Принципы представления текстовой информации
· принцип лаконичности — графические средства должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения существенной информации; · принцип акцента на основных смысловых элементах — выделение цветом, размером и др.; · принцип автономности — чёткое ограничение каждой части информации; · принцип структурности — центральные части должны занимать узловое положение; · принцип стадийности (этапности) — последовательное изображение информации. Данные принципы легли в основу правил конструирования схем. Правила конструирования схем · Схема должна состоять из тех элементов, которые отражают важную, существенную информацию об объекте. · Каждая часть информации должна иметь чёткое ограничение, то есть для логически законченных содержательных частей текста должна быть построена отдельная схема. · Схема должна быть динамична, то есть показывать процесс перехода из одного состояния в другое. При таком переходе объекты изображают рядом друг с другом — параллельно. · Одинаковые по содержанию, но имеющие разные качества предметы и объекты изображают разными условными обозначениями. Схемы могут выполняться без учёта масштаба и действительного пространственного расположения составных частей объекта. Усвоив данные правила, можно начинать строить схемы и применять их на разных этапах обучения. Особенности демонстрационной схемы Как правило, ни одно объяснение нового материала в обучении не обходится без применения воспитателем каких-либо средств наглядности, например, моделей, иллюстраций, таблиц, графиков, схем. Их использование обоснованно, так как в процессе восприятия устной информации у участника должны быть задействованы различные анализаторы, в том числе и зрительные.
Объекты нужно изучать посредством созерцания, осязания, слушания, обоняния либо заменой их изображения. Следуя принципу наглядности, когда происходит изучение участниками сложных для понимания тем программного курса, воспитатели используют демонстрационные схемы, в которых заключается предметное содержание тем. Внешний вид демонстрационных схем, а также способы представления данных схем аудитории имеют свои особенности. · Схема должна быть продумана и создана заранее (на школьной доске, на листе бумаги, с помощью компьютера). · Схема должна иметь достаточные размеры для зрительного восприятия. · Условные обозначения должны быть известны участникам либо объяснены в ходе визуального восприятия схемы. · На схеме нужно показывать значимые элементы, отмечать детали. · При объяснении материала на основе демонстрационной схемы необходимо организовать его обсуждение. Понятие «пространство» можно определить, как информационную характеристику материальных объектов Вселенной, отражающее в личную, субъективную частную меру их взаимную вложенность и упорядоченность по иерархическим ступеням Вселенной сообразно матрице предопределения бытия Мироздания. Примером такого рода неоднозначного субъективизма восприятия локализации являются модели солнечной системы — гелиоцентрическая и геоцентрическая.
Рис. 28. Гелиоцентрическая модель Рис. 29. Геоцентрическая модель
Области задаваемые рамками Рамка – выделение в общей области схемы некоторой части области за счёт существования специфических правил, действующих в этой области. Пример. Фраза «Две компании действуют в рамках российского законодательства» означает, что в схеме могут быть изображены и другие компании, действующие по другим законодательствам, но взаимоотношения двух указанных регулируются именно российским. Специально выделять пространство (область) взаимодействия объектов линиями не всегда удобно, поэтому используют значок рамки:
Элементы схем: предметы Предметы имеют разное качество и, соответственно, могут изображаться разными фигурами - кружками, прямоугольниками и т.п. Несколько однотипных предметов, занимающих в схеме одно функциональное место, изображаются обычно одно за другим. Например, в схеме внешних связей торговой компании:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|