Аттестация персонала комиссией
Аттестация ¾ это институционализированная оценка субъекта (объекта), в рамках которой на основе анализа прошлого комиссия пытается сделать выводы применительно к будущему. Требования, предъявляемые к аттестации: ¨ систематичность, регулярность; ¨ формализованность (использование специальных форм, официальное документирование результатов); ¨ наличие предварительно сформированных критериев, стандартов, требований (если их нет, человеку трудно ориентироваться в том, хорошо ли он работает);
Типы критериев стандартов: ¨ количественные показатели работы и ее результатов; ¨ сроки выполнения заданий; ¨ финансовые результаты; ¨ процедуры, которые необходимо соблюдать; ¨ допустимое количество ошибок, нарушений, сбоев и проч.
¨ четкое определение периодичности и конкретных сроков проведения. Положительные черты аттестации комиссией связаны с тем, что она: ¨ является составной частью системы управления персоналом, помогает выявлять существующие проблемы; ¨ определяет ценность сотрудников с точки зрения не только подразделения, но и организации, а поэтому позволяет более обоснованно принимать решения; ¨ делает более прозрачными отношения в большом коллективе. В то же время недостатками такого рода аттестации являются: ¨ необходимость привлечения множества людей и нехватка тех, которые могут ее квалифицированно осуществить; ¨ отсутствие отработанной методики, позволяющей проводить надежную всестороннюю оценку персонала; ¨ неспособность зачастую членов аттестационной комиссии глубоко разобраться в специфике деятельности аттестуемых, принятие решения преимущественно на основе личных отношений и эмоций;
¨ отсутствие материального и морального поощрения участников комиссии. Аттестации предшествует заполнение непосредственным руководителем или сотрудником кадровой службы анкеты на аттестуемых.
Позициями такой анкеты могут быть: ¨ самостоятельность в выполнении заданий; ¨ требовательность к себе и другим, умение контролировать подчиненных; ¨ настойчивость в достижении цели; ¨ способность отстаивать точку зрения; ¨ умение решать проблемы, координировать работу подчиненных или коллег; ¨ поведение в критической ситуации; ¨ аккуратность; ¨ отношение к своим обязанностям; ¨ принципиальность и честность; ¨ контактность; ¨ руководство подчиненными; ¨ профессиональные знания и навыки; ¨ восприятие критики; ¨ использование рабочего времени; ¨ качество выполнения работы; ¨ уровень культуры; ¨ здоровье и работоспособность; ¨ поведение в коллективе, в том числе с лицами противоположного пола; ¨ наличие вредных привычек; ¨ производственный опыт; ¨ отношение к руководству и проч.
Администрация предприятия по согласованию с выборным профсоюзным органом (если таковой существует) до начала календарного года утверждает и не менее чем за месяц до его начала доводит до сведения работников сроки, график, а также список должностей, подлежащих аттестации, составы комиссий, правила и критерии оценки. При проведении аттестации в организациях всех видов можно руководствоваться совместным постановлением Министерства труда и Министерства юстиции Российской Федерации от 23.10.1992 г. «Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании». В соответствии с ним основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей.
Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией учреждения, предприятия при участии своих профсоюзных организаций. Она включает следующие мероприятия: ¨ составление необходимых документов на аттестуемых; ¨ разработка графиков проведения аттестации; ¨ определение состава аттестационных комиссий; ¨ организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за 2 недели до дня ее проведения непосредственный руководитель подготавливает представление, содержащее всестороннюю оценку: ¨ соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты труда; ¨ его профессиональной компетентности; ¨ отношения к работе и выполнения должностных обязанностей; ¨ результатов работы за прошедший период. С этими материалами аттестуемый работник должен быть ознакомлен не менее чем за 2 недели до аттестации. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за 2 недели до начала аттестации. В графике указываются наименование подразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, даты проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необходимых документов, а также должности и фамилии работников, ответственных за их подготовку.
Организация аттестации может предполагать, что оценка всех происходит в определенный день (но в спешке можно сделать много ошибок); индивидуально или по группам в произвольные сроки; после окончания цикла работ; при существенном изменении результативности.
Как правило, в первую очередь аттестуются руководители подразделений, а затем подчиненные им работники. Аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях. Первые лица проходят аттестацию в комиссиях, организуемых вышестоящими органами по подчиненности. Аттестационная комиссия включает председателя (как правило, это заместитель первого руководителя), секретаря и членов комиссии (это руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций). Сотрудников служб персонала лучше использовать в качестве консультантов.
В необходимых случаях может быть несколько аттестационных комиссий.
Желательно, чтобы аттестационная комиссия состояла из 6-7 экспертов (руководителя, подчиненных, коллег), знающих аттестуемых по совместной работе, и он мог бы выбирать этот состав на 60%. При этом целесообразно, чтобы 60-70% членов комиссии набирались из специалистов; 10-15% ¾ из представителей общественных организаций. Линейные руководители выступают обычно в качестве экспертов. Председатель комиссии представляет кандидатам экспертов, объявляет порядок проведения собеседования, создает необходимую атмосферу, принимает окончательное решение в случае разногласий.
В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты в течение 3 лет после окончания учебного заведения, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет. Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма. Комиссия должна ознакомить сотрудника с дополнительной информацией, дать возможность исчерпывающе ответить на вопросы и замечания. Надо обращать особое внимание на его личный вклад в достигнутые результаты, дисциплинированность, успехи в профессиональном росте, а если речь идет о руководителе ¾ на организаторские способности. Комиссия оценивает степень соответствия работника занимаемой должности (соответствует, не соответствует, соответствует при условии улучшения работы; в последнем случае он должен через год пройти повторную аттестацию) и дает рекомендации о продвижении, повышении оклада, переводе в другое подразделение, направлении на переобучение, увольнении.
Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее 2/3 состава аттестационной комиссии. Оценка и рекомендации принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Результаты определяются большинством голосов. При их равенстве аттестуемый работник признается соответствующим определенной должности и разряду оплаты.
Причиной расхождения в оценках членов комиссии часто бывают различия в приоритетах вследствие субъективного подхода, размытости функций, ситуации.
В случае аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) сообщаются работнику сразу же после голосования и заносятся в аттестационный лист (его, как и цели аттестации, обнародуют заранее), который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.
В то же время есть мнение, что чем в меньшей степени сообщаются работнику результаты оценки, тем она эффективнее.
Аттестационный лист и представление на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле. По результатам проведенной аттестации комиссия выносит рекомендацию о соответствии работника определенной должности и об отнесении к тому или иному разряду оплаты труда и в недельный срок доводит их до сведения администрации. Последняя (с их учетом) в месячный срок принимает решение об установлении работникам разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке (без указания ставки), о чем в трудовой книжке делается соответствующая запись. Отдел кадров готовит справку и приказ об итогах аттестации; составляет совместно с руководством план вытекающих из них мероприятий, списки ответственных за его проведение лиц и наиболее отличившихся членов комиссий для их поощрения. Признание работника по результатам аттестации не соответствующим должности или выполняемой работе дает право руководителю: ¨ оставить его под свою ответственность в прежней должности; ¨ перевести на другую работу; ¨ уволить в течение 2 мес., если тот не согласится с понижением (в этот срок засчитывается болезнь и пребывание в отпуске). По истечении 2 мес. после аттестации увольнение работника или понижение его в должности не допускается. Практика проведения аттестаций выявила ряд моментов, которые надо обязательно учитывать. Нарушение срока предупреждения об аттестации влечет (при подаче соответствующего заявления работником) признание ее результатов недействительными. Поэтому в данном вопросе администрация должна соблюдать предельную точность.
Извещение об аттестации, вручаемое работнику под расписку, становится фактором, активизирующим его деятельность. Если положительный результат предрешен, к аттестации относятся позитивно и стараются показать себя в лучшем свете. В противном случае ее поддерживают любители выделиться, остальные либо нервничают, либо пытаются всеми силами от нее уклониться.
В литературе отмечаются следующие способы, пригодные для этого: ¨ выход из категории лиц, подлежащих аттестации; ¨ отсутствие на рабочем месте в день подписания и объявления приказа об аттестации или отъезд перед аттестацией в командировку, что лишает возможности заблаговременно ознакомиться с характеристикой; ¨ отказ ставить подпись о знакомстве с ней; ¨ отсутствие на заседании аттестационной комиссии непосредственного руководителя или лица, его замещающего; ¨ обвинение администрации в злоупотреблениях с целью последующего опротестования результатов аттестации; ¨ подмена документов; ¨ неявка на аттестацию по состоянию здоровья или душевному волнению.
При неявке аттестуемого на заседание комиссии без уважительных причин оно может проводиться и в его отсутствие (однако если причина уважительная, то аттестация переносится). Хотя руководство не властно изменять состав аттестуемых, сроки, подменить характеристики и протоколы заседаний и решений комиссии (на них стоят подписи соответствующих лиц), оно обладает способами отстаивания своих интересов в борьбе с неугодными сотрудниками.
К этим способам относятся: ¨ наложение на сотрудника взыскания накануне аттестации; ¨ вывешивание официального приказа об аттестации в самый последний момент, чтобы застать работника врасплох; ¨ отправление его перед аттестацией в командировку, чтобы он не мог принять мер в свою защиту; ¨ исключение из комиссии благожелательно настроенных к сотруднику членов; ¨ прямые подлоги документов, на которых не стоят подписи; ¨ постановка на заседании комиссии вопросов, с которыми аттестуемый теоретически мог столкнуться, но не сталкивался; ¨ усыпление бдительности благоприятной характеристикой и полный устный разгром; ¨ предложение перейти на другую должность или уволиться, требование других уступок в обмен на положительную аттестацию.
Основные ошибки при проведении аттестации: ¨ разные требования к выполняющим одинаковую работу; ¨ подверженность влиянию стереотипов; ¨ предубежденность; ¨ оценка по одной характеристике; ¨ изменение требований в ходе аттестации; ¨ придание большого значения поведению, предшествующему аттестации; ¨ узкий диапазон оценок; ¨ сравнивание людей друг с другом, а не с ситуацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|