Капля росы 20 страница
Наташа покраснела от стыда. «Отнесу на базар хитринку, отдам Лисе, не надо мне ее хитрости», — подумала Наташа. Пошла на базар, сунула руку в карман, где лежала маленькая деревянная девочка, а девочки нет. «Куда же она делась? » — думает Наташа. Так и не могла девочка сообразить, куда девалась хитринка. Рассказала Наташа обо всем маме. Мама и говорит: — Испугалась тебя хитринка. Не любит хитрость совести. — А где же моя совесть? В чем она? — В том, что тебе стало стыдно. Стеклянный Человечек У одного Мальчика был маленький друг — Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять — Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику: — Нельзя думать так, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять. Стыдно станет Мальчику, он принимается за дело: выучит уроки, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным. Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он сидел за одной партой. Прошел один день, второй день — а мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал темный, как туча. — Что я сделал или подумал плохого? — с тревогой спросил Мальчик. — Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого... Но ты забыл о своем товарище. Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама. Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть. Рогатка и воробьиное гнездо Восьмилетний Юрко пришел в школу с рогаткой. До уроков еще оставалось много времени. Он сел под кустом сирени и стал наблюдать за воробьями, которые весело чирикали, перелетая с ветки на ветку.
Вдруг все воробьи поднялись и куда-то улетели. Остался только один, он чирикал тихо и ласково. Потом стал клювиком чистить перышки. Юрко прицелился и пустил в воробья камешек из рогатки. Мальчик попал в головку. На листья брызнула кровь, а воробьиное тело упало камешком на куст. Юрку стало страшно. «Неужели это сделал я? » — подумал он. Вдруг он почувствовал, как кто-то положил ему руку на плечо. Юрко оглянулся: это был Афанасий Иванович, учитель. Афанасий Иванович раздвинул ветки, и мальчик увидел в кустах сирени воробьиное гнездо. Из гнезда выглядывали пять птенчиков. Голые, беспомощные, они жалобно пищали, протягивая клювики. — Теперь они остались без мамы, — тихо сказал учитель. Юрко стоял бледный и молчаливый. — Ну, что же, иди на урок, — вздохнув, сказал Афанасий Иванович. — А завтра придем, посмотрим на птенцов. Помочь им никто не сможет... Ночью Юрко почти не спал. Ему мерещились птенцы, которые жалобно протягивали клювики, ожидая маму. На следующий день Афанасий Иванович подошел к Юрко и спросил: — Ну, что, пойдем еще раз посмотрим на птенцов? Юрко заплакал. Боязливый Леня Учится у нас в третьем классе мальчик Леня. Такой робкий и боязливый, что даже мама однажды сказала ему, провожая в школу: — Если ты будешь таким боязливым, тебя и куры заклюют. Леня покраснел, услышав эти слова. Они напомнили ему событие, которое произошло зимой. Шел Леня в школу. На соседних воротах стоит большой петух. Леня обходит его, а петух за Леней бежит, голову поднимает и как будто прыгнуть на мальчика собирается. Леня убежал от петуха, ребята увидели и с той поры посмеиваются... Весной к нам в класс прибыла новая ученица — синеглазая, белокосая девочка Оля. Посадили Олю рядом с Леней. Она спрашивает:
— Ты купаться любишь? Леня ответил что-то невнятное. — А прыгать в воду умеешь? Леня покраснел и молчит. Пришло лето, мы занимались последние дни. Однажды после уроков Оля предложила: — Ребята, пойдем купаться. Пошли всем классом. Повела нас Оля к большому обрыву и говорит: — Кто смелый — прыгайте за мной! И прыгнула с обрыва, а обрыв высокий — метров пять. Выплыла Оля, легла на песок. Один за другим стали прыгать мальчики и девочки. А Леня сидит бледный, молчаливый. И смотрит на Олю. Решился наконец и Леня. Разбежался, зажмурил глаза, прыгнул. Выплыл — радостный, сияющий. Спрашивает у Оли: — А завтра тоже пойдем купаться? Самое важное — это заставить себя чувствовать Учился в одной школе в четвертом классе Генка. Какой бы вопрос ни поставила учительница, Генка сразу дает полный ответ и «пять» получает. Писал Генка лучше всех, решал задачи быстрее всех. Но не любили товарищи Генку: слишком уж выставлял он напоказ свой ум. Ответит на вопрос учительницы и так посмотрит на класс, будто говорит: «Я самый умный». Весною класс собрался в поход. Радовались дети: сколько удовольствий дает им путешествие и ночевка в лесу! Думали-гадали, какие вещи в поход брать, как обед варить, как ночлег устроить. И решили: брать надо в лес на двух ребят одно одеяло, одну миску. Быстро разобрались по парам. А с Генкой никто не хочет ни одеяла одного брать, ни из одной миски обед есть. Заплакал Генка, подошел к учительнице и говорит: — Я же никому слова плохого не сказал... За что же меня невзлюбили? Учительница оветила: — Нелегкое дело — заставить себя говорить. Еще труднее — заставить себя молчать. И еще труднее — заставить себя думать. Но самое трудное — это заставить себя чувствовать. — Как же мне заставить себя чувствовать? — спросил Генка. — Надо видеть людей другими глазами. Ты радуешься, что ты умнее всех. А надо горевать, что нет умнее тебя. Потому что каждый, считающий себя самым-самым, становится в конце концов одиноким. — Спасибо за науку, — сказал Генка. — А в лес мне как же — идти с товарищами? — Иди. Бери свое одеяло, свою миску и начинай свою новую жизнь. Открывай глаза на людей и учись видеть их по-другому.
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|