Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры учителя / воспитателя.




Педагоги, как и другие специалисты, различаются по уровню педагогической культуры – разной степени соответствия требованиям педагогической деятельности. А.М.Столяренко выделяет четыре уровня педагогической культуры:

- высший профессиональный – ему присущи описанные в пункте 1.5.2 данной темы характеристики педагогической культуры, имеющиеся у педагога;

- средний профессиональный – показатели культуры приближены к свойственным высшему уровню, но все же во многом еще отличаются от него;

- низкий (начальный) профессиональный – характерен для начинающих педагогов, получивших предварительную педагогическую подготовку (образование); этот уровень наблюдается обычно в первые три года работы;

- допрофессиональный характерен наличием у занимающегося педагогической работой только почерпнутых в личном опыте обучения в средней и высшей школе представлений о том, что такое урок, как его проводить. Это знания эмпирические, несистематизированные, обывательские, имеющие многочисленные пробелы, неточности и даже ошибки; они подобны знаниям современного любителя детективных фильмов, который полагает, что знает, как работает следователь, оперативник, судья, адвокат, и считает, что мог бы уже и сам поработать на их месте. Но с такими знаниями (они характерны для практиков, переходящих на работу в школы без педагогической переподготовки) невозможно осуществлять полноценную педагогическую деятельность и зачастую достигнуть высот педагогической культуры даже за 10 – 20 лет преподавания.

В соответствии со степенью осознанности, структурированности, устойчивости профессиональной позиции педагога Н.М.Борытко выделяет пять уровней сформированности педагогической культуры.

Первый уровень – «внегуманитарный». Педагог главной своей функцией считает передачу знаний, умений, навыков, профессии и т.д. Воспитательный ее эффект он не создает и не проектирует. Во взаимодействии с детьми использует преимущественно ролевые формы поведения, выбираемые в силу стихийно сложившихся представлений о ро­левых функциях.

Второй уровень – «нормативный». Это тип исполнителя инструкций. В структуре его позиции преобладают нормы педагогической деятельности, которые он принимает к исполнению, не задумываясь о собственном отношении к ним. Тенденции в его педагогическом взаимодействии с детьми скорее обусловлены собственными человеческими качествами, которые он воспринимает как проявление своей некомпетентно­сти, необученности в области педагогической деятельности. Даже будучи приверженным гуманитарным взглядам в принципе, та­кой педагог может быть авторитарным в профессиональной дея­тельности.

 

Третий уровень – «технологический». Это педагог, кото­рый увлечен поиском педагогических технологий, а по сути – новых форм организации обучения и воспитания. Его увлекает вариативность общения, в самоанализе часто звучат фразы «де­тям понравилось». Отношение детей к его деятельности значимо для него, хотя и побуждает большей частью лишь к поиску «но­вых разработок». Гуманитаризация мыслится им на уровне от­дельных ситуаций, включенных в педагогический процесс, а не на уровне стиля деятельности педагога. Признание разнообразия в его деятельности проявляется естественно, но только лишь как уход от рутины.

Четвертый уровень – «системный ». На этом уровне педагог стремится к созданию системы своих взаимодействий с воспитанниками. Здесь анализируется педагогическая ситуация и выбирается оптимальный стиль педагогической деятельности. Фор­мы учебно-воспитательной работы воспринимаются лишь как «за­готовки», «строительный материал» для установления оптималь­ных взаимоотношений с детьми на основе педагогических целей. Для педагога становится важным не только разнообразие позиций детей, но также разные смыслы их участия в педагогическом взаимодействии. Признание разнообразия служит отправной точкой для взаиморазвития детей и самого педагога.

Пятый уровень – «концептуальный». Педагог включает учебно-воспитательные взаимодействия в сферу не только про­фессионального, но и своего жизненного развития. Он испытыва­ет осознанную потребность в дискуссионных формах работы, при­знавая мнения воспитанников как самоценные. Подавление в пе­дагогической работе для него становится лишь крайней дисцип­линарной мерой. Основным стилем его деятельности является вза­имное уважение и взаиморазвитие позиций.

Профессиональная культура педагога в процессе своего ста­новления и развития проходит закономерную последовательность качественно различных состояний (уровней), которые определя­ют стиль профессиональной деятельности, поведения и общения.

Последовательность этих уровней как качественных состояний профессионального бытия педагога выявляет логику процесса ста­новления его профессиональной культуры.

В качестве основного механизма ее становления у педагога мно­гие исследователи называют профессиональное самоопределение пе­дагога, выбор им собственной позиции, целей и средств самоосу­ществления в конкретных обстоятельствах профессиональной дея­тельности; как основной механизм обретения и проявления чело­веком внутренней свободы. Самоопределение в профессии – это поиск и нахождение в ней своего смысла, своей меры бытия, своего отношения к истине, которые в итоге воплощаются в педагогических деяниях; обретение профессиональной свободы и достоин­ства говорит о сформированной профессиональной культуре. Ощущение профессиональной свободы при воплощении в жизнь концептуальных замыслов приходит с возможностью выбора определённого плана действий, построения оригинальной структуры методов, своей системы воспитательной работы, разработки индивидуальной формы воплощения воспитательных отношений, логики педагогического процесса.

32.Принципы рациональной организации умственного труда и учебной деятельности;

Самостоятельная работа, являясь важнейшим средством образования, должна строиться на основе научной организации умственного труда, которая требует соблюдения следующих принципов:

.Определить свои возможности, знать свои положительные стороны и недостатки, особенности своей памяти, внимания, мышления, воли и др.

.Найти наиболее приемлемые для себя методы самостоятельной работы и постоянно их улучшать.

.Начиная работу, установить ее цель (зачем я работаю, чего должен достичь в своей работе).

.Наметить план работы и трудиться, придерживаясь этого плана (что и в какой срок я должен выполнить).

.Осуществлять самоконтроль, самопроверку в процессе работы.

.Уметь создать благоприятную обстановку для своей работы и совершенствовать ее.

.Выполнять требования гигиены умственного труда.

Для овладения навыками научной организации умственного труда рекомендуются следующие правила работы:

.Работать систематически, а не от случая к случаю, желательно в одно и то же время дня.

.Не ждать благоприятного настроения, а создавать его усилиями воли.

.В начале работы всегда проверять, что было сделано по изучаемому предмету в предыдущий раз. Если установлена связь нового материала со старым, то новый материал становится более доступным, лучше понимается и усваивается.

.Заниматься сосредоточенно, внимательно, думая только о работе, с твердым намерением понять, усвоить, закрепить необходимые знания.

.Стремиться выработать интерес даже к неинтересной, но нужной работе. Ошибку совершают те студенты, которые работают хорошо, с желанием только по любимому предмету, пренебрегая остальными дисциплинами.

.Уделять больше времени сложному материалу, не обходить трудности, стараться преодолевать их самостоятельно.

Важно видеть практический смысл в усвоенных знаниях, стараться понять, как эти знания помогут в будущей профессиональной деятельности. За время учебы в вузе необходимо выработать в себе стремление к непрерывному самосовершенствованию и самовоспитанию, внутренней потребности к постоянному приобретению знаний.

Студенту-первокурснику следует понять, что для усвоения теории и приобретения навыков у него ограниченное учебным планом количество часов аудиторной подготовки и неограниченное количество часов самостоятельной работы.

Чрезвычайно важным фактором успешной учебной деятельности является рациональная организация рабочего места.

Для организации самостоятельных занятий необходимо выбирать нешумное помещение (например, читальный зал библиотеки, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Следует организовать такие условия и в домашней обстановке или в комнате общежития.

Следует подготовиться и разложить все материалы и принадлежности, нужные для работы, на столе в строгом порядке. Этот порядок должен быть постоянным, чтобы легко, без суеты можно было пользоваться всем необходимым. Свет электролампы не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Книгу или тетрадь следует располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...