Д-р Иоганн пленге. «маркс и гегель» 29 глава
112 В. И. Ленин приводит слова Ф. Энгельса из Предисловия
ко второму изданию «Анти-Дюринга» (см. К. Маркс и Ф. Эн-
гельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 14). Ниже Ленин
излагает это место более подробно (см. настоящий том,
стр. 236). — 227.
113 Имеется в виду 39-й параграф VI книги сочинения Диогена
Лаэрцпя «Жизнь и учения людей, прославившихся в фило-
софии» (см. примечание 98) и 8-й параграф III книги сочи-
нения Секста Эмпирика «Pyrronische hypotyposen» («Пирро-
новн основоположения»), русский перевод которого вышел
отдельным изданием в 1913 году. Во втором издании «Лекций
по истории философии» Гегеля это продолжение анекдота
было опущено. — 230.
650 примечания
114 Имеется в виду произведение П. Бейля «Dictionnaire histori-
que et critique» («Словарь исторический и критический»);
первое издание вышло в 1697 году. — 230.
115 В. И. Ленин имеет в виду французский перевод первого
тома сочинения Т. Гомперца «Griechische Denker», 1896;
в русском переводе («Греческие мыслители», т. 1, Спб., 1911)
упомянутое место находится на 170—175 стр. — 231.
116 В. И. Ленин имеет в виду первый параграф работы В. М. Чер-
нова «Марксизм и трансцендентальная философия» (см.
примечание 94). — 232.
117 Гераклит (ок. 530—470 гг. до н. э.) жил раньше Зенона
Элейского (ок. 490—430 гг. до н. э.). Гегель рассматривает
Гераклита после элеатов потому, что его философия, осо-
бенно диалектика, была выше элейской, в частности, * выше
диалектики Зенона. Если в философии элеатов воплотилась,
по Гегелю, категория бытия, то философия Гераклита
явилась историческим выражением более высокой, конкрет-
ной, истинной категории становления. Это — один из при-
меров того, как Гегель «подгоняет» историю философии под
категории своей логики. Но вместе с тем он подметил здесь
действительную закономерность истории философии как
науки. Такое хронологическое смещение вполне правомерно
при рассмотрении истории формирования той или иной
стороны, категории современного философского знания,
поскольку при этом процесс ее развития выявляется в осво-
божденном от исторических случайностей виде. В фрагменте
«К вопросу о диалектике» В. И. Ленин, говоря о «кругах»
в философии, пишет: «Античная: от Демокрита до Платона
и диалектики Гераклита» и замечает при этом: «Обяза-
тельна ли хронология насчет лиц? Нет!» (настоящий том,
стр. 321). — 233.
118 Произведение «De mundo» («О мире»), включенное в со-
брание сочинений Аристотеля, написано после смерти
философа неизвестным автором в конце I или в начале
II в. н. э. — 235.
119 «Симпосион» («Пир») — диалог, посвященный вопросу о сущ-
ности любви; по своим художественным достоинствам —
одно из лучших произведений Платона. Наряду с другими
философскими вопросами в диалоге развито объективно-
идеалистическое учение об идеях как о неподвижных,
неизменных, абсолютных духовных сущностях, мир которых
противопоставляется изменчивому и преходящему миру
чувственных вещей. Против диалектического взгляда Гера-
клита Платон возражает устами одного из выступающих
в диалоге ораторов — врача Эрикспмаха (см. Платон. Пря-
ное собрание творений, т. 5, Пб., 1922, стр. 30). — 235,
ПРИМЕЧАНИЯ 651
120 См. Предисловие ко второму изданию «Анти-Дюринга»
(К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 14). —
236.
121 Имеется в виду сочинение Секста Эмпирика «Против мате-
матиков», состоящее из 11 книг, из которых шесть посвя-
щены критике грамматики, риторики, геометрии, арифме-
тики, астрономии и музыки, а пять («Против догматиков») —
критике логики, физики и этики. — 239.
122 Критика субъективно-идеалистического учения Маха об
ощущениях дана В. И. Лениным в книге «Материализм и
эмпириокритицизм», глава I, §§ 1 и 2 (см. Сочинения, 5 изд.,
том 18, стр. 33-63). —240.
123 Гомеомерии — термин, которым, по свидетельству Аристо-
теля, Анаксагор обозначал мельчайшие материальные эле-
менты, состоящие в свою очередь из бесчисленного множества
более мелких частиц и содержащие в себе бесконечность
всех существующих качеств («все во всем»). Сами по себе
элементы инертны, в движение их приводит (ум, разум),
который Анаксагор представлял в виде некой тонкой и
легкой материи. Соединением и разъединением элементов он
объяснял всякое возникновение и разрушение. В сохранив-
шихся фрагментах сочинений Анаксагора эти элементы
называются «семенами» или «вещами», термин «гомеомерии»
для их обозначения впервые применил Аристотель. — 240.
124 Софисты (от греч. софист — мудрец) — название (со второй
половины V века до н. э.) философов-профессионалов, учи-
телей философии и красноречия. Софисты не составляли
единой школы; наиболее характерной чертой, общей софи-
стам, было их убеждение в относительности всех человече-
ских представлений, этических норм и оценок, выраженное
Протагором в знаменитом положении: «Человек есть мера
всех вещей, существующих, что они существуют, и не су-
ществующих, что они не существуют». В первой половине
IV века до н. э. произошло разложение и вырождение со-
фистики в бесплодную игру логическими понятиями. — 243.
125 Феноменологизм (феноменализм) — разновидность субъек-
тивного идеализма, которая отрывает явление от сущно-
сти и рассматривает его лишь как совокупность ощуще-
ний человека. Феноменалистами были, например, махи-
сты. В марксистской критике феноменализма важную роль
сыграла книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокри-
тицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). — 244.
126 См. Л. Фейербах. «Основные положения философии буду-
щего». Избранные философские произведения, т. I, 1955,
стр. 173—174. — 246.
652 примечания
127 В. И. Ленин имеет в виду следующее положение Фейербаха:
«В начале феноменологии мы прямо наталкиваемся на про-
тиворечие между словом, представляющим нечто общее,
и вещью, которая всегда единична» («Основные положения
философии будущего». Избранные философские произведе-
ния, т. I, 1955, стр. 174). — 246.
128 «Менон» — диалог Платона, направленный против софистов.
Считается одним из ранних сочинений философа, в нем
рассматривается понятие добродетели и только намечается
мистическая «теория воспоминаний». Русский перевод диа-
лога см. в книге: Платон. Сочинения, ч. II, Спб., 1863,
стр. 156—208. — 248.
129 В. И. Ленин упоминает здесь следующие философские про-
изведения Г. В. Плеханова: «К вопросу о развитии монисти-
ческого взгляда на историю» (1895); «Materialismus mili-
tans. Ответ г. Богданову» (1908—1910); статьи против кан-
тианцев: «Бернштейн и материализм» (1898), «Конрад
Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса» (1898),
«Cant против Канта или духовное завещание г. Бернштейна»
(1901) и другие, вошедшие позднее в сборник «Критика
наших критиков», Спб., 1906; «Основные вопросы мар-
ксизма» (1908) (см. Г. В. Плеханов. Избранные философ-
ские произведения, т. I, 1956, стр. 507—730; т. III, 1957,
стр. 202-301; т. II, 1956, стр. 346-361, 403—422, 374-402;
т. III, стр. 124—196). — 248.
130 Имеется в виду сочинение Ксенофонта «Апология Сократа»,
написанное в виде воспоминаний о поведении Сократа перед,
во время и после судебного процесса, на котором он был
обвинен в том, что «не признает тех богов, которых признает
государство, а вводит новые божества и развращает моло-
дежь». Сочинение Ксенофонта имело целью оправдать
Сократа, его русский перевод см. в книге: Платон. Творения,
т. 2, М., 1903, стр. 367—373. Речь Сократа на суде описана
также в сочинении Платона «Апология Сократа» (там же,
стр. 291—323, позднейший перевод см. в книге: Пла-
тон. Полное собрание творений, т. I, Пб., 1923, стр. 51 —
82). — 249.
131 Киренаики — древнегреческая философская школа, основан-
ная в V в. до н. э. в Кирене (Северная Африка) Аристиппом.
Признавая объективное существование вещей, киренаики
считали их непознаваемыми, утверждали, что с достовер-
ностью можно говорить только о субъективных ощущениях.
Сенсуалистическая теория познания дополнялась у кире-
наиков сенсуалистической этикой — учением о чувственном
удовольствии как основе поведения людей. Киренсйая
школа дала ряд представителей античного атеизма. — 250.
ПРИМЕЧАНИЯ 653
132 Имеется в виду параграф «Аристипповская и киренская, или
гедоническая, школа» первой части обработанной М. Гейнце
книги Ф. Ибервега «GrundriB der Geschiclite der Philosophie»,
1909 («Очерк истории философии»).
«Теэтет» — один из основных диалогов Платона, в ко-
тором он развивает свою мистическую теорию познания и
критикует взгляды Гераклита, Демокрита и других древне-
греческих материалистов, искажая при этом их понимание
процесса познания, приписывая им отождествление знания
и ощущений, абсолютный релятивизм и т. п. Одним из бесе-
дующих в диалоге лиц является представитель киренской
школы математик Феодор, у которого Платон во время своего
путешествия после казни Сократа занимался математикой.
Русский перевод диалога см. в книге: Платон. «Теэтет»,
М. -Л., 1936. — 251.
133 Выступая против античной, в частности афинской, демо-
кратии, Платон защищал и пытался теоретически обосновать
аристократическую форму рабовладельческого государства.
Согласно Платону, в «идеальном государстве» общество
должно делиться на три сословия: философы, пли правители,
которым принадлежит вся полнота государственной власти,
стражи (воины), земледельцы и ремесленники. К. Маркс
писал в I томе «Капитала» о платоновском «идеальном госу-
дарстве»: «Поскольку в республике Платона разделение
труда является основным принципом строения государства,
она представляет собой лишь афинскую идеализацию еги-
петского кастового строя» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи-
нения, 2 изд., т. 23, стр. 379). — 251.
134 «Phaedo» («Федоп») — диалог Платона, в котором описы-
ваются последние часы и смерть Сократа и излагается
учение Платона об идеях («теория воспоминания») и бессмер-
тии души. Время написания диалога относят к 80—70 годам
IV в. до н. э., когда Платон уже познакомился с пифаго-
рейской философией, влияние которой сказалось в «Федоне».
Русский перевод диалога см. в книге: Платон. Полное со-
брание творений, т. I, Пб., 1923, стр. 123—210. — 251.
135 «Софист» — диалог Платона, в котором он критикует
взгляды софистов и элеатов, развивает объективно-идеали-
стическое понимание диалектики и свое мистическое учение
об идеях. Русский перевод диалога см. в книге: Платон.
Сочинения, ч. V, М., 1879, стр. 479—574. — 253.
136 Положение Гегеля «что разумно, то действительно; и что
действительно, то разумно», развитое в предисловии к «Фи-
лософии права», рассматривает Ф. Энгельс в работе «Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой философии»
654 примеча н ия
(см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21,
стр. 274—279). — 254.
137 Критику Аристотелем учения Платона об идеях В. И. Ленин
рассматривает также в своем Конспекте «Метафизики»
Аристотеля (см. настоящий том, стр. 323—332). — 254.
138 См. Л. Фейербах. «Против дуализма тела и души, плоти
и духа» (Избранные философские произведения, т. I, 1955,
стр. 238). - 257.
139 В. И. Ленин имеет в виду постановку вопроса о происхож-
дении мышления и сознания Ф. Энгельсом в «Анти-Дю-
ринге» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20,
стр. 34—35). — 257.
140 Стоики — представители философского направления, осно-
ванного в Афинах Зеноном из Китиона в начале III века
до н. э. и просуществовавшего до VI века н. э. История
стоицизма делится на три периода: древняя, средняя и новая
Стоя. Взгляды стоицизма на природу сложились под влия-
нием учений Гераклита, а также Аристотеля и отчасти
Платона. Стоики различали в мире два начала: претер-
певающее — бескачественную материю и действующее —
разум, логос, бога, «творческий огонь», пронизывающий
собой всю материю. В теории познания стоики исходили из
сенсуалистических предпосылок, считая чувственное пред-
ставление источником всякого знания; критерий истинного
знания они видели в «каталептическом» («схватывающем»)
представлении, которое есть верный и полный отпечаток
предмета. Причинную обусловленность событий стоики пони-
мали в духе фатализма и телеологии, что в значительной
степени сказалось в их этическом учении, выдвинувшем
на первый план понятие долга и считавшем высшим благом
самое добродетель — жизнь в соответствии с природой, с
«универсальным разумом». Консервативная, требовавшая
примирения с действительностью этика стоиков сыграла
значительную роль в возникновении христианства. — 262.
141 В. И. Ленин сравнивает мысль Эпикура с положением
Фейербаха: сущность бога есть не что иное, как обожест-
вленная сущность человека, встречающимся в ряде его
произведений. Аналогичную мысль Ленин отмечает, напри-
мер, в Конспекте «Лекций о сущности религии» (см. настоя-
щий том, стр. 56). — 271.
142 Тропы — доводы, которыми античные скептики пытались
доказать полную относительность чувственных восприятий
и невозможность познания вещей. Первые десять тропов
сформулировал, по-видимому, античный скептик Энесидем
(Энезидем) из К нос с а (конец I в. до н. э. — на ч ало I в. н. э.);
ПРИМЕЧАНИЯ 655
позднее древнеримский философ Агриппа (I—II вв. н. э.)
добавил к ним пять новых тропов. О скептицизме см. также
примечание 20. — 273.
143 Новоплатоники (неоплатоники) — последователи мистиче-
ского философского учения, в основе которого лежал идеа-
лизм Платона. Развивавшийся на протяжении III—V вв.
н. э. неоплатонизм (глава школы Плотин) представлял
собой сочетание стоического, эпикурейского и скептиче-
ского учений с философией Платона и Аристотеля (см,
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 3,
стр. 129). Влияние неоплатонизма было сильно в средние
века, оно отразилось в учениях крупнейших средневековых
богословов, а также в некоторых течениях современной
буржуазной философии. — 277.
144 Каббала — средневековое религиозно-мистическое учение,
представляющее собой смесь идей гностицизма, пифаго-
реизма и неоплатонизма; возникло во II в. в среде наиболее
фанатичных представителей иудаизма, в средние века по-
лучило распространение и среди сторонников христианства
и ислама. Основная мысль этого учения — символическое
толкование «священного писания», каждому слову и числу
которого каббалисты придавали особое мистическое значе-
ние. - 277.
145 Гностики — представители эклектического религиозно-фи-
лософского течения I—II вв. н. э., в основе которого лежало
мистическое учение о достигаемом путем откровения знании,
которое — наряду с аскетическим образом жизни — ведет к
спасению человека из «греховного» материального мира. Уче-
ние гностиков противоречило догматам христианской церкви,
которая выступила против него, в результате чего гности-
цизм утратил свое значение. — 277.
146 Эта запись сделана В. И. Лениным на немецком языке на
второй странице обложки тетради с Конспектом книги
Гегеля «Лекции по философии истории».
«Филеб» — один из поздних диалогов Платона, посвящен
рассмотрению идеи блага (русский перевод см. в книге: Пла-
тон. Полное собрание творений, т. IV, Л., 1929, стр. 105—
185). В «Тимее» Платон развивает, главным образом, свое
мистическое учение о природе (русский перевод см. в книге:
Платон. Сочинения, ч. VI, М., 1879, стр. 371—488). О диало-
гах «Софист» и «Парменид» см. примечания 135 и 68. — 278.
147 Конспект книги Гегеля «Лекции по философии истории»
составлен, по-видимому, после окончания Конспекта «Лек-
ций по истории философии» в первой половине 1915 года;
написан в отдельной тетради, озаглавленной «Hegel». На
второй странице обложки карандашом записан перечень
656 примечания
диалогов Платона, с ссылками на страницы XIV тома
первого издания Сочинений Гегеля, содержащего вторую
книгу «Лекций по истории философии».
Конспект «Лекций по философии истории» значительно
короче двух предыдущих; подробнее всего законспектиро-
вано «Введение», где, по словам Ленина, «много прекрасного
в постановке вопроса» (настоящий том, стр. 289). Не рас-
сматривая подробно гегелевскую идеалистическую концеп-
цию исторического развития, поскольку «здесь Гегель наибо-
лее устарел и антиквирован» (там же), Ленин главным обра-
зом отмечает «зачатки исторического материализма» у Гегеля,
а также его оценки ряда исторических событий (реформации
в Германии, французской революции и других). — 279.
148 «Лекции по философии истории» Гегеля впервые были изданы
после его смерти в 1837 году; источниками послужили как
записи самого Гегеля (в частности, написанная им
в 1830 году большая часть введения), так и его слушателей,
обработанные Э. Гансом. В 1840 году сын философа Карл
Гегель издал второе расширенное издание «Лекций».
В «Философии истории» Гегель указал на необходимость
выявить закономерность исторического процесса, сущность
которого сам он понимал идеалистически как прогресс
в сознании свободы. Общую оценку «Философии истории»
В. И. Ленин дает в своем Конспекте (см. настоящий том,
стр. 289).
На русском языке «Лекции по философии истории» впер-
вые были изданы в 1935 году в VIII томе Сочинений Гегеля;
перевод был сделан со второго немецкого издания, отли-
чающегося от первого издания, которым пользовался
В. И. Ленин, как расположением материала, так и тек-
стуально. — 281.
149 По-видимому, В. И. Ленин имеет в виду произведение
Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине-
ния, 2 изд., т. 21, стр. 305—308). — 283.
150 В. И. Ленин имеет в виду высказывания Г. В. Плеханова
о влиянии географической среды на развитие производи-
тельных сил, которые встречаются в ряде его произведений;
соответствующие места Ленин отметил, например, в работе
Плеханова «Основные вопросы марксизма» (см. настоящий
том, стр. 456—457). — 284.
151 В. И. Ленин, по-видимому, имеет в виду известное совпа-
дение Положений Гегеля и Фейербаха, которые с противо-
положных позиций подходят к вопросу о происхождении
религии. См., например, настоящий том, стр. 56. Ор.
также тезис Фейербаха: «в божественном существе опред-
ПРИМЕЧАНИЯ 657
мечивает он (человек. — Ред.) свое собственное существо»
(«Лекции о сущности религии». Избранные философские
произведения, т. II, 1955, стр. 797). — 286.
152 В. И. Ленин имеет в виду следующее положение из работы
К. Маркса «Гражданская война во Франции»: «Вместо того,
чтобы один раз в три или в шесть лет решать, какой член
господствующего класса должен представлять и подавлять
народ в парламенте, вместо этого всеобщее избирательное
право должно было служить народу, организованному
в коммуны...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд.,
т. 17, стр. 344). Это место Ленин использовал в своих работах
«Новое сенатское разъяснение», «О пролетарской милиции»,
«Государство и революция» (Сочинения, 5 изд., том 14,
стр. 143; том 31, стр. 287—288; том 33, стр. 45—46) и
других. — 288.
153 Конспект книги Ж. Ноэля «La logique de Hegel», 1897 («Ло-
гика Гегеля») написан в тетради «Философия» — последней
из серии «Тетрадки по философии» 1914 — 1915 годов —
после выписок из книги Л. Дармштедтера «Руководство по
истории естественных наук и техники» (см. настоящий
том, стр. 356—357). — 291.
154 «Revue de Metaphysique et de Morale» («Журнал Метафизики
и Морали») выходит в Париже с 1893 года; работа Ж. Ноэля
была напечатана в журнале в 1894—1896 годах. — 291.
155 Фрагмент «План диалектики (логики) Гегеля» написан
в тетради «Философия» после Конспекта книги Ж. Ноэля
«Логика Гегеля»; после фрагмента в тетради написаны
заметки о рецензии на книгу А. Э. Гааса «Дух эллинизма
в современной физике» и о книге Т. Липпса «Естествознание
и мировоззрение» (см. настоящий том, стр. 358).
Фрагмент написан на заключительном этапе работы
В. И. Ленина над философской проблематикой в 1914 —
1915 годах и содержит важнейшие положения диалектико-
материалистической теории познания (в частности, о соот-
ношении диалектики, логики и теории познания). Ленин,
очевидно, и позднее возвращался к фрагменту, о чем свиде-
тельствуют некоторые вставки, сделанные в тексте ру-
кописи. — 297.
156 Конспект книги Ф. Лассаля «Die Philosophic Herakleitos des
Dunklen von Ephesos», 1858 («Философия Гераклита Темного
из Эфеса») написан в тетради «Философия» после заметки
о книге Т. Липпса «Естествознание и мировоззрение» (см.
настоящий том, стр. 358); вслед за Конспектом в тетради
написан фрагмент «К вопросу о диалектике».
Критикуя недостатки книги Лассаля, его философ-
ский идеализм, «списывание, рабское повторение Гегеля»
658 примечания
(настоящий том, стр. 306), Ленин подробно рассматривает
диалектические идеи Гераклита, который, по его словам,
дал «очень хорошее изложение начал диалектического мате-
риализма» (стр. 311). В Конспекте содержится ленинский
фрагмент о тех «областях знания», из которых «должна
сложиться теория познания и диалектика» (стр. 314). — 303.
167 В. И. Ленин имеет в виду свой Конспект «Лекций по истории
философии» Гегеля, в котором он приводит эту цитату (см,
настоящий том, стр. 234). — 305.
158 В. И. Ленин имеет в виду письмо Маркса к Энгельсу от
1 февраля 1858 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 29, стр. 221—224). Это письмо Ленин законспекти-
ровал при чтении четырехтомного немецкого издания Пе-
реписки Маркса и Энгельса (см. В. И. Ленин. Конспект
«Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.». М.,
1959, стр. 33). — 305.
159 Упоминаемый здесь В. И. Ленинымотрывок из Плутарха напе-
чатан в переводе на русский язык в Ленинском сборнике XII,
1930, стр. 320. — 307.
160 Ариман — греческое наименование бога древнеперсидской
религии, олицетворяющего злое начало, вечный и неприми-
римый враг своего брата — доброго бога Ормузда. — 310.
161 Зенд-Авеста, или Авеста, — название древнеперсидских ре-
лигиозных книг, в которых изложена религия, по преда-
нию основанная пророком Заратустрой (Зороастром). — 310.
162 Здесь В. И. Ленин противопоставляет идеалистическому по-
ниманию критерия истины Ф. Лассалем взгляд К. Маркса,
который в «Тезисах о Фейербахе» сформулировал диалек-
тико-материалистическое понимание критерия истинности
знания: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление
предметной истинностью, — писал Маркс, — вовсе не вопрос
теории, а практический вопрос. В практике должен доказать
человек истинность, т. е. действительность и мощь, посю-
сторонность своего мышления» (К. Маркс и Ф. Энгельс,
Сочинения, 2 изд., т. 3, стр. 1). — 313.
163 Ниже (стр. 315) В. И. Ленин говорит о неправомерном
смешении Платоном учения Гераклита со взглядами софистов
и о некритическом отношении к этому Ф. Лассаля. Русский
перевод диалога «Кратил» см. в книге: Платон. Сочинения,
ч. V, М., 1879, стр. 198—286. — 314.
164 Фрагмент «К вопросу о диалектике» написан в тетради «Фило-
софия» между Конспектом книги Лассаля о философии
Гераклита и Конспектом «Метафизики» Аристотеля; однако
примечания 659
имеющиеся в тексте фрагмента ссылки на «Метафизику»
дают основание полагать, что он был написан уже после
того, как В. И. Ленин прочел сочинение Аристотеля. Фраг-
мент «К вопросу о диалектике» является, таким образом,
своеобразным обобщением работы В. И. Ленина над фило-
софской проблематикой в 1914—1915 годах.
В этом фрагменте Ленин анализирует диалектический
закон единства и борьбы противоположностей, метафизиче-
скую и диалектическую концепции развития, категории
абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного,
всеобщего, особенного и единичного, логического и истори-
ческого и другие, раскрывает диалектический характер
процесса познания, показывает гносеологические и классо-
вые корни идеализма. — 316.
165 См. также ленинский Конспект «Метафизики» Аристотеля
(настоящий том, стр. 326). — 316.
166 В. И. Ленин имеет в виду книгу П. Фолькмана «Erkennt-
nistheoretische Grundziige der Naturwissenschaften und Hire
Beziehungen zum Geistesleben der Gegenwart» («Теоретико-
познавательные основы естественных наук и их связь с ду-
ховной жизнью нашего времени»); указанное место нахо-
дится на стр. 35 второго издания книги, которое читал
Ленин (см. настоящий том, стр. 353); аналогичные места
Ленин отметил и при конспектировании «Лекций по истории
философии» Гегеля (см. настоящий том, стр. 221 и 233). — 321.
167 См. примечание 75. — 322,
168 Конспект книги Аристотеля «Метафизика», изданной в
1847 году А. Швеглером на греческом языке с немецким
переводом и комментариями, сделан В. И. Лениным в чи-
тальном зале Бернской библиотеки в 1915 году. Этим Конс-
пектом заканчиваются записи в тетради «Философия».
Конспектируя «Метафизику», в которой, по его словам, «за-
дето все, все категории» (настоящий том, стр. 325), Ленин
подчеркнул значение данной в ней критики идеалистиче-
ского учения Платона об идеях, отметил «запросы, искания»
Аристотеля, его подход к материализму и диалектике. В Кон-
спекте Ленин сравнивает различные формы философского
идеализма, раскрывает его гносеологические корни, обус-
ловленные «возможностью отлета фантазии от жизни», и
вместе с тем указывает на роль фантазии «в самой строгой
науке» (см. стр. 330). О «Метафизике» см. примечание 108. —
323.
169 См. Д. И. Писарев. «Промахи незрелой мысли» (Сочинения,
т. 3, 1956, стр. 147—151); эту же мысль Писарева и соот-
ветствующее место из его сочинения В. И, Ленин приводит
660 П РИМЕЧАНИЯ
в книге «Что делать?» (см. Сочинения, 5 изд., том 6,
стр. 172). — 330.
170 Заметка о книге Ф. Ибервега «GrundriВ dеr Geschichte der
Philosophie», 1876—1880 («Очерк истории философии») на-
писана в отдельной тетради среди записей о содержании
различных книг экономического характера. Запись сделана
в Женеве в 1903 году. — 335.
171 Замечания на книгу Ф. Паульсена «Einleitung in die
Philosophie», 1899 («Введение в философию») написаны в
той же тетради, что и заметка о книге Ибервега. После
замечаний на книгу Паульсена в тетради написана «Заметка
о позиции новой «Искры»» (см. Сочинения, 5 изд., том 8,
стр. 105—106). — 335.
172 Заметка о напечатанной во «Frankfurter Zeitung» рецензии
на книги Э. Геккеля «Lebenswunder» («Чудеса жизни») и
«Weltratseb, 1899 («Мировые загадки») написана на отдель-
ном листке; запись сделана позднее 2 (15) декабря
1904 года. Оценку книги Э. Геккеля «Мировые загадки»
В. И. Ленин дал в произведении «Материализм и эмпирио-
критицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 370—378).
Воспользуйтесь поиском по сайту: