Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды реальных экспериментов.




Дайте определение понятий методология,метод,методика.Указать место в классифиациях методов научного познания.

Методология -набор базовых прнципов.

Метод -способ научного познания объекта илр практ.д-ти реализовывающ. познав.позицию субъекта к объекту исследования.

Методика система/и/последовательность/действий/исследований,средств,позв.решить ислед.задачу.

Классификация методов научного познании:

В современной науке применяется многоуровневая концепция методологического знания. Все методы научного познания могут быть разделены на основные группы:

1) Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический методы.Каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический, интуитивный, феноменологический и другие.

2) Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке.Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии..

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность их формализации, уточнения средствами математической теории символической логики.

3) Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии, социально-гуманитарных наук.

4) Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук.

5) Методы междисциплинарного исследования – как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, возникших на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Назовите основные этапы становления экспериментального метода в зарубежных психологических исследованиях.

В19в. появились психологич. лаборатор. и были провед.1-ые эмпирич.исследован., названные экспериментальными.Так, в первой лаборатории эксперим.псих. Вундта использовался метод эксперим. интроспекции. Фехнером были разработаны основы построения психофизического эксперимента. Немецкий психолог Эббингауз первым отказался от интроспекции и реализовал подход к построению объективного метода в эмпирическом психологическом исследовании. Лейпциг занимает особое место в истории становления экспериментального метода. Он дал психологии три классические методики измерения.ощущения. Первым.основателем.эксперим.психол.явл.Вундт,кот.основал в Лейпцге в 1879 г первую психол. лабараторию.Основат. Американской эксп. псих. явл. Холл, кот.в теч.3 лет учился в Лейпциге в лаборатории Вундта.Затем он стал 1-м президентом Американской псих. ассоциации. Кеттэлла также учился в Лейпцигском универе и создал лаборатории психол. в америк. универах. Вудвортс стал одним из лидеров функциональной психологии в США.

10.Раскройте специфические особенности психологического эксперимента.

1.особенность. Эксперимент используется для выявления неслучайн. зависимостей между эксперимент-ми воздействиями и их результатами в специально создаваемых эксперимент. условиях. В процессе психол.эксперимента надо считаться с тем, что в нем участвуют испытуемые, поэтому нельзя произвольно варьировать, пробуя подряд различные экспер. ситуации, которые нанесли бы ущерб процессу развития их личности.

2. С помощью эксперимента изучаются такие психические явления и их зависимости, которые невозможно получить в чистом виде, вырвав их из жизни. Психические явления,вплетены в очень сложную и динамическую систему внешних и внутренних взаимодействий испытуемых с окружающей средой.Здесь естественные условия жизни и экспериментально создаваемые условия переплетаются. Естествен. условия жизни испытуемых могут рассматриваться как помехи, которые полностью устранить невозможно.На рез-ат эксперимента влияют не только специально организуемые воздействия, но и вся совокупность жизненных воздействий. Нельзя не учитывать этого, когда наступает момент обработки материала и определяется степень чистоты результата.

3. Эксперимент-длительный подготовит. этап, предшествующий практической экспериментальной работе.В этот период разрабатываются научно-познавательные задачи, гипотезы эксперимента, план его проведения,изучаются испытуемые в плане их психолог. характ-ики. Сформулировать научно-познавательную задачу-значит определить психологич. зависимость, которая будет изучаться с помощью эксперимента.

4. Эксперимент связан с выбором объекта экспериментирования. Экспер.изучение личности целесообразно проводить, работая с небольшими группами, которыми можно не только эффективно управлять в соответствии с гипотезой, но охватить контролем большее количество факторов, связей и зависимостей.

11.Виды мысленных экспериментов.

Мысленный эксперимент - это эксперимент по структуре.

Эксперимент,который проводится с целью получить эмпирические мысли в пользу или против закономерности.

Мысленный эксперимент направлен на обоснование определенного решения о виде и механизмах предполагаемой закономерной связи между НП и ЗП. В мысленном эксперименте предполагается реализация определенного пути к выводам об устанавливаемой зависимости,в то время как в реальном экпер.этих путей остается меньше и выбор из них обусловлен принятием решения об экспериментальном факте.На основании этого решения может быть отвергнута экспериментальная гипотеза,контргипотеза или они вместе. Приемущество мысленных экспериментов-возможность предполагать установление зависимости в отсутствии смешений. Необходимо обеспечить их реальный контроль,чтобы иметь возможность учесть их влияние на полученные эксп.эффекты.В мысленных экспериментах можно представить идеальные условия и мысленно моделировать процессы проведения эксперимента,даже если реальтно это невозможно сделать. Виды:

1.идеальный- измен. только НП, остальн. Факторы-неизмен.

2.чистый-экспер. Оперирует единичн.НП и ее очищен.уславиями

3.экспер. полного соответсвия-привлечен. уровней ДП,котор. соответств. Уровням перемен. В изучаем.реальности

+бесконечн.-проболж. Бесконечно(число проб,испытуем.)

 

 

Виды реальных экспериментов.

Верификация-принятие гипотезы как соответствующей реальности, возможно только на основе получения эмпирических данных в пользу предполагаемой зависимости. Экспериментальный результат строится из требований проверяемой теории. Эксперимент, не соответствующий ре­альности, может обладать внутренней и операциональ­ной валидностью.Реальный эксперимент отличается от эксперимента идеаль­ного и от самой реальности.

Эксперим., проводимый с целью получить эмпирич. данные в пользу или против предполог. в содержательной гипотезе понимания психолог.закономерности назыв. реальным эксперим.

Виды: 1 естествен.-провод.в естествен.услов.,экспер-тор измен. только НП 2.лабороторн.-провод. спец. выделение НП и очищен. Ее условий. 3.искуствен. провод. В условиях имитации реальности, позвол. Достичь относит.стабилизац.уровней побочных перемен. и ДП.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...