Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Датйте крат характ этапам развития ЭП в России




Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Это относится и к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить метод эксперимента. В 1893 году Бехтерев переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Его любимым детищем стал организованный им в Петербурге в 1907 году Психоневрологический институт. Здесь лабораторией психологии ведал А.Ф.Лазурский (1874-1917), врач по образованию. Последний разрабатывал характерологию. Лазурский построил классификацию личностей. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом. Главным центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым на средства мецената С.И.Щукина Институт экспериментальной психологии. В 1917 году институт начал издавать печатный орган "Психологическое обозрение" (под редакцией Г.И.Челпанова и Г.Г.Шпета). Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии. Совсем другую позицию занял профессор Новороссийского университета (Одесса) Н.Н.Ланге (1858-1921). Именно он в те годы выступал как главный оппонент Челпанова. Первая крупная психологическая работа Ланге – "Элементы воли". Создал в университете при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Разрабатывая объективные методы исследования сознания, Ланге изучает акт внимания и становится автором моторной теории внимания. В соответствии с этой теорией колебания внимания при так называемых двойственных изображениях определяются движениями глаз, оббегающих изображенный контур. Ланге выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой. Таким образом, в конце концов Ланге переходил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением русской экспериментальной психологии в дооктябрьский период.

 

 

41.Раскройте особенности факторных экспер-ов. Дать хар-ку плана для 2 НП и 2 уровней типа 2х2.

Факторные эксперименты являются частным случаем многомерного исследования, в котором пытаются установить отношения между несколькими независимы­ми и несколькими зависимыми переменными. Факторное планирование заключ. в том, чтобы все уровни НП сочетал. др.с др. В факторном экспе­рименте проверяются одновременно два типа гипотез:

1) гипотезы о раздельном влиянии каждой из НП;

2) гипотезы о взаимодействии переменных, а именно — как при­сутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воз­действия на другой.

Факторный эксперимент строится по факторному плану. Фак­торное планирование эксперимента заключается в том, чтобы все уровни независимых переменных сочетались друг с другом. Число экспериментальных групп равно числу сочетаний уровней всех не­зависимых переменных. Существует множество вариантов факторных планов, но на прак­тике применяются далеко не все. Чаще всего используются фактор­ные планы для двух независимых переменных и двух уровней типа 2х2. Для составления плана применяется принцип балансировки. План 2х2 используется для выявления эффекта воздействия двух переменных на одну независимую. Экспериментатор манипулирует возможными сочетаниями переменных и уровней.

 

42.Приведите классиф-ию эксп-ых планов по критерию шкалы измерения НП. План для двух независимых переменных и двух уровней типа 2х2. Для составления плана применяется принцип балансировки. План 2х2 используется для выявления эффекта воздействия двух переменных на одну НП.

План 3х2 применяется, когда нужно установить вид зависимости одной ЗП от одной независимой, а одна из НП представлена ди­хотомическим параметром. Пример такого плана — эксперимент по выявлению воздействия внешнего наблюдения на успех решения ин­теллектуальных задач. Первая НП варьируется просто: есть наблюдатель, нет наблюдателя. Вторая независимая переменная — уровни трудности задачи. В этом случае мы получаем план 3х2.

Вариант плана 3х3 применяется, если обе НП имеют несколько уровней и есть возможность выявить виды связи ЗП от независимых. Этот план позволяет выявлять влияние подкрепления на успешность вы­полнения заданий разной трудности.

План для двух НП выгля­дит так N х М. Применимость таких планов ограничивается только необходимостью набора большого числа рандомизированных групп. Они применяются редко. Для трех НП они имеют общий вид L х М х N. Применяются и такие планы как 2х2х2: "три независимые пере­менные — два уровня". Очевидно, добавление каждой новой пере­менной увеличивает число групп. План с тремя НП вида L х М х N является планирование по методу "латинского квад»

43.Приведите класс-ию эксперим-ых планов по критерию применяемой схемы предъявления уровней НП.дать хар-ку плана Соломона. Первый из них — это критерий строгого, или истинного, эксперимента, по отношению к которому можно выделить так называемые доэкспериментальные, экспериментальныеи квазиэкспериментальныепланы. Кэмпбелл связывает выделение истинных экспериментальных исследований с возможностью рандомизации,т.е. случайного распределения разных уровней НПпо экспериментальным и контрольным условиям, а также с допущением об эквивалентности состава групп испытуемых. Второй критерий — это число осуществляемых экспериментальных воздействий. В соответствии с ним принято различать планы с одной независимой переменнойи так называемые факторные планы(с двумя и более НП). Третий критерий — разделение экспериментальных схем на качественныеи количественные— связан с учетом шкалы, в которой измерена НП. Качественными называются обычно эксперименты, в которых уровни НП заданы в классификационных признаках. Четвертый критерий-осуществ эксперимента в соответствии с интраиндивидуальными или межгрупповыми схемами предъявлений условий НП.

План Соломона для четырех групп.

1. Эксперимент 1: R О1 Х О2,

2. Контроль1: R О3 О4

3. Эксперимент 2: R X О 5,

4. Контроль 2: R О6

План включает две экспериментальные и две контрольные группы и по сути является мультигрупповым (типа 2 х 2). План Соломона представляет собой объединение двух планов: первого, когда не производится предварительного тестирования, и второго "тест-воздействие -ретест". Соломон с по­мощью своего плана выявляет эффект экспериментального воздей­ствия четырьмя разными способами: при сравнении 1) О2 —О1; 2) О2 — О4; 3)О5-О6; 4)О5-Оз.

44.Дайте хар-ку квазиэксп-ного подхода в психолог-ом эксп-те и приведите примеры планов квазиэкспер-ов для неэквивалентных групп.

Квазиэкспр-т – план иссл-ия, при к-ром эксперим-тор отказ-ся от полного контроля за переменными, ввиду его неосуществимости по объективным причинам. Квазиэкспер-ные планы являются попыткой учета реа­лий жизни при проведении эмпирич. исслед. Квази­экспер-ные планы создаются специально с отступлением от схемы "истинного эксперимента". Иссл-тель осознает те источ­ники артефактов (внешние перемен.), которые не может кон­тролировать. Для контроля эффектов и частичной компенсации, возник-их при нарушении планов "истинных экспер-ов", исслед-ли используют искусственные схемы — квазиэкспер-ные планы. Квазиэксп-т исполь-ся не только для решения при­кладных проблем, но и для проведения научных иссл-ий. Квазиэкспериментом является любое исследование, направлен­ное на установление причинной зависимости между двумя перемен­ными ("если А, то В"), в котором отсутствует предварительная про­цедура уравнивания групп или "параллельный контроль" с участи­ем контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократ­ного тестирования группы (или групп) до и после воздействия.

1. План для неэквивален-ой группы с предворит. и итоговым тестир-ем:

О2 Х О3

О2 О4

2. План с предварит-ым и итоговым тестированием различных рандомизированных выборок отличается от истинного эксперимента тем, что предварительное тестирование проходит одна группа, а ито­говое — эквивалентная (после рандомизации) группа, которая подверглась воздействию:

R О1 (X)

R Х О2

Этот план наз-ся "имитацией плана с начальным и ко­нечным тестированием".

3. План с контроль­ными выборками для предварительного и итогового тестирования. В этом плане используется 4 рандомизированные группы, но воз­действию подвергаются лишь 2 из них, причем тестируется после воздействия одна.

 

46.Дайте хар-ку корреляционного иссл-ия и привести примеры планов таких иссл-ий.

Корреляционным называется исследование, проводимое для под­тверждения или опровержения гипотезы о статистич. связи между несколькими переменными. Переменными могут выступать психические свойства, процессы, состояния и др. Различают не­сколько интерпретаций наличия корреляционной связи между дву­мя измерениями:

1. Прямая корреляционная связь. Уровень одной переменной соответствует уровню другой.

2. Корреляция, обусловленная 3-й переменной.

2перемен­ные (а,с) связаны одна с другой через 3-ю (в), не измеренную в ходе исследования. По правилу транзитивности, если есть R (а, Ь) и R (Ь, с), то R (а, с).

3. Случайная корреляция, не обусловленная никакой перемен­.

4. Корреляция, обусловленная неоднородностью выборки.

Полный план корреляционного исследования представляет со­бой параллелепипед Р х O x P, грани которого обозначаются как "ис­пытуемые", "операции", "временные этапы".

Основные типы коррел-го иссл-ния: 1.Сравнение двух групп. Он применяется для установле­ния сходства или различия двух естественных или рандомизирован­ных групп по выраженности того или иного психологического свой­ства или состояния. Ре­альные измерения происходят не одновременно, а разновременно:

R’ О1 –

R” - О2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...