Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Капля росы 16 страница




И вот откуда-то взялся Камень. Не очень большой, но и не ма­ленький — с собачью голову. Пахавший ниву человек увидел Ка­мень на своем поле. Выбросил на поле соседа. Сосед косил хлеб, увидел Камень и думает: «Откуда взялся? Выброшу его на поле со­седа». И выбросил.

Так перебрасывали они Камень с поля на поле много лет. Не­множко сердились друг на друга, обнаружив Камень на своем по­ле, но быстро забывали о нем и оставались большими друзьями.

Но потом им пришло в голову: положим Камень на меже. По­ложили Камень на меже — и стали непримиримыми врагами. Воро­вали друг у друга снопы среди ночи, ненавидели друг друга.

Умер один человек, потом его сосед. Умерли врагами.

Хозяевами стали их дети. Они пришли на межу и решили: убе­рем Камень, выбросим его в омут. Унесли Камень в омут. Распа­хали межу. Вместо двух полей стало одно большое поле. Трудят­ся на нем дети двух враждовавших хозяев. Трудятся и дружат. А Камень лежит в омуте.

Вечный часовой

Рядом с пшеничным полем могила воинов, павших в битве за освобождение села от фашистов. Каждый вечер приходят сюда


пионеры, поливают цветы.

Сегодня пионеры почему-то не пришли к могиле. Пришла одна Варя. Поставила поливалку у памятника и стала ждать товари­щей. Но никого не было. Варя долго смотрела на бронзовую ста­тую советского солдата, хранящего вечный покой своих братьев. Из оврагов расползался по степи вечерний сумрак.

Ушла Варя домой, а поливалку забыла. Наступила ночь. В небе мерцали звезды.

Ровно в полночь бронзовый Часовой сошел с пьедестала, обо­шел могилу, взял поливалку и пошел к реке. Принес воду, полил цветы и снова взошел на пьедестал.

Варя проснулась на рассвете. Она вспомнила, что цветы оста­лись не политыми, и на душе у нее было тяжело. До восхода солн­ца Варя прибежала к могиле. Посмотрела на цветы, на землю, на поливалку и застыла от изумления: цветы были политы, в поливал­ке остались капли воды, а грудь вечного Часового еще не успокои­лась после ходьбы и слегка вздрагивала.

Маленькая лопатка

Собрался отец в магазин.

— Я пойду с вами, тато, — попросил шестилетний сын.

— Иди, сынок, — разрешил отец.

Купили отец с сыном в магазине две большие ложки и одну маленькую.

Большие ложки — отцу и матери, а маленькую — сыну.

Потом лопату купили. Прочную, острую лопату.

— Этой лопатой лет десять можно землю копать, — сказал отец.

Сын увидел на полке маленькую лопатку.

— Тато, — просит сын, — купите и мне лопату. Я тоже землю буду копать.

Купил отец сыну маленькую лопатку.

Пришли домой, сели обедать. Отец с матерью едят большими ложками, а сын — маленькой.

После обеда отец взял лопату и пошел огород копать. Сын тоже взял свою маленькую лопатку, чтобы отцу помогать, но отец ска­зал:

— Иди со своей лопаткой песком играть...

Пошел сын с лопаткой к куче песка, поиграл немного. Надоело играть, и он положил лопатку под кровать.

Так и валяется маленькая лопатка под кроватью. А маленькая ложка лежит вместе с большими ложками. Как только садятся обедать, мать и отец берут большие ложки, а сыну дают малень­кую.

Сколько восходов я проспал!

Завтра летние каникулы.

Третьеклассник Василек спрашивает отца:

— Папа, а что я буду делать летом?

— Отдыхать, — отвечает отец, — а хочешь, поедем со мной завтра в поле.

Обрадовался Василек. Его отец работал агрономом. Он вста­вал чуть свет и уезжал в поле на весь день.

Утром Василек сквозь сон чувствует: кто-то дотронулся до его плеча, тормошит, будит. Ох как не хочется вставать!

Но вспомнил Василек, что сегодня они с отцом едут в поле. Вскочил, посмотрел вокруг. На улице еще темно. На небе звезды сияют, а на востоке небо порозовело.

Василек умылся, позавтракал с отцом. Вот они уже во дворе. Василек показывает на розовое небо на востоке и спрашивает:

— Папа, неужели там пожар?

Отец усмехнулся.

— А ты никогда не видел, как всходит солнце?

— Не видел, — ответил Василек.

Потом они стояли на околице села.

Перед ними желтело пшеничное поле в лучах восходящего солнца. Сияли капельки росы. Высоко в синем небе пел жаворо­нок.

— Красиво как! — тихо промолвил Василек. — Неужели так начинается каждый день? Сколько же восходов я проспал!

Прощание с конем

Много лет работал дед Николай на колхозной конюшне. При­шло время идти на пенсию.

В последний день своей работы встал дед Николай на рассвете, пришел на конюшню — прощаться с лошадьми.

Ровным рядком возле желоба стояли молодые лошади. Дед Николай погладил каждую по шее. А в углу конюшни стоял ста­рый конь Ветер. Когда-то он был быстрым и горячим, как летний степной ветер. А теперь ноги у него стали толстыми, как пеньки, грива сделалась реденькой.

Ветер сразу узнал старого конюха. Он потянулся к нему, поло­жил голову на плечо.

Долго-долго стоял дед Николай возле старого коня. Вздохнув, пошел домой. А в конюшню пришел молодой конюх.

На следующий день дед Николай проснулся на рассвете. Вы­шел из хаты и остановился удивленный: возле двери стоял его вер­ный друг Ветер.


Не забывай о винтике!

Юрко сидел дома и выполнял домашнее задание по граммати­ке. Сначала он переписал несколько предложений. Нужно было еще подчеркнуть имя существительное, но Юрко спешил и не сде­лал этого. Быстренько закрыл тетрадь и побежал к мальчикам играть в мяч.

Вечером отец проверял тетради. Он увидел, что Юрко не закон­чил упражнение.

— Почему же ты не закончил работу? — спросил отец.

Юрко наклонил голову и молчал.

— Слушай, что я тебе расскажу, — сказал отец. — На заводе построили большой пассажирский самолет. Много рабочих труди­лись, чтобы все сделать, как надо. Осталось завинтить под кры­лом один маленький винтик. Поручили одному рабочему:

— Возьмите винтик и завинтите под крылом.

А рабочий забыл.

Так и передали самолет на аэродром.

Полетел самолет в первый рейс. В новом самолете сидели пять­десят пассажиров. Но ведь он был без винтика... Поломался само­лет, упал и разбился. Люди погибли.

Вот что бывает, когда человек забывает о маленьком винтике.

Не забывай, сын, о винтике!

По капле

Никита, ученик четвертого класса, был очень ленивым. Не хо­тел как следует работать, вот и получил двойку по грамматике.

Дали Никите работу на лето. Положил он на стол учебник грамматики и вздохнул тяжело. Нужно выполнить двести упраж­нений. Разве такую работу сделаешь?

Прошел день, прошел другой, прошел третий. Вот и неделя про­ходит, а Никита каждый день только посмотрит на книжку и вздох­нет — тяжело-тяжело.

Устал Никита от безделья. Сидит и смотрит в окно. А за окном под водосточной трубой стоит пустое ведро. Из трубы в ведро ка­пает вода — капля за каплей.

Нечего делать Никите, сидит он возле окна целый день и смот­рит, как вода капает.

А вечером вышел Никита, смотрит, а воды уже полведра нака­пало. На следующее утро ведро было полным.

Удивился Никита: значит, из маленьких капелек насобиралось полное ведро воды!

Вздохнул тяжело Никита и открыл грамматику. И тетрадь от­крыл.

Пять дубов

Два школьника Митя и Сережа пошли с учителем в лес. Учи­тель выкопал им по три маленьких дубочка и сказал:

— Несите домой, посадите эти дубки возле хаты.

Принес Митя дубки. Выкопал одну ямку, посадил дубок. Взял второе деревце, посмотрел на него, и показалось Мите, что корень у дубка слабый.

Выбросил Митя дубок на дорогу.

Посмотрел на третий дубок. Показалось ему, что веточки у него слишком тоненькие.

Выбросил Митя третий дубок на дорогу.

А Сережа посадил свои три дубка, потом вышел на дорогу и увидел два деревца, лежавшие в пыли. Поднял их Сережа, поса­дил рядом со своими тремя дубками.

Поливает Сергей дубки, растут они, зеленеют.

А Митя забыл о своем дубке, засохло маленькое деревце.

Прошло много лет. Стали Митя и Сережа взрослыми людьми, отцами. У Мити есть маленький сын Дмитрик, а у Сережи — ма­ленький Сергейка.

Спрашивает Дмитрик у отца:

— Тато, почему возле Сергейкиной хаты растет пять дубов, а возле нашей нет ни одного?

Молчит отец.

Большое ведро

Вечером в школу пришли четырнадцать малышей, чтобы по­лить сеянцы яблонь. Особенно щедро сеянцы надо поливать осенью, когда земля становится сухой после летней жары.

Учитель поставил в саду четырнадцать ведер. Тринадцать ве­дер были маленькие, а четырнадцатое — большое.

Дети быстро разобрали маленькие ведра. Осталось одно ведро — большое. И один ученик без ведра остался — маленький синегла­зый мальчик Миша. Он был очень медлительный, задумчивый.

— Ну что же, Миша, — сказал учитель, — бери большое и но­си по полведра.

Дети начали поливать сеянцы. Все носят воду маленькими ведрами, а Миша — большим. И набирает не полведра, а полное.

Всем носить легко, а Мише — тяжело.

Одна девочка сказала:

— Не надо зевать, Мишка. Быстрее надо было хватать малень­кое ведро.

Кто-то засмеялся.

Вот и закончили поливать.

Учитель сказал:

— Теперь нарвите себе по полному ведру яблок и отнесите домой. Угостите мам и бабушек.

Почему голуби прилетели к Олегу

В маленькой сельской школе на высоком столбе посреди двора стоит красивый деревянный домик. С оконцами и дверью, как будто настоящий. Живут в нем голуби.

Каждый день дети приносят голубям корм: кто пшеницу, кто хлеб, а кто и гречку. Кормят голубей по очереди.

Тот, чья очередь подошла голубей кормить, зовет их к себе: гуль-гуль. Голуби едят корм, но боятся приблизиться к детям.

— Почему они боятся? Почему к рукам не идут? — удивляют­ся дети.

В последний день занятий учитель сказал, чтобы летом тоже по очереди приходили дети в школу и кормили голубей.

Прошло лето. Наступило первое сентября. Каждый школьник, собираясь в школу, подумал: как там голуби живут? Каждый взял полный карман корма.

Вот и школьный двор.

Учитель предложил:

— Разойдитесь, дети, по двору, станьте по одному. Хочу уви­деть, кто кормил голубей летом.

Дети разбежались по двору, стали по одному. Каждый начал звать: гуль-гуль... — и корм на землю сыпать.

Поднялись голуби со своего домика и полетели все к Олегу. Клюют близко-близко, один даже на плечо сел, другой — на руку.

А остальных детей голуби будто бы и не замечают.

Петрик и Марийка

Петрик учится в первом классе. А сестричка его Марийка еще не ходит в школу, пойдет только на следующий год.

У Петрика большая беда: лень. Он знает: чтобы научиться хорошо читать, надо взять книгу, открыть ее и читать вслух. Чи­тать полчаса, читать каждый день.

А Петрику не хочется брать в руки книгу. Не хочется читать, ведь гулять приятнее и веселее. Придет Петрик домой, бросит порт­фель, пообедает и бежит гулять. Осенью играет в мяч, зимой го­няет на коньках. А книги лежат.

Прошло полгода. Все дети уже хорошо читают, а Петрик едва слово из слогов складывает. Пришла однажды учительница к ма­ме Петрика и говорит:

— Если Петро каждый день не будет читать, останется на вто­рой год в первом классе.

Сидит Петрик, слушает эти слова, и так стыдно ему.

!


А Марийка радуется:


— Вот хорошо, оставляйте Петрика на второй год, я с ним вместе буду ходить в один класс.

Покраснел Петрик, даже слезы на глазах задрожали.

А Марийка продолжает:

— Я уже читать умею.

Взяла девочка со стола книгу и начала читать.

— Ты читаешь, как самые лучшие мои ученики! — похвалила учительница.

Ушла домой учительница, а Петрик все сидит возле стола, ду­мает: «Не хочу быть слабее Марийки! Заставлю сам себя... »

Раскрыл книгу, начал читать. На улице снег блестит, солнце сияет, воробьи чирикают, коньки под лавкой лежат... Так хочется гулять! Но как подумает Петрик, что в одном классе с Марийкой придется учиться, страшно ему становится. И он. читает, читает...

Теперь каждый день, когда приходит Петрик домой, пообеда­ет и берется за шапку, чтобы идти гулять, маленькая Марийка спрашивает:

— Петрик, будем в одном классе учиться?

Услышав эти слова, Петрик бросает шапку и садится за книгу.

Самая лучшая линейка

Николай и Роман сидят за одной партой. У Николая за пись­менные работы по русскому языку всегда пятерки, только иногда четверки. У Романа — всегда тройки.

Вот и сегодня раздала учительница тетради с диктантом, что писали на прошлом уроке. У Николая опять пятерка, а у Романа нет никакой отметки. Это значит, что ошибок порядочно. Написала учительница: «Нужно работать лучше».

Загрустил Роман.

После урока русского языка пошли школьники в мастерскую на урок ручного труда. Каждому ученику учитель дал дощечку и сказал: нужно сделать линейку.

Николай и Роман работали рядом. У Николая линейка вышла неровная, корявая, а у Романа — красивая, гладенькая, ровная.

Учитель сказал:

— У Романа линейка самая лучшая. Ему пятерку поставлю. А тебе, Николай, никакой оценки нельзя поставить. Нужно рабо­тать лучше.

Загрустил Николай.

Окончился урок. Роман просит учителя:

— Дайте мне ту линейку, что я сделал.

— Бери, — разрешил учитель.

Роман взял линейку, принес ее в класс и положил на парту — рядом с тетрадью, в которой за диктант не поставлена оценка.


Гармония труда, счастья, долга

Как Юра воспитывал себя

Юра учится в третьем классе. Он живой, непоседливый, сообра­зительный, но немного ленивый мальчик. Не хочется иногда Юре выполнять домашние задания.

Зато он очень любит играть в мяч. Однажды, играя, упал и сломал ногу. Пришел врач, наложил на ногу гипсовую повязку и сказал, что придется лежать месяц.

Лежит Юра, грустно ему. Вставать нельзя, о мяче и думать не приходится.

Тяжело лежать мальчику. Он и решил: буду думать о чем-то интересном, чтобы время быстрее шло.

Вспомнил Юра, как рассказывала учительница о Николае Ост­ровском. Этот писатель был болен, не мог вставать с кровати, даже ослеп, но написал книгу.

«Буду и я работать, — решил Юра. — Ведь больна у меня толь­ко нога. Буду читать книги, учить уроки».

Как решил, так и сделал. Мама положила на стол возле крова­ти учебники, тетради и ручку.

Проснулся Юра — и сразу за уроки. Задачи решает, упражне­ния по грамматике пишет, рассказы читает.

«В школе мои товарищи занимаются по четыре часа каждый день, а я буду работать по пять», — решил мальчик.

Иногда бывает, проснется Юра и не хочется ему браться за книгу. Но ему становится стыдно. Он думает: «Разве так может поступать настоящий человек? У меня больна только нога. Рабо­тать же надо головой».

Подумав так, берется Юра за книгу.

Мокрая и сухая рубашка

У матери два сына — Иван и Сергей, им по двенадцать лет.

Когда начались летние каникулы, мать сказала сыновьям:

— Берите сапки, идите на работу в колхоз.

Еще и солнце не взошло, разбудила мать сыновей. Взяли маль­чики сапки и пошли пропалывать подсолнечник.

Вечером братья вернулись с работы. У Ивана рубашка мокрая, а у Сергея — сухая.

Умылись мальчики, пообедали. Иван лег спать, ведь завтра опять на работу. А Сергей вышел во двор, сел на скамейку и му­зыку слушает.

На следующий день еще только братья дверь открыли, а мать уже смотрит на рубашки. У Ивана рубашка мокрая, а у Сергея — сухая.

Спят сыновья. А мать до полуночи сидит над ними. Посмотрит на Ивана — улыбнется. Посмотрит на Сергея — тяжело вздохнет.


Он стал тружеником

У матери трое детей — десятилетняя Наташа, семилетняя Оля и маленький Олег. Ему еще только два года. Он часто спрашивает у мамы и сестричек: «А это что? А почему голубь летает, а кури­ца не летает? »

В субботу мама сказала дочкам:

— Давайте подметем двор. Много собралось мусора.

Мама, Наташа и Оля взяли веники и начали подметать двор. Мусор собрали в кучу, унесли на огород и зажгли.

Горит мусор. А маленький Олег увидел во дворе соломинку, взял ее и понес к огню. Отдал матери и говорит:

— Вот я подобрал соломинку.

Мама взяла из рук Олега соломинку и бросила в огонь.

— Сегодня у нашего Олега большой праздник, — сказала ма­ма дочкам.

— Какой праздник? —удивленно спросили Наташа и Оля.

— Он стал тружеником.

Как Федя делал домашние задания

Федя учится в третьем классе. Не любит он домашние задания делать. Придет из школы, положит портфель, пообедает и идет гулять до вечера. А вечером сядет и быстренько, как-нибудь напи­шет упражнения. А задачу часто и не решает.

Однажды пришел Федя из школы, пообедал. Хотел гулять идти, а мама говорит:

— Сделай задания, тогда гуляй.

Федя сел за стол, быстренько переписал упражнение, задачу решил — была очень легкая.

Видит мама, что Федя написал очень плохо.

— Перепиши красиво, — попросила мама.

Не хочется Феде писать, но ничего не поделаешь.

Переписал упражнение и задачу, а мама опять недовольна.

— Ты опять плохо написал. Напиши красиво, а то гулять сего­дня не пойдешь.

Федя долго плакал, так не хотелось ему еще раз писать. Но по­думал мальчик: если напишу плохо, мама опять заставит переде­лывать.

Написал Федя красиво.

Вечером отец вернулся с работы и спрашивает у мамы:

— Ну, как Федя учится? Как он задания сегодня выполнил?

— Хорошо работает наш сын, — похвалила мама. Написал раз — не понравилось Феде, написал второй — не понравилось Феде. Он переписал в третий раз — красиво-красиво. Покажи, сынок.

Федя положил тетради перед отцом.

— Молодец, Федя, — похвалил отец. — Ты станешь настоя­щим человеком.

Федя наклонил голову и покраснел.

Счастье и труд

У одной бедной женщины были два сына-близнеца.

Когда сыновьям исполнилось семь лет, мать дала им по ведру, взяла за руки и сказала:

— Пойдем, сыны, добывать разум.

Шли они день, шли другой, а на третий пришли к высокой горе.

— В этой горе, — рассказала мать, — маленькими золотыми крупицами рассыпан разум. Чтобы добыть разум, нужно найти полное ведро маленьких золотых крупинок. Добывайте себе разум. — И дала сыновьям по маленькой лопатке.

Сыновья-близнецы были очень похожи друг на друга: синие глаза, черные брови, белое лицо... но душа у них была разная. Один сын — Работящий, а другой — Ленивый.

Ленивый взял ведро и лопатку и пошел прочь от горы.

— Пойду к речке, — сказал он Работящему, — рыбу половлю и уху сварю.

А Работящий сел возле высокой горы и начал пересыпать зем­лю маленькой лопаткой. Наберет лопатку земли, высыпет, а из нее иногда падает золотая крупинка. Он ту крупинку и кладет в ведро.

Прошло много лет. Ленивый сын вспомнил о своем Работящем брате и решил: пойду посмотрю, жив ли он еще.

Идет день, идет другой, на третий день приходит к горе. Но гора совсем не там, где была много лет тому назад, когда они с братом были семилетними детьми. Стоит возле горы Работящий брат, а рядом с ним полное ведро золотых крупинок.

Удивился Ленивый, понял, что его Работящий брат пересыпал всю земляную гору и добыл разум. А он, Ленивый, только и научил­ся рыбу ловить и уху варить.

— Что же ты теперь будешь делать? — поинтересовался Ле­нивый брат у Работящего

— Пойду добывать счастье для матери.

— За золото счастье купишь? — спросил Ленивый.

— Счастье не покупается, — отвечал Работящий брат, — счастье достигается трудом.

Что посеешь, то и пожнешь

К нашему дому прилетели голубь с голубкой. Сели на крыльцо и воркуют. Смотрят на меня и словно о чем-то просят. Я полез на чердак, открыл маленькое оконце. Голуби спрятались в него. Позже я вынес им зерна, они поклевали и снова спрятались в оконце на крыше.

На следующее утро я опять покормил голубей и поставил им корытце с водой. А потом — когда покормлю, а когда и забуду. Больше было таких дней, когда я забывал покормить голубей. Они сидят на крыльце, смотрят на меня, а я все куда-то спешу. Иду как-то, а голубь летит надо мной, будто собирается на плечо сесть. Я подумал, что голубь играет. И не догадался, что ему есть хоте­лось.

Один раз утром вижу — голуби сидят во дворе у соседей, и ма­ленькая Оля кормит их. А ее отец строит на столбе маленький домик — голубятню.

Больно стало мне. Звал я голубей, звал, но они больше ко мне не прилетели. Поселились в голубятне. Оля каждый день кормит их — и утром, и вечером. Они полюбили девочку: садятся ей на плечи, идут в руки.

«Что посеешь, то и пожнешь», — говорит народная поговорка. Посеял равнодушие — пожал пренебрежение. Птицы не любят тех, кто равнодушен к ним.

Пекарь и Портной

Заспорили Пекарь и Портной: чей труд важнее и нужнее людям?

Пекарь говорит Портному:

— Что случится, если я не испеку хлеб? Да без хлеба ни шах­тер в шахту не спустится, ни тракторист за руль не сядет, ни ты, Портной, ножницы в руки не возьмешь.

— А что случится, если портных не станет? Кто одежду сошьет? Без одежды ни шахтер в шахту не спустится, ни тракторист за руль не сядет, ни ты, Пекарь, в свою пекарню не пойдешь.

Так и не пришли к одному мнению — чей же труд важнее и нуж­нее людям.

— Я обойдусь без тебя, Портной, — сказал Пекарь.

— И я проживу без тебя, Пекарь, — ответил Портной.

Пошли каждый на свою работу. Трудится Пекарь день, трудит­ся другой — можно и без Портного обойтись. На третий день пове­сил Пекарь пиджак возле печи, рукав пиджака и обгорел; да так обгорел, что и пепел посыпался. Почесал затылок Пекарь. Что же делать? Пиджак с одним рукавом. К Портному нужно идти...

А Портной тем временем поработал день без хлеба — ел суп и кашу. Поработал второй день без хлеба... А на третий день жи­вот так подвело, что и ножницы из рук выпали. Надо идти к Пекарю за хлебом.

Вышли из дома одновременно — Пекарь и Портной. Пекарь шел к Портному, а Портной — к Пекарю.

Встретились. Пекарь держит в руке пиджак без рукава, а Порт ной — пустую корзинку.


Старенький стол

Большая семья жила в маленьком доме на окраине города — отец, мать, пятиклассник Коля, его старший брат — семиклассник и их маленькая сестричка. Каждый день девочку водили в детский сад: один день — брат, второй день — Коля.

В доме была детская комната. Тут стоял старенький стол из сос­новых досок. На нем и уроки делали, и мастерили. Можно было разложить на столе инструменты, можно было резать, клеить, пи­лить, забивать гвозди. На этом столе мальчики построили само­лет — настоящий, с моторчиком.

К Николаю и старшему брату каждый день приходили друзья. Интересно было вместе и уроки делать, и машины строить.

И вот пришел в семью праздник. Мама так и сказала: «Это наш праздник». Дали им квартиру в новом, только что построенном вы­соком доме. Квартира в центре города, на третьем этаже. Теперь домой можно не просто идти, а ехать лифтом.

Отец купил новую мебель для новой квартиры: полированные столы, диваны, шкафы, стулья. Все блестит, переливается.

Когда новую мебель расставили в четырех комнатах новой квар­тиры, выяснилось, что старую мебель: шкаф, стулья, а также ста ренький стол — негде ставить. Их сложили во дворе и подожгли. Старые сосновые доски весело горели, а мама плакала.

В новой квартире детям отвели большую, просторную комнату. Посреди комнаты поставили полированный стол и шкаф для книг.

Инструменты — молоток, рубанок, пилку, лобзики — мама спря­тала в ящик и сказала:

— На этом столе нельзя мастерить. Можно только уроки де­лать. Но перед тем, как разложить тетрадки и учебники, стол надо покрыть бумагой.

— А мальчикам можно приходить? — спросил Коля.

— Можно, но будет лучше, если вы к ним будете ходить.

Коля сел возле большого полированного стола и с грустью и со­жалением вспоминал старенький стол из сосновых досок.

Как Федя почувствовал в себе Человека

Пошел Федя вместе с мамой на колхозное поле картофель копать.

— Восемь лет тебе, — решила мама, — работать надо по-насто­ящему.

Заняла мама четыре рядка, а Федя — один. Подкапывает мама куст, а Федя выбирает из ямки картофелины и бросает в ведро.

Не хочется Феде работать. Выберет из куста те картофелины, что сверху лежат, а к тем, что внизу, землей покрыты, добираться не хочется. Мама заметила такую работу, выбрала картофелины, ос­тавленные Федей, и говорит:

— Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и видит все.

Оглядывается вокруг себя Федя с удивлением:

— Где же тот Человек? Что он видит?

— В тебе, Федя, Человек. Он все видит, все замечает, но только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот по­пробуй, прислушайся, услышишь голос Человека в себе, он тебе скажет, как ты работаешь.

— Где же он во мне — Человек? — спрашивает Федя, еще боль­ше удивляясь.

— В голове твоей, и в груди, и в сердце, — объяснила мама.

Федя перешел к новому кусту, выбрал картофелины, лежавшие

сверху. Хотел было оставить этот куст и перейти к другому... вдруг как будто бы в самом деле кто-то упрекает: что же ты делаешь, Фе­дя? Ведь там еще есть картофель, под землей. Удивился Федя, огля­дывается. Никого нет, а как будто бы кто-то смотрит на его работу и стыдит.

«И в самом деле, наверное, Человек видит мою работу», — по­думал Федя, вздохнул и, разгребая землю, нашел еще несколько крупных картофелин.

Веселее стало Феде, вздохнул он облегченно. Даже песенку запел.

Работает мальчик час, работает второй — все больше удивля­ется. Думает: зачем так глубоко разгребать землю, нет ведь там, наверное, картофеля... Но не успеет засесть в голове эта мысль, как кажется ему, что кто-то увидел эту мысль. Стыдно становится Феде. Но и радостно. Почему радостно, он не может дать себе отчета, а вот почему стыдно, он понимает: не хочется быть плохим.

«Хороший это друг — Человек», — думает Федя.

Утраченный день

Мама уходила на работу до восхода солнца. Она разбудила девятилетнего Петю и сказала:

— У тебя начинаются каникулы. Вот тебе работа на сегодня: посади возле хаты дерево и прочитай эту книгу о Далеких Синих Горах.

Мама показала, где выкопать дерево и как его посадить, поло­жила на стол книгу о Далеких Синих Горах и пошла на работу.

Петя подумал: посплю еще немного... очень уж сладко спится, когда мама уходит на работу. Лег и сразу же уснул. Снилось ему: у хаты выросло дерево, которое он посадил, а Далекие Синие Горы стали совсем не далекими и стоят у самого пруда.

Проснулся Петя — ой, беда! Солнце уже высоко в небе. Хотел сразу же за работу взяться, но подумал: успею еще.

Сел Петя под высокой тенистой грушей. Думает: вот посижу еще немножко и возьмусь за дело.

Потом Петя пошел в сад, ягоды ел, потом за бабочкой с пол­часа гонялся, потом снова под грушей сидел.


Пришла мама вечером, говорит:

— Показывай, что ты сделал, сын.

А Петя ничего не сделал. Стыдно ему матери в глаза смотреть.

— Знай, сын, что теперь на земле будет меньше на одно дерево, а среди людей — меньше на одного человека, знающего, что такое Далекие Синие Горы. Ты утерял большое богатство — знания. Те­перь сколько ни трудись — все равно не узнаешь всего, что узнал бы, если бы не этот потерянный день. Идем, покажу тебе, что сде­лали люди за тот день, который ты потерял.

Взяла мама Петю за руку и повела. Подвела к вспаханному полю, показывает:

— Вчера здесь была стерня, а сегодня вспаханная нива. Здесь работал тракторист. А ты бездельничал.

Подвела к колхозному двору, показывает много-много ящиков с яблоками и говорит:

— Эти яблоки утром были на деревьях, а сейчас, видишь, в ящиках. Ночью их повезут в город. Здесь и я работала. А ты без­дельничал.

Подвела сына к большому вороху зерна.

— Это зерно утром было в колосках. Хлеб скосили и смоло­тили комбайнеры, привезли шоферы. А ты бездельничал.

Подвела к стене, выложенной из кирпича.

— Здесь утром был только гранитный фундамент, а сейчас кир­пичная стена. Хорошо потрудились каменщики. А ты бездель­ничал.

Подвела к большому белому дому, зашла с сыном в дом. На пол­ках Петя увидел много испеченных хлебов. Все здесь пахло хле­бом — и воздух, и стены, даже трава на зеленой лужайке перед домом.

— Это пекарня. Утром этот хлеб был мукой, а теперь слюнки текут... хочется попробовать вкусную горбушку. Целый день пекари трудились. Сейчас машина придет, хлеб повезут в магазин. А ты бездельничал.

Наконец, зашли они в домик, на дверях которого Петя прочитал: «Библиотека». Библиотекарь показал большую полку, на ней стояло много книг.

— Эти книги люди прочитали сегодня. Их принесли совсем не­давно. И столько же взяли новых книг, — объяснил он.

«А я бездельничал... » — подумал Петя. Ему было стыдно даже подумать об этом, и он склонил голову. Теперь он понял, что такое утраченный день.

Хлеб сладкий, потому что пот горький

Вечером, когда отец возвращался с работы, вся семья садилась за стол: отец, мать, семилетний Яша и его маленькая сестричка Майя.


Отец работал в колхозе трактористом и комбайнером. Сейчас, в летнюю пору, он шел на работу очень рано — в третьем часу утра. Ведь комбайн отдыхает только ночью, а ночь такая короткая. Воз­вращался отец запыленный — только глаза и зубы блестят. Мылся, переодевался, садился за стол. Тогда и все садились — мама, Яша и Майя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...