Капля росы 16 страница
И вот откуда-то взялся Камень. Не очень большой, но и не маленький — с собачью голову. Пахавший ниву человек увидел Камень на своем поле. Выбросил на поле соседа. Сосед косил хлеб, увидел Камень и думает: «Откуда взялся? Выброшу его на поле соседа». И выбросил. Так перебрасывали они Камень с поля на поле много лет. Немножко сердились друг на друга, обнаружив Камень на своем поле, но быстро забывали о нем и оставались большими друзьями. Но потом им пришло в голову: положим Камень на меже. Положили Камень на меже — и стали непримиримыми врагами. Воровали друг у друга снопы среди ночи, ненавидели друг друга. Умер один человек, потом его сосед. Умерли врагами. Хозяевами стали их дети. Они пришли на межу и решили: уберем Камень, выбросим его в омут. Унесли Камень в омут. Распахали межу. Вместо двух полей стало одно большое поле. Трудятся на нем дети двух враждовавших хозяев. Трудятся и дружат. А Камень лежит в омуте. Вечный часовой Рядом с пшеничным полем могила воинов, павших в битве за освобождение села от фашистов. Каждый вечер приходят сюда пионеры, поливают цветы. Сегодня пионеры почему-то не пришли к могиле. Пришла одна Варя. Поставила поливалку у памятника и стала ждать товарищей. Но никого не было. Варя долго смотрела на бронзовую статую советского солдата, хранящего вечный покой своих братьев. Из оврагов расползался по степи вечерний сумрак. Ушла Варя домой, а поливалку забыла. Наступила ночь. В небе мерцали звезды. Ровно в полночь бронзовый Часовой сошел с пьедестала, обошел могилу, взял поливалку и пошел к реке. Принес воду, полил цветы и снова взошел на пьедестал. Варя проснулась на рассвете. Она вспомнила, что цветы остались не политыми, и на душе у нее было тяжело. До восхода солнца Варя прибежала к могиле. Посмотрела на цветы, на землю, на поливалку и застыла от изумления: цветы были политы, в поливалке остались капли воды, а грудь вечного Часового еще не успокоилась после ходьбы и слегка вздрагивала.
Маленькая лопатка Собрался отец в магазин. — Я пойду с вами, тато, — попросил шестилетний сын. — Иди, сынок, — разрешил отец. Купили отец с сыном в магазине две большие ложки и одну маленькую. Большие ложки — отцу и матери, а маленькую — сыну. Потом лопату купили. Прочную, острую лопату. — Этой лопатой лет десять можно землю копать, — сказал отец. Сын увидел на полке маленькую лопатку. — Тато, — просит сын, — купите и мне лопату. Я тоже землю буду копать. Купил отец сыну маленькую лопатку. Пришли домой, сели обедать. Отец с матерью едят большими ложками, а сын — маленькой. После обеда отец взял лопату и пошел огород копать. Сын тоже взял свою маленькую лопатку, чтобы отцу помогать, но отец сказал: — Иди со своей лопаткой песком играть... Пошел сын с лопаткой к куче песка, поиграл немного. Надоело играть, и он положил лопатку под кровать. Так и валяется маленькая лопатка под кроватью. А маленькая ложка лежит вместе с большими ложками. Как только садятся обедать, мать и отец берут большие ложки, а сыну дают маленькую. Сколько восходов я проспал! Завтра летние каникулы. Третьеклассник Василек спрашивает отца: — Папа, а что я буду делать летом? — Отдыхать, — отвечает отец, — а хочешь, поедем со мной завтра в поле. Обрадовался Василек. Его отец работал агрономом. Он вставал чуть свет и уезжал в поле на весь день. Утром Василек сквозь сон чувствует: кто-то дотронулся до его плеча, тормошит, будит. Ох как не хочется вставать! Но вспомнил Василек, что сегодня они с отцом едут в поле. Вскочил, посмотрел вокруг. На улице еще темно. На небе звезды сияют, а на востоке небо порозовело.
Василек умылся, позавтракал с отцом. Вот они уже во дворе. Василек показывает на розовое небо на востоке и спрашивает: — Папа, неужели там пожар? Отец усмехнулся. — А ты никогда не видел, как всходит солнце? — Не видел, — ответил Василек. Потом они стояли на околице села. Перед ними желтело пшеничное поле в лучах восходящего солнца. Сияли капельки росы. Высоко в синем небе пел жаворонок. — Красиво как! — тихо промолвил Василек. — Неужели так начинается каждый день? Сколько же восходов я проспал! Прощание с конем Много лет работал дед Николай на колхозной конюшне. Пришло время идти на пенсию. В последний день своей работы встал дед Николай на рассвете, пришел на конюшню — прощаться с лошадьми. Ровным рядком возле желоба стояли молодые лошади. Дед Николай погладил каждую по шее. А в углу конюшни стоял старый конь Ветер. Когда-то он был быстрым и горячим, как летний степной ветер. А теперь ноги у него стали толстыми, как пеньки, грива сделалась реденькой. Ветер сразу узнал старого конюха. Он потянулся к нему, положил голову на плечо. Долго-долго стоял дед Николай возле старого коня. Вздохнув, пошел домой. А в конюшню пришел молодой конюх. На следующий день дед Николай проснулся на рассвете. Вышел из хаты и остановился удивленный: возле двери стоял его верный друг Ветер. Не забывай о винтике! Юрко сидел дома и выполнял домашнее задание по грамматике. Сначала он переписал несколько предложений. Нужно было еще подчеркнуть имя существительное, но Юрко спешил и не сделал этого. Быстренько закрыл тетрадь и побежал к мальчикам играть в мяч. Вечером отец проверял тетради. Он увидел, что Юрко не закончил упражнение. — Почему же ты не закончил работу? — спросил отец. Юрко наклонил голову и молчал. — Слушай, что я тебе расскажу, — сказал отец. — На заводе построили большой пассажирский самолет. Много рабочих трудились, чтобы все сделать, как надо. Осталось завинтить под крылом один маленький винтик. Поручили одному рабочему: — Возьмите винтик и завинтите под крылом. А рабочий забыл. Так и передали самолет на аэродром. Полетел самолет в первый рейс. В новом самолете сидели пятьдесят пассажиров. Но ведь он был без винтика... Поломался самолет, упал и разбился. Люди погибли.
Вот что бывает, когда человек забывает о маленьком винтике. Не забывай, сын, о винтике! По капле Никита, ученик четвертого класса, был очень ленивым. Не хотел как следует работать, вот и получил двойку по грамматике. Дали Никите работу на лето. Положил он на стол учебник грамматики и вздохнул тяжело. Нужно выполнить двести упражнений. Разве такую работу сделаешь? Прошел день, прошел другой, прошел третий. Вот и неделя проходит, а Никита каждый день только посмотрит на книжку и вздохнет — тяжело-тяжело. Устал Никита от безделья. Сидит и смотрит в окно. А за окном под водосточной трубой стоит пустое ведро. Из трубы в ведро капает вода — капля за каплей. Нечего делать Никите, сидит он возле окна целый день и смотрит, как вода капает. А вечером вышел Никита, смотрит, а воды уже полведра накапало. На следующее утро ведро было полным. Удивился Никита: значит, из маленьких капелек насобиралось полное ведро воды! Вздохнул тяжело Никита и открыл грамматику. И тетрадь открыл. Пять дубов Два школьника Митя и Сережа пошли с учителем в лес. Учитель выкопал им по три маленьких дубочка и сказал: — Несите домой, посадите эти дубки возле хаты. Принес Митя дубки. Выкопал одну ямку, посадил дубок. Взял второе деревце, посмотрел на него, и показалось Мите, что корень у дубка слабый. Выбросил Митя дубок на дорогу. Посмотрел на третий дубок. Показалось ему, что веточки у него слишком тоненькие. Выбросил Митя третий дубок на дорогу. А Сережа посадил свои три дубка, потом вышел на дорогу и увидел два деревца, лежавшие в пыли. Поднял их Сережа, посадил рядом со своими тремя дубками. Поливает Сергей дубки, растут они, зеленеют. А Митя забыл о своем дубке, засохло маленькое деревце. Прошло много лет. Стали Митя и Сережа взрослыми людьми, отцами. У Мити есть маленький сын Дмитрик, а у Сережи — маленький Сергейка. Спрашивает Дмитрик у отца: — Тато, почему возле Сергейкиной хаты растет пять дубов, а возле нашей нет ни одного?
Молчит отец. Большое ведро Вечером в школу пришли четырнадцать малышей, чтобы полить сеянцы яблонь. Особенно щедро сеянцы надо поливать осенью, когда земля становится сухой после летней жары. Учитель поставил в саду четырнадцать ведер. Тринадцать ведер были маленькие, а четырнадцатое — большое. Дети быстро разобрали маленькие ведра. Осталось одно ведро — большое. И один ученик без ведра остался — маленький синеглазый мальчик Миша. Он был очень медлительный, задумчивый. — Ну что же, Миша, — сказал учитель, — бери большое и носи по полведра. Дети начали поливать сеянцы. Все носят воду маленькими ведрами, а Миша — большим. И набирает не полведра, а полное. Всем носить легко, а Мише — тяжело. Одна девочка сказала: — Не надо зевать, Мишка. Быстрее надо было хватать маленькое ведро. Кто-то засмеялся. Вот и закончили поливать. Учитель сказал: — Теперь нарвите себе по полному ведру яблок и отнесите домой. Угостите мам и бабушек. Почему голуби прилетели к Олегу В маленькой сельской школе на высоком столбе посреди двора стоит красивый деревянный домик. С оконцами и дверью, как будто настоящий. Живут в нем голуби. Каждый день дети приносят голубям корм: кто пшеницу, кто хлеб, а кто и гречку. Кормят голубей по очереди. Тот, чья очередь подошла голубей кормить, зовет их к себе: гуль-гуль. Голуби едят корм, но боятся приблизиться к детям. — Почему они боятся? Почему к рукам не идут? — удивляются дети. В последний день занятий учитель сказал, чтобы летом тоже по очереди приходили дети в школу и кормили голубей. Прошло лето. Наступило первое сентября. Каждый школьник, собираясь в школу, подумал: как там голуби живут? Каждый взял полный карман корма. Вот и школьный двор. Учитель предложил: — Разойдитесь, дети, по двору, станьте по одному. Хочу увидеть, кто кормил голубей летом. Дети разбежались по двору, стали по одному. Каждый начал звать: гуль-гуль... — и корм на землю сыпать. Поднялись голуби со своего домика и полетели все к Олегу. Клюют близко-близко, один даже на плечо сел, другой — на руку. А остальных детей голуби будто бы и не замечают. Петрик и Марийка Петрик учится в первом классе. А сестричка его Марийка еще не ходит в школу, пойдет только на следующий год. У Петрика большая беда: лень. Он знает: чтобы научиться хорошо читать, надо взять книгу, открыть ее и читать вслух. Читать полчаса, читать каждый день. А Петрику не хочется брать в руки книгу. Не хочется читать, ведь гулять приятнее и веселее. Придет Петрик домой, бросит портфель, пообедает и бежит гулять. Осенью играет в мяч, зимой гоняет на коньках. А книги лежат.
Прошло полгода. Все дети уже хорошо читают, а Петрик едва слово из слогов складывает. Пришла однажды учительница к маме Петрика и говорит: — Если Петро каждый день не будет читать, останется на второй год в первом классе. Сидит Петрик, слушает эти слова, и так стыдно ему.
А Марийка радуется: — Вот хорошо, оставляйте Петрика на второй год, я с ним вместе буду ходить в один класс. Покраснел Петрик, даже слезы на глазах задрожали. А Марийка продолжает: — Я уже читать умею. Взяла девочка со стола книгу и начала читать. — Ты читаешь, как самые лучшие мои ученики! — похвалила учительница. Ушла домой учительница, а Петрик все сидит возле стола, думает: «Не хочу быть слабее Марийки! Заставлю сам себя... » Раскрыл книгу, начал читать. На улице снег блестит, солнце сияет, воробьи чирикают, коньки под лавкой лежат... Так хочется гулять! Но как подумает Петрик, что в одном классе с Марийкой придется учиться, страшно ему становится. И он. читает, читает... Теперь каждый день, когда приходит Петрик домой, пообедает и берется за шапку, чтобы идти гулять, маленькая Марийка спрашивает: — Петрик, будем в одном классе учиться? Услышав эти слова, Петрик бросает шапку и садится за книгу. Самая лучшая линейка Николай и Роман сидят за одной партой. У Николая за письменные работы по русскому языку всегда пятерки, только иногда четверки. У Романа — всегда тройки. Вот и сегодня раздала учительница тетради с диктантом, что писали на прошлом уроке. У Николая опять пятерка, а у Романа нет никакой отметки. Это значит, что ошибок порядочно. Написала учительница: «Нужно работать лучше». Загрустил Роман. После урока русского языка пошли школьники в мастерскую на урок ручного труда. Каждому ученику учитель дал дощечку и сказал: нужно сделать линейку. Николай и Роман работали рядом. У Николая линейка вышла неровная, корявая, а у Романа — красивая, гладенькая, ровная. Учитель сказал: — У Романа линейка самая лучшая. Ему пятерку поставлю. А тебе, Николай, никакой оценки нельзя поставить. Нужно работать лучше. Загрустил Николай. Окончился урок. Роман просит учителя: — Дайте мне ту линейку, что я сделал. — Бери, — разрешил учитель. Роман взял линейку, принес ее в класс и положил на парту — рядом с тетрадью, в которой за диктант не поставлена оценка. Гармония труда, счастья, долга Как Юра воспитывал себя Юра учится в третьем классе. Он живой, непоседливый, сообразительный, но немного ленивый мальчик. Не хочется иногда Юре выполнять домашние задания. Зато он очень любит играть в мяч. Однажды, играя, упал и сломал ногу. Пришел врач, наложил на ногу гипсовую повязку и сказал, что придется лежать месяц. Лежит Юра, грустно ему. Вставать нельзя, о мяче и думать не приходится. Тяжело лежать мальчику. Он и решил: буду думать о чем-то интересном, чтобы время быстрее шло. Вспомнил Юра, как рассказывала учительница о Николае Островском. Этот писатель был болен, не мог вставать с кровати, даже ослеп, но написал книгу. «Буду и я работать, — решил Юра. — Ведь больна у меня только нога. Буду читать книги, учить уроки». Как решил, так и сделал. Мама положила на стол возле кровати учебники, тетради и ручку. Проснулся Юра — и сразу за уроки. Задачи решает, упражнения по грамматике пишет, рассказы читает. «В школе мои товарищи занимаются по четыре часа каждый день, а я буду работать по пять», — решил мальчик. Иногда бывает, проснется Юра и не хочется ему браться за книгу. Но ему становится стыдно. Он думает: «Разве так может поступать настоящий человек? У меня больна только нога. Работать же надо головой». Подумав так, берется Юра за книгу. Мокрая и сухая рубашка У матери два сына — Иван и Сергей, им по двенадцать лет. Когда начались летние каникулы, мать сказала сыновьям: — Берите сапки, идите на работу в колхоз. Еще и солнце не взошло, разбудила мать сыновей. Взяли мальчики сапки и пошли пропалывать подсолнечник. Вечером братья вернулись с работы. У Ивана рубашка мокрая, а у Сергея — сухая. Умылись мальчики, пообедали. Иван лег спать, ведь завтра опять на работу. А Сергей вышел во двор, сел на скамейку и музыку слушает. На следующий день еще только братья дверь открыли, а мать уже смотрит на рубашки. У Ивана рубашка мокрая, а у Сергея — сухая. Спят сыновья. А мать до полуночи сидит над ними. Посмотрит на Ивана — улыбнется. Посмотрит на Сергея — тяжело вздохнет. Он стал тружеником У матери трое детей — десятилетняя Наташа, семилетняя Оля и маленький Олег. Ему еще только два года. Он часто спрашивает у мамы и сестричек: «А это что? А почему голубь летает, а курица не летает? » В субботу мама сказала дочкам: — Давайте подметем двор. Много собралось мусора. Мама, Наташа и Оля взяли веники и начали подметать двор. Мусор собрали в кучу, унесли на огород и зажгли. Горит мусор. А маленький Олег увидел во дворе соломинку, взял ее и понес к огню. Отдал матери и говорит: — Вот я подобрал соломинку. Мама взяла из рук Олега соломинку и бросила в огонь. — Сегодня у нашего Олега большой праздник, — сказала мама дочкам. — Какой праздник? —удивленно спросили Наташа и Оля. — Он стал тружеником. Как Федя делал домашние задания Федя учится в третьем классе. Не любит он домашние задания делать. Придет из школы, положит портфель, пообедает и идет гулять до вечера. А вечером сядет и быстренько, как-нибудь напишет упражнения. А задачу часто и не решает. Однажды пришел Федя из школы, пообедал. Хотел гулять идти, а мама говорит: — Сделай задания, тогда гуляй. Федя сел за стол, быстренько переписал упражнение, задачу решил — была очень легкая. Видит мама, что Федя написал очень плохо. — Перепиши красиво, — попросила мама. Не хочется Феде писать, но ничего не поделаешь. Переписал упражнение и задачу, а мама опять недовольна. — Ты опять плохо написал. Напиши красиво, а то гулять сегодня не пойдешь. Федя долго плакал, так не хотелось ему еще раз писать. Но подумал мальчик: если напишу плохо, мама опять заставит переделывать. Написал Федя красиво. Вечером отец вернулся с работы и спрашивает у мамы: — Ну, как Федя учится? Как он задания сегодня выполнил? — Хорошо работает наш сын, — похвалила мама. Написал раз — не понравилось Феде, написал второй — не понравилось Феде. Он переписал в третий раз — красиво-красиво. Покажи, сынок. Федя положил тетради перед отцом. — Молодец, Федя, — похвалил отец. — Ты станешь настоящим человеком. Федя наклонил голову и покраснел. Счастье и труд У одной бедной женщины были два сына-близнеца. Когда сыновьям исполнилось семь лет, мать дала им по ведру, взяла за руки и сказала: — Пойдем, сыны, добывать разум. Шли они день, шли другой, а на третий пришли к высокой горе. — В этой горе, — рассказала мать, — маленькими золотыми крупицами рассыпан разум. Чтобы добыть разум, нужно найти полное ведро маленьких золотых крупинок. Добывайте себе разум. — И дала сыновьям по маленькой лопатке. Сыновья-близнецы были очень похожи друг на друга: синие глаза, черные брови, белое лицо... но душа у них была разная. Один сын — Работящий, а другой — Ленивый. Ленивый взял ведро и лопатку и пошел прочь от горы. — Пойду к речке, — сказал он Работящему, — рыбу половлю и уху сварю. А Работящий сел возле высокой горы и начал пересыпать землю маленькой лопаткой. Наберет лопатку земли, высыпет, а из нее иногда падает золотая крупинка. Он ту крупинку и кладет в ведро. Прошло много лет. Ленивый сын вспомнил о своем Работящем брате и решил: пойду посмотрю, жив ли он еще. Идет день, идет другой, на третий день приходит к горе. Но гора совсем не там, где была много лет тому назад, когда они с братом были семилетними детьми. Стоит возле горы Работящий брат, а рядом с ним полное ведро золотых крупинок. Удивился Ленивый, понял, что его Работящий брат пересыпал всю земляную гору и добыл разум. А он, Ленивый, только и научился рыбу ловить и уху варить. — Что же ты теперь будешь делать? — поинтересовался Ленивый брат у Работящего — Пойду добывать счастье для матери. — За золото счастье купишь? — спросил Ленивый. — Счастье не покупается, — отвечал Работящий брат, — счастье достигается трудом. Что посеешь, то и пожнешь К нашему дому прилетели голубь с голубкой. Сели на крыльцо и воркуют. Смотрят на меня и словно о чем-то просят. Я полез на чердак, открыл маленькое оконце. Голуби спрятались в него. Позже я вынес им зерна, они поклевали и снова спрятались в оконце на крыше. На следующее утро я опять покормил голубей и поставил им корытце с водой. А потом — когда покормлю, а когда и забуду. Больше было таких дней, когда я забывал покормить голубей. Они сидят на крыльце, смотрят на меня, а я все куда-то спешу. Иду как-то, а голубь летит надо мной, будто собирается на плечо сесть. Я подумал, что голубь играет. И не догадался, что ему есть хотелось. Один раз утром вижу — голуби сидят во дворе у соседей, и маленькая Оля кормит их. А ее отец строит на столбе маленький домик — голубятню. Больно стало мне. Звал я голубей, звал, но они больше ко мне не прилетели. Поселились в голубятне. Оля каждый день кормит их — и утром, и вечером. Они полюбили девочку: садятся ей на плечи, идут в руки. «Что посеешь, то и пожнешь», — говорит народная поговорка. Посеял равнодушие — пожал пренебрежение. Птицы не любят тех, кто равнодушен к ним. Пекарь и Портной Заспорили Пекарь и Портной: чей труд важнее и нужнее людям? Пекарь говорит Портному: — Что случится, если я не испеку хлеб? Да без хлеба ни шахтер в шахту не спустится, ни тракторист за руль не сядет, ни ты, Портной, ножницы в руки не возьмешь. — А что случится, если портных не станет? Кто одежду сошьет? Без одежды ни шахтер в шахту не спустится, ни тракторист за руль не сядет, ни ты, Пекарь, в свою пекарню не пойдешь. Так и не пришли к одному мнению — чей же труд важнее и нужнее людям. — Я обойдусь без тебя, Портной, — сказал Пекарь. — И я проживу без тебя, Пекарь, — ответил Портной. Пошли каждый на свою работу. Трудится Пекарь день, трудится другой — можно и без Портного обойтись. На третий день повесил Пекарь пиджак возле печи, рукав пиджака и обгорел; да так обгорел, что и пепел посыпался. Почесал затылок Пекарь. Что же делать? Пиджак с одним рукавом. К Портному нужно идти... А Портной тем временем поработал день без хлеба — ел суп и кашу. Поработал второй день без хлеба... А на третий день живот так подвело, что и ножницы из рук выпали. Надо идти к Пекарю за хлебом. Вышли из дома одновременно — Пекарь и Портной. Пекарь шел к Портному, а Портной — к Пекарю. Встретились. Пекарь держит в руке пиджак без рукава, а Порт ной — пустую корзинку. Старенький стол Большая семья жила в маленьком доме на окраине города — отец, мать, пятиклассник Коля, его старший брат — семиклассник и их маленькая сестричка. Каждый день девочку водили в детский сад: один день — брат, второй день — Коля. В доме была детская комната. Тут стоял старенький стол из сосновых досок. На нем и уроки делали, и мастерили. Можно было разложить на столе инструменты, можно было резать, клеить, пилить, забивать гвозди. На этом столе мальчики построили самолет — настоящий, с моторчиком. К Николаю и старшему брату каждый день приходили друзья. Интересно было вместе и уроки делать, и машины строить. И вот пришел в семью праздник. Мама так и сказала: «Это наш праздник». Дали им квартиру в новом, только что построенном высоком доме. Квартира в центре города, на третьем этаже. Теперь домой можно не просто идти, а ехать лифтом. Отец купил новую мебель для новой квартиры: полированные столы, диваны, шкафы, стулья. Все блестит, переливается. Когда новую мебель расставили в четырех комнатах новой квартиры, выяснилось, что старую мебель: шкаф, стулья, а также ста ренький стол — негде ставить. Их сложили во дворе и подожгли. Старые сосновые доски весело горели, а мама плакала. В новой квартире детям отвели большую, просторную комнату. Посреди комнаты поставили полированный стол и шкаф для книг. Инструменты — молоток, рубанок, пилку, лобзики — мама спрятала в ящик и сказала: — На этом столе нельзя мастерить. Можно только уроки делать. Но перед тем, как разложить тетрадки и учебники, стол надо покрыть бумагой. — А мальчикам можно приходить? — спросил Коля. — Можно, но будет лучше, если вы к ним будете ходить. Коля сел возле большого полированного стола и с грустью и сожалением вспоминал старенький стол из сосновых досок. Как Федя почувствовал в себе Человека Пошел Федя вместе с мамой на колхозное поле картофель копать. — Восемь лет тебе, — решила мама, — работать надо по-настоящему. Заняла мама четыре рядка, а Федя — один. Подкапывает мама куст, а Федя выбирает из ямки картофелины и бросает в ведро. Не хочется Феде работать. Выберет из куста те картофелины, что сверху лежат, а к тем, что внизу, землей покрыты, добираться не хочется. Мама заметила такую работу, выбрала картофелины, оставленные Федей, и говорит: — Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и видит все. Оглядывается вокруг себя Федя с удивлением: — Где же тот Человек? Что он видит? — В тебе, Федя, Человек. Он все видит, все замечает, но только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот попробуй, прислушайся, услышишь голос Человека в себе, он тебе скажет, как ты работаешь. — Где же он во мне — Человек? — спрашивает Федя, еще больше удивляясь. — В голове твоей, и в груди, и в сердце, — объяснила мама. Федя перешел к новому кусту, выбрал картофелины, лежавшие сверху. Хотел было оставить этот куст и перейти к другому... вдруг как будто бы в самом деле кто-то упрекает: что же ты делаешь, Федя? Ведь там еще есть картофель, под землей. Удивился Федя, оглядывается. Никого нет, а как будто бы кто-то смотрит на его работу и стыдит. «И в самом деле, наверное, Человек видит мою работу», — подумал Федя, вздохнул и, разгребая землю, нашел еще несколько крупных картофелин. Веселее стало Феде, вздохнул он облегченно. Даже песенку запел. Работает мальчик час, работает второй — все больше удивляется. Думает: зачем так глубоко разгребать землю, нет ведь там, наверное, картофеля... Но не успеет засесть в голове эта мысль, как кажется ему, что кто-то увидел эту мысль. Стыдно становится Феде. Но и радостно. Почему радостно, он не может дать себе отчета, а вот почему стыдно, он понимает: не хочется быть плохим. «Хороший это друг — Человек», — думает Федя. Утраченный день Мама уходила на работу до восхода солнца. Она разбудила девятилетнего Петю и сказала: — У тебя начинаются каникулы. Вот тебе работа на сегодня: посади возле хаты дерево и прочитай эту книгу о Далеких Синих Горах. Мама показала, где выкопать дерево и как его посадить, положила на стол книгу о Далеких Синих Горах и пошла на работу. Петя подумал: посплю еще немного... очень уж сладко спится, когда мама уходит на работу. Лег и сразу же уснул. Снилось ему: у хаты выросло дерево, которое он посадил, а Далекие Синие Горы стали совсем не далекими и стоят у самого пруда. Проснулся Петя — ой, беда! Солнце уже высоко в небе. Хотел сразу же за работу взяться, но подумал: успею еще. Сел Петя под высокой тенистой грушей. Думает: вот посижу еще немножко и возьмусь за дело. Потом Петя пошел в сад, ягоды ел, потом за бабочкой с полчаса гонялся, потом снова под грушей сидел. Пришла мама вечером, говорит: — Показывай, что ты сделал, сын. А Петя ничего не сделал. Стыдно ему матери в глаза смотреть. — Знай, сын, что теперь на земле будет меньше на одно дерево, а среди людей — меньше на одного человека, знающего, что такое Далекие Синие Горы. Ты утерял большое богатство — знания. Теперь сколько ни трудись — все равно не узнаешь всего, что узнал бы, если бы не этот потерянный день. Идем, покажу тебе, что сделали люди за тот день, который ты потерял. Взяла мама Петю за руку и повела. Подвела к вспаханному полю, показывает: — Вчера здесь была стерня, а сегодня вспаханная нива. Здесь работал тракторист. А ты бездельничал. Подвела к колхозному двору, показывает много-много ящиков с яблоками и говорит: — Эти яблоки утром были на деревьях, а сейчас, видишь, в ящиках. Ночью их повезут в город. Здесь и я работала. А ты бездельничал. Подвела сына к большому вороху зерна. — Это зерно утром было в колосках. Хлеб скосили и смолотили комбайнеры, привезли шоферы. А ты бездельничал. Подвела к стене, выложенной из кирпича. — Здесь утром был только гранитный фундамент, а сейчас кирпичная стена. Хорошо потрудились каменщики. А ты бездельничал. Подвела к большому белому дому, зашла с сыном в дом. На полках Петя увидел много испеченных хлебов. Все здесь пахло хлебом — и воздух, и стены, даже трава на зеленой лужайке перед домом. — Это пекарня. Утром этот хлеб был мукой, а теперь слюнки текут... хочется попробовать вкусную горбушку. Целый день пекари трудились. Сейчас машина придет, хлеб повезут в магазин. А ты бездельничал. Наконец, зашли они в домик, на дверях которого Петя прочитал: «Библиотека». Библиотекарь показал большую полку, на ней стояло много книг. — Эти книги люди прочитали сегодня. Их принесли совсем недавно. И столько же взяли новых книг, — объяснил он. «А я бездельничал... » — подумал Петя. Ему было стыдно даже подумать об этом, и он склонил голову. Теперь он понял, что такое утраченный день. Хлеб сладкий, потому что пот горький Вечером, когда отец возвращался с работы, вся семья садилась за стол: отец, мать, семилетний Яша и его маленькая сестричка Майя. Отец работал в колхозе трактористом и комбайнером. Сейчас, в летнюю пору, он шел на работу очень рано — в третьем часу утра. Ведь комбайн отдыхает только ночью, а ночь такая короткая. Возвращался отец запыленный — только глаза и зубы блестят. Мылся, переодевался, садился за стол. Тогда и все садились — мама, Яша и Майя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|