Состояния активирующей системы в гипнозе
Характерная для второй стадии гипноза невозможность в ряде случаев репродукции зрительных образов при наличии репродукции цветовых ощущений не может быть объяснена особенностями перехода от инвариантного к неинвариантному режиму работы коры головного мозга, а связана, вероятно, с ограничениями энергетического, акти-вационного обеспечения данной стадии гипноза. В целях дальнейшего анализа обратимся к результатам изучения физиологического воздействия седативных и активирующих цветов 144 ГЛАВА 8. МОДЕЛИ ПЕРЕРАБОТКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ цветового образа в третьей стадии гипноза, в сомнамбулическом состоянии, описанных в гл. 1. Нами показано, что репродукция ощущений синего и желтого цветов направленно понижает, повышает фоновые вегетативные показатели (АД, ЧСС, ЧД), тогда как внушение седативного цветового образа приводит к общей нерезкой, но отчетливой активации. Выявленные репродукционные различия объяснены нами следующим образом. Репродукция внушенного в гипнозе цвета происходит вследствие активации определенных зон зрительной коры и соответствующих подкорковых образований, что сопровождается определенными вегетативными сдвигами, которые можно рассматривать как репродукционную активацию. Итоговое воздействие любого репродуцируемого в гипнозе цвета определяется результирующей репродукционной активации (аналог световой), не зависящей от качественных характеристик репродуцируемого цвета и всегда повышающей измеряемые физиологические параметры, и собственно качественными характеристиками цвета. Фоновые же данные для гипноза определяются при отсутствии репродукционной активации и тем существенно отличаются от фоновых данных бодрствования, учитывающих фактор световой активации.
Отсюда следует, что при сопоставлении с фоновыми данными реализация внушений в гипнозе активирующего (желтого) цвета приведет к относительно более выраженной, чем в бодрствовании, активации, поскольку произойдет суммация репродукционной активации с активацией хроматической, тогда как реализация внушения седативного (синего) — к относительно менее выраженной в сравнении с бодрствованием седации, так как хроматическая седация будет сглажена репродукционной активацией. Предположение о результирующем характере воздействия репродуцированного в гипнозе ощущения цвета должно быть справедливо и при внушении цветового образа. Но если репродукция цветового ощущения является элементарным актом, то репродукция цветового образа качественно сложна, более «энергоемка», требует большей активации мозга и соответствующего вегетативного обеспечения. В случае внушения седативного цветового образа репродукционная активация образа может превысить эффект хроматической седации, тогда результатом будет общая активация, что и получено в эксперименте. Проанализированные выше экспериментальные данные указывают на то, что репродукция цветового образа требует более высокого уровня репродукционной активации зрительного мозга, чем репродукция цветового ощущения. 145 ЧАСТЬ 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ГИПНОЗА Ранее была показана связь обнаруженной нами ахроматической трансформации внушенного цвета (репродукции ахроматического цвета на внушение хроматического) с низким уровнем неспецифической активации мозга. Явление ахроматической трансформации внушенного в гипнозе ощущения цвета и невозможность репродукции внушенных в гипнозе зрительных образов при успешности репродукции цветовых ощущений имеют, таким образом, единую основу в виде ограничения уровня репродукционной активации зрительной коры, недостаточной для полноценной реализации внушения.
Исследование зрительной репродукции в гипнозе свидетельствует о том, что углубление гипнотического состояния сопряжено с возрастанием активационных возможностей мозга. Очевидно, что репродукция внушенного в гипнозе зрительного образа становится возможной, если уровень репродукционной активации зрительного мозга достигает уровня зрительной активации приходящей сенсорной импульсацией бодрствования. Однако если в бодрствующем состоянии активирующая система мозга выполняет роль преимущественно регулятора активирующего влияния зрительной сенсорной активации по биологической (для человека и социальной) значимости стимула [58], то в случае зрительной репродукции в гипнозе (при закрытых глазах) на активирующую систему мозга ложится функция «энергетического», а не только регулятивного обеспечения деятельности мозга. Следовательно, при развитии гипнотического состояния происходит интенсивная активация активирующей системы мозга, переходящей на «автономное», генеративно-активационное обеспечение, независимое от внешней сенсорной импульсации. Рассмотрим еще раз особенности репродукции цветовых ощущений и образов в зависимости от глубины гипнотического состояния. Во второй стадии гипноза на внушение цвета репродуцируется его ощущение, на репродукцию образа — образ. В третьей стадии гипноза нами описана репродукция образа на внушение ощущения цвета. Помимо этого описана такая отличительная особенность репродукции внушенных образов, как «эффект присутствия», при котором гипнотизируемый ощущает себя находящимся «внутри» зрительного образа, т. е. репродукция зрительного образа сопровождается появлением тактильных, температурных, осязательных, звуковых и других ощущений. При описании процесса биологического анализа сигналов Ю. Г. Кратин [48; 62] вводит понятие интегративно-анализирующей системы мозга, деятельность которой направлена на установление биологической (у человека и социальной) значимости внешних воздействий. В качестве ее структурно-функциональных составляющих выделяются:
146 ГЛАВА 8. МОДЕЛИ ПЕРЕРАБОТКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ высшие центры специализированных анализаторов, их проекции в ассоциативные центры мозга, сами ассоциативные центры; система активации дезактивации; высшие нервно-гуморальные центры определения контроля и потребностей организма; блоки памяти и сопоставления. Известно, что полимодальный образ формируется в процессе конвергенции мономодальной информации в ассоциативных центрах мозга. Исходя из представлений об интегративно-анализирующей системе мозга, мы приходим к выводу, что в сомнамбулическом гипнозе происходит: 1) спонтанное формирование — восстановление целостного зрительного образа из элемента-подобраза (цвета); 2) спонтанный переход от мономодального зрительного образа к полимодальному зри-тельно-тактильно-обонятельно-температурно-слуховому. Причем последний переход возможен лишь при конвергенции разномодальной информации в ассоциативных центрах мозга. Подведем некоторые итоги. Вторая стадия гипноза характеризуется значительным повышением активности активирующей системы мозга, делающей возможной активацию высших отделов анализаторов, в нашем случае зрительного. Третья, сомнамбулическая, стадия гипноза характеризуется еще более значительным повышением активности активирующей системы мозга, в результате чего становится возможной целостная активация интегративно-анализирующей системы мозга, что, в частности, проявляется в формировании полимодальных (полисенсорных) образов на внушение мономодальных (моносенсорных), а также в построении полимодального образа на внушение отдельного элемента (ощущения цвета) мономодального образа. Таким образом, состояние интегративно-анализирующей системы мозга в сомнамбулическом состоянии, в период репродукции зрительных внушений, по степени активации сопоставимо с ее состоянием в бодрствовании, однако механизмы такой активации принципиально различны. В бодрствовании активация происходит за счет сенсорной импульсации, когда активирующая система мозга играет роль регулятора активации по значимости стимула. В сомнамбулическом состоянии Функция активации обеспечивается непосредственно самой активирующей системой мозга. Необходимо отметить, что общая активация интегративно-анализирующей системы в гипнозе происходит только в ответ на специальное внушение, вне которого активация охватывает преимущественно активирующую систему. Поэтому при отсутствии внушений, адресованных высшим отделам анализаторов, общий уровень активации мозга в гипнозе будет, очевидно, ниже, чем в бодрствовании. Глава 9 Интегрированная
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|