Модели гипноза на основе сопоставления феноменологии зрительных последовательных образов и зрительной репродукции в гипнозе
Как мы видим, репродукция внушенного цвета в гипнозе и течение зрительных последовательных образов имеют значительное феноменологическое сходство [114, 116, 136]. Сравнение данных, обобщающих закономерности репродукции внушенного в гипнозе цвета и течения зрительных последовательных образов, представлено в табл. 7.1. Таблица 7.1 Сопоставление характера репродукции внушенного в гипнозе ощущения цвета и течения зрительных последовательных образов
133 ЧАСТЬ 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ГИПНОЗА Репродукцию внушенного цвета во второй стадии гипноза и последовательные образы в норме характеризуют волнообразно затухающее, фазное течение во времени и плоскостность, спроециро-ванность на плоскость. Репродукцию внушенного цвета в третьей стадии гипноза и последовательные образы при приеме делизида характеризуют значительное постоянство, устойчивость во времени и объемность. Выявленное сходство, общность, единство пространственных и временных параметров репродукции цвета в гипнозе и зрительных последовательных образов свидетельствуют о единых центральных нейрофизиологических механизмах, их порождающих. Репродукция цвета в гипнозе и зрительные последовательные образы являются, вероятно, различными проявлениями единых нейрофизиологических законов функционирования мозга, гомологичны, тогда как их различия определяются различиями состояния сознания, путей стимуляции.
Таким образом, репродукцию цвета в гипнозе можно рассматривать в качестве своеобразного, опосредованного, трансвербального варианта зрительного последовательного образа, возникающего на опосредованный зрительный стимул, когда различия в репродукции внушенного цвета во второй-третьей стадиях гипноза определяются изменением функционирования мозга. Полученное обобщение имеет нижеприведенные следствия. 1. Сопоставление репродукции цвета в гипнозе и зрительных последовательных образов в силу имеющихся различий передачи цвета стимула возникающим субъективным ощущением может, вероятно, углубить представления о механизмах зрительных последовательных образов. 2. Разработанные к настоящему времени теоретические представления о нейрофизиологических механизмах зрительных последовательных образов, равно как и методы их изучения, могут определить направление изучения нейрофизиологических механизмов репродукции в гипнозе зрительных, цветовых ощущений и нейрофизиологической природы гипноза как такового. Репродуцируется внушаемый цвет, тогда как последовательный образ окрашен в дополнительные цвета. (Репродукция внушаемого цвета не столь однозначна. Нами в гл. 1 описано явление трансформации внушенного в гипнозе ощущения цвета, не связанное, однако, с оп-понентными, дополнительными цветами.) Можно предположить, что окрашивание последовательного образа в дополнительный цвет — функция рецепторного аппарата глаза, поскольку при репродукции цвета в гипнозе, происходящем без его участия, перехода к дополнительной окраске не происходит.
134 ГЛАВА 7. МОДЕЛЬ ГИПНОЗА НА ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗАХ Если зрительные последовательные образы и репродукция нуШенного в гипнозе зрительного ощущения (цвета) едины по своим центральным нейрофизиологическим механизмам, то при фар-макогенном повышении, понижении уровня активности активирующей системы мозга следует ожидать закономерных изменений ре-пр0дукции внушенного в гипнозе цвета. В процессе клинико-экспе-риментального анализа, описанного нами в гл. 1, явления ахроматической трансформации внушенного в гипнозе ощущения цвета было сформулировано предположение о его связи с низким уровнем активации мозга активирующей системой. С целью экспериментальной проверки данного предположения было проведено изучение особенностей репродукции внушенного цвета при фармако-генном понижении (аминазин), повышении (мелипрамин) активности активирующей системы мозга. Напомним, что прием аминазина привел к явлению ахроматической трансформации внушенного в гипнозе ощущения синего цвета у всех испытуемых, ранее репродуцировавших синий цвет (теперь же репродуцировался серый, черный цвет). Прием мелипрамина улучшил качество репродукции внушенного цвета. Высокая степень соответствия полученных независимо экспериментальных данных по зрительным последовательным образам в норме и репродукции внушенного в гипнозе ощущения цвета убеждает, на наш взгляд, в обоснованности предположения о единстве центральных нейрофизиологических механизмов, порождающих данные явления. Характеристики зрительных последовательных образов на фоне приема делизида, как показано ранее, близки по пространственному и временному параметрам репродукции внушенного цвета в третьей стадии гипноза, что дает возможность предположить общность нейрофизиологических механизмов функционирования мозга для данных состояний. Выводы Следуя формальной логике, можно заключить, что: 1) вторая стадия гипнотического состояния характеризуется значительной активацией РФ ствола мозга и заднего гипоталамуса, ассоциативных и неспецифических ядер таламуса; 2) в третьей стадии гипноза, в сомнамбулическом состоянии, имеет место значительная активация РФ ствола мозга и заднего гипоталамуса в сочетании со снижением активности ассоциативных и неспецифических ядер таламуса.
135 ЧАСТЬ 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ГИПНОЗА Заключение Полученная нами нейрофизиологическая модель соответствует сформировавшимся более 30 лет назад [9, с. 139-140] представлениям о нейрофизиологических механизмах психофармакологической активности мелипрамина и делизида. Очевидная ограниченность данного заключения, его возможная неточность или даже ошибочность определяются уровнем психофармакологических знаний. В принципиальном же отношении в качестве подхода к изучению нейрофизиологических механизмов гипноза оно, вероятно, оправданно и перспективно. Глава 8 Вторично-феноменологическая Модель гипноза, основанная На нейрофизиологических моделях Переработки зрительной информации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|