Классификация методов исследования в этнической психологии
Опосредованное этнопсихологическое исследование базируется на анализе индивидуально-психологических и социально-психологических феноменов в более широком контексте переменных: в связи с особенностями культуры, экологии, истории и т.п. Анализ подобной взаимосвязи может проводиться с использованием различных принципов. Простейший вариант – анализ корреляционных связей и отношений. Типичным примером подобных исследований являются работы, выполненные в рамках «Региональной картотеки человеческих отношений» (Human Relations Area Files – HRAF) и ее аналогов. Считается, что наиболее интересным вариантом опосредованных исследований является анализ психологических и иных переменных в рамках причинно-следственных связей и отношений. Существует множество теоретических и эмпирических работ, в которых была сделана попытка установить влияние различных факторов (биологических, экологических, исторических, культурных, социальных и т.д.) на этнопсихогенез, на особенности формирования и протекания различных психических процессов, черт, состояний. Есть исследования и противоположного характера. Считается, что сама психическая деятельность может определять специфику многих явлений культурной, общественной, исторической жизни этноса. Исследователи, работающие в рамках данной научной парадигмы, пытаются связать этнические особенности психической деятельности с тем, как они воплощаются в продуктах деятельности данного народа, в его творчестве, истории, в его аккомодивности и креативности. Таким образом, в качестве методической основы опосредованного исследования выступает кросскультурный анализ тех переменных, которые рассматриваются учеными как причина, аналог или коррелят этнического своеобразия психической деятельности.
Другой подход сформировался значительно позднее. При этом подходе в качестве объекта изучения выступают этническое сознание и самосознание в их взаимосвязи с непосредственным поведением. Этим он отличается от описанного выше, в котором внимание ученых сосредоточено на сравнительном анализе измеряемых параметров индивидуально-психологических («Я») или социально-психологических («Я – другой/другое») феноменов. Главной категорией данного подхода является категория «Мы», точнее, «Мы как этнос». Это понятие может рассматриваться в конкретных этнопсихологических исследованиях в двух плоскостях: в отношениях типа «Мы – Я» (в случае изучения этнического самосознания) и в связке типа «Мы – Они» (в случае анализа этнического сознания и различных вариантов межнациональных отношений и взаимодействий). В отличие от первого подхода, реализация данной исследовательской стратегии требует либо создания оригинальных, специально разрабатываемых методов исследования, либо существенной модификации существующих. Прежде чем ставить задачу психологических измерений в контексте изучения межэтнических отличий, необходимо провести классификацию существующих методов. В отечественной психологии существует несколько классификаций методов психологических измерений. Наиболее популярной считается классификация психологических методов, предложенная академиком Б.Г.Ананьевым (см. рис.). Практически любой из существующих в практике этнопсихологического исследования метод можно отнести к выделенным в данной классификации группам.
Блок самопроверки 1. Назовите основные методологические проблемы и принципы практических исследований в этнопсихологии, укажите их сходства и отличия в сравнении с методологическими проблемами и принципами теоретических исследований.
2. Кем предложена система классификации методов исследования заложенная в основу методологии прикладных этнопсихологических исследований? 3. Какие основные группы методов представлены в этой классификации? 4. Какие формы взаимодействия с выборкой испытуемых возможны при проведении исследования?
Список литературы 1. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009 2. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие – СПб.: Речь, 2003 3. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология – СПб.: Речь, 2002; 4. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011; 5. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологиического исследования: Спецпрактикум по социальной психологии – М.: Изд-во МГУ, 1993 6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум – М.: Аспект-Пресс, 2013; 7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|