Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Одномерное исследование одной группы в разных условиях.




А О1 В О2

В О3 А О4

3. Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп. Этот план используется при исследовании близнецов методом внутрипар-ных корреляций.

4. Для проверки гипотезы о статистической связи нескольких переменных, характеризующих поведение, проводится структурное(многомерное) корреляционное исследование.

R А(О1) В(О2) С(О3) D(О4) … N(Оn)

5.Лонгитюдное корреляционное исследование. Лонгитюдное корреляционное иссл-ие строится по плану временных серий с тестированием группы через заданные проме­жутки времени.

3. Раскройте содержание представлений о предмете экспериментал. психологии на разных этапах её развития.
Экспериментальная психология является отдельной отраслью психологической науки, которая структурирует знания, относящиеся к проблемам исследования в области психологии и способам их решения. В.Н. Дружинин выделяет несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии.
1. Экспериментальная психология как подлинно научная психология, базирующаяся на естественно-научном подходе к изучению психических явлений в противоположность философской, интроспективной психологии и другим видам психологического знания. Представители: В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс, Ж. Пиаже и др.

2. Экспериментальная психология как система методов и методик, реализованных в конкретных исследованиях. Представители: Г.И. Челпанов, Р. Готтсданкер и др.

3. Экспериментальная психология как теория психологического эксперимента, которая базируется на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включает планирование и обработку данных. Представители: Д. Кэмпбелл, МакГиган и др.

4. Экспериментальная психология как область, которая занимается изучением проблем методов психологического исследования в целом. Представители: В.Н. Дружинин, Д. Мартин, Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил, Т.В. Корнилова и др.

Тем не менее в круг интересов экспериментальной психологии входит все большее число неэкспериментальных исследовател. приемов. Сейчас сложилась определенная традиция понимать эксперимент как частный метод эмпирическ. познания, а экспер. психологию – как совокупность множества эмпирич. методов.

 

 

6. Дайте краткую характеристику основным видам экспериментального исследования
Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями.

Цель экспер-та - выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез,изучение темы научн.исследов.
Постановка и организация эксперимента определяются его назначением. Эксперименты, которые проводятся в различных отраслях науки, являются химическими, биологическими, физическими, психологическими, социальными и т. п. Они различаются по способу формирования условий (естественных и искусственных); по целям исследования (преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие); по организации проведения (лабораторные, натурные, полевые, производственные и т.п.); по структуре изучаемых объектов и явлений (простые, сложные) и т.п.
Естественный эксперимент предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта исследования.

Искусственный -предполагает формирование искусств. условий.

Преобразующий эксперимент включает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта.

Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений. В процессе этого эксперимента констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования и результатом, выявляется наличие определенных фактов.

Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.

Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных данных. По результатам поискового эксперимента устанавлив. значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.

Мысленный эксперимент, заменяя собой реальный, расширяет границы познания, ибо обеспечивает получение такой информации, которую иными средствами добыть невозможно. Пассивный эксперимент предусматривает измерение только выбранных показателей в результате наблюдения за объектом без искусственного вмешательства в его функционирование.

Активный эксперимент связан с выбором специальных входных сигналов и контролирует вход и выход исследуемой системы.
Технологический эксперимент направлен на изучение элементов технологического процесса или процесса в целом.
Социометрический эксперимент используется для измерения существующих межличностных социально-психологических отношений в малых групп. с целью их последующего изменения.

2. Приведите основные исторические вехи в развитии экспериментальной психологии.
Веками "обителью" психолог. считалась философия. В сер.XIXв. психология покидает свой "отчий дом" и начинает отстаивать право на самостоятельность.Свои "сертификаты" на независим. она черпала, во-первых, в математике, во-вторых, в эксперим-те.
1.Из философов нач. XIX в наибольшее внимание проблемам психологии уделяет Гербарт. Он хочет превратить психологию в «механику представлений». Вопреки Канту, учившему, что психология никогда не сможет применить математику, а потому не станет истинной наукой, Гербарт разработал сложный аппарат описания "статики и динамики" представлений – первоэлементов души. 2.Физиологи, проводя эксперименты над эффектами работы органов чувств, стали обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Отныне они имели дело не с воображаемыми элементами бестелесной души, а с ее реальными реакциями на физические стимулы. Предметом матем. обобщений служили факты, доступные опытной проверке, котор.объединены под именем психофизики. Ее основоположн. стал Фехнер. Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств – физиолога Вебера (задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в ощущении). Фехнер обратил вниман.на факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова первоначальн. величина вызыв-их их раздражителей.
Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово как особый раздражитель. Гальтон занялся классификацией реакций, подсчетом их количества, времени, протекающего от предъявления слова до реакции на него. Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге "Основы физиологической психологии"."Отцом" эксперим.псих. стали в дальнейшем называть Вундта. Он доказывал, что у нее имеются собственные законы, а изучаемые ею явления подчинены особой "психической причинности".
Эббингауз эксперим. изучал факторы, влияющие на память. Он открыл путь экспериментальному изучению навыков. Кеттелл определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты – формы, буквы, слова. Новые результаты влияли на статус не только экспериментальной психологии, но и общей психологической теории.
Экспериментальный метод утверждается в психологии на рубеже XX в. во всех ее отраслях

 

 

30.Дайте краткую характ. способы контроля ситуационных и личностных НП. Признаки контроля НП в эк-те.

Признаки: -управление уровнями фактора, т.е. специальные усилия экспериментатора по функциональному контролю переменной;-представленность изменений в какой-либо шкале начиная с деления на качественные и количественные. Способы контроля ситуационными НП:- 1.Изменение инструкций – это по сути изменение стимульных условий.- 2.использование разных схем задания уровней НП:: интраиндивидуальной и межгрупповой. В первом случае одному и тому же испытуемому предъявляются последовательно разные уровни НП или он проходит через разные условия НП. Во втором случае — межгрупповой схемы - разные инструкции могут быть даны различным группам испытуемых, одновременно выполняющим одну и ту же деятельность. Способы управления «личностными» НП: 1.В экспериментальных моделях школы К Левина воссоздавали жизненное пространство, на самом деле реализующее определенное теоретическое представление о способах личностной саморегуляции как становлении намерений личности (квазипотребности). 2.Другие авторы предполагали статус личностных переменных как не зависящих от экспериментатора, не поддающихся управлению в качестве НП. Такие латентные диспозиции стали включать в экспериментальные схемы: например, в книге Хекхаузена есть раздел, представляющий эксперимен. планы изучения мотивации.

37. Раскройте пр-пы стат. и логич. интерприт.результ.экспер. Обработ.данн.направл на решен задач: упорядоч получен результ; обнаружен и исправ ошибок; выявл скрытых тенденц; обнаруж новых фактов; Выдел качествен(проникновен в сущность объекта путем выявлен его неизмеряем сво-в.) и количествен(работа с измерен характерис изучаемого объекта) обработку. Первич статист обраб нацелена на упорядочив информ об объекте и предмете изучения. На этой стадии «сырые» сведения группир по критериям, заносят в сводные таблицы. К основнметодам обработки относят: вычислен мер централь тенденции- величины, вокруг которых группир остальн дан.; мер разброса данных- стат показатели, характеризующ различия между отдельными значен выборки. К вторичным относят методы статобраб, с пом которых на базе первичных данных выявл скрытые в них стат.закономер. При стат выводе возможны различ вар решен: принятие верной нуль-гипотезы; отвержение ложной нуль-ги­потезы; принятие ложной нуль-гипотезы; отвержение верной нуль-гипотезы. Наиболее распротр статист приемы: комплексн вычислен статист, корреляц и дисперсион и факторный и регрессионал, шкалирование. Получили развитие генетич, структурн, функциональ, комплексн и системн подходы.

 

22.Раскройте роль различных источников гипотез в эксперем. исследованиях и назовите признаки правильной гипотезы.

Признаки правильной гипотезы:A)Гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос. Однако «адекватная» не значит исчерпывающая. Гипотеза чаще всего объясняет только часть фактов. Б) Гипотеза должна учитывать уже приобретенные знания и быть, с этой точки зрения, правдоподобной. Лучшие гипотезы открывают новые пути, но они никогда не противоречат полученным научным образом результатам. B)Гипотеза должна быть доступна проверке. Этот критерий является самым важным из всех и наиболее чреватым последствиями: а) операциональный характер гипотез: гипотеза формулирует зависимость между двумя классами фактов. б)Проверка может быть прямой или косвенной: проверка является прямой, когда оба члена гипотетического отношения могут стать объектом прямого наблюдения. в)Проверка практически всегда частична. Проверка прогноза выражается чаще всего посредством статистического критерия: гипотеза проверена, например, на уровне 0,05, — это означает, что есть только пять шансов из 100, что установленное различие (или корреляция) не относится к частным признакам используемой выборки наблюдений.

 

33 Дайте хар-ку вариант мотивации участник. В ходе экспер у испытуем может возникать разная мотивация. Основным мотивом испытуемявл стремление к соц одобрению, желание быть хорошим: он хочет помочь эксперим и ведет себя так, чтобы подтвердить его гипотезу. Некоторые исследователи счит, что испытуем стремится проявить себя с лучшей стороны и дает те ответы, которые, по его мнению, могут быть более высоко оценены экспер. Помимо проявления «эффекта фасада» сущ и тенденция вести себя эмоц стабильно, «не поддаваться» давлению ситуациэкспер.Предлаг модель «злонамеренного испытуемого»:испытуемые изначально враждеб настроены по отношен к экспериментат и процедуре исслед, они делают все, чтобы разрушить его гипотезу.Взрослыеиспыт стремятся только точно выполнять инструкцию, а не поддаваться своим подозрениям. 1. Метод «плацебо вслепую»,Контролируется эффект Розенталя. Подбираются идентичные контроль и эксперим гр. Эксперим повторяется в обоих случаях. Сам экспериментатор не знает, какая группа получает «нулевое» воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию. 2. Метод обмана. Основан на целенаправ введении испыт в заблужден. Экспериментатпридумложные цель и гипотезу, и сообщаются испыт.3. Метод «скрытого» эксперим. Эксперим так вклвестествен жизнь испытуемого, что он не подозрев о своем участии в исследов в качестве испыту. 4. Метод независизмерен зависим парам. Эксперимент проводится с испыту по обычному плану, но эффект воздейст измеряется не в ходе эксперим, а вне его. 5. Контроль восприятия испытуемым ситуац. Примен схема постэкспериментальн интервью.

 

 

36 Раскрой этическ принципы проведен исслед. При планир опыта исследов несет персональ ответствен за составление точной оценки его этич приемлемости.На исследоват лежит ответствен за установлен и поддерж приемлемой этики исслед. Этика требует, чтобы исследоват инфор испытуемых обо всех сторонах эксперим.Ответствен исследоват за благопол и достоинство испытуемых.Честность и открытость - черты отношен между исслед и испыт. Этика изыскания-исследоват относился с уважен к праву клиента прервать свое участие в исслед.Установ четкого и справедливого соглашения между исследоват и участэксперим, Исследовзащищ своих клиентов от физич и душев вреда. Полное разъяснение сути эксперим и устранен недоразумен. Если исследов может иметь нежелат последст для участ, то исследов несет ответствен за выявлен, устранен или корректир таких результ.Инфо, получен в ходе исслед об участник эксперим, явл конфиденциальной.

 

 

35 Раскрой хар-ки взаимод личности участ иситуац. Психол эксперем –встреча испытуем и эксперем. Испыт доброволь или принудит.Ситуац эксперим может быть рассмотрена как с внеш­ней стороны ("вход" и "выход" из ситуац), так и с внутренней (что случилось за время проведения эксперим).Варианта научно-практич психодиагност ситуац: добровучаст в эксперим, самост выбор даль­нейшжизненн поведен; 2) принудит участ, само­ст выбор поведен; 3) принудит участ, выбор поведен после обследован навязан; 4)добровучаст в обследован, выбор дальнейш поведен навязан. Выделяют типы: I. относится ситуац добровол психологич консультац и психол профес консультац школьник. II. относится, профес отбор, психологич отбор в учебные завед и характериз меньшей свободой и актив­.испыту, но большой эмоц-мотивац на­пряжен. III. Это —массовые обследов, участие в которых обяза­тельно (социологич, демографич.). IV. Это — множество диагностичситуац, возни­кающ в повседнев работе психол и встречающихся в обы­ден жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...