлетике; 3– отбор в спортивные сборные команды. В спортивной практике были выделены следующие критерии отбора, используемые во всех дисциплинах легкой атлетики: - морфофункциональные показатели (антропометрические данные, возраст); - уровень физических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость); - координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям;
- уровень морально-волевых (психологических) качеств; - генетические факторы.
План для УОР по легкой атлетике
При составлении тематического плана учтен режим тренировочной работы Из года в год повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и интегральную подготовку. Постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объём нагрузок, направленных на ОФП. Тематический план раскрывает: - содержание и последовательность изучения программного материала - объёмы основных параметров подготовки; - распределение объёмов основных средств тренировки по неделям (46 недель); - комплекс контрольных испытаний по этапам подготовки и сроки проведения педагогического контроля; Планирование годичного цикла тренировки обучающихся училища определяется: - задачами, которые поставлены в годичном цикле; - закономерности развития и становления спортивной формы; - периодизацией, принятой в конкретном виде спорта; - календарём и системой спортивных соревнований, в том числе и сроками проведения основных из них. Распределение времени в тематическом плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки (приложение № 9).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|