Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектирование и разработка логистической стратегии




Логистической стратегией нельзя заниматься наугад, требуется принимать тщательно взвешенные решения. Вопрос: каким образом организация принимает данные решения, почему выбирает то или иное направление фокуса логистики (на гибкость, сокращение затрат, специализацию или диверсификацию)?

При проектировании логистической стратегии исходной точкой является всесторонний анализ стратегии более высокого уровня, позволяющий понять, каким образом логистика может внести свой вклад в ее реализацию. После этого полученные результаты обобщаются в виде логистической миссии, которая представляет собой обобщенное заявление о целях управления цепями поставок.

Пример: «Наша миссия в логистике – внести свой вклад в достижение корпоративных целей, доставляя материалы, необходимые для производства, перемещая незавершенное производство в пределах компании и доставляя готовую продукцию заказчикам. Наша цель – предоставлять гибкие, надежные и эффективные по затратам услуги, в полной мере удовлетворяющие наших потребителей, как внешних, так и внутренних».

Логистическая миссия задает общий фон, на котором происходят основные действия, и показывает общее направление логистической деятельности организации и её приоритеты. Не смотря на такую важность логистических миссий встречаются они гораздо реже, чем миссии организаций в целом. Кроме того, формулировки логистической миссии часто имеют те же недостатки, что и общая миссия: излишняя амбициозность и установление целей, которых организация не может достичь, а также расплывчатость, которая вызывает трудности в определении степени достижения.

Стандартной процедуры для проектирования логистической стратегии не существует, также, как и единой лучшей стратегии, подходящей для любой конкретной ситуации. Ключ к успешному планированию – максимальное соответствие выбранных инструментов и приемов культурным характеристикам организации, общей среде, в которой действует бизнес, и желательным для бизнеса результатам. Т.е. необходимо отыскать баланс между внутренними сильными сторонами организации и внешними ограничениями, используя то, в чем организация сильна, для удовлетворения запросов потребителей.

При разработке логистической стратегии менеджеры должны учитывать три фактора:

1. Стратегии более высокого уровня, которые задают цели организации и контекст, с учетом которого принимаются все логистические решения. Миссия определяет общие цели, а корпоративные и бизнес-стратегии показывают, как планируется их достижение. Логистическая стратегия должна работать на поддержку стратегии более высокого уровня. Например, если бизнес-стратегия предусматривает более высокое качество обслуживания потребителей, логистическая стратегия должна показать, как логистика будет это выполнять.

2. Среда, в которой ведется бизнес. Включает факторы, которые влияют на логистику, но которыми логистика управлять не может:

- потребители – их ожидания, отношения, демографические характеристики;

- рыночные условия – размер, место расположения, стабильность;

- технология – доступная в настоящее время, вероятные направления развития, темпы инновации;

- экономический климат – объем ВВП, темпы роста, темпы инфляции;

- правовые ограничения – профессиональные ограничения, правовая ответственность и законы о занятости;

- конкуренты – их количество, легкость выхода новых структур на рынок, их сильные стороны;

- акционеры – их целевой доход на инвестиции, цели, требуемая прибыль;

- группы заинтересованных лиц – их цели, сильные стороны, степень поддержки;

- социальные условия – разные стили жизни потребителей, изменяющиеся запросы, явно выраженные тенденции;

- политические условия – стабильность, масштабы контроля органами власти, отношения с органами власти.

3. Все конкурирующие организации действуют в одной и той же среде бизнеса. Каждая из них может добиться успеха, если имеет явно выраженные компетенции, позволяющие фирме выделиться среди конкурентов и добиться успеха. Такие компетенции определяются факторами, которыми организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от других. Особая компетенция строится на активах организации, к которым относятся:

- потребители – их запросы, лояльность, взаимоотношения с ними;

- сотрудники – их квалификация, опыт, лояльность;

- финансы – капитал, долги, потоки наличных денежных средств;

- организация – структура, взаимоотношения, гибкость;

- продукты – качество, репутация, инновационность;

- сооружения – мощность, возраст, надежность функционирования;

- технология – используемая в настоящее время, планируемая, особые разновидности;

- процессы – структуры, используемая технология, гибкость;

- маркетинг – опыт, репутация;

- поставщики – услуги, партнерство, гибкость;

- другие активы – знания, инновации, патенты.

Среда, в которой ведется бизнес, и особые компетенции показывают, какое положение организация занимает в настоящее время, а стратегия более высокого уровня - какое она хочет занимать в будущем. Логистическая стратегия, в свою очередь, показывает, как организация будет переходить от настоящего положения к будущему.

Логистический аудит

Прежде, чем планировать логистическую стратегию, необходимо проанализировать текущее состояние дел. Получить более четкое представление о текущих операциях возможно с помощью логистического аудита, в ходе которого получают подробное описание всех текущих логистических видов деятельности.

Цель логистического аудита – собрать значимую информацию о существующих приемах и показателях логистической деятельности. Логистический аудит дает систематизированный обзор текущих операций, описание процедур, затрат, ресурсов использования, показателей, продукции и других значимых параметров.

В логистическом аудите выделяют 2 значимых этапа, связанных с получением информации о среде, в которой ведется бизнес, и об особых компетенциях:

1. Внешний аудит – занимается средой действия логистики.

На этом этапе происходит анализ типа потребителей, их запросов, приемлемых уровней их обслуживания, мест их нахождения, конкурентов и их операций, изучение лучших образцов и сопоставление с ними, поиск доступных услуг, анализ тенденций в отрасли, экономических условий, географических и политических ограничений, а также другой относящейся к делу информации о внешней среде.

2. Внутренний аудит.

В ходе него анализируется способ выполнения операции в самой организации, выявляются участки, требующие совершенствования, анализируется структура цепи поставок, размещение складов и их вместимость, объем запасов, методы грузопереработки, уровень обслуживания потребителей, время выполнения заказов, характер повреждений, порядок обработки заказов, транспортные соглашения, показатели производительности и другая информация внутреннего характера.

Этот подход во многом аналогичен SWOT-анализу, в ходе которого изучаются такие характеристики, как сильные стороны и слабые места организации, возможности (что может помочь организации) и угрозы (риск понести потери) ее окружения.

Таким образом, в рамках аудита организация получает цели логистики, изложенные в логистической миссии. На основе результатов логистического аудита составляется подробное описание текущих показателей работы. Организация знает, где она находится в настоящий момент, и в каком направлении двигаться. Следующий шаг – определить разрыв между этими двумя «точками» и показать, как его можно сократить.

Разработка стратегии

Обычно наиболее важным фактором для логистической стратегии считается тип спроса. Например, «тощая» стратегия работает лучше всего в условиях, когда спрос стабилен или по крайней мере предсказуем. Эта стратегия позволяет добиваться наибольшего успеха, если изменения в составе потребителей, продукции или логистики минимальны и когда из-за конкуренции важным фактором становится цена. Такое положение дел, как правило, характерно для товаров широкого спроса, в т.ч. продуктов питания, где важнейшим условием достижения успеха становятся самые низкие затраты. С другой стороны, динамичная стратегия работает лучше всего для организации, предлагающей широкий ассортимент продукции, а также в условиях, когда спрос резко меняется и поэтому спрогнозировать его сложно. Такой вариант стратегии позволяет добиваться наибольшего успеха тем организациям, которые не могут точно оценить спрос до тех пор, пока потребители не разместят у них заказы; которые выполняют свои операции на заказ, а также занимаются массовым выполнением заказов, как это принято в мире моды.

Организациям было бы полезно иметь формализованную процедуру, позволяющую учитывать такие факторы, как тип спроса, а затем на этой основе предлагать лучшую логистическую стратегию. Но единой «лучшей» стратегии не существует, поэтому нет способов, позволяющих иметь единое, удовлетворяющее всех решение. Целесообразны лишь некоторые рекомендации. Например, при разработке логистической стратегии рекомендуется выполнить 4 действия):

1. Анализ потребительских запросов и их оценка.

2. Поиск слабых мест в используемой в настоящее время логистике.

3. Выявление лучших образцов.

4. Упрощение в целом применяемой логистической системы.

Более системный подход строится на анализе внутренних и внешних факторов (логистическом аудите) и включает 8 шагов:

1. Проведение внешнего логистического аудита. Внешний аудит дает анализ бизнес-среды, в которой действует логистика, и показывает факторы, позволяющие добиться успеха в этой среде, устанавливая значимость каждого из факторов.

2. Проведение внутреннего аудита, в ходе которого анализируется стратегия высшего уровня с точки зрения логистики, что позволяет учесть контекст и задать общие цели логистики, определить её стратегическую сфокусированность и, возможно, сформулировать логистическую миссию.

3. Разработка общих характеристик цепи поставок, позволяющих обеспечивать лучшую доставку требуемых услуг. Этот этап включает: разработку сети, расположение ее отдельных элементов, выбор мощностей, используемых технологий и т.д.

4. Определение конкретных целей, показывающих, как можно реализовать каждый логистический вид деятельности. внутренний аудит демонстрирует, насколько хорошо текущие логистические виды деятельности позволяют добиваться этих целей, и выявляет участки, где требуется внести коррективы.

5. Создание наиболее подходящей организационной структуры, встраивание в нее контрольных механизмов и систем, обеспечивающих работу логистической сети.

6. Сопоставление логистики организации с лучшими образцами, изучение показателей работы организаций-лидеров, выбор параметров для сравнения фактических показателей с запланированными, оптимальными, а также с результатами конкурентов.

7. Реализация стратегии на практике и создание при этом условий, в которых будут приниматься решения логистического характера на более низких уровнях.

8. Отслеживание фактических показателей, постоянное стремление к совершенству, реализация стратегических целей к установленным срокам, обеспечение получения обратной связи.

1-2 шаги фокусируются на текущих обстоятельствах и выполняются на основе логистического аудита. 3-5 шаги связаны с проектированием стратегии и описывают основные характеристики цепи поставок, цели и вспомогательные структуры (стратегия строится на широких долгосрочных принципах и в ней не разбираются детали тактического и операционного характера). 6 шаг связан с операциями, выполняемыми лучшими организациями-конкурентами, и показывает, можно ли чему-либо у них научиться. 7-8 шаги связаны с реализацией стратегии и ее корректировкой, чтобы успеть реализовать ее к установленным срокам.

Важно правильно презентовать логистическую стратегию. То, как стратегия демонстрируется, может стать важным фактором ее конечного успеха.

Логистическая стратегия состоит из ряда целей, процедур, структур, элементов, систем и т.д., которые в совокупности представляются в виде логистического плана. Логистический план может включать большое количество разделов. Наиболее часто встречаются следующие разделы логистического плана:

1. Общее резюме, в котором демонстрируется суть логистической стратегии и показывается её связь с другими частями организации.

2. Цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы их измерения.

3. Описание способа, при помощи которого логистика в целом может добиться поставленных целей, изменений, которые для этого будут осуществлены, и того, как будет осуществляться управление ими.

4. Описание того, как отдельные функции логистики (снабжение, транспорт, контроль над запасами, грузопереработка материальных ресурсов и т.д.) будут вносить свой вклад в выполнение плана, связанные с этим изменения и процесс интегрирования всех операций.

5. Планы, показывающие ресурсы, необходимые для выполнения стратегии.

6. Планы по затратам и выбранные финансовые показатели.

7. Описание того, как стратегия повлияет на бизнес в целом, особенно с точки зрения целевых показателей бизнеса, вклада стратегий в получение ценности для потребителей, удовлетворение их запросов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...