Проблемы и ограничения проективной гипнотерапии
В Эриксонианстве и НЛП директивный подход понимается как ограничивающий возможности терапии и личностного роста. Данное ограничение носит, очевидно, внешний характер. Не считая описанный нами ранее формализованный подход к групповой гипнотерапии директивным, мы в то же время признаем его внешне-ограничивающий характер. И хотя в рамках нашего подхода создается достаточно широкое пространство для вектора терапевтического личностного реагирования и развития, у него, несомненно, есть внешние, задаваемые границами формализованной групповой гипнотерапии, границы. Однако, даже если мы представим какую-либо форму терапии, не имеющую внешних по отношению к личности ограничений (?!), вряд ли это будет означать терапию без ограничений. Личность пациента представляет собой второе ограничение психотерапии, поскольку личность и есть граница между внутренним и внешним. Чем глубже личность пациента вовлекается в процесс терапии, тем больше она может его личностно ограничивать. 349 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ Поскольку гипнотическая реальность в нашем случае есть проекция личности, личностные потенциал и ограничения значимым образом будут выявляться в ходе проективной гипнотерапии и влиять на ее результат. Аналитический аспект проективной гипнотерапии В описании проективной гипнотерапии мы намеренно избегали использования психоаналитической терминологии, хотя, несомненно, с аналитических позиций работа с проективной гипнотической реальностью субъекта является динамической работой с его бессознательным. В нашем понимании проективная гипнотерапия основана на некоем целостном, холистическом подходе к личности и организму человека, при котором принятие бессознательного и его динамики является аксиомой, а употребление психоаналитических понятий и процедур определяется лишь сценарными запросами пациента, основанными на его «модели болезни и терапии». Данное утверждение означает, что если пациент ожидает аналитических компонентов и построений в психотерапии, они должны быть ему предъявлены. В противном случае стыковочный сценарий психотерапии может быть основан на более обобщенных представлениях о связи гипнотической проекции с особенностями и проблемами психики и организма человека.
Работа с проективной гипнотической реальностью пациента, будучи сущностно-аналитической, не ограничивается интерпретацией инфантильных символов, выявленных аналитической процедурой либо работой сновидения. Она также не ограничивается психологическим уровнем. Проективная гипнотерапия позволяет осуществлять позитивные преобразования психики и организма, используя мифологический, метафорический, символический язык самого индивида. Проблема проективной гипнотерапии заключается не в точности интерпретаций символики бессознательного и ее событийного осознания аналитиком и пациентом. Она заключается в преобразовании выявленных проблем гипнотической реальности («места болезни»), основанном на нахождении направления вектора, потенциала терапевтических преобразований и личностно-организменных ограничений. Успешное преобразование гипнотической реальности, безусловно, ведет к лучшему осознанию и пониманию человеком собственных проблем и ограничений, однако это происходит в ходе их метафорического разрешения, преодоления и благодаря их разрешению и преодолению. Точная и однозначная интерпретация объектов гипнотической реальности, ее символов 350 ГЛАВА 21. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ: ПРОЕКТИВНЫЙ ПОДХОД
является труднодостижимой и не первостепенной задачей. Объекты гипнотической реальности многозначны, содержат психическое и соматическое содержание одновременно. В проективной гипнотерапии большей значимостью обладают изучение объектов гипнотической реальности во взаимодействии гипнотика с ними и терапевтическая трансформация либо преодоление проблемных объектов. Освоение гипнотиком собственной гипнотической реальности повышает ее символическую интерпретируемость. Глава 22 Частные примеры проективной гипнотерапии Введение В настоящей главе представлены частные примеры проективной гипнотерапии, иллюстрирующие некоторые ее клинические возможности. Мы намеренно представили случаи, относящиеся к разным нозологическим группам: неврозам, терапевтическим заболеваниям, наркоманиям. Клинический эффект проективной гипнотерапии в приведенных примерах различен, хотя, разумеется, он достаточно высок. Мы бы очень не хотели, чтобы у читателя сложилось впечатление об исключительной, абсолютной эффективности описанной нами формы гипнотерапии. Любая форма реальной психотерапии имеет предел своей эффективности, как и любая форма терапии вообще. Используемый адептами различных направлений современной психотерапии прием описания исключительно позитивных примеров использования собственных психотехнологий является эффективным коммерческим трюком, способствующим повышению спроса на подобную литературу и популяризации самого направления. Однако он не имеет отношения к реалиям клинической психотерапии. Пример 1 Пациентка И., 14 лет. Диагноз: пролонгированная депрессивная реакция. В течение последних двух-трех лет по наблюдениям матери стала замкнутой, раздражительной, подавленной. Изменение поведения и состояния хронологически последовало за разводом родителей и но- 352 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ вого замужества матери. Мать отметила, что за последние полтора года дочь от нее отдалилась. Неожиданно для близких, без видимых причин И. приняла большое количество транквилизаторов. Мать случайно обнаружила дочь в необычном заторможенном состоянии, нашла упаковки от лекарственных препаратов. Была вызвана «Скорая», оказана экстренная медицинская помощь. После стабилизации соматического состояния мать, с согласия дочери, привела ее на прием к психотерапевту.
Во время приема И. сообщила об ухудшении состояния за последний год, выразившемся в подавленном настроении. Она отметила, что сильно переживала развод родителей, скучала по отцу, на которого была внешне похожа и к которому в детстве была сильно привязана. Достаточно отстраненно описала собственную суицидальную попытку. На приеме была весьма напряженной, скованной, подавленной. После раздельных бесед с И. и ее матерью во время совместного итогового обсуждения автором были констатированы психологические проблемы И., связанные с развитием семейной ситуации, подчеркнута возможность их разрешения при наличии совместных усилий членов семьи, высказано предложение проведения И. гипнотерапии. И. выразила согласие и желание пройти гипнотерапию, одобренные ее матерью. Перед И. было поставлено условие не предпринимать суицидальные действия в период прохождения психотерапии и немедленно сообщать врачу о появлении суицидальных мыслей, намерений. И. приняла на себя данное обязательство. Таким образом, с пациенткой был заключен антисуицидальный контракт. И. с детства любила рисовать. Со слов матери рисунки дочери были странными. По просьбе автора И. принесла рисунки на второй прием. Рисунки пациентки выявляли ее несомненные художественные способности. Все они были посвящены одной теме, отражали внутреннее состояние И. в различные моменты ее жизни. Один из рисунков был очень выразительным. На нем в профиль была изображена обнаженная девушка, сидящая на корточках. Приблизив лицо к коленям, она обнимала себя за плечи непропорционально длинными руками. Рисунок был выполнен в темных, багрово-серых тонах. Первый сеанс проективной гипнотерапии. Пациентка вошла в гипнотическое состояние. После обобщенных внушений дистанцирования психогении (см. ранее) было успешно проведено в диалоговом режиме пробное наведение гипнотической реальности с подъемом на гору и дистанцированным обозрением окрестностей. После завершения сеанса гипноза проведен опрос с уточнением деталей реализации различных внушений. Пациентка отметила успокоение и стала несколько живее.
353 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ Второй сеанс проективной гипнотерапии. Перед сеансом, про. веденным через два дня после первого, И. отметила, что стала активнее, живее, настроение стало «получше». Учитывая высокую гипна-бельность и личностные, творческие особенности, после краткой предварительной беседы пациентка одномоментно, без формальной гипнотизации введена в гипнотическую реальность, основанную на ее ключевом, по мнению автора, проблемном рисунке, отражающем актуальное состояние ее «Я». Р. Т.: А теперь закрыли глаза, расслабились, руки-ноги расположили вдоль тела. Учитывая, что Вы уже были в гипнозе, повторное вхождение в него произойдет быстро и легко. Кроме того, Вы легко сможете войти не только в гипнотическое состояние, но и в любую ситуацию в самом гипнотическом состоянии. На предыдущей встрече мы обсуждали с Вами ваш рисунок с сидящей на корточках девушкой и пришли тогда к заключению о том, что Вы изобразили сущность своего понимания вашей собственной жизненной ситуации. (В этот момент автор, прикасаясь пальцами к вискам И., продолжил говорить.) Поэтому сейчас, входя в гипноз, Вы одновременно и быстро входите в этот свой рисунок и начинаете жить в нем. Чувствуете себя там? И.: Да. (Кивает, глаза двигаются под закрытыми веками, лицо напряженное, дыхание учащено.) Р. Т.: Удобно вам сидеть в таком положении на корточках? Нет. (Едва заметно отрицательно качает головой.) Вы можете встать и разогнуться. (Молчит, ее голова чуть откидывается назад). Вы останетесь без одежды или оденетесь? Я оденусь. Я надеваю майку, джинсы, куртку, ботинки. Осмотритесь вокруг себя, где Вы находитесь, что это за место? Это какое-то заболоченное место, рядом ручеек, речка какая-то. Р. Т.: Вы хотите здесь оставаться или поищете себе какое-нибудь другое место? Нет (отрицательно качает головой). Я думаю, что Вам стоит поискать место повыше. Но прежде чем идти вперед, осмотрите себя внимательно, все ли у Вас, все ли с Вами в порядке? У меня в груди, рядом с сердцем, что-то темное. Вы оставите это темное на месте? Нет (чуть заметно качает головой). Что Вы будете с ним делать? Может быть, Вам убрать это темное из груди, выкопать ямку и закопать его там?
354 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ
И.: Нет. Оно живое. Я опущу его в воду, пусть уплывет по воде. (Сидит покачиваясь, шевелит губами.) р. Т.: Что Вы сделали? И\: Я убрала его с груди, опустила на воду. Оно уплывает. р Т.: Проверьте, там, в груди, ничего не осталось? П.: Нет, ничего. Р Т.: Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Нет ли вокруг каких-либо тропинок, дорожек. Я не удивлюсь, если недалеко от Вас есть какие-либо тропинки. Причем одна из них идет вдоль речки, по самому берегу, вторая поднимается круто вверх, к сухому и безводному месту, а третья, постепенно поднимаясь вверх, идет по зеленой траве в направлении, куда течет речка. И. (Молча улыбается). Р. Т.: Но я думаю, что только одна из этих дорожек по настоящему Ваша. Хотя, возможно, Вам, идя в нужном направлении, придется временами менять дорожки, по которым Вы идете. И.: Я пойду вверх по средней дорожке. (Далее 2-3 минуты молчит.) Р. Т.: Где Вы сейчас? Что Вы делаете? Видно ли Вам то темное на воде, не следует ли оно за Вами, нет ли его сейчас на Вас? И.: То темное уплыло. Я иду по дорожке. Вокруг зелень, трава, появились зеленые кусты. Р. Т.: Как Вы себя чувствуете здесь? Вас ничего не беспокоит, не напрягает? Как далеко Вы хотите пойти? И.: Мне хорошо дышать. Я пойду дальше. (Пауза 2-3 минуты.) Р. Т.: Когда Вы пройдете достаточно, выберите себе место, где Вы сможете остановиться на сегодня, обратите внимание на то, чтобы это было хорошее, надежное место. (Пауза 2-3 минуты.) Р. Т.: Ну что, Вы прошли достаточно на сегодня? Это действительно хорошее место? И.: Да, я остановилась. Р. Т. Хорошо. Проверьте, как там у Вас в груди, все хорошо? И.: Да. Р. Т.: Место Вас устраивает? И.: Да. Р. Т.: Тогда сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов и выходите из гипнотического состояния. И. (Делает несколько глубоких дыхательных движений, потягивается и открывает глаза). После выхода из гипнотического состояния И. отмечает, что стала спокойнее, свободнее. С рекомендацией автора сделать какие-ли- 355 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ бо новые рисунки, принести другие старые рисунки пациентка уходит домой. Третий сеанс проективной гипнотерапии. Третий сеанс гипнотерапии состоялся через три дня после второго. И. пришла на сеанс оживленной, принесла несколько новых рисунков. Она отметила улучшение своего состояния, настроения. Со слов матери, за истекшие дни дочь вела себя спокойно, была активнее, доброжелательнее. С интересом говорила о лечении у психотерапевта. Среди принесенных И. рисунков два обратили на себя внимание. Первый изображал маленькую крепкую девчушку 4-5 лет, уверенно стоявшую на широко расставленных ногах, протягивающую руки вверх, к ясному небу, с летящими голубями. Этот рисунок пациентка нарисовала дома после второго сеанса. Она утверждала, что его сюжет ей приснился ночью, после второго сеанса. Второй рисинок изображал странную пару. Это были мужчина и женщина, нарисованные в профиль. Женская фигура смотрела влево, мужская — вправо. Спинами обе фигуры не просто соприкасались, но были сращены. Женская фигура отличалась большими размерами, стояла на поверхности. Мужская фигура не доставала ногами земли, свисала с женской, как тряпичная кукла. И. утверждала, что рисунок выполнен ею спонтанно, на уроке в школе, и она не знает, что он означает. Автор попросил И. словесно описать изображенные женскую и мужскую фигуры с выделением примет: цвет кожи, цвет волос, цвет глаз, форма лба, носа, осанка. Затем он попросил пациентку точно так же, по приметам, описать собственную мать и отчима. Характерные приметы полностью совпали. И. была вынуждена признать, что неосознанно нарисовала свою мать и отчима. Затем ей был задан вопрос о психологическом содержании такого рисунка, по сути — шаржа. Пациентка покраснела, задышала чаще и глубже и промолчала. Ей был задан вопрос о том, насколько этот рисунок отражает действительный характер взаимоотношений матери и отчима и насколько он отражает актуальное отношение И. к обоим. И. снова промолчала. Учитывая позитивный эффект предыдущего сеанса с «вхождением» в картину, автор вновь «ввел» И. в мир первого рисунка с летящими голубями, который счел перспективным отражением актуального «Я» пациентки. Р. Т.: Закройте глаза. Сегодня мы с Вами вновь войдем в Ваш рисунок, на котором изображены Вы и летящие голуби. (Прикасается к вискам пациентки пальцами.) Посмотрите на это небо, голубей, послушайте, как звонко хлопают их крылья во время взлета. Посмотрите на эту землю, траву и кусты вокруг. (Пауза 2-3 минуты.) Все такое яркое, свежее. Все, что Вы видите, слышите, чув- 356 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ ствуете, радует и волнует. (Пауза 2-3 минуты.) Правда, приятное состояние? ц. (Водит глазами под сомкнутыми веками и кивает головой). р Т.: Интересно, что земля стала ближе, а трава и все остальное вокруг — больше. Что на тебе надето? И.: На мне сарафан и сандалии. (Одежда с рисунка, на котором возраст пациентки 4-5 лет.) р. Т.: С того места, где ты стоишь, все видно неплохо. Однако вон с того высокого пригорка ты сможешь увидеть все еще лучше. Хочешь туда подняться? (Обращается как взрослый к ребенку.) И.: Хочу. (Пауза 1 минута.) R Т.: Поднялась? И.: Да. Р. Т.: Посмотри на все повнимательней. Отсюда, с высоты, все видно лучше и по-новому. То, что раньше виделось разделенным, теперь оказалось связанным одно с другим. А то, что находилось рядом, вместе, на самом деле само по себе. Ты теперь так же высоко, как и птицы. Видишь их? И.: Вижу. Они летают рядом. Р. Т.: Посмотри на птиц. Среди них есть маленькие и большие. Большие сильнее и летают выше. И.: Да, вижу больших голубей и воробьев. Р. Т.: Ты сейчас маленькая, но ты растешь и станешь большой. Смотри, ты уже подрастаешь. Сарафан и сандалии уже малы. И. чуть поводит головой и улыбается. Р. Т.: Ты не находишь, что пора переодеться в свою взрослую одежду? И.: Я переодеваюсь. Р. Т.: Я бы очень хотел, чтобы, переодевшись и став взрослой, ты продолжала видеть все таким же ярким, радостным и единым, а себя чувствовала сильной и уверенной, как те птицы. (Пауза в 1-2 минуты.) Как Вы все видите теперь? И.: Все по-прежнему яркое и красивое. Р. Т.: (Делает паузу в 2-3 минуты.) А теперь, сохраняя все важное, что Вы запечатлели в себе во время сеанса, плавно, спокойно, не торопясь, выходим из гипнотического состояния. И. (Дышит более глубоко, потягивается, улыбаясь, открывает глаза. После выхода из гипнотического состояния И. оживлена, активно рассказывает о своих переживаниях во время гипноза, отмечает, что «там было очень красиво». После возвращения домой в течение второй половины дня у И., со слов матери, сохраняется повышенное настроение). 357 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ Через день, перед очередным визитом к психотерапевту, И. звонит и сообщает, что чувствует себя хорошо, но считает, что уже выздоровела и необходимости в продолжении лечения не видит. Ей рекомендуется прийти на прием не для лечения, а для того, чтобы еще раз показаться психотерапевту. На приеме И. спокойна, сдержанна, отвечает на вопросы о своем состоянии быстро, достаточно кратко. Отмечает хороший сон, аппетит, настроение, заявляет, что теперь разобралась со своими проблемами. Через месяц отчим при разговоре по телефону сообщает о хорошем состоянии и поведении падчерицы. Через четыре года мать пациентки, обратившаяся к психотерапевту по другому поводу, сообщает, что дочь после проведенной гипнотерапии изменилась в лучшую сторону: выровнялось настроение, стала находить общий язык с матерью. За прошедшие четыре года, успешно окончила школу, учится в институте. Рано вышла замуж, живет отдельно. Пример 2 Пациентка В., 22 года. Диагноз: пролонгированная депрессивная реакция на фоне акцентуации черт характера дистимического типа. Пришла к психотерапевту на консультацию в связи с возникновением «сложной жизненной ситуации», с жалобами на постоянное чувство пустоты «внутри», подавленность, неуверенность, безысходность. Родилась в семье первым ребенком. Отец, со слов В., на протяжении всей ее жизни проявлял себя как властный, умный человек. За эти гг. он сделал успешную административную карьеру. Мать, сколько помнит пациентка, всегда уступала и подчинялась ему, хотя в иных условиях могла бы, наверное, быть более независимой. В. выросла в обстановке постоянной гиперопеки и ограничений, основанных на опасении за ее сохранность, здоровье. Всегда была неуверенной в себе. Неуверенность серьезно мешала учебе в школе. В средних и старших классах отец, убедившись в средних способностях дочери, не ждал от нее больших успехов. Он постоянно курировал и ее учебу в педагогическом институте. Закончив пединститут, пациентка не смогла и не захотела работать по специальности и поступила на юридический факультет университета, где отец продолжает курировать ее учебу. Младшая сестра В. на пять лет ее младше. Со слов пациентки, ей всегда и все разрешалось, «она делала и делает все, что хочет». Успешно учится, занимается самбо. В настоящее время сестры живут и учатся вместе и младшая сестра опекает старшую. В. заявила психотерапевту, что устала жить, постоянно чувствуя в себе пустоту и неудовлетворенность, и задала вопрос о возможности 358 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ личностных изменений с помощью психотерапии. В ответ ей было сообщено о принципиальной возможности улучшения ее состояния и самооценки при условии активных, планомерных и долговременных усилий с ее стороны. После детального анализа и совместного обсуждения с пациенткой ее клинико-биографического материала, разъяснения возможностей проективной гипнотерапии пациентка изъявила желание «попробовать» гипнотерапию. Первый сеанс проективной гипнотерапии. На первом сеансе, после успешной гипнотизации и формализованной гипнотерапии, было проведено пробное наведение гипнотической реальности без обратной связи с подъемом на гору. После завершения сеанса В. отметила, что видела вместо внушаемого вначале синего цвета фиолетовый, волнообразно затухающий. Тело в гипнотическом состоянии стало скованным и тяжелым. Во всем теле испытывала ощущение тепла. При описании психотерапевтом подъема на гору ничего не видела, только тело стало несколько легче, и было немного тревожно. В конце сеанса гипноза чувство тревоги прошло. После завершения 40-минутного сеанса гипноза появилось чувство успокоения и бодрости. Из-за проживания В. в другом городе второй сеанс психотерапии был назначен через неделю. Второй сеанс проективной гипнотерапии. В., придя к психотерапевту, отметила, что прошедшая неделя прошла ровно, «неплохо». Пациентка сама обратила внимание психотерапевта на необычное ночное сновидение, приснившееся ей на третий день после первого визита. Сюжет сновидения. В. вместе с младшей сестрой находится во дворе родительского дома. В. стоит в палисаднике, а сестра сидит на перилах веранды. В сновидении пациентка знает, что ей 14 лет (реально 22 года), тогда как сестре 12 лет (реально 17). Перед В., в палисаднике, стоят два фруктовых дерева. Справа — могучее, с листьями дуба, слева — другое дерево. Фруктовые деревья расположены далеко друг от друга, однако кроны их соприкасаются. На могучем дереве растут какие-то плоды. В. берет палку и бросает ее в крону могучего дерева, чтобы сбить плод, однако промахивается. Тем не менее с могучего дерева падает странный сдвоенный деревянистый плод. Одновременно с другого дерева на землю падает матерчатая шкатулка с замком-«молнией» по периметру. Сдвоенный плод внешне похож на сросшееся, сдвоенное яблоко, но явно несъедобен. В. открывает шкатулку и обнаруживает в ней манную крупу. 359 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ В этот момент последовательное развертывание сновидения прерывается. В следующий момент В. находит себя упавшей на землю и начинающей подниматься. Шкатулка на земле, манка из нее высыпалась кучкой. Из под манки неожиданно выползают две черные змеи, одна большая, длиной два метра, другая меньше. Змеи ползут под поднимающуюся с земли В. Большая змея вызывает у пациентки чувство страха, меньшая — нет. Большая змея кусает В. в бедро левой ноги, укус слабо болезненный. Змеи уползают. Проснувшись, В. проводит рукой по бедру, ни укуса, ни болезненности нет... После уточнения деталей сновидения и обобщенного его толкования, основанного на связывании объектов сновидения с членами семьи пациентки: деревьев — с отцом и матерью, сдвоенного яблока, змей — с сестрами, проведено погружение В. в гипнотическое состояние способом, описанным в гл. 20. В гипнотическом состоянии В. предложено еще раз вспомнить только что обсуждавшееся сновидение. Р. Т.:...А теперь вспомните еще раз то сновидение в саду. (Пауза 2-3 минуты.) Я хочу Вам напомнить, что каждый раз, когда человек вспоминает, он как бы заново переживает то, что переживал раньше. Вот и Вы сейчас стоите на земле палисадника перед двумя деревьями и держите в руках то самое сдвоенное зеленое яблоко. Видите деревья, их стволы, кроны? Посмотрите на могучее дерево с листьями дуба справа и другое дерево слева. Узнаете их? В.: Да. (Замедленно кивает, глаза двигаются под веками.) Р. Т.: Я хочу, чтобы Вы внимательно присмотрелись к тому сдвоенному зеленому яблоку, что Вы держите в руках. Вообще-то оно может быть сдвоенным или сросшимся. Сдвоенное яблоко на самом деле состоит из двух тесно прилегающих друг к другу яблок, выросших на отдельных черенках. Сросшееся яблоко имеет лишь один черенок. Я подозреваю и, более того, я уверен, что в Ваших руках сдвоенное яблоко. В.: (После продолжительного молчания.) Я думаю, я уверена, что яблоко может быть разделено. (Молчит.) Я держу яблоко в руке. Меньшая половина яблока то появляется, то исчезает. (Молчит, лицо напряжено, учащенно дышит.) Р. Т.: Что теперь? В.: Я хочу, чтобы осталось только одно яблоко. Сейчас делаю усилие, меньшая половина исчезает. На большем яблоке, в месте соприкосновения, остается шелушащееся пятно. Оно зарастает. 360 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ р Т.: Я хочу обратить Ваше внимание на один важный и интересный момент. Ваше яблоко зеленое. Обычно зелеными бывают незрелые плоды. По мере того, как плод созревает, его цвет меняется, становится желтым или красным. Я думаю, что Ваше яблоко будет теперь созревать. В.: Яблоко по форме, как большое красное, а само зеленое. Это яблоко должно быть красным, но оно еще незрелое. R Т.: В., Вы достаточно долго держите его в руках. От вашего тепла и усилий в вашем яблоке могло начаться созревание. Посмотрите на него внимательно со всех сторон. Может, оно начинает краснеть? В.: Может быть, оно должно оставаться зеленым? Я не вижу признаков покраснения. (Пауза в 2 минуты.) Р. Т.: Продолжайте наблюдать за ним, будьте внимательны. Вы хотите, чтобы оно покраснело? В.: Да. Р. Т.: Вспомните, когда яблоко созревает, оно сначала краснеет лишь с одной стороны, и происходит это медленно. А затем, когда краснота с одной стороны уже появилась, оно созревает целиком, это происходит быстро и всегда. Осмотрите свое яблоко со всех сторон очень внимательно. Что Вы видите теперь? (Радостно-удивленно.) Пошло покраснение с одной стороны. Оно краснеет! Очень хорошо. Как Вы думаете, может краснеющее яблоко снова стать зеленым? Нет, так не бывает. Оно останется красным. Вы уверены в этом? Да. Оно красное. Как Вы себя чувствуете теперь? Хорошо, но немного устала. Вы хорошо поработали сегодня. И теперь, завершая эту работу, выходим из гипнотического состояния. Дышим поглубже, слегка напрягаем мышцы всего тела и полностью выходим из гипнотического состояния. После выхода из гипнотического состояния В. отмечает чувство удовлетворения, спокойствия. На вопрос о том, есть ли сейчас пустота внутри, отвечает отрицательно. Следующий сеанс гипнотерапии назначен через неделю. Третий сеанс проективной гипнотерапии. Придя в третий раз, пациентка сообщила о стабильном улучшении состояния. За прошедшую неделю настроение В. было почти всегда хорошим, не было ощущения бес-
361 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ смысленности жизни и внутренней пустоты, хотя временами испытывала беспокойство и неуверенность за себя в будущем, в общении с близкими. В. активно пересказала ночное сновидение, пережитое за день до визита к психотерапевту. Сюжет сновидения. В. находится в каком-то доме, который похож и не похож на родительский. В соседней комнате жена двоюродного брата, сумасшедшая, кричит на пациентку, ругает ее. Кроме пациентки, в комнате находится женщина в сером, без лица, точнее, В. не может разглядеть ее лица, то расплывается. Женщина в сером воспринимается В. спокойно. (В реальной жизни у двоюродного брата есть жена, у нее сдержанные отношения с В., она психически здорова.) В. весьма неприятна брань сумасшедшей, она пытается закрыть дверь на ключ, с другой стороны двери мешают это сделать. Женщина в сером помогает В. закрыть дверь на ключ, однако с той стороны некоторое время продолжаются удары и толчки в дверь, и В. видит, что косяк двери расшатан и не очень надежен. Затем толчки прекращаются, все стихает. В руке пациентки зажаты 4-5 картофелин, одни очищены, другие нет. В. удивлена тем, что, вроде бы, в закрытой руке они не должны умещаться, но они умещаются. В. дает эти картофелины женщине в сером, без лица. Та сидит у печи. В. предполагает, что женщина печет эти картофелины в золе (но не видит этого). В. просыпается с ощущением, что что-то неприятное прошло, но у нее нет уверенности в стабильности состояния. Проведено совместное обсуждение сновидения с уточнением его деталей. Психотерапевт высказал предположение о том, что сновидение отражает изменения состояния В. в ходе психотерапии и ее неуверенность в стабильности полученного результата. Затем проведено погружение В. в гипнотическое состояние. В гипнотическом состоянии В. снова введена в описанное ею сновидение. Р. Т.:...А теперь, войдя в гипноз, Вы входите в свое последнее сновидение. Тот же дом, те же комнаты и дверь между ними. Интересно, цела ли она? Может быть, она выбита вместе с косяком? Может быть, в доме все уже вверх дном? Хотя, я думаю, это маловероятно. Ну, и что Вы там находите? В.: (Некоторое время сосредоточенно молчит, глаза двигаются под закрытыми веками. Затем на лице появляется слабая улыбка.) Нет, в доме все в порядке. Р. Т.: Подойдите к двери между комнатами. Она цела? В.: Дверь целая. Р. Т.: Она заперта или открыта? 362 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ
Дверь открыта, в комнате никого нет. Скажите, а сама комната в порядке? Да, там все чисто и убрано. Косяк двери теперь не шатается. Кроме Вас в доме кто-то есть, или Вы одна? У окна сидит та женщина в сером. Вы можете теперь разглядеть ее лицо? Я лица не вижу. Попробуйте посмотреть на нее на свету. Видите теперь? Нет. Как Вы себя чувствуете в этом доме теперь? Есть чувство тревоги, неуверенности? Нет, я спокойна. Как Вы думаете, та сумасшедшая может вернуться? (Молчит, затем отвечает.) Я думаю, нет. Хорошо, еще раз внимательно осмотрите дом. В нем все в порядке? Да, все хорошо. Ну что же. Давайте тогда будем выходить из гипнотического состояния. Дышим поглубже, слегка напрягаем мышцы всего тела и полностью выходим из гипнотического состояния. После выхода из гипнотического состояния В. отметила, что чувствует себя хорошо, спокойно. Пациентке предложено связаться с психотерапевтом через две недели для уточнения вопроса о времени следующего сеанса. Данный сеанс гипнотерапии стал последним. В. через две недели позвонила по телефону и сообщила о том, что чувствует себя хорошо, намного лучше, чем прежде, до лечения, настроение остается хорошим и ровным. В связи с хорошим самочувствием, а также загруженностью учебой пациентка попросила о завершении терапии. Через полгода В. при беседе по телефону сообщила, что продолжает обучение, получает второе высшее образование (юридическое), работает секретарем в учреждении. Она отметила, что за прошедшее время стала более самостоятельной, уверенной в себе, что ей теперь удается отстаивать собственную точку зрения. Чувство «пустоты», безысходности больше не возвращалось. Пример 3 Пациентка А., 28 лет. Диагноз: пролонгированная депрессивная реакция. При обращении заявила, что «вертится в тупике и не находит выхода». Отмечала чувство подавленности и безысходности на протя- 363 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ жении года в особенности последние полгода Чувствует, что между ней и другими людьми возник барьер отчужденности, который она не может преодолеть. А. выросла вторым ребенком в семье строгих, но любящих родителей. Родители и старший брат — инженеры-нефтяники. Брат старше пациентки на пять лет, живет своей семьей, но до сих пор опекает сестру. С 21 года А. живет самостоятельно. В возрасте 11 лет А. перенесла инфекционный полиомиелит, полгода была неподвижна, затем постепенно «встала на ноги». Считает, что выздоровление произошло во многом благодаря уходу матери. С 5-летнего возраста А. занималась бальными танцами, в юности достигла уровня мастера международного класса. В школе училась успешно. По семейной традиции поступила в Нефтяной университет, закончив его, год проработала инженером-нефтяником. Затем она окончила бухгалтерские курсы, работала кассиром-контролером, продавцом, секретаршей. Последние два месяца А. работает. Во время учебы на пятом курсе университета А. вышла замуж за сокурсника, однако отношения в браке не сложились, сделала аборт, после завершения учебы развелась. Считает, что не реализовала себя как женщина, после нескольких неудачных попыток построить личную жизнь ориентирована на партнерские отношения с мужчинами, без любви. До третьего курса университета А. занималась бальными танцами, затем прекратила танцевать. Однако после завершения учебы она возобновила занятия танцами. Несколько раз пыталась уехать с танцевальной группой на работу в Италию, Испанию. В настоящее время А. ожидает вызова на работу в Италию, однако ожидание сильно затянулось. А. подчеркивает полную тупиковость и безысходность сложившейся жизненной ситуации, указывает, что временами испытывает чувство полного отчаяния и тоски, тогда как обычное ее состояние «серое», угнетенное. Внешне А. производит впечатление эмоционально подавленной, ее лицо гипомимично, говорит тихим, дребезжащим, монотонным голосом. А. спрашивает, можно ли ей помочь. В ответ психотерапевтом ей сказано, что ее тупиковое состояние носит исключительно субъективный характер, что у нее, безусловно, есть объективные предпосылки и личностные ресурсы для выхода из сложившейся ситуации. А. указано, что в проблеме, с которой она обратилась в данный момент, существуют два компонента: 1) ее эмоциональное состояние; 2) жизненная, личностная ситуация. И хотя, вне всяких сомнений, эти ком- 364 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ поненты взаимосвязаны, порядок их разрешения должен быть последовательным. Начинать следует именно с эмоционального состояния, а изменив его, приступать к разрешению личностных, жизненных проблем. Поэтому А. предстоит отнестись к психотерапии как к временной передышке, необходимой для накопления сил, во время которой важно найти в себе внутреннее равновесие, разобраться в себе самой и в ситуации, а затем, проанализировав все, приступить к осмысленным действиям. А. предложена гипнотерапия, на что получено согласие. Первый сеанс проективной гипнотерапии. На первом сеансе гипнотерапии, после успешной гипнотизации и формализованной гипнотерапии, было проведено пробное наведение гипнотической реальности с обратной связью с подъемом на гору. Р. Т.:...Я знаю, что Вы любите и умеете двигаться. Вы можете не только двигаться, но и делать это красиво. Однако сейчас наша задача проще. Вполне достаточно вспомнить и ощутить самое простое и главное в движении — ходьбу. Человек может идти по ровной дороге, спускаться вниз, подниматься вверх. Я думаю, что наиболее интересен подъем вверх. Потому что при подъеме вверх происходят две вещи. Во-первых, чем выше ты поднимаешься, тем больше ты от этого устаешь. Во-вторых, и это главное, чем выше ты поднимаешься, тем больше начинаешь видеть то, что окружает тебя. И чем дольше ты поднимаешься, тем яснее ты понимаешь особенности и взаимосвязи того, что вокруг. И тогда то, что раньше казалось тебе абсолютно отдельным, несвязанным с остальным, чуждым, оказывается тесно взаимосвязано со всеми и всем. А то, что воспринималось взаимосвязанным, оказывается совершенно отдельным и особым. Чувствуете нагрузку от подъема? А.: Да. Р. Т.: Далеко еще до вершины? А.: Нужно еще пройти. Р. Т.: А теперь дошли? А.: Да. Р. Т.: Посмотрите внимательно вокруг себя. Что Вы видите? А.: Высокая гора. (Пауза 2-3 минуты, делает ориентировочные движения глазами при закрытых веках, чуть поворачивая голову.) Я поднялась. (Пауза.) Как каньон в прерии. Впереди водопад, похож на Ниагару. Перед ним столбчатые горы. Зеленые деревья. Внизу животные, которых надо остерегаться. 365 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ Р. Т.: Какие животные? А.: Львы, гепарды, другие хищники. (Пауза.) Гепард гонится за антилопой. Над прерией летают орлы. Р. Т.: Гепард догнал антилопу? А.: Нет, она убежала. Р. Т.: Как Вы себя здесь чувствуете? А.: Мне здесь нравится. Р. Т.: Вы хотите остаться здесь или выберете себе другое место и пойдете туда? А.: Я хочу к водопаду, но не знаю, как пройти мимо хищников. Р. Т.: А сюда они не могут добраться? А.: Нет, между нами расщелина. Р. Т.: В вашем положении по крайней мере одно преимущество. Вы сверху все хорошо видите, а к Вам хищники добраться не смогут. А.: Да, я это понимаю. Р. Т.: Может быть, не стоит никуда идти? Просто постойте, посидите, подышите свежим воздухом, отдохните и наберитесь сегодня сил. А.: Хорошо. Я посижу здесь, мне нравится смотреть. Р. Т.: А когда Вы отдохнете как следует и наберетесь сил в этом безопасном месте, Вы сможете плавно, спокойно выйти из гипнотического состояния. (Пауза 4-5 минут.) А.: Я выхожу. Р. Т.: Хорошо. Делаем 3-4 глубоких вдоха, слегка напрягаем мышцы всего тела и полностью выходим из гипнотического состояния. После выхода из гипнотического состояния А. чувствует себя успокоенной, слегка улыбается. Пациентке предложено зарисовать то, что она видела. Второй сеанс гипноза назначен через день. Второй сеанс проективной гипнотерапии. На второй сеанс гипнотерапии пациентка пришла более оживленной. Отметила, что настроение все время между сеансами было хорошим, заметно улучшилось. За истекшее время барьера между собой и другими людьми не возникало. Пациентка принесла выполненный цветными карандашами и фломастерами рисунок (см. рисунок 1). На рисунке сверху изображена «прерия» (название А.), а точнее саванна (животные африканские). На переднем плане в центре листа гепард гонится за антилопой, справа высокое одиночное дерево. На втором плане по центру листа и слева столбчатые горы, высокие тропические деревья. Справа высоко над 366 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ саванной парят два крупных орла. Слева сзади большой водопад. Вода, обрушившись вниз широким потоком, течет направо и вдаль. После уточнения расположения и значения деталей рисунка проведено его совместное обсуждение. р. Т.: Вы хорошо справились с рисунком. Все детали узнаваемы. Тот вид, который Вы видели, действительно красив. Он захватывает и привлекает. Но в нем есть одна значимая отрицательная черта. Вы не смогли добраться туда, куда Вам хотелось, к водопаду, потому что внизу — опасные хищники. А если бы их не было? Если бы Вам не мешала спуститься вниз пропасть, у которой Вы стояли? Посмотрите на эти столбчатые горы, на эти деревья и водопад, к которому Вас потянуло тогда. Посмотрите и скажите сейчас, родное все это вам или чужое? Как Вы их воспринимаете, ощущаете? Вы могли бы здесь находиться постоянно? А.: Все это красиво, мне нравится, но теперь я чувствую, что это чужое. Р. Т.: Вы могли бы здесь жить? (Указывает на рисунок.) А.: Нет. Не смогла бы. Я была как туристка. У нас есть дом в деревне, в горах. Я живу там по нескольку дней, иногда недель летом. Я очень люблю эти места. Р. Т.: Я думаю, что Вы теперь можете найти для себя нечто более близкое и подходящее Вам, чем то, что нашли в первом гипнозе. Итак, входим в гипнотическое состояние. Далее проведена формализованная гипнотизация. Р. Т.: Мне интересно, где Вы окажетесь в этот раз. Будет ли это Африка, Южная, Северная Америка, а может быть, Австралия? Осмотритесь вокруг себя внимательно. Это тоже горы, или что-то другое? А.: (Молчит, глаза совершают ориентировочные движения.) Это гора рядом с деревней, на Павловке (название местности). Р. Т.: Что Вы видите еще? А.: Я стою у дороги. Впереди луга со стогами сена. Справа — березовый лес. Солнце скоро зайдет. Р. Т.: Вы будете стоять здесь или, пока не стемнело, погуляете где-нибудь? А.: Я схожу в лес. Это недалеко. Лес светлый. Там папоротники, цветы, ягг. Р. Т.: Здесь есть хищники, что-то опасное? 367 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ А.: Нет здесь всегда спокойно. Я ничего здесь не боюсь. Р. Т.: А змеи? А.: Их здесь нет. Р. Т.: Что Вы будете делать дальше? А.: Я погуляю, поброжу, подумаю, а затем вернусь в дом. Р. Т.: Хорошо. Я Вас не тороплю. А после того, как Вы погуляете, вернетесь в дом, наведете там порядок, если это необходимо, Вы плавно, спокойно, не торопясь, выйдете из гипнотического состояния. (Пауза в 5-6 минут.) А.: Я закончила. Р. Т.: Хорошо. А теперь полностью выходим из гипнотического состояния. Дышим поглубже и выходим из гипнотического состояния. После выхода из гипнотического состояния А. чувствует себя спокойной, отдохнувшей. Заявляет, что ходила в лес, собирала цветы. Пациентке предложено зарисовать то, что она видела. Третий сеанс гипноза назначен через два дня. Третий сеанс проективной гипнотерапии. На третий сеанс гипнотерапии А. пришла в макияже, тщательно одетой, подтянутой. Отметила, что стала лучше спать. На плохой сон не жаловалась, потому что привыкла спать поверхностно, поздно ложиться, долго не засыпать. За дни от начала психотерапии стала ложиться раньше из-за сонливости после 23 часов, засыпает быстро, встает с ясной головой и хорошим настроением. А. отметила, что думала о своей ситуации, находит ее не столь драматичной, как прежде. Поняла, что ей не обязательно настраиваться исключительно на выезд из страны. Занимаясь бальными танцами, А. научилась хорошо шить себе танцевальные костюмы и вполне может неплохо зарабатывать шитьем. Многие знакомые предлагали ей шить для них, но она отказывалась. Теперь А. хочет попробовать. Пациентка принесла выполненный цветными карандашами и фломастерами рисунок (рисунок 2). На рисунке, вид сверху сбоку, изображены горные луга. На переднем плане слева направо (или наоборот) тянется грунтовая деревенская дорога. В левом углу, перед дорогой, цветы и заросли папоротника. Справа пень, рядом ягоды земляники. На втором плане луга со стогами сена. Слева два стога под сосной и один стоящий отдельно. Справа, ближе к центру, два стога, на горизонте, вдалеке — еще три. Ниже их, за дорогой, стоит березовая роща. Вдали голубое небо и низкое, вытянутое в горизонтальной плоскости, эллипсовидное солнце. Рисунок не обсуждается. 368 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ р. Т.: Это хорошо, что Вы нашли для себя новую возможность зарабатывать на жизнь. Но кое-что меня в Вас удивляет. Раньше Вы несколько лет настраивались на выезд из страны и карьеру танцовщицы в ресторанах и клубах. Но Вам уже 28 лет. Для женщины это не возраст, а для танцовщицы? Я думаю, что у вас уже могут быть какие-то профессиональные отклонения в состоянии здоровья. Это не так? Кроме того, клубы и рестораны могут предпочесть не талантливых, а более молодых артисток. Я ошибаюсь? А.: У меня действительно побаливают голеностопные суставы и стопы. Р. Т.: С другой стороны, у Вас большой танцевальный опыт и высокий уровень мастерства. Я не специалист, но уверен, что обучение бальным танцам пользуется устойчивым спросом, и Вы вполне могли бы заниматься именно этим. Что Вы делаете лучше, шьете или танцуете? А.: Танцую, разумеется. Р. Т.: А как Вы ладите с детьми, подростками? Вы можете обучать танцам? А.: Сертификаты у меня есть, я и раньше помогала своему руководителю. Р. Т.: Так почему же Вы работаете бухгалтером, продавцом, секретарем, истово истощаете себя в ожидании отъезда из страны, но не занимаетесь, казалось бы, наиболее естественным, преподавая то, что Вы знаете и умеете лучше всего? Я не уверен, что это действительно Ваше, мне просто непонятно, почему Вы игнорируете эту возможность? Почему Вы сами воздвигаете внутри себя барьеры и ограничения? Мы не касались Ваших взаимоотношений с мужчинами, но не кажется ли Вам, что и здесь могут проявляться те же внутренние ограничения? Я полагаю, Вам стоит подумать над этим. А. (Молчит). Р. Т.: Скажите еще одно. У Вас есть какие-либо повторяющиеся сновидения, которые Вы видите время от времени, особенно если у Вас что-то не ладится в жизни? А.: (Задумывается.) После полиомиелита, лет с 12-ти мне достаточно часто снится однотипный сон. Я нахожусь в тесном карцере и не могу пошевелиться, а затем в страхе просыпаюсь. Р. Т.: Хорошо. Теперь можем войти в гипнотическое состояние. Далее проводится формализованная гипнотизация. 13 Заказ 453 369 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ Р. Т.: Сейчас, когда Вы находитесь в гипнотическом состоянии, я прошу Вас вспомнить все те неприятные сновидения, о которых Вы только что мне рассказали. И не только вспомнить. Эти сновидения имеют отношение к Вашим внутренним барьерам и ограничениям. Поэтому будет полезным войти в этот сон. Где Вы сейчас? А.: Я в этой норе. (Плечи поднимаются, руки прижимаются к телу, дышит учащенно.) Р. Т.: У норы есть выход? А.: Нет! Р. Т.: Быть того не может! У любой норы есть выход, но его нужно найти. Что-нибудь получается? А.: Нет. Я в норе голая, прижата со всех сторон, не могу пошевелиться. Р. Т.: У норы всегда есть выход! Вы расположены вдоль норы, значит, выход либо вверху, либо внизу, под ногами. А.: Под ногами твердое. Р. Т.: А что над головой? А.: Над головой потолок, руки прижаты, я не могу ими пошевелить. Р. Т.: Две руки одновременно Вы не поднимете, а вот если одну руку сместить вниз, другую Вы сможете протащить и вытянуть вверх. Пытайтесь! А.: (Пауза 2-3- минуты, лицо напряженное, дышит учащенно.) Я протащила одну руку вверх. Поднимаю другую. Тут какая-то перегородка. (Пауза.) Она тонкая, ломается. Я делаю дыру, выбираюсь. (Пауза 2-3 минуты.) Я выбралась. (Лицо расслабляется, дыхание постепенно успокаивается.) Р. Т.: Где Вы теперь? Что это за место? А.: Я стою на той же горе, что и в прошлый раз, у деревни, где дом. Р. Т.: А что с норой? А.: Ее больше нет. Все ровное. Р. Т.: А если Вы снова попадете в такую нору? А.: Я выберусь! Р. Т.: Что теперь? А.: Я пойду в лес, буду там гулять, дойду до папоротников. (Пауза 2-3 минуты.) Р. Т.: Что теперь? А.: Пойду в дом в деревне, где живу. (Пауза 2-3 минуты.) Р. Т.: Вы уже в доме? А.: Нет, только подхожу. Р. Т.: В доме все в порядке? А.: Да. 370 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ Рисунок 1 пациентки А. Рисунок 2 пациентки А 13* 371 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ Р. Т.: Как себя чувствуете? А.: Свободно. Хорошо. Р. Т.: Хорошо. А теперь делаем несколько глубоких вдохов, выдохов и полностью и окончательно выходим из гипнотического состояния. После выхода из гипнотического состояния А. чувствует себя хорошо. Отмечает, что спокойна,уверена в себе. Третий сеанс гипнотерапии был последним. Через месяц в телефонном разговоре пациентка заявила, что чувствует себя хорошо, намного лучше, чем прежде. Она устроилась преподавателем бальных танцев, ведет две группы, работой довольна. Настроение ровное, хорошее. Повторный звонок А. через полгода после лечения подтвердил устойчивость терапевтического результата. Успешно работает преподавателем бальных танцев. Удовлетворена работой и жизнью. Пример 4 Пациентка Р., 27 лет. Диагноз: Сахарный диабет I типа, состояние субкомпенсации. Сопутствующее заболевание: Пролонгированная депрессивная реакция, астенодепрессивный синдром. Заболела в возрасте 26 лет, на фоне беременности и перенесенного стресса (в присутствии Р. умерла ее бабушка, сам процесс агонии глубоко потряс). После смерти бабушки появилась слабость и жажда. При обследовании было найдено повышение уровня глюкозы в крови, был назначен инсулин. К психотерапевту Р. обращалась дважды. Первое обращение произошло вскоре после начала заболевания и было связано с выраженным депрессивным расстройством реактивного генеза. Второе обращение имело место через год от начала заболевания сахарным диабетом. Оно было обусловлено ухудшением состояния пациентки. Она почувствовала нарастающую раздражительность, общую слабость и ухудшение зрения к вечеру. Нарастала подавленность, появилось чувство обреченности. Р. отметила у себя личностную черту, которая, по ее мнению, мешала ей лучше адаптироваться в сложившейся ситуации, равно как и мешала в жизни. Она с трудом принимала любые решения, поскольку у нее всегда возникали две противоположных точки зрения на возникшую проблему, между которыми она долго колебалась. Пациентка сама попросила о проведении ей гипнотерапии. 372 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ Проективная гипнотерапия. Наличие соматического заболевания обусловило проведение проективной гипнотерапии длительным курсом из 33 сеансов. Не имея возможности документального изложения обширных материалов всех гипнотических сеансов, далее мы приведем обобщенное изложение сюжета работы в проективном гипнозе, детально рассматривая лишь отдельные значимые фрагменты. Р. иллюстрировала некоторые ключевые, с ее точки зрения, моменты, пережитые в ходе гипнотерапии рисунками и составила общую схему работы в проективном гипнозе. Сеансы гипнотерапии проводились 4-5 раз в неделю амбулаторно. Перед каждым сеансом гипноза Р. сообщала нам об актуальной концентрации глюкозы в крови и о дозе инсулина, введенной накануне. Между 16-м и 17-м сеансами гипнотерапии произошел перерыв в 10 дней в связи перенесенным пациенткой острым респираторным заболеванием. Исходная доза инсулина Р. 8 единиц в сутки. При проведении гипнотерапии параллельно улучшению соматического и психического состояния отмечалось снижение концентрации глюкозы в крови пациентки, приводившее в процессе гипнотерапии к явлениям легкой гипогликемии, купировавшейся дополнительным приемом пищи. Появление гипогликемии на фоне приема стабильной дозы инсулина было нами расценено как усиление выработки и повышение активности эндогенного инсулина в организме пациентки. Поэтому нами было принято решение о ступенчатом снижении дозы вводимого извне инсулина на 0,5 единиц при очередном появлении гипогликемии в процессе гипнотерапии под контролем уровня глюкозы в крови пациентки. Избранная тактика оказалась достаточно успешной. В целом, за время гипнотерапии удалось снизить дозу вводимого инсулина с исходных 8 до 5 единиц в сутки при сохранении стабильного уровня глюкозы в крови и улучшении самочувствия пациентки. Динамика снижения дозы вводимого инсулина в сопоставлении с уровнем глюкозы в крови пациентки приведена в таблице 22.1. После завершения курса гипнотерапии уровень глюкозы в крови оставался стабильным в течение месяца, затем он несколько увеличился, и Р. была вынуждена увеличить дозу инсулина до 6 единиц. На дозе инсулина в 6 единиц уровень глюкозы в крови оставался стабильным в течение 6 месяцев. Состояние пациентки в этот период оставалось ровным, хорошим. Зимой, после перенесенного простудного заболевания, состояние ухудшилось, уровень глюкозы в крови стал нарастать, и Р. пришлось повысить дозу инсулина до прежних 8 единиц. Полученный терапевтический результат мы расцениваем как вполне удовлетворительный, хотя и трудоемкий. Гипнотерапия привела не только к значительному улучшению психического и общесоматического состояния пациентки, но и к длительному улучшению функциониро- 373 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ Таблица 22.1 Динамика снижения дозы вводимого инсулина в сопоставлении с уровнем глюкозы в крови пациентки
* Проблемные ситуации, возникшие и преодоленные в ходе проективной гипнотерапии и проиллюстрированные рисунками пациентки. вания поджелудочной железы (7 месяцев) с улучшением обмена глюкозы и снижением дозы вводимого инсулина. Фабула проективной гипнотерапии. Проективная гипнотерапия Р. строилась на параллельно-последовательном развитии двух сопряженных направлений: 1) проективное преобразование и контроль «места болезни» и 2) терапевтическое путешествие в «зону улучшения состояния». До начала гипнотерапии Р. было сообщено о свойстве психики человека выражать любое восприятие внешнего мира (его зрительные, звуковые, иные характеристики), внутреннее состояние (эмоции, переживания, ощущения, состояния) через любое иное внешнее и внутреннее восприятие. После первого введения в гипнотическое состояние пациентке было предложено оказаться в ее «месте болезни», которое передавало бы совокупность ее ощущений, представлений о ее болезненном расстройстве. Р. оказалась в парке, на покрытой растрескавшимся бетоном заброшенной танцплощадке (рис. 22.3). Танцплощадка была расположена недалеко от дорожки, вокруг нее стояли голые тополя, земля была усыпана пожухлыми коричневыми листьями. Т. Р.: Нравится ли Вам это место? Р.: Нет. Т. Р.: Вы останетесь на площадке или пойдете в более благоприятное и здоровое место? 374 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ р.: Да, пойду. Т. Р.: Как Вы полагаете, такое «здоровое место» расположено выше или ниже по рельефу? р.: Оно должно быть гораздо выше. Т. Р.: Тогда Вам следует внимательно осмотреться, чтобы найти себе верную дорогу, ведущую вверх. Видите, куда Вам идти? R: Да, впереди гора, я начала подниматься. На 1 -м сеансе Р. поднималась в гору до тех пор, пока не устала. Ей было предложено остановиться в «надежном месте», выбрав для отдыха ровную площадку, с которой она не могла бы случайно соскользнуть. После остановки Р. было предложено вернуться на «место болезни» и оценить состояние танцплощадки. Р. сообщила, что бетон выглядит более растрескавшимся, а кое-где в трещинах появилась газонная трава. Каждый последующий сеанс гипнотерапии начинался и заканчивался оценкой актуального состояния «площадки» — «места болезни». В основное время пациентка продолжала свое путешествие, преодолевая возникающие на ее пути препятствия. Состояние «площадки» между сеансами могло оставаться неизменным, стабильным, а в ряде случаев заметно менялось в худшую сторону. При негативных переменах Р. приходилось собственными действиями «нормализовывать» состояние «площадки». Ухудшение состояния «площадки» всегда было связано с отсутствием снижения либо повышением уровня глюкозы в крови. Особенности путешествия Р. по «горной стране» (пройденное расстояние, успешность преодоления различных препятствий на пути к улучшению состояния, «надежность» места стоянки между сеансами гипнотерапии) решающим образом определяли характер последующих изменений «места болезни». В равной степени состояние Р. параллельно проявлялось как в состоянии «места болезни», так и в перипетиях путешествия к «месту здоровья». В целях ясности и сюжетной связанности изложения описания путешествия и изменений «места болезни» приводятся раздельно. Однако ссылки на очередность сеанса гипнотерапии и прямые указания в описании динамики «места болезни» на соответствующие обстоятельства путешествия позволят читателю верно соотнести «события» «путешествия» с изменениями «места болезни». Фабула путешествия к «месту здоровья». На 2-м сеансе при продолжении подъема перед Р. появилась крутая конусообразная гора искусственного происхождения со срезанной верхушкой, «как бы» отлитой из металла, вокруг которой вился спиралевидный бордюр 375 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ Рисунки 3,1-3,5. Терапевтическая трансформация места болезни Р. в ходе проективной гипнотерапии (сахарный диабет) 376 ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ (рисунок 4). Попытка подняться, идя по бордюру, выявила, что это не спираль, а замкнутые окружности. Р. обнаружила разлом конуса, идущий до вершины, и стала подниматься по нему вверх. Через некоторое время пациентка устала и, выбрав место для отдыха, остановилась на небольшой горизонтальной площадке. В ночь после сеанса Р. увидела сон, в котором она оказалась на той же площадке, и, сорвавшись с нее, пробудилась в страхе. На следующий день она обнаружила заметное повышение содержания глюкозы в крови. Период путешествия к «месту здоровья» 3-го сеанса был посвящен разрешению проблемы конусообразной горы. Попытка подняться на нее была оценена Р. как бесполезная. Поиск иных обходных дорог и тропинок выявил те из них, которые вели резко вверх-влево, к пилообразным черным скалам, при взгляде на которые у пациентки возникало интуитивное чувство интенсивной тревоги. Поэтому нами было принято решение использовать для преодоления «конуса» «геологические» факторы. Первая попытка разрушить «конус» в цикле «нагревание-охлаждение» с использованием жгучих солнечных лучей и внезапного проливного дождя оказалась безуспешной. Но она позволила понять, что «конус» сделан из «железа». Поэтому во второй «геологической» попытке был использован «вулкан», «железный конус» был помещен в вулкан и благодаря начавшемуся извержению был полностью расплавлен. Теперь Р. смогла продолжить свой подъем и оказалась на старой горе, похожей на реальную, знакомую ей гору, поросшую редкими деревьями, кустами, деревьями. Пациентка увидела несколько пересекающихся троп и по одной из них поднялась до «надежной» площадки, заросшей зеленой травой и кустарником. С этого дня у пациентки началось снижение уровня глюкозы в крови и улучшение психического, соматического состояния, самочувствия. На 4-м сеансе, продолжая свое путешествие, Р. подошла к неглубокой реке с сильным течением, текущей с горы в узком ущелье. Р. делала неоднократные попытки плыть против течения, вверх по реке, поскольку других дорог к вершине не было видно. Сильным течением ее сносило вниз. Попытки пойти навстречу течению также оказались бесполезными. Тогда ей было предложено осмотреть другой берег и, если по нему можно пройти, переплыть реку. Р. переплыла реку и пошла вверх по берегу, отдаляясь от реки, по широкой дороге. Затем она выбрала «надежное», ровное, покрытое зеленой травой место и остановилась. На 5-м сеансе Р. продолжила свое странствие и долго поднималась по дороге, справа от которой гора образовывала своеобразный барьер. В конце подъема появился широкий выступ, который вызвал у Р. ощущение ненадежности. Оказалось, что выступ является висячим камнем над долиной, а под ним внизу виднелись остроконечные вер- 377 ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ хушки то ли елей, то ли кипарисов. Р. сошла с выступа и пошла, несмотря на некоторую усталость, дальше. Дорога привела к пещере, которая при обследовании оказалась сквозной. Отдохнув на валуне внутри пещеры, Р. вышла из нее и растерялась, поскольку ей было непонятно, куда идти дальше. Впереди расстилалась холмистая равнина. Внимательно осмотревшись, Р. увидела тропинку, ведущую направо и слегка вверх, и пошла по ней. Впереди показалась гора, покрытая выгоревшей травой. Затем Р. остановилась в «надежном» месте. Перед пятым сеансом у Р. появились признаки гипогликемии со слабостью, сосущим ощущением «под ложечкой», снимавшиеся едой. Доза вводимого инсулина была снижена на 0,5 единиц (до 7,5 единиц). Уровень глюкозы в крови на следующий день заметно возрос (см. таблицу). На 6-м сеансе Р. продолжила движение вверх по дороге. Путь лежал мимо синих камней, которые вызвали у нее чувство тревоги. Местность постепенно становилась менее пустынной, в долине появились дома, далеко пасся скот. У домов росли яблони. Р. сначала захотела остановиться в одном из домов с яблонями, но затем, подумав, нашла себе для стоянки другое место на горе, поскольку оно было более «надежным». С 7-го по 15-й сеанс Р. продолжала постепенно подниматься по горе, преодолевая незначительные препятствия в виде небольших ручьев, расщелин. Временами справа, далеко внизу, была видна река. Дома становились реже. Яблони остались позади. Растительность на горе была представлена редко растущими березами и редкой травой. Справа внизу показалось море, но Р. не захотела спускаться к нему, поскольку берега моря были безжизненными. Перед 15-м сеансом у Р. вновь появились признаки гипогликемии, что позволило снизить дозу вводимого инсулина до 7 единиц. Уровень глюкозы в крови вырос незначительно (см. таблицу). Однако на следующий день после 16-го сеанса гипнотерапии у Р. повысилась температура, появился насморк. Она заболела ОРВИ вслед за другими членами семьи. Курс гипнотерапии был прерван на 10 дней, до полного выздоровления Р. После выздоровления уровень глюкозы в крови составил 5,9 г/л, а уровень вводимого инсулина — 6 единиц. Р. продолжала идти по горам, поднимаясь вверх. Уровень глюкозы в крови с 17-го по 20-й сеанс снизился с 7,3 до 4,3 г/л. После 20-го сеанса наступила очередная гипогликемия, после чего Р. снизила дозу вводимого инсулина до 5,5 ед. На этой дозе инсулина уровень глюкозы в крови заметно п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|