Общение педагога как вид деятельности
Общение – основной элемент труда учителя. Педагогическое общение – система взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которой является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Готовность к педагогическому общению предполагает: знание основ педагогики общения; владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием; сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога. Качества, важные для общения: Эмпатия – умение видеть мир глазами других, воспринимать их поступки с их же позиции, способность сказать другим о своем понимании. Доброжелательность – способность не только чувствовать, но и показывать людям свое доброжелательное отношение, умение принимать (даже когда не одобряешь) их поступков, готовность поддержать. Аутентичность – умение быть естественным в отношениях, быть самим собой, не скрываться за масками. Конкретность – отказ от общих рассуждений, многозначных невнятных замечаний, готовность отвечать однозначно на вопросы. Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях, способность устанавливать контакты самому, проявлять активность, не ждать активности других. Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, без всяких экивоков, представление об отношении других и честная демонстрация своего отношения. Открытость – готовность открыть свой внутренний мир (не навязчивость, не удовольствие от разговоров о себе), искренность, умение говорить о своих мыслях и чувствах, но не интимных секретах. Принятие чувств – отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, готовность принять чувства другого и не навязывать свои.
Конфронтация – умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности; в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений. Стили педагогического общения Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: 1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах. 2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения учитель–ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника. 4. Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. 5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом. Модель I – «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать. Модель II – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии. Модель III – «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще. Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике. Модель V – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата. Модель VI – «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен. М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.
И в заключение одна, как может показаться, парадоксальная мысль: контакт можно установить без особых предварительных ухищрений, если вы умеете... слушать. В менеджменте (откуда мы стараемся извлечь все полезное для учителя) умение слушать – непременный раздел пособий, своеобразная наука для руководителя. Умение слушать Рекомендации слушателю: – направьте свое внимание на собеседника,посмотрите на него; почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не давайте себе отвлекаться; – следите за мимикой и пантомимикой собеседника, замечайте выражение лица и жесты, которые говорят часто больше, чем слова; – настройтесь на «волну» собеседника, постарайтесь почувствовать его состояние; – не перебивайте другого, прежде чем сделать замечание, дождитесь, пока он скажет все, что хочет; – предоставьте свою поддержку партнеру: поощряйте свободные высказывания, даже если они вам кажутся неудобными, неразумными; – проверяйте свое понимание, при необходимости уточните сказанное своими собственными словами; – откладывайте выводы:мы часто спешим с оценками, выводами, умозаключениями, причем в основе нашей торопливости нередко лежит непонимание того, что говорит другой человек, наша зависимость от стереотипов, стандартов, корпоративных установок. Если есть хоть малейшее сомнение, не выносите оценок, пока полностью не уясните взгляды, позицию, причины поступков другого человека; – не кивайте на каждое слово, не заглядывайте в глаза (можно смотреть, а можно заглядывать), не охайте и не ахайте, не поддакивайте постоянно; – постарайтесь быть естественным. Конфликт
Мы не станем делать попыток дать какую-то научную формулировку явления. Под конфликтом мы будем иметь в виду то, что мы все обычно называем конфликтом в обыденной жизни: ссоры, стычки, столкновения, после которых наши отношения ухудшаются, осложняются, прерываются, которые дают участникам отрицательный эмоциональный заряд. Конфликтов в нашей жизни хватает. Нам даже не нужно приводить каких-то специальных примеров. Психологи, занимающиеся конфликтами, любят повторять, что конфликт легче предупредить, чем погасить.
Конфликтные (трудновоспитуемые) дети Существует мнение, что нет плохих учеников, есть плохие учителя, следовательно, нет и трудных детей. Их придумали «горе-педагоги» для того, чтобы как-то объяснить свое неумение воспитывать. Слово трудные брали в кавычки. Однако в воспитательной работе встречаются благополучные, не требующие каких-либо усилий дети, а также представляющие определенные сложности для воспитателей. Среди них выделяют трудновоспитуемых. Они имеют свои особенности и характеризуются определенными проявлениями. Понятие «трудновоспитуемый» встречается и в специальной литературе, и в повседневном лексиконе воспитателей. До настоящего времени оно не имеет общепринятой трактовки у психологов и педагогов. Это связано со слабостью и многоаспектностью явления, именуемого трудновоспитуемостью. Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, который для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности. Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию. Одними из ранних исследователей проблемы трудновоспитуемых детей в России были врачи. Практически именно к ним, прежде всего, обращались родители с этими проблемами, и им приходилось их решать. Трудновоспитуемость характеризуется проявлением неприятия требований воспитателя. Практика свидетельствуем о том, что можно выделить следующие формы проявления: – открыто-экстремистское (попытки блокировать, нейтрализовать влияние воспитателя посредством оговора, создания психологического вакуума, «приклеивания» насмешливых кличек, демонстрации непризнания в виде бойкота действий воспитателя своими действиями, открыто активизируя окружающих на противодействие.); – скрыто-экстремистское (внешне поддерживая действия воспитателя, особенно в его присутствии, но, делая все, чтобы противостоять их реализации. Одна из самых омерзительных форм проявления позиций личности); – безразличное, выражающееся в невосприятии и не реагировании на действия воспитателя.
Типы конфликтных и трудноуправляемых учеников – независимые, очень самостоятельные, имеющие и не боящиеся высказать свою точку зрения; – особенно чувствительные к отношениям между людьми (обостренно реагирующие на выпады к себе и другим); – очень умные и эрудированные – они критично настроены к школьным программам, могут позволить себе скепсис, иронию по отношению к высказываниям учителя, посторонние занятия на уроке; – со слабыми умственными способностями («тихие») – у них отсутствует интерес к учебе; неумело пытаются скрыть безделье на уроке (или даже не пытаются), вызывают раздражение у педагога; – со слабыми умственными способностями («громкие») – отсутствие успехов в учебе пытаются компенсировать среди одноклассников авторитетом кулака, способны на глупые и циничные выходки; – неприятные для сверстников – из-за внешних особенностей, черт характера (например, очень замкнутые), национальности (к сожалению, сегодня особенно приходится учитывать и этот момент); – с избирательным негативным поведением к отдельным учителям (часто отсутствуют видимые причины; антипатия может объясняться глубоко скрытыми факторами); – особенно увлеченные чем-то (каким-то одним предметом, спортом); – с ярко выраженными индивидуальными особенностями (мнительность, застенчивость и т.д.); – с ранним проявлением взрослых форм поведения (внешний вид, манеры, отношения); – дети учителей, работающих в этой же школе. Каждый такой ребенок должен вызывать у учителя настороженность, «включать» в отношениях своеобразный желтый свет: «Внимание! Осторожно! Не спешить с репликой, ответом, решением».
Антиконфликтные законы для педагога Первый закон: знай хорошо ученика; вероятность конфликта с ним пропорциональна твоему незнанию. Второй закон: помни, что на миру и смерть красна; учитывай наличие «публики», ученик часто работает на публику. Следствие первое: не выставляй ученика дураком перед товарищами. Следствие второе: разговаривая (выясняя отношения) в классе с одним, ты разговариваешь со всеми. Третий закон: ты, учитель, старше и опытнее – будь старше и опытней; если есть возможность, не потеряв в столкновении достоинства, сдержаться – сдержись. Следствие первое: ребенок есть ребенок, он и реагирует как ребенок; ты – взрослый, реагируй как взрослый. Следствие второе: не жди, что ученик будет тобой, он – не ты; у него своя версия, он неожидан, не ожидай, что он поступит, как поступил бы на его месте ты сам или другой ребенок. Следствие третье: не обращайся с ним как с ребенком, особенно начиная с пятого класса. Закон четвертый: не затягивай конфликт, старайся решить его побыстрее. Длительность конфликта пропорциональна трудности его разрешения. Поправка первая: иногда «решение» конфликта – ничего не предпринимать – не лезть в душу, оставить в покое или дать помучиться («отсроченное наказание»). Поправка вторая; иногда «решение» – сам конфликт: ты вскрываешь нарыв. Практические рекомендации по педагогическому общению с отдельными типами конфликтных учеников: Бузотеры средней активности, не особенно обидчивые. Те, кто любит повеселиться, пошалить, не может вовремя остановиться: Можно пошутить с ним, можно и прикрикнуть. Иногда приходится быть с ними строгим, сказать что-то, по их мнению, обидное (именно по их мнению; по моему, учительскому – нет). Но если такой ученик обиделся, обязательно на перемене (иногда буквально мимоходом, на бегу) скажи ему по-дружески, ласково: не обижайся, ты мне мешал; или: извини, я не хотел тебя обидеть; слова и интонация зависят от конкретного ученика. Подпольщики (вредные). Те, кто исподтишка мешают на уроке, распространяют какие-нибудь сплетни, но сами остаются в стороне. Учителя таких очень не любят и часто, замечая их действия, взрываются. Лучше всего с такими поговорить наедине. Показать им: я все замечаю, вижу. Но «не уничтожать морально». Оставить шанс. Противореча себе, преподносить свое мнение о них как более высокое, чем есть на самом деле (по золотому правилу педагогики: человек становится таким, каким его видят другие). Гордые. Ребята с обостренным чувством достоинства. Это ведь хорошее чувство. Будьте с ними очень уважительны, осторожны. Они еще, как правило, и лидеры в классе. Все проблемы решать наедине. Задаваки. Это обычно дети из интеллигентных семей, которые претендуют на некую интеллектуальную избранность. Они пишут оригинальные сочинения, могут на уроке физики выдать какие-нибудь никому больше не известные сведения об ученом, в общем что-то «этакое». Ребята в классе их часто недолюбливают. Они же, поскольку с классом воевать трудно, подчас пытаются воевать с учителем, таким образом удовлетворяя свои интеллектуальные амбиции, набирая баллы престижа перед одноклассниками. Бывает, этим детям пытаются помогать родители. С них, с родителей, лучше всего начинать профилактику. Выдав надлежащие комплименты их чадам, обрисуйте им, какая судьба ждет ребенка в классе при сохранении статус-кво. Нужна совместная работа под девизом «ты хорош, но не лучше других». В зависимости от того, насколько обидчив такой ребенок, можно попробовать действия от «посадить в лужу» до «показать свою компетентность» (развить и продолжить подготовленную таким учеником информацию, дать квалифицированный анализ его ответа, письменной работы). Тихони. Опасны тем, что в определенный момент «взбрыкивают», взрываются. Очень легко пропустить этот момент, который наступает, когда они достаточно повзрослеют, им хочется самоутвердиться, или когда их доведут в классе и пренебрежение и неуважение со стороны учителя станет последней каплей. Ни в коем случае не идите на поводу у класса, не выказывайте им меньше уважения. Ваше отношение к ним должно поддерживать их веру в себя и служить образцом для класса. Самые трудные – грубияны, хамы. Обычно – дети из неблагополучных семей. Грубость и хамство из семьи переносят в школу. Пытаются так же вести себя с учителями. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход. Чью-то грубость можно победить мягкостью и лаской, особенно хорошо это получается у женщин. Иногда хамство теряется перед твердостью и достоинством. Лучше всего сойтись с такими ребятами в неформальных условиях: в походе, – в подготовке вечера. Конечно, громадное значение имеет настрой класса, что, впрочем, тоже в руках учителя. Памятка 1. Ключевые шаги установления хороших личных отношений: признание; установление индивидуальности; физическое взаимодействие; заинтересованность; выражение своих мыслей; готовность оказать помощь, поддержать. 2. Умейте слушать: направьте свое внимание на собеседника; следите за мимикой и пантомимикой партнера; настройтесь на «волну» собеседника; не перебивайте, дайте партнеру досказать; поощряйте его высказываться; проверяйте свое понимание, уточняйте сказанное; постарайтесь отделить главное; не спешите с выводами; не играйте, не надевайте маску в диалоге; не будьте высокомерны; следите за собой; не отворачивайтесь, не отвлекайте партнера манипуляциями посторонними предметами; держитесь достойно: не заглядывайте в глаза, не охайте и т.п. 3. Помните, что конфликт легче не допустить, чем погасить. Обратите особое внимание на тех, кто соответствует спискам «группы риска» – конфликтные и трудноуправляемые. Возьмите на заметку «антиконфликтные законы» старого мудрого учителя: вероятность конфликта с учеником пропорциональна «незнанию» его; помните о присутствии «публики» – при ней ученик ведет себя иначе – не позорьте его перед товарищами; сдерживайтесь, не обращайтесь с ребенком как с ребенком; не затягивайте конфликт; помните, что универсальных правил в педагогике нет, учитесь «раскрутить» ситуацию, дать моментальную психологическую оценку (особенности человека, мотивы, обстановка и т.п.). 4. Запомните правила: человек становится таким, каким видят его другие. Поэтому – уважайте его, верьте в него, внушайте ему сознание его значительности, создавайте репутацию, которую он будет стараться оправдать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|