Д-р Иоганн пленге. «маркс и гегель» 27 глава
ПРИМЕЧА Н ИЯ
церкви. Влез Паскаль, напротив, направляет скептицизм
против рационального познания, приходит к основанной
на чувстве защите христианской религии.
В XVIII веке скептицизм возрождается в агностицизме
Давида Юма и Иммануила Канта, попытку модернизации
античного скептицизма делает Готлоб Эрнст Шульце (Эне-
зидем). В отличие от античного, новый скептицизм заявляет
о невозможности научного познания. Аргументацию скеп-
тицизма использовали махисты, неокантианцы и другие
идеалистические философские школы середины XIX — на-
чала XX столетий. В. И. Ленин назвал модный буржуаз-
ный скептицизм «мертвой и мертвящей схоластикой», указав,
что его классовый смысл выражается в «отчаянии в возмож-
ности научно разбирать настоящее, отказе от науки, стре-
млении наплевать на всякие обобщения, спрятаться от вся-
ких «законов» исторического развития...» (Сочинения, 5 изд.,
том 25, стр. 44). В современной буржуазной философии
скептицизм служит целям борьбы против последовательною
диалектико-материалистического мировоззрения. — 30.
21 Номинализм (от лат. nomen — имя, название) — направле-
ние в средневековой философии, считавшее общие понятия
(универсалии) лишь именами единичных предметов, в про-
тивоположность средневековому «реализму», который счи-
тал, что общие понятия первичны по отношению к кон-
кретным вещам и существуют «реально», независимо от них.
Борьба номинализма и реализма была своеобразным вы-
ражением борьбы материализма и идеализма в средневе-
ковой философии. — 31.
22 Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — философское на-
правление, сторонники которого единственной основой и
источником познания считают ощущения, восприятия,
страсти и т. п. Сенсуалистическую теорию познания, исхо-
дящую из принципа: «нет ничего в интеллекте, чего бы прежде
не было в чувстве», разработал Дж. Локк в сочинении «An
Essay concerning Human Understanding», 1690 («Опыт о че-
ловеческом разуме»). Сенсуалистами были последователи
как материализма (Дж. Локк, Э. -Б. Кондильяк, К. -А. Гельве-
ций), так и идеализма (Дж. Беркли). В. И. Ленин писал:
«И солипсист, т. е. субъективный идеалист, и материалист
могут признать источником наших знаний ощущения.
И Беркли и Дидро вышли из Локка» (Сочинения, 5 изд.,
том 18, стр. 127). — 31.
23 Имеется в виду сочинение Э. -Б. Кондильяка «Traite des
systemes...», 1749 («Трактат о системах...»); в переводе па
русский язык книга была издана в 1938 году. — 31.
24 Вабувисты — сторонники Гракха Бабёфа, вождя утопи-
чески-коммунистического движения «равных» в. 1795—
1796 годах во Франции. — 32.
примечания 629
25 В. И. Ленин имеет в виду произведение Л. Фейербаха «Grund-
satze der Philosophie der Zukunft», 1843 («Основные положе-
ния философии будущего»), представляющее собой про-
должение афоризмов Фейербаха «Vorlaufige Thesen zur
Reform der Philosophie», 1842 («Предварительные тезисы
к реформе философии»), в которых Фейербах излагает
основы своей материалистической философии и критикует
идеалистическую философию Гегеля (см. Л. Фейербах.
Избранные философские произведения, т. I, М., 1955,
стр. 134—204, 114—133). — 33.
26 Fleur de Marie (Флёр де Мари) — героиня романа Эжена
Сю «Парижские тайны». — 35.
27 В указанном месте К. Маркс цитирует следующие произве-
дения Ш. Фурье: «Theorie des quatre mouvements et des desti-
uees generales», 1808 («Теория четырех движений и всеоб-
щих судеб»); «Le nouveau monde industriel et societaire»,
i 829 («Новый хозяйственный и социетарный мир») и «Theorie
de 1'unite universelle», 1822 («Теория всемирного единства»).
Ниже В. И. Ленин излагает эти цитаты (см. настоящий том,
стр. 38—39). — 35.
28 D. И. Ленин имеет в виду «Anekdota zur neuesten deutschen
Philosophie und Publicistik von Bruno Bauer, Ludwig Feuer-
bach, Friedrich Koppen, Karl Nauwerk, Arnold Ruge und
einigen Ungenannten» («Неизданное из области новейшей не-
мецкой философии и публицистики Б. Бауэра, Л. Фейер-
баха, Ф. Кёппена, К. Науверка, А. Руге и некоторых ано-
нимов») — сборник статей, не допущенных цензурой к опу-
бликованию в немецких журналах; был издан А. Руге
в 1843 году в Цюрихе. В сборнике были опубликованы пер-
вые публицистические статьи К. Маркса: «Заметки о новей-
шей прусской цензурной инструкции» и «Лютер как третей-
ский судья между Штраусом и Фейербахом» (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 3—29). — 36.
29 «/ mpuissance, mise en action» («бессилие в действии») — слова
из книги Ш. Фурье «Theorie des quatre mouvements et des
destinies generales», 1808 («Теория четырех движений и
всеобщих судеб»), часть II, эпилог. — 39.
30 Филантропы-тори — группа английских политических дея-
телей и литераторов «Молодая Англия», возникшая в
начале 40-х годов XIX века и принадлежавшая к пар-
тии тори. Выражая недовольство земельной аристократии
усилением экономического и политического могущества
буржуазии, деятели «Молодой Англии» прибегали к де-
магогическим приемам и мелким подачкам, чтобы под-
чинить своему влиянию рабочий класс и использовать его
ПРИМЕ Ч АНИЯ
в своей борьбе против буржуазии. В «Манифесте Коммуни-
стической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс характеризуют
их взгляды как «феодальный социализм».
10-часовой билль — законопроект о 10-часовом рабочем
дне для работниц и подростков — был принят английским
парламентом в 1847 году. — 40.
31 Конспект книги Л. Фейербаха «Vorlesungen uber das Wesen
der Religion», 1851 («Лекции о сущности религии»), написан
на отдельных листах бумаги, сложенных пополам в виде
тетради; на первой странице указан шифр парижской
Национальной библиотеки. Точных данных о времени
составления Конспекта нет. Известно, что В. И. Ленин
работал в Национальной библиотеке с января по июнь
1909 года, однако в Париже он жил до пюня 1912, а в по-
следний раз приезжал туда в январе 1914 года, следова-
тельно, Конспект мог быть составлен и позднее 1909 года.
Содержание Конспекта не дает однозначного ответа на вопрос
о дате его написания, однако оно позволяет с большой сте-
пенью вероятности предположить, что Ленин относил этот
Конспект к серии «Тетрадки по философии. Гегель, Фейер-
бах и разное»; об этом говорят имеющиеся в других тетрад-
ках этой серии ссылки на «Лекции о сущности религии»,
а также аналогичная заголовкам других тетрадей и сделан-
ная очевидно позднее надпись синим карандашом на первой
странице Конспекта: «Фейербах. Том 8-ой».
«Тетрадки по философии. Гегель, Фейербах и разное» со-
держат материалы, различные как по характеру, так и по
значимости. Работать над ними Ленин начал, по-видимому,
в сентябре 1914 года после приезда в Берн из Доронина.
Философскую литературу он читал и конспектировал глав-
ным образом в читальном зале Бернской библиотеки, на
что указывают имеющиеся в рукописях шифры, а также
сохранившиеся библиотечные требовательные карточки.
В воспоминаниях об этом периоде Н. К. Крупская писала:
«... Ильич... тотчас же по приезде в Берн засел за составление
для Энциклопедического словаря Граната статьи «Карл
Маркс», где, говоря об учении Маркса, начал с очерка его
миросозерцания, с разделов «философский материализм»
и «диалектика»... В связи с писанием глав о философском
материализме и диалектике Ильич стал опять усердно
перечитывать Гегеля и других философов и не бросил эту
работу и после того, как окончил работу о Марксе»
(Н. К. Крупская. Воспоминания о Ленине. М., 1957,
стр. 238—239).
На выбор основных конспектируемых произведений
очевидно оказала влияние «Переписка К. Маркса и Ф. Эн-
гельса», которую Ленин тщательно изучил и законспекти-
ровал в конце 1913 года (см. В, И. Ленин. Конспект «Пе-
ПРИМЕЧАНИЯ
реписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.», М., 1959).
Характеризуя содержание переписки, Ленин говорил, что
ее «фокусом», «центральным пунктом, к которому сходится
вся сеть высказываемых и обсуждаемых идей» является диа-
лектика (см. Сочинения, 5 изд., том 24, стр. 264). Диалектике
уделяет главное внимание и Ленин в своих философских
конспектах, фрагментах, заметках 1914—1915 годов. Иссле-
дование фундаментальных проблем материалистической диа-
лектики в «Тетрадках по философии» имело важное значе-
ние для марксистского анализа характера первой мировой
войны, для разработки теории империализма, для развития
теории социалистической революции, учения о государстве,
стратегии и тактики партии, данных в других ленинских
произведениях этого периода.
Точные даты написания каждой тетрадки не известны;
Лениным указана лишь дата окончания Конспекта «На-
уки логики» (17 декабря 1914 года), кроме того, на ос-
нове сохранившихся требовательных карточек Бернской
библиотеки установлена точная дата написания заметки
о книге Генова. Ниже приводится перечень «Тетрадок»
в наиболее вероятной последовательности их написания
(исключение представляет Конспект книги Фейербаха о фи-
лософии Лейбница — см. примечание 51).
Тетрадь «Hegel. Логи- ка I»
Тетрадь «Hegel. Логи- ка II»
Тетрадь «Hegel. Логи- ка III»
|
Тетрадь «(разное+) Hegel»
|
1. Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии».
2. Конспект книги Фейербаха
«Изложение, анализ и крити-
ка философии Лейбница».
3. Конспект книги Гегеля «Нау-
ка логики». Начало.
4. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Продолжение.
5. Конспект книги Гегеля «Нау-
ка логики». Окончание.
6. Заметки «К новейшей лите-
ратуре о Гегеле».
7. Заметка о рецензии на книгу
Ж. Перрена «Трактат по физи-
ческой химии. Принципы».
8. Заметка о книге П. Генова
«Теория познания и метафи-
зика Фейербаха».
9. Заметка о книге П. Фолькмана
«Теоретико-познавательные ос-
новы естественных наук».
10. Заметка о книге М. Ферворна
«Биогенная гипотеза».
11. Конспект книги Гегеля «Лек-
ции по истории философии».
Начало.
ПРИМЕ Ч АНИЯ
Тетрадь «Hegel» Тетрадь «Философия»
|
12. Конспект книги Гегеля «Лек-
ции по истории философии».
Окончание.
13. Конспект книги Гегеля «Лек-
ции по философии истории».
14. Заметка о книге Ф. Данне-
мана «Как создавалась наша
картина мира».
15. Выписки из книги Л. Дарм-
штедтера «Руководство по
истории естественных наук и
техники».
16. Выписки из книги Наполеона
«Мысли».
17. Конспект книги Ж. Ноэля
«Логика Гегеля».
18. Фрагмент «План диалектики
(логики) Гегеля».
19. Заметка о рецензии на книгу
А. Э. Гаасса «Дух эллинизма
в современной физике».
20. Заметка о книге Т. Липпса
«Естествознание и мировоз-
зрение».
21. Конспект книги Ф. Лассаля
«Философия Гераклита Тем-
ного из Эфеса».
22. Фрагмент «К вопросу о диа-
лектике».
23. Конспект книги Аристотеля
«Метафизика».
В настоящем издании «Философских тетрадей» материалы
«Тетрадок по философии» помещены в двух разделах: кон-
спекты и фрагменты — в первом (стр. 41—332), заметки
о книгах, статьях и рецензиях — во втором (стр. 346—358);
и в том, и в другом случаях сохранена наиболее вероят-
ная хронологическая последовательность документов, исклю-
чение, как сказано выше, представляет Конспект книги
Фейербаха о философии Лейбница. — 41.
32 «Лекции о сущности религии», в основу которых положена
работа «Das Wesen der Religion», 1845 («Сущность религии»),
Фейербах читал в Гейдельберге с 1 декабря 1848 по 2 марта
1849 года; лекции читались в здании ратуши, так как уни-
верситетское начальство не разрешило философу выступать
в стенах университета. «Лекции о сущности религии» впер-
вые были опубликованы в 1851 году, на русском языке
изданы в 1926 году; вошли в Избранные философские про-
изведения Фейербаха, т. II, 1955, стр. 490—894. — 43.
примечания 633
33 Имеются в виду следующие сочинения Л. Фейербаха: «Ge-
schichte der neuern Philosophie von Bacon von Verulam bis
Benedict Spinoza», 1833 («История новой философии от
Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы») и «Darstel-
lung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie»,
1837 («Изложение, анализ и критика философии Лейбница»);
ленинский Конспект последнего сочинения см. в настоящем
томе, стр. 65—76. Ниже при конспектировании второй
лекции В. И. Ленин упоминает сочинение Фейербаха «Pierre
Bayle...», 1838 («Пьер Бейль...»). — 44.
34 Имеется в виду сочинение Л. Фейербаха «Die Gedanken iiber
Tod und Unsterblichkeit» («Мысли о смерти и бессмертии»),
вышедшее анонимно в 1830 году. Основное содержание этой
работы шло вразрез с официальной христианской догматикой,
в ней отрицалось личное бессмертие; когда стало известно
имя автора сочинения, оно было конфисковано, а Фейербах
подвергся преследованиям и был уволен из Эрлангенско-
го университета, приват-доцентом которого он являлся
с 1828 года. — 44.
35 «Сущность христианства» («Das Wesen des Christentums») —
главное философское произведение Л. Фейербаха; первое
издание вышло в Лейпциге в 1841 году. Книга, провозгла-
сившая «торжество материализма» (Энгельс), оказала огром-
ное влияние на идейное развитие передовой интеллигенции
как в Германии, так и за ее пределами, в том числе и в Рос-
сии. Первый русский перевод «Сущности христианства» был
издан в 1861 году. — 44.
36 В. И. Ленин сравнивает определение Л. Фейербахом основ-
ного вопроса философии с определением его К. Марксом и
Ф. Энгельсом. Ниже (настоящий том, стр. 47 и 51) он прямо
ссылается на известную формулировку основного вопроса
философии, данную в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и
конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 282—285). — 45.
37 В. И. Ленин имеет в виду следующее высказывание Фейер-
баха: «Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому
себе, то есть любовь к человеческому существу, ту любовь,
которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех
тех влечений и наклонностей, без удовлетворения и развития
которых человек не есть настоящий, совершенный человек и
не может им быть» (Л. Фейербах. Избранные философские
произведения, т. II, 1955, стр. 546—547). — 45.
38 Перед этим Фейербах пишет: «... Каждое чувство обоже-
ствляет только само себя. Короче говоря, истина естествен-
ной религии опирается исключительно на истину чувств»
634 примечания
(Л. Фейербах, Избранные философские произведения, т. II,
1955, стр. 588). Мысли Фейербаха о чувственности как основе
обожествления явлений природы содержатся уже в работе
«Grundsatze der Philosophie der Zukunft», 1843 («Основ-
ные положения философии будущего»), свое полное разви-
тие они получили в сочинении «Das Wesen der Religion»,
1846 («Сущность религии»). — 47.
39 В. И. Ленин имеет в виду определение Ф. Энгельсом основ-
ного вопроса философии, данное им в работе «Людвиг Фейер-
бах и конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 282—285); это
же место Ленин имеет в виду ниже (см. настоящий том,
стр. 51). — 47.
40 Термин «агностицизм» был введен в 1869 году английским
естествоиспытателем Т. Гексли. В. И. Ленин в статье «К два-
дцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена» (1913) следующим
образом поясняет его значение: «Агностицизм (от греческих
слов «а» — не и «гносис» — знание) есть колебание между
материализмом и идеализмом, т. е. на практике колебание
между материалистической наукой и поповщиной. К агно-
стикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма
(позитивисты, реалисты и пр.) и современные «махисты»»
(Сочинения, 5 изд., том 23, стр. 118). — 52.
41 В. И. Ленин противопоставляет здесь отношение к естество-
знанию материалиста Л. Фейербаха и субъективного идеа-
листа Э. Маха. Отношение философии Маха к естествозна-
нию Ленин рассматривает в книге «Материализм и эмпирио-
критицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). — 52.
42 И. Дицген развивал аналогичные мысли. Например, в книге
«Сущность головной работы человека» в параграфе «Дух
и материя», он писал: «Уже давно, в особенности со времен
христианства, вошло в привычку с презрением относиться
к материальным, чувственным, плотским вещам, поедаемым
молью и ржавчиной» (см. Избранные философские произве-
дения, 1941, стр. 57). — 52.
43 В. И. Ленин сравнивает ошибочное высказывание Л. Фейер-
баха о том, что «и духовная деятельность — телесна» с ана-
логичными мыслями И. Дицгена, встречающимися в ряде
его работ. Выступая против идеалистического отрыва мышле-
ния от его материального субстрата — мозга, Дицген сделал
неверную попытку «расширить» понятие материи, включив
в него и мышление. На «некоторую путаницу» понятий у
Дицгена указывал К. Маркс, познакомившись с рукописью
его книги «Сущность головной работы человека», (см.
письмо Л. Кугельману от 5 декабря 1868 года — К. Маркс и
ПРИМЕЧАНИЯ 635
Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXV, 1936, стр. 544). Неправомер-
ное смешение основных философских категорий Дицгеном
отмечает и В. И. Ленин при чтении его книги «Мелкие фило-
софские работы» (см. настоящий том, стр. 379, 381, 384—385
и другие). В книге «Материализм и эмпириокритицизм»
Ленин показал несостоятельность попытки расширить поня-
тие материи (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 256—263).
«Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют,
это верно, — писал он. — Но назвать мысль материаль-
ной — значит сделать ошибочный шаг к смешению мате-
риализма с идеализмом. В сущности, это скорее неточность
выражения у Дицгена...» (там же, стр. 257). — 52.
44 Отмечаемые В. И. Лениным здесь и ниже (см. настоящий том,
стр. 57, 58) «зародыши», «зачатки» исторического материа-
лизма у Фейербаха не получили дальнейшего развития
в его философии. В понимании общественной жизни Фейер-
бах, как отмечал Ф. Энгельс, «еще не освободился от ста-
рых идеалистических пут, что признавал он сам, говоря:
«Идя назад, я с материалистами; идя вперед, я не с ними»»
(К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21,
стр. 289). — 53.
45 О зачатках исторического материализма у Чернышевского
говорится также в книге Г. В. Плеханова «Н. Г. Черны-
шевский»; читая книгу, В. И. Ленин отметил соответству-
ющие места (см., например, настоящий том, стр. 549, 559—
560). - 58.
46 «Манифест Коммунистической партии» был написан в конце
1847 и издан в феврале 1848 года; оценивая значение «Мани-
феста», В. И. Ленин писал: «В этом произведении с гениаль-
ной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание,
последовательный материализм, охватывающий и область
социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее
и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и
всемирно-исторической революционной роли пролетариата,
творца нового, коммунистического общества» (Сочинения,
5 изд., том 26, стр. 48).
«Neue Rheinische Zeitung» («Новая Рейнская Газета»),
созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом, выходила ежедневно
в Кёльне с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 года. Газета, высту-
пившая под знаменем демократии, представляла интересы
всех прогрессивных сил немецкого народа и в первую оче-
редь рабочего класса. В работах Маркса и Энгельса, напе-
чатанных в газете, сформулирован ряд важнейших теорети-
ческих положений, разработанных на основе опыта револю-
ции 1848—1849 годов (о формах буржуазного государства,
о революционной диктатуре народа, о сплочении рабочего
ПРИМЕЧАНИЯ
класса и вовлечении в революционную борьбу широких
крестьянских масс и другие).
Книга Энгельса «Die Lage der arbeitenden Klasse in Eng-
land» («Положение рабочего класса в Англии») опубли-
кована в 1845 году (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине-
ния, 2 изд., т. 2, стр. 231—517). В этой книге Энгельс
исследовал условия возникновения и развития промышлен-
ного пролетариата, показал его прогрессирующее обнища-
ние, дал яркое описание экономических кризисов, вскрыл
всемирно-историческую роль пролетариата в ниспроверже-
нии капитализма. Характеризуя основные положения этой
кнпги, Ленин писал: «Энгельс первый сказал, что пролета-
риат не только страдающий класс; что именно то позорное
экономическое положение, в котором находится пролетариат,
неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за
свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат
сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса
неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них
нет выхода вне социализма» (Сочинения, 5 изд., том 2,
стр. 9). — 58.
47 В. И. Ленин имеет в виду следующие слова Фейербаха:
«... божество состоит, так сказать, из двух составных частей,
из которых одна принадлежит фантазии человека, другая —
природе. Молись! — говорит одна часть, то есть бог, отлич-
ный от природы; работай! — говорит другая часть, то
есть бог, не отличающийся от природы, а лишь выражаю-
щий ее существо; ибо природа — рабочая пчела, боги же —
трутни» (Избранные философские произведения, т. II, 1955,
стр. 846). — 59.
48 Имеется в виду приведенная Фейербахом цитата из сочи-
нения П. Гассенди «Exercitationum paradoxicarum adversus
Aristoteleos», 1624 («Парадоксальные упражнения против
Аристотеля») (см. Л. Фейербах. Избранные философские
произведения, т. II, 1955, стр. 865—866). — 63.
49 Антропологический принцип — основное положение фило-
софии Фейербаха, в соответствии с которым человек рас-
сматривается как часть природы, как естественное, биоло-
гическое существо. Антропологический принцип был на-
правлен против религии и идеализма. Однако, рассматривая
человека в отрыве от конкретно-исторических обществен-
ных отношений, антропологический принцип не раскрывает
его действительную социальную природу и ведет к идеа-
лизму в понимании законов исторического развития.
Н. Г. Чернышевский в борьбе против идеализма также
исходил из антропологического принципа, специально посвя-
тив этому вопросу работу под названием «Антропологи-
ческий принцип в философии» (см. Н. Г. Чернышевский,
ПРИМЕЧАНИЯ 637
Полное собрание сочинений, т. VII, М., 1950, стр. 222—
295). — 64.
50 В сочинении «Theogonie nach den Quellen des klassischen,
hebraischen und christlichen Altertums», 1857 («Теогония пo
источникам классической, еврейской и христианской древ-
ности») Л. Фейербах исследует происхождение представле-
ний о боге (греч. —, — происхождение, или родослов-
ная, богов). Упомянутые В. И. Лениным параграфы 34 и
36 озаглавлены: ««Христианское» естествознание» и «Теорети-
ческие основы теизма». — 64.
51 Конспект книги Л. Фейербаха «Darstellung, Entwicklung und
Kritik der Leibnizschen Philosophic» («Изложение, анализ и
критика философии Лейбница») написан в отдельной тетради,
озаглавленной «Фейербах»; Конспект составлен по IV тому
второго немецкою издания Сочинении Фейербаха. Главное
внимание уделено здесь изложению Фейербахом философ-
ской системы Лейбница, рассматривая которую Ленин ука-
зывает на ее идеалистический характер и вместе с тем
отмечает глубокие диалектические идеи философа. Сопоста-
вление начала Конспекта с началом статьи «Карл Маркс»,
где В. И. Ленин, сравнивая основной текст с добавлениями
1847 года, говорит об эволюции взглядов Фейербаха,
дает основание полагать, что он был написан до окончания
этой статьи, рукопись которой была отправлена из Берна
в Россию (в редакцию Энциклопедического словаря Гранат)
4 (17) ноября 1914 года. В настоящем издании Конспект
книги Фейербаха о философии Лейбница располагается
перед Конспектом «Науки логики», несмотря на то, что
начат он был, очевидно, позднее последнего (см. примеча-
ние 31), для того, чтобы объединить конспекты обоих про-
изведений Фейербаха и не нарушать последовательность
конспектов произведений Гегеля.
Сочинение Фейербаха о философии Лейбница было
написано в 1836 году, а добавления к нему — в 1847 (первое
немецкое издание книги вышло в 1837 году, дополненное —
в 1848, в пятом томе первого издания Сочинений Фейер-
баха). — 65.
52 В указанном месте Фейербах пишет: «Философия Спинозы —
телескоп, делающий доступными для человеческого глаза
предметы, невидимые в силу их отдаленности; философия
Лейбница — микроскоп, делающий видимыми предметы, не-
заметные в силу их малой величины и тонкости» (Samtliche
Werke, Bd. IV, 1910, S. 34). — 67.
53 В. И. Ленин имеет в виду письмо К. Маркса Ф. Энгельсу от
10 мая 1870 года, в котором Маркс пишет о своем «прекло-
нении перед Лейбницем»; это место отмечено в ленинском
ПРИМЕЧАНИЯ
Конспекте «Переписки» (см. В. И. Ленин. Конспект «Пе-
реписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.», 1959,
стр. 129). — 68.
54 Энтелехия — термин идеалистической философии, означаю-
щий, по Аристотелю, внутренне присущую предмету цель,
которая посредством своей деятельности из возможной пре-
вращается в действительную. По Лейбницу, энтелехия —
стремление монады к реализации потенциально заключен-
ного в ней совершенства. — 70.
55 В. И. Ленин имеет в виду следующее высказывание Фейер-
баха: «Предустановленная гармония, хотя это его любимое
детище, — слабая сторона Лейбница... Предустановленная
гармония, понимаемая в чисто внешнем смысле по отношению
к монаде, в корне противоречит духу философии Лейбница»
(Samtliche Werke, Bd. IV, 1910, S. 95). Теологическое
понятие «предустановленной гармонии» Лейбниц вводит для
того, чтобы объяснить, каким образом монады, каждая из
которых индивидуальна и следует только закону своего
внутреннего развития, вместе с тем в каждый данный мо-
мент времени находятся в точном соответствии, в гармонии
друг с другом. Это, по мысли Лейбница, объясняется тем,
что уже при создании монад бог обеспечил их единство,
предустановил их гармонию. — 70.
56 Окказионализм (от лат. occasio — случай) — религиозно-иде-
алистическое течение в философии XVII в., в основе кото-
рого лежит выдвинутая Р. Декартом идея дуализма души и
тела. Окказионалисты доказывали, что душа и тело являются
особыми, самостоятельными сущностями, что все действия
(как физические, так и психические) и взаимосвязь между
ними осуществляются богом, что человек полностью зависит
от «божьего промысла» и т. п. Главными представителями
окказионализма были И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Маль-
бранш. — 71.
57 «Теодицея» («оправдание бога») — сокращенное название
книги Лейбница «Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu,
la liberte de l'homme et l'origine du mal», 1710 («Опыты теоди-
цеи о благости бога, свободе человека и происхождении зла»);
русский перевод книги был издан в 1887—1892 годах.
Онтологический довод за бытие бога (онтологическое дока-
зательство бытия бога) — одна из наиболее распространен-
ных в теологии попыток логически доказать существование
бога и тем самым рационально обосновать веру в него;
впервые выдвинуто одним из «отцов церкви» Августином
«Блаженным» (354—430) и развито средневековым теологом-
схоластом Ансельмом Кентерберийским (1033—1109). '«Это
Воспользуйтесь поиском по сайту: