Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение педагога как вид деятельности




Общение – основной элемент труда учителя.

Педагогическое общение – система взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которой является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия.

Готовность к педагогическому общению предполагает: знание основ педагогики общения; владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием; сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Качества, важные для общения:

Эмпатия – умение видеть мир глазами других, воспри­нимать их поступки с их же позиции, способность сказать другим о своем понимании.

Доброжелательность – способность не только чувство­вать, но и показывать людям свое доброжелательное от­ношение, умение принимать (даже когда не одобряешь) их поступков, готовность поддержать.

Аутентичность – умение быть естественным в отноше­ниях, быть самим собой, не скрываться за масками.

Конкретность – отказ от общих рассуждений, много­значных невнятных замечаний, готовность отвечать одно­значно на вопросы.

Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях, способность устанавливать контакты самому, проявлять активность, не ждать активности других.

Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, без всяких экивоков, представление об отноше­нии других и честная демонстрация своего отношения.

Открытость – готовность открыть свой внутренний мир (не навязчивость, не удовольствие от разговоров о себе), искренность, умение говорить о своих мыслях и чувствах, но не интимных секретах.

Принятие чувств – отсутствие страха при непосредст­венном соприкосновении со своими чувствами или чувст­вами других людей, готовность принять чувства другого и не навязывать свои.

Конфронтация – умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответствен­ности и заинтересованности; в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испу­гать или покарать другого, а с надеждой на установле­ние подлинных и искренних отношений.

Стили педагогического общения

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в обще­нии стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предпо­лагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учеб­ной деятельности. Однако при этом следует избегать пани­братства. Особенно это касается молодых педагогов, не же­лающих попасть в конфликтные ситуации.

 

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимо­отношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессио­нализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и воз­раст. Такой стиль формирует отношения учитель–ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учи­теля как сверстника.

4. Общение-устрашение – негативная форма общения, анти­гуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых препода­вателей, стремящихся к популярности. Такое общение обес­печивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочета­ние стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом клас­сификаций стилей педагогического общения интересной пред­ставляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модель I – «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II«Руководитель групповой дискуссии». Глав­ным в учебно-воспитательном процессе считает достижение со­гласия и установление сотрудничества между учащимися, отво­дя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III – «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и преж­де всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распро­странен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V – «Менеджер». Стиль, получивший распростра­нение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуж­дению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качествен­ному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI – «Тренер». Атмосфера общения в классе про­низана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае по­добны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, по­беда.

Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энцик­лопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупре­чен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

 

И в заключение одна, как может показаться, парадок­сальная мысль: контакт можно установить без особых предварительных ухищрений, если вы умеете... слушать. В менеджменте (откуда мы стараемся извлечь все полез­ное для учителя) умение слушать – непременный раздел пособий, своеобразная наука для руководителя.

Умение слушать

Рекомендации слушателю:

– направьте свое внимание на со­беседника,посмотрите на него; почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не давайте себе отвлекаться;

– следите за мимикой и пантомимикой собеседника, замечайте выражение лица и жесты, кото­рые говорят часто больше, чем слова;

– настройтесь на «волну» собеседника, постарайтесь почувствовать его состояние;

– не перебивайте другого, прежде чем сделать замечание, дождитесь, пока он ска­жет все, что хочет;

– предоставьте свою поддержку партнеру: поощряйте свободные высказывания, даже если они вам кажутся неудобными, неразумными;

– проверяйте свое понимание, при необходимости уточните сказанное свои­ми собственными словами;

– откладывайте выводы:мы часто спешим с оценками, выводами, умозаключе­ниями, причем в основе нашей торопливости нередко ле­жит непонимание того, что говорит другой человек, наша зависимость от стереотипов, стандартов, корпоративных ус­тановок. Если есть хоть малейшее сомнение, не выносите оценок, пока пол­ностью не уясните взгляды, позицию, причины поступков другого человека;

– не кивайте на каждое слово, не заглядывайте в глаза (можно смотреть, а можно загляды­вать), не охайте и не ахайте, не поддакивайте постоянно;

– постарайтесь быть естественным.

Конфликт

Мы не станем делать попыток дать какую-то научную формулировку явления. Под конфликтом мы будем иметь в виду то, что мы все обычно называем конфликтом в обыденной жизни: ссоры, стычки, столкновения, после ко­торых наши отношения ухудшаются, осложняются, преры­ваются, которые дают участникам отрицательный эмоцио­нальный заряд. Конфликтов в нашей жизни хватает. Нам даже не нужно приводить каких-то специальных приме­ров.

Психологи, занимающиеся конфликтами, любят повторять, что конфликт легче предупредить, чем погасить.

 

Конфликтные (трудновоспитуемые) дети

Существует мнение, что нет плохих учеников, есть плохие учителя, следовательно, нет и трудных детей. Их придумали «горе-педагоги» для того, чтобы как-то объяснить свое неумение воспитывать. Слово трудные брали в кавычки. Однако в воспитательной работе встречаются благополучные, не требующие каких-либо усилий дети, а также пред­ставляющие определенные сложности для воспитателей. Среди них выделяют трудновоспитуемых. Они имеют свои особенности и харак­теризуются определенными проявлениями.

Понятие «трудновоспитуемый» встречается и в специальной литературе, и в повсе­дневном лексиконе воспитателей. До насто­ящего времени оно не имеет общепринятой трак­товки у психологов и педагогов. Это связано со слабостью и многоаспектностью явления, именуемого трудновоспитуемостью.

Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, который для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности. Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию.

Одними из ранних исследователей проблемы трудновоспитуемых детей в России были врачи. Практически именно к ним, прежде всего, обращались родители с этими проблемами, и им приходилось их ре­шать.

Трудновоспитуемость характеризуется проявлением неприятия требований воспитателя. Практика свидетельствуем о том, что можно выделить следующие формы проявления:

открыто-экстремистское (попытки блокировать, нейтрализо­вать влияние воспитателя посредством оговора, создания психологического вакуума, «приклеивания» насмешливых кличек, демонстрации непризнания в виде бойкота действий воспитателя своими действиями, открыто активизируя окружающих на противодействие.);

скрыто-экстремистское (внешне поддерживая действия воспитателя, особенно в его присутствии, но, делая все, чтобы противостоять их реализации. Одна из самых омерзительных форм проявления позиций личности);

безразличное, выражающееся в невосприятии и не реагировании на действия воспитателя.

Типы конфликтных и трудноуправляемых учеников

– независимые, очень самостоятельные, имеющие и не боящиеся высказать свою точку зрения;

– особенно чувствительные к отношениям между людьми (обостренно реагирующие на выпады к себе и другим);

– очень умные и эрудированные – они критично на­строены к школьным программам, могут позволить себе скепсис, иронию по отношению к высказываниям учите­ля, посторонние занятия на уроке;

– со слабыми умственными способностями («ти­хие») – у них отсутствует интерес к учебе; неумело пы­таются скрыть безделье на уроке (или даже не пыта­ются), вызывают раздражение у педагога;

– со слабыми умственными способностями («гром­кие») – отсутствие успехов в учебе пытаются компенси­ровать среди одноклассников авторитетом кулака, спо­собны на глупые и циничные выходки;

– неприятные для сверстников – из-за внешних осо­бенностей, черт характера (например, очень замкнутые), национальности (к сожалению, сегодня особенно прихо­дится учитывать и этот момент);

– с избирательным негативным поведением к отдель­ным учителям (часто отсутствуют видимые причины; ан­типатия может объясняться глубоко скрытыми фактора­ми);

– особенно увлеченные чем-то (каким-то одним пред­метом, спортом);

– с ярко выраженными индивидуальными особеннос­тями (мнительность, застенчивость и т.д.);

– с ранним проявлением взрослых форм поведения (внешний вид, манеры, отношения);

– дети учителей, работающих в этой же школе.

Каждый такой ребенок должен вызывать у учителя настороженность, «включать» в отношениях своеобразный желтый свет: «Внимание! Осторожно! Не спешить с реп­ликой, ответом, решением».

 

Антиконфликтные законы для педагога

Первый закон: знай хорошо ученика; вероятность конф­ликта с ним пропорциональна твоему незнанию.

Второй закон: помни, что на миру и смерть красна; учитывай наличие «публики», ученик часто работает на публику.

Следствие первое: не выставляй ученика дураком перед товарищами.

Следствие второе: разговаривая (выясняя отношения) в классе с одним, ты разговариваешь со всеми.

Третий закон: ты, учитель, старше и опытнее – будь старше и опытней; если есть возможность, не потеряв в столкновении достоинства, сдержаться – сдержись.

Следствие первое: ребенок есть ребенок, он и реаги­рует как ребенок; ты – взрослый, реагируй как взрослый.

Следствие второе: не жди, что ученик будет тобой, он – не ты; у него своя версия, он неожидан, не ожи­дай, что он поступит, как поступил бы на его месте ты сам или другой ребенок.

Следствие третье: не обращайся с ним как с ребенком, особенно начиная с пятого класса.

Закон четвертый: не затягивай конфликт, старайся решить его побыстрее. Длительность конфликта пропор­циональна трудности его разрешения.

Поправка первая: иногда «решение» конфликта – ни­чего не предпринимать – не лезть в душу, оставить в по­кое или дать помучиться («отсроченное наказание»).

Поправка вторая; иногда «решение» – сам конфликт: ты вскрываешь нарыв.

Практические рекомендации по педагогическому общению с отдельными типами конфликтных учеников:

Бузотеры средней активности, не особенно обидчивые. Те, кто любит повеселиться, пошалить, не может вовремя остановиться: Можно пошутить с ним, можно и прикрик­нуть. Иногда приходится быть с ними строгим, сказать что-то, по их мнению, обидное (именно по их мнению; по моему, учительскому – нет). Но если такой ученик оби­делся, обязательно на перемене (иногда буквально мимо­ходом, на бегу) скажи ему по-дружески, ласково: не обижайся, ты мне мешал; или: извини, я не хотел тебя оби­деть; слова и интонация зависят от конкретного ученика.

Подпольщики (вредные). Те, кто исподтишка мешают на уроке, распространяют какие-нибудь сплетни, но сами остаются в стороне. Учителя таких очень не любят и часто, замечая их действия, взрываются. Лучше всего с такими поговорить наедине. Показать им: я все замечаю, вижу. Но «не уничтожать морально». Оставить шанс. Противо­реча себе, преподносить свое мнение о них как более вы­сокое, чем есть на самом деле (по золотому правилу пе­дагогики: человек становится таким, каким его видят дру­гие).

Гордые. Ребята с обостренным чувством достоинства. Это ведь хорошее чувство. Будьте с ними очень уважи­тельны, осторожны. Они еще, как правило, и лидеры в классе. Все проблемы решать наедине.

Задаваки. Это обычно дети из интеллигентных семей, которые претендуют на некую интеллектуальную избран­ность. Они пишут оригинальные сочинения, могут на уро­ке физики выдать какие-нибудь никому больше не известные сведения об ученом, в общем что-то «этакое». Ре­бята в классе их часто недолюбливают. Они же, поскольку с классом воевать трудно, подчас пытаются воевать с учи­телем, таким образом удовлетворяя свои интеллектуаль­ные амбиции, набирая баллы престижа перед одноклас­сниками. Бывает, этим детям пытаются помогать родители. С них, с родителей, лучше всего начинать профилактику. Выдав надлежащие комплименты их чадам, обрисуйте им, какая судьба ждет ребенка в классе при сохранении статус-кво. Нужна совместная работа под девизом «ты хорош, но не лучше других». В зависимости от того, насколько обидчив такой ребенок, можно попро­бовать действия от «посадить в лужу» до «показать свою компетентность» (развить и продолжить подготовленную таким учеником информацию, дать квалифицированный анализ его ответа, письменной работы).

Тихони. Опасны тем, что в определенный момент «взбрыкивают», взрываются. Очень легко пропустить этот момент, который наступает, когда они достаточно повзрос­леют, им хочется самоутвердиться, или когда их доведут в классе и пренебрежение и неуважение со стороны учи­теля станет последней каплей. Ни в коем случае не идите на поводу у класса, не выказывайте им меньше уваже­ния. Ваше отношение к ним должно поддер­живать их веру в себя и служить образцом для класса.

Самые трудные – грубияны, хамы. Обычно – дети из неблагополучных семей. Грубость и хамство из семьи пе­реносят в школу. Пытаются так же вести себя с учителя­ми. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход. Чью-то грубость можно победить мягкостью и лаской, особен­но хорошо это получается у женщин. Иногда хамство те­ряется перед твердостью и достоинством. Лучше всего сойтись с такими ребятами в неформальных условиях: в походе, – в подготовке вечера. Конечно, громадное значе­ние имеет настрой класса, что, впрочем, тоже в руках учителя.

Памятка

1. Ключевые шаги установления хороших личных от­ношений: признание; установление индивидуальности; фи­зическое взаимодействие; заинтересованность; выражение своих мыслей; готовность оказать помощь, поддержать.

2. Умейте слушать: направьте свое внимание на собе­седника; следите за мимикой и пантомимикой партнера; настройтесь на «волну» собеседника; не перебивайте, дай­те партнеру досказать; поощряйте его высказываться; проверяйте свое понимание, уточняйте сказанное; постарай­тесь отделить главное; не спешите с выводами; не играй­те, не надевайте маску в диалоге; не будьте высокомерны; следите за собой; не отворачивайтесь, не отвлекайте парт­нера манипуляциями посторонними предметами; держи­тесь достойно: не заглядывайте в глаза, не охайте и т.п.

3. Помните, что конфликт легче не допустить, чем по­гасить. Обратите особое внимание на тех, кто соответст­вует спискам «группы риска» – конфликтные и трудно­управляемые. Возьмите на заметку «антиконфликтные законы» старого мудрого учителя: вероятность конфликта с учеником пропорциональна «незнанию» его; помните о присутствии «публики»при ней ученик ведет себя ина­че – не позорьте его перед товарищами; сдерживайтесь, не обращайтесь с ребенком как с ребенком; не затягивай­те конфликт; помните, что универсальных правил в педа­гогике нет, учитесь «раскрутить» ситуацию, дать момен­тальную психологическую оценку (особенности человека, мотивы, обстановка и т.п.).

4. Запомните правила: человек становится таким, каким видят его другие. Поэтому – уважайте его, верьте в него, внушайте ему сознание его значительности, создавайте репутацию, ко­торую он будет стараться оправдать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...