Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскройе правила (критерии)формирования экспериментальной выборке.




Критерии формирования экспериментальной выборке:

1.Содержательный (критерий операциональной валидности). Операциональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезы. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования. Экспериментатор должен создать модель идеаль­ного объекта экспериментального исследования для своего частно­го случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реаль­ной экспериментальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной группы.

2.Эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные при исследовании должны распространятся на каждого ее члена.Должно учитываться все значимые характеристики объекта исследования,различия которые могут повлиять на зависимую переменную. Например,нам нужно проверить влияние ситуативной тревожности детей на скорость овладения школьными навыками, то здесь состав экспериментальной группы должен быть подобран так, чтобы в нее входили дети с одинаковым уровнем развития интеллекта.Если же это не удается сделать,то при обработке данных используется нормировка результатов на величину значимого параметра.

Рандомизация - стратегия случайного отбора или распределения испытуемых, при которой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу. Применяется при отборе членов популяции в экспериментальную выборку, а также при распределении испытуемых по экспериментальным и контрольным группам. Обеспечивает внутреннюю валидность, контролирует эффект смешения.

3.Репрезентативности(критерий внешней валидности).Группа людей,кот.учавствует в эксперименте,должна представлять всю часть популяции. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выработанной точностью принятия ил отвержения эксп.гипотезы.

Внешняя валдность -соотв.конкретного исследования природной реальности и или другим подобным исследованиям.

Операциональная валидность -соответсввие операции экспериментатора теоретическому описанию переменных, контроль.в исследовании.

Внутренняя вал. - степень соответств.выводов, котор. обеспечив результ. Реального эксперим. По сравнен.с результ.идеального эксперим.

Дайте характеристику видов переменных.

Независимая переменная

Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только НП. Эксперимент, где это условие соблюдается, называют чистым экспериментом. Но чаще всего в ходе эксперимента, используя одну переменную, экспериментатор изменяет вместе с тем ряд других. Это изменение может быть вызвано действием экспериментатора и обусловлено связью двух переменных. Например, в эксперименте по выработке простого двигательного навыка он наказывает испытуемого за неудачи электрическим током. Размер наказания может выступать в качестве независимой переменной, а скорость выработки навыка — зависимой переменной. Наказание не только закрепляет у испытуемого соответствующие реакции, но и порождает у него ситуативную тревогу, которая влияет на результаты — увеличивает число ошибок и уменьшает скорость выработки навыка.

Центральная проблема при проведении экспериментального исследования — выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.

В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

1) характеристики заданий;

2) особенности ситуации (внешние условия);

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.

Последние часто называют «переменными организма». Иногда выделяют четвертый вид переменных — константные характеристики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т. д.), но, они относятся к дополнительным переменным, поскольку на них нельзя воздействовать, а можно лишь учесть их уровень при формировании экспериментальных и контрольных групп.

Характеристика задания — то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экспериментатор варьирует только характеристики S. Экспериментатор может варьировать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербальный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т.д. Он может варьировать инструкцию, меняя цели, которых должен достичь испытуемый в ходе выполнения задания. Экспериментатор может варьировать средства, которые имеет испытуемый для решения задачи, и ставить перед ним препятствия. Он может изменять систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т.д.К особенностям ситуации следует отнести те переменные, которые не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это может быть t в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.

Зависимая переменная

Психологи имеют дело с поведением испытуемого, поэтому в качестве зависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального поведения. К ним относятся: число ошибок, которое совершила крыса, пробегая лабиринт; время, которое затратил испытуемый при решении задачи, изменения; время двигательной реакции на звуковой сигнал и т.д.

 

39.Приведите классификацию экспериментальных планов по критерию строгого эксперимента.Дайте характеристику плана эксперимента ex-post-facto.

Cтрогий эксперимент(строгим критерием) является именно случайный отбор испытуемых из популяции, решающий одновремнно проблему репрезентативности выборки испытуемых и обеспечения эквивалентных по своему составу групп.Достижение желаемой эквивалентности означает здесь контроль источников угроз внутренней валидности со стороны факторов межиндивидуальных различий.

Х-ка плана эксперимента ex-post-facto:

Специфический метод, ко­торый часто применяется в психологии.Он часто применяется в социологии, педагогике, а также в нейропсихологии и клинической психологии. Чейз ввел название этого метода и разработал схе­мы анализа данных.Экспериментатор сам не воздейст­вует на испытуемых, в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни. Отбирается группа "испытуемых", кот.подверг.воздействию, и группа, не испытавшая его. Отбор осуществляется на осно­вании данных об особенностях "испытуемых" до воздействия; в ка­честве сведений могут выступать личные воспоминания и автобио­графии, сведения из архивов, анкетные данные, медицинские кар­ты и т.д. Затем проводится тестирование ЗП у представителей "экспериментальной" и контрольной групп. Данные, полученные в результате тестирования групп, сопоставляются и де­лается вывод о влиянии "естественного" воздействия на дальней­шее поведение испытуемых. Тем самым план ex-post-facto имитиру­ет схему эксперимента для двух групп с их уравниванием и тестированием после воздействия. (R)X O1

(R) O2

 

40.Приведите классификацию экспериментальных планов по критерию числа экспериментальных воздействий.Дайте характеристику плана эксп. «латинский квадрат».

В соответствии с этим критерием принято различать планы с одной НП и с двумя и более НП.Сколько бы факторов не изменялось в моделируемой экперименальной ситуации,каждый из них должен быть оценен с т.з. шкалы,в кот. представлены изменения переменной. Это могут быть шкалы наименований, порядка,интервалов или отношений.

Характеристика плана эксп. «латинский квадрат»:

    L, Ч L,
м, А, в. С,
м, В, с, А,
м, С, А, В;

"Латинский квадрат" применяют тогда, когда нужно ис­следовать одновременное влияние трех переменных, имеющих два уровня или более. Принцип "латинского квадрата" состоит в том, что два уровня разных переменных встречаются в эксперименталь­ном плане только один раз.Процедура значительно прощается.

План по методу "латинского квадрата" выглядит следующим об­разом:

"Латинский квадрат" позволяет значительно сократить число групп.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...