Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие рекомендации (не правила или догмы).




Прочитайте ДОТУ и Диалектику сначала полностью. Читая, помечайте важные для вас места, которые вы считаете нужным повторно разобрать или схематизировать.

Не зацикливайтесь в проработке только ДОТУ или сначала ДОТУ.

Если взялись за ДОТУ - используйте таблицы как способ структурирования данных - это помогает развивать матричное мышление в дальнейшем.

Сократите до минимума посещение новостных лент и просмотр видеоматериалов, поскольку это создаёт отвлекающий манёвр для самообразования с перегрузкой психики.

Используйте планирование в самообразовании. Выявляйте процессы-паразиты и отказывайтесь от участия в них.

Не нужно создавать образы на весь текст подряд (целиком), выделяйте главное, соединяйте схемы-образы в целостную картину.

Рекомендации к чтению

Чтение — постоянно развивающийся и самосовершенствующийся процесс умственной деятельности. 80% информации, усваиваемой в течении жизни, человек приобретает путём чтения.

Польза от чтения книг:

1. Развивает мышление;

2. Увеличивает словарный запас;

3. Повышает грамотность;

4. Развивает способности к творчеству;

5. Улучшает мыслительную способность. При чтении мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Именно поэтому чтение тренирует память и логику;

6. Улучшает концентрацию внимания. При чтении необходимо концентрироваться, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Выписки

Выписка — основа труда, первый этап в освоении литературных источников, это самостоятельный вид записи, зачастую они носят отрывочный, не систематический характер.

1. Записи должны быть убористыми, компактными, т.е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Улучшая ёмкость и обозреваемость, глаз сразу «схватит» больше строк и текста.

2. Записи полезно расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей — важное их достоинство.

3. Интервалы межу строками надо выдерживать достаточными для вписывания нового (порой исправляя ошибки, перечёркивая неверное и надписывая сверху правильное).

4. Текст рекомендуется записывать чернилами или шариковой ручкой. Карандашами пользуются обычно для отметок или выделения важного.

5. Записи полезно датировать.

 

План

План — это совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков («скелет произведения»). Примером плана книги является её оглавление. План, как форма записи подробнее передаёт содержание частей текста, чем оглавление книги и необходим для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей. План прочитанной книги позволяет проанализировать текст и позволяет увидеть степень его усвоения.

План – это самая короткая запись. Благодаря этому, его легко переделывать, совершенствуя по форме и содержанию.

План нагляден и обозрим. Запись в виде в легкой и обозримой форме даёт последовательное изложения материала.

План обобщает содержание. Хорошо составленный план раскрывает содержание произведения. В этой записи есть уже элементы обобщения, которые могут быть далее развиты в тезисах, конспектах, рефератах. План позволят восстановить в памяти прочитанное. План помогает легче уяснить содержание, способствует ускоренной проработке материала. План, составляемый к крупным произведениям, позволяет без большой потери времени воспроизвести в памяти прочитанное, напоминая самое существенное.

План помогает составлению записей. Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно составить и другие записи — конспекты, тезисы. План помогает сосредоточиться при рассеянном внимании и умственном утомлении, его можно рекомендовать как стимулирующий внимание фактор.

Тезисы

Тезис — это доказываемое или опровергаемое положение. В отличии от выписок, могущих содержать только иллюстративный или фактический материал, тезисы должны всегда иметь доказательства рассуждением. Тезис в записи — это то, что доказывает или опровергает автор и то, в чём он стремится убедить читателя (вывод, к которому он его подводит).

1. Тезисы позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих всё произведение.

2. Процесс тематического тезирования позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей.

3. Тезисы необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада. Суть вопроса ими акцентируется, заостряется.

Схематически-плановые конспекты отражают логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причём во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала. Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы и часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает выше указанные качества. Можно сказать, что свободный конспект способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Читатель может демонстрировать умение активно использовать все типы записей: тезисы, планы, выписки. Забота одна — понять, осмыслить, записать чётко и логично.

Порядок в записях — это порядок в голове.

В тексте важное место занимает система всевозможных выделений, подзаголовков, система сокращений и некоторая символика.

Использование символики

Сокращайте и обводите в круги и прочие математические значки сокращения и аббревиатуры, кладите символы набок или переворачивайте. Определяйте на странице место для символов и их значений.

Одним из способов, надолго закрепляющим значение символических пометок, являются вкладные листки или, если пометок мало, один лист к большому разделу или ко всей тетради в целом, например заглавный. На них читатель поясняет принятые им условные обозначения.

Для уточнения адреса своих замечаний пользуются значками, символизирующими, как при труде с книгой, начало и конец отрывка текста. С этой же целью подчёркивают текст и стрелкой адресуют написанное на полях замечание к выделенной таким путём части.

Поля — это ценный и необходимый трудовой элемент тетради с записью. Назначение полей, а следовательно, и их ширина могут быть различными. Поля оставляют не только сбоку, но и снизу и сверху страницы. Верхние и нижние поля придают записи опрятный вид, лучше сохраняют запись. Поля внизу страниц используются для подстрочных примечаний. Верхние поля дают возможность со временем дополнить страницу указателем её содержания.
Боковые поля рационально делать по принципу «справа или слева от текста». Глаз и рука привыкают к определённому положению плана и других заметок, помещаемых на полях, и это облегчает труд.

Поля удобно отделять от текста цветной чертой, например, красной. Иногда их вовсе отчёркивают, если читатель выносит на поля части строчек или даже абзацы основного текста, желая этим выделить их.

Всё существенное в записи, а также взаимосвязь положений и частей как внутри записи, так и между нею и книгой — всё это надо выделять всеми возможными средствами. Отсутствие выделений и разграничений в тексте ведёт к затруднению обозреваемости записи, а при её чтении — к замедлению улавливанию логических связей. Выделения и разграничения можно и нужно делать на всех этапах труда с записью. В результате нового прочтения источника нередко изменяется и структура прежней записи: приёмы выделений и разграничений текста, кроме заголовков, подзаголовков и пунктов плана. Это — абзацные отступы, пробельные строки между отрывками текста; это — подчёркивания и отчёркивания, ключевые слова, вехи, рамки. Абзацные отступы сигнализируют о переходе к новой микротеме. Пробельные строки, подобные тем, что отбивают заголовки в книгах, формулы от основного текста, расчленяя его, повышают удобочитаемость и организуют страницу записи.

Номера. Тезисы, формулы полезно нумеровать. Иногда делают сквозную нумерацию, продолжая её в ряде тетрадок. Сквозная нумерация облегчает ссылки, избавляет от возможных недоразумений. Номера, как и пункты плана, в отдельных случаях выносят на поля.

Подчёркивания и отчёркивания. Первые употребляются в тексте, вторые — на полях сбоку текста (вертикальной чертой, фигурной скобкой и т. п.). правильно подчеркнуть — значит найти в тексте главное, полезное. Умение подчёркивать не приходит само без длительной тренировки. Подчёркивают лишь то, что действительно требует выделения. Иначе может получиться так, что подчёркнутым окажется весь текст, все его строки.

Ключевые слова. Это слова, которые выносят на поля или подчёркивают цветом, отличным от цвета чернил, которыми написан основной текст, привлекая этим к ним внимание. Подчёркнутые таким образом ключевые слова будут отличаться от «рядовых» подчёркнутых слов. Иногда при записывании ключевые слова выносят в начало предложения.

Вехи. Полезно кроме абзацного членения текста и отчёркивания расставлять на полях горизонтальные чёрточки — вехи, разделяющие части текста по смыслу. Чтобы избежать неопределённостей, им необходимо давать направления. Вехи в самом тексте обозначаются значками.

Рамки. В рамки обычно заключают символические выражения, формулы, зависимости, законы, правила.

Многоцветие пометок

Используя цветные карандаши можно, к примеру, отделять главное от зависимого или второстепенного. В пределах одной записи, скажем, конспекта, цветным выделениям иногда придают временное условное значения. Назначение цветных выделений полезно оговорить на заглавном листе записи, чтобы со временем они не потеряли своего первоначального смысла. Как поступал Горький: «Красным сплошь вычеркиваю слова, на мой взгляд, - лишние, подчёркиваю — неудачные..., фразы, подчёркнутые синим, следовало бы убрать...». В большинстве случаев, в процессе первой записи все выделения лучше делать теми же чернилами, которыми пишется текст записи. Выделения цветом — это последующий этап проработки записи. Тогда цветные выделения сразу укажут, что сделаны они под влиянием вашей записи, а не оригинала. Иногда это существенно, так как, трудясь непосредственно над записью без привлечения оригинала, вы можете так сильно оторваться от источника, что станете утверждать, основываясь на собственных формулировках, (неумело внесенных когда-то в запись) о чём и речи не было у автора, но при этом упорно будете ссылаться на него. Очевидно, что все перечисленные способы расчленения текста могут применяться совместно (комбинировано). Любое из выделений в каждом отдельном случае можно усилить другим выделением. Например, заголовок написать прописными буквами и подчеркнуть, формулы заключить в цветные рамки и пронумеровать. Но использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая записи в пёстрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать внимания, рябить в глазах.

Техника безопасности

Никогда не читайте лёжа, чтение лёжа снижает остроту зрения!

С давних времён считается, что лучше читать стоя. Расстояние от текста до глаз должно быть 30-35 см. Нельзя читать непрерывно более 30 минут. Нужно обязательно размяться, а потом продолжить чтение. Читать во время поездки в транспорте вредно. Раз в год посещайте врача и проверяйте зрение. Каждый день делайте гимнастику для глаз и в перерывах между чтением.

При чтении книгу целесообразно помещать в такое положение, чтобы плоскости страниц были перпендикулярны оси зрения читателя: читать так становится удобнее, меньше утомляется зрение и мышцы тела, сохраняется хорошая осанка и появляется возможность освободить руки, если не держать ими книгу, а страницы закрепить держателем.

Гимнастика для глаз

Выполнять следует каждый день в течении 10 минут.

1. Плотно закрыть глаза и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом 30 секунд.

2. Выполнять сидя: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево (не поворачивая головы).

3. Из положения сидя: вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнение 2 и 3 делайте не только с открытыми, но и с закрытыми глазами, повторяя каждое с интервалом 1-2 минуты.

4. Из положения сидя: быстро моргать в течение 1-2 минут. Упражнение улучшает кровообращение.

5. Выполнять стоя: посмотреть прямо перед собою 2-3 секунды, затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд.

Опустить руку. Повторить 10-12 раз. Снимает утомление глаза и облегчает зрительный труд на близком расстоянии. Кто пользуется очками, выполняйте упражнения, не снимая их.

Уважаемый читатель

Перед чтением книгу лучше завернуть в обложку — это сбережёт её. Не бросайте на солнце и под солнечным светом не оставляйте. Перед чтением книги помойте руки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...