Капля росы 18 страница
Соне стало стыдно. Неужели это она' Н А Сухом. чинслий • т> Соня оглянулась: не видит ли мама, какая она противная в слезах? Мамы не было. Соня поскорее вытерла слезы. С той поры она никогда больше не капризничала. Ей иногда хотелось покапризничать: уже и губки у нее кривились, и на глазах дрожали слезы, но вдруг она вспоминала о зеркале, и ей становилось стыдно. Так зеркальце помогло Соне увидеть себя. Почему заплакал Петрик Маленького Петрика мама оставила дома, а сама отправилась в магазин. Петрик подошел к открытому окну. На окне стояла ваза. Большая разноцветная бабочка села на край вазы. Петрику захотелось поймать бабочку. Он облокотился на подоконник, протянул руку и толкнул вазу. Ваза упала и разбилась. Петрик сильно испугался: «Что теперь будет? Что скажет мама? » Мальчик собрал осколки, отнес на огород и закопал их в землю маленькой лопаткой. Потом сел около окна и стал ждать маму. Только мама открыла дверь, Петрик подбежал к ней и сказал: — Мама, это не я разбил вазу, не я отнес осколки на огород и закопал их маленькой лопаткой. В глазах у мамы Петрик почувствовал тревогу. — Кто же разбил вазу? — спросила мама. — Бабочка... — тихо ответил Петрик. Мама усмехнулась. — Как бабочка разбила вазу — это понятно... — сказала она. — Но как она отнесла осколки на огород и там их закопала? Петрик посмотрел на маму и заплакал. Кукла под дождем Зина укладывалась спать. А на улице начиналась гроза. Гремел гром, из-за Днепра надвигались черные тучи. По железной крыше забарабанил дождь. Блеснула молния, и на миг стало видно как днем. Зина увидела: идет дождь, во дворе стоят лужи воды, и — ой, что же это такое? На скамейке, под дождем, лежит ее кукла Зоя.
Это она забыла Зою на скамейке. Как это случилось? Как же она не вспомнила о Зое, собираясь спать? Как же она не подумала о ней, когда начиналась гроза? От этих мыслей Зине стало тяжело, и она заплакала. Но еще горестнее было оттого, что на скамейке лежит под холодным дождем ее Зоя... Зина встала с кровати, тихо открыла дверь, побежала на улицу. Дождь мигом намочил ее рубашечку. Девочка подбежала к лавке, взяла Зою, прижала ее к себе. Когда Зина открыла дверь в хату, мама включила в комнате свет и со страхом смотрела на пустую кровать. Увидев Зину с прижатой к детской груди куклой, мама перевела дыхание. Она взяла полотенце, вытерла Зину, переодела ее в сухую рубашечку. Протягивая полотенце, сказала: — Вытри и Зою... Как же это ты ее забыла на скамейке? — Никогда больше этого не будет, мамочка... Кому идти за дровами На краю села живет вдова с тремя сыновьями. Два сына уже юноши — высокие, статные, сильные. А младший, подросток Юрко, маленький, тонкий, как жердинка. Было это зимой. Выпал глубокий снег, подул северный ветер, разгулялся мороз. Мама и говорит тихонечко, будто сама себе, но так, чтобы дети слышали: — Холодно. А топить нечем. Кто же пойдет за дровами? Молчат старшие. Наклонили головы, смотрят в землю. Я пойду за дровами, мама, — сказал младший. — А мороза ты не боишься? — спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает. — Нет, не боюсь, — отвечает Юрко, а сам уже одевается. . — Ну что ж, сын, иди, — сказала мать, вздыхая. И поцеловала его. Ушел Юрко. И сразу в доме стало тихо-тихо: Все словно прислушивались, что же будет дальше. Даже ветер на дворе затих. Старшие братья подняли головы, посмотрели в материнские глаза и сказали: — Мы тоже пойдем в лес, мама. — Идите, дети, — прошептала мать и облегченно вздохнула. Папины подарки К Мише, восьмилетнему мальчику, пришел в гости одноклассник Федя. Пришел и рассказывает с радостью:
— Папа мой вчера в город ездил. Привез мне подарки: новые коньки и фонарик. Слушал его Миша молча и смотрел в окно широко открытыми глазами. Федя спросил: — Может, принести коньки, посмотришь? Нет, не надо, — ответил Миша и заплакал. Удивился Федя. Пришел домой, спрашивает маму: — Почему Миша заплакал, когда я ему о папиных подарках рассказал? В. Л. < VA: > illlii'Kll'l -. \'/>! 'Ч »< ■. митип <; < '. -> П! ЦУА-. 2()К — Потому, что отец Миши оставил семью. Твоя радость еще раз о горе ему напомнила. Нельзя несчастному человеку о своем счастье рассказывать. Федя задумался. Лисенок-первоклассник У Лисы был сын — рыжий Лисенок. Он учился в первом классе. Каждое утро мама провожала Лисенка-первоклассника в школу. Был Лисенок не особенно прилежным школьником. Ему не хотелось рано утром просыпаться, умываться, чистить зубы, завтракать. Однажды Лисенок решил: не пойду сегодня в школу. — Мама, — жалобно прошептал он утром, — у меня зуб болит. Он думал, что мама скажет: «Бедный мой Лисенок, лежи в кроватке, не ходи в школу, сейчас я тебе сладкой кашки дам». Но мама сказала: — Сейчас я схожу за Медведем — зубным врачом. Он придет и вырвет больной зуб. Лисенок испугался. Кому это приятно, когда у тебя вырывают совершенно здоровый зуб. И он сказал маме: — Мама, у меня уже перестал болеть зуб. Я пойду в школу. Но сначала умоюсь, почищу зубы и позавтракаю. Мама улыбнулась и сказала: — Вот и хорошо, что болезнь прошла. А сладкая каша уже готова. Кто разрисовал петушка? У бабушки Марии два внука-первоклассника — Коля и Юра. Однажды пришли мальчики в гости к бабушке. Увидели на высокой крыше бабушкиного дома деревянного петушка. Петушок сидел на остром шпиле, подняв голову. Коля взял краски, вылез на крышу, по тонкому шпилю добрался до петушка и разрисовал его. Петушок получился как живой — с ярким хвостом, с красным гребешком. Юра сидел на траве. Ему было страшно, казалось, что Коля вот-вот упадет... Ой, будет ругаться бабушка! Ой, беда будет Коле! Наконец Коля слез с крыши. Пришла бабушка. Увидела разрисованного петушка и спрашивает:
— Кто лазил на крышу? Кто разрисовал петушка? — Не я, бабушка... — ответил Юра. Коля стоял, опустив голову. — Значит, не ты? — спросила бабушка у Юры и покачала голо вой. Зеленые рукавички Сегодня во второй класс пришла новая ученица, Зоя. Она маленькая, синеглазая, с белыми косичками. Родители ее приехали в наше село с далекого Севера. Сейчас зима, трещат морозы. Зоя пришла в зеленых рукавичках. Положила их в коридоре возле пальтишка. Мальчики и девочки встретили Зою приветливо. Дали ей интересную книгу с рисунками. После уроков Зоя не нашла зеленых рукавичек. Ей стыдно было сказать своим новым товарищам, что рукавички куда-то подевались. Неужели их кто-то взял... Зоя пошла домой молчаливая, задумчивая. На улице был мороз, и руки у нее замерзли, пока домой дошла. Мама спросила: — Где же рукавички, Зоя? — Ой, мама, — сказала Зоя, — шла я через мост, подошла к глубокому оврагу... Сняла рукавички на минутку, а ветер подхватил их и понес, понес в овраг... — Какая ты неосторожная, — с укором сказала мама. — Хорошо, что у тебя есть еще рукавички — зеленые, красные и белые. Какие ты наденешь завтра? — Зеленые, мама... Почему всем стало радостно Мы всем классом пошли в лес. Был теплый весенний день, ярко' светило солнце, пели птицы. Весело было в лесу. Мы играли в «партизан», любовались цветами и бабочками. Перед вечером мы пришли на зеленую поляну, сели отдыхать. Передохнув, собрались идти домой. Вдруг послышалось: — Галя не нашла своей косынки. Галя стояла под дубом взволнованная, растерянная. Учитель спросил: — Может быть, ты в лесу потеряла косынку? — Нет. Вот только что она была. Только что я ее сняла и положила на траву. Мы ходили по поляне, искали Галину косынку в траве. Косынки не было. Нам стало неловко. Все молчали. Стыдно было смотреть в глаза друг другу. Мы вышли из леса и пошли домой. Шли молча. Вдруг кто-то крикнул: — Смотрите, косынка на дубе висит! Все оглянулись и увидели, что на дубе белеет Галина косынка. — Это я повесила и забыла, — тихо сказала Галя.
Всем стало радостно. Теперь уже никто не молчал. Говорили о том, как весело было в лесу. Звездочка У первоклассника Сашка большая радость: приехал в отпуск брат Михаил. Он служит в Советской Армии, охраняет границу. Сашко с восхищением смотрел на военную фуражку с красной звездой. Во время отпуска Михаил носил костюм, пальто и шапку, а военная форма и фуражка висели в шкафу рядом с шинелью. Когда дома никого не было, Сашко примерял фуражку, брал деревянную саблю и стоял смирно. Ему хотелось быть пограничником. До отъезда брата осталось два дня. Сашко придумал: сниму с фуражки красную звездочку. Снял и спрятал звездочку в портфель. Думает: «Брат уедет, мальчишкам покажу: ох, и будут завидовать! И в армию со звездочкой пойду». Наступил день отъезда. Оделся Михаил, прощается с родителями. Надел фуражку, а звездочки нет. — Как же я потерял ее? — огорчается Михаил. — Ой, накажут же меня! — Как накажут? — спрашивает Сашко. — За что тебя накажут? Михаил рассказал Сашку, что за такой проступок сажают под арест. Сашко достал из портфеля звездочку, отдал ее Михаилу и сказал: — Посади меня под арест... Михаил прикрепил к фуражке звездочку и ответил Сашку: — Ты еще маленький... — Ну, посади хоть на день... Большой стакан В маленькой сельской школе — два класса. В каждом классе — двадцать пять учеников. На большой перемене дети приходят в школьную столовую пить молоко. Повариха бабушка Мария ставит на большую деревянную тарелку двадцать пять стаканов с молоком. На стол кладет двадцать пять кусков белого хлеба, намазанного маслом. В столовой двадцать четыре обычных стакана, а двадцать пятый — большой, гораздо больше, чем остальные. Сначала заходит в столовую первый класс. Дети бегут к деревянной тарелке. К большому стакану тянутся несколько детских рук, кому-то посчастливилось захватить этот стакан. Те, кому не повезло, завидуют счастливчику. Бабушка Мария смотрит на детей, качает головой и тихо говорит: — Какие невоспитанные дети... Потом приходит второй класс. Дети не спеша подходят к тарелке, берут обычные стаканы. На тарелке остается большой стакан. Бабушка Мария говорит: — Почему же большой стакан никто не берет? К ней подходит кто-нибудь несмелый и медлительный, стесняясь, берет большой стакан. Бабушка Мария ласково улыбается и тихо говорит: — Какие воспитанные эти дети... Как мальчики мед съели Мама послала семилетних близнецов Олега и Романа к дедушке, в соседнее село. Обрадовались братья: давно у дедушки не были. У него в саду вкусные яблоки. «Вот уж поедим», — думают.
Принесли они дедушке вышитую мамой сорочку. Дедушка поблагодарил и говорит: — Идите, дети, в сад, рвите яблоки. Побежали Олег и Роман в сад. Яблок много, все вкусные. Залезут мальчики на яблоню, нарвут яблок. А на другой — яблоки еще вкуснее, так и манят... Поели мальчики яблок вдоволь, а тут дедушка поставил на стол банку с медом. Съели Олег и Роман по ложке и — не могут больше... Собрались домой. Дал им дедушка банку, говорит: — Пусть и мама меду попробует. Идут мальчики. Дорога далека. Проголодались. Сели под вербой, съели немного меду. Идут дальше. Снова остановились, съели вроде бы чуть-чуть, а меду осталось на донышке. Еще раз остановились мальчики — весь мед доели. Подошли они к дому, сели под кленом и думают: «Что же скажет мама? » А мама вышла из дома, видит — ее мальчики плачут. — О чем вы плачете, дети? — удивилась мама. Рассказали братья, как мед съели. А мама обрадовалась, смеется. Удивились мальчики, спрашивают: — Мама, чему вы радуетесь? — Тому, что вы плачете... Как Нина гусака не испугалась Пятилетняя Нина шла в детский сад. На тропинке, по которой шла девочка, сидел большой белый гусак. А рядом с ним — десяток поменьше и десятка три маленьких гусят. Нина со страхом посмотрела на гусака. Какой он огромный и страшный! Какой у него длинный клюв! Боязливо озираясь, Нина сошла с тропинки, чтобы обойти гуся. Но он поднял голову, зашипел, подбежал к девочке и ущипнул ее за ногу. Гуси весело гоготали. Нина заплакала и побежала домой. Она рассказала маме о том, как на нее напал гусак. Мама сказала дочке: — Не надо бояться, он и не будет нападать. Смотри на него смело, иди прямо на него, не обходи. Нина опять пошла той же тропинкой. На ней опять сидел гусак, а рядом с ним — гуси и гусята. Нина смело посмотрела на гусака. Он сидел на тропинке и будто ждал: что же будет? А Нина все шла и шла на него, смотрела смело и думала: «Не боюсь я тебя, гусак». Гусак испугался, сошел с тропинки, побежал, оглядываясь, по траве, а за ним побежали гуси и гусята. Нина смело шла вперед. Мы с тобой дальше не пойдем Три пионера — Михаил, Василь и Юрий пошли в дальний поход. Им надо было пройти большой-большой лес, найти землянку, где в годы Великой Отечественной войны жили партизаны. Нелегко было идти лесными тропами. Мальчики устали. В полдень им встретился маленький лесной ручеек. В нем журчала чистая ключевая вода. Юные следопыты сели, положили на траву рюкзаки. Они решили отдохнуть. Михаил и Юрий подошли к ручейку, стали на колени и напились воды. — Ой, и вкусная же вода! — сказали они. Василь тоже подошел к ручью, сел на траву, снял туфли и начал мыть в ручье ноги. Михаил и Юрий переглянулись. Они подошли к Василю. Михаил сказал: — Василь, мы с тобой дальше не пойдем. Возвращайся домой. Как Павлик списал задачу Павлик пришел в школу озабоченный. Дома он долго сидел над задачкой и не мог решить. Теперь его занимала одна мысль: у кого бы списать задачу? Пришла Зина. Она хорошо решала задачи. Павлик спросил у нее: — Зина, сколько действий в задаче? — Три, — ответила Зина. — А разве ты не решил? — Не получилось... Дай, Зина, списать... — Ой, Павлик, почему ты сам не хочешь подумать, — сказала Зина. Она дала ему свою тетрадь. Павлик списал одно действие, второе, перешел к третьему. В третьем действии заметил у Зины ошибку: там, где надо было написать 23, Зина написала 32. В своей тетради Павлик написал правильно, а Зине не сказал, что у нее ошибка. Учительница собрала тетради для проверки. На следующий день она сказала: — У Павлика — пять. Молодец, Павлик, хорошо поработал над задачей. А у тебя, Зина, — четыре. Ошибку допустила... Зина удивилась. Она взглянула на Павлика. Павлик покраснел и опустил голову. Мед в кармане Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы. А Юре мама налила еще и маленькую бутылочку меда. Сказала сыну: — Не хвались ребятам, что у тебя мед есть. Где-нибудь в лесу сядь и один съешь. Положил Юра бутылочку в карман. Пришли друзья в лес, сели на поляне отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки и едят. Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину и лезет в карман. За ней вторая, третья. Много-много пчел слетелось, и все лезут Юре в карман. Дима и Вася удивляются: — Что там такое у тебя? А пчелы все летят и летят. Юра достал из кармана бутылочку с медом и бросил ее в траву. Пчелы облепили бутылочку. Юра опустил голову. А Вася и Дима весело рассмеялись: — Вон оно что!.. Как Андрейка перевез Нину Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода. Шумит в овражке бурливый ручеек. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина. Андрейка быстро перешел через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина — в туфлях. Как же она перейдет? «Ой, как нехорошо я сделал, — подумал Андрейка. — почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях? » Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит: — Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоем. — Как? — удивилась Нина. — Ведь я в туфлях. — Садись мне на спину, — сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез ее. Сашин корабль Второклассник Саша сделал из картона корабль. Вынес свой корабль на улицу. Подошел к большой-большой луже. — Это Черное море, — сказал Саша. — Пусть плавает по морю мой корабль. Пустил Саша корабль в Черное море. Поплыл корабль по морским волнам. Все дальше и дальше плывет, вот уже у берега едва виднеется. Приплыл корабль на середину Черного моря. Вечереет, зовет мама Сашу домой. «Пусть и ночью плывет корабль», — подумал мальчик и пошел домой. Приходит утром Саша к морю, а море замерзло. И корабль стоит в замерзшем море. — Мама, — говорит взволнованный Саша, — корабль вмерз в лед. — Подожди, солнце растопит лед, и корабль поплывет. — Нет, не буду я ждать, — ответил Саша. — Надо освобождать корабль. Ведь ему надо плыть дальше. Саша взял маленькую лопатку и пошел выручать корабль из беды. Волчьи зубы Жил-был на свете Волк. Злой-презлой. В пасти у него страшные зубы — как ножи. Схватит зубами овцу и сразу же разорвет. Все боялись Волка. А когда Волк был сыт, Баран, проходя мимо него, низко кланялся. Ему хотелось чем-нибудь задобрить Волка. Он говорил: — Волк-Волчище, какой ты сильный и мудрый! Я обожаю тебя. Несколько раз Баран пригонял к Волку маленьких ягнят на ужин. Но вот Волк постарел. У него выпали все зубы, и он не мог съесть даже цыпленка. Стал Волк охотиться на лягушек. Заметил Баран, что Волк теперь не страшен, пришел к нему однажды и насмехается: — Волк-Волчище, теперь я тебя не боюсь. Я ненавижу тебя. Жалкая ты развалина. Изумленный Волк ответил: — Значит, ты хвалил не меня, а мои зубы? Пришли навестить больную Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может подняться. Иногда приходят к ней подруги. Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о пионерском сборе, а потом замолкли и сидят возле кровати. Марийка тоже молчит, и ей очень неловко. В минуту напряженного молчания из-за тучи выглянуло солнце. В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались. — Наконец-то солнышко пригреет, — защебетала Оксана. — Как только потеплеет — в лес пойдем, на речку. — Может быть, и искупаемся, — радуется Валя. — И цветов нарвем, и на лодке покатаемся, — продолжала свой веселый щебет Оксана. Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз ее на подушку капали слезы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и удивились: - Почему же ты плачешь, Марийка? Что у тебя болит? Может, тебе еще одну книгу принести? Вот мы пойдем в магазин и купим конфет... . Не нужно мне ни книжек, ни конфет, — прошептала Марийка. Как Коля стал храбрым Третьеклассник Коля пришел сегодня в школу очень рано. На лавке под тополем сидели две девочки. Они смотрели на дерево. В их глазах мальчик заметил тревогу. Вдруг над большой тополиной веткой поднялась птичка, запищала тревожно. И в то же мгновение у лавки упал маленький птенец. Коля понял, что птенец выпал из гнезда, а мать его — в отчаянии. Девочка подняла птенца и сказала: - Если бы кто смелый сейчас был в школе... полез бы на дерево и положил бы птенца в гнездо. Коля был очень боязливым. Как только темнело, он боялся выйти из хаты. Однажды мама послала его в огород за вилком капусты, он увидел мышонка, испугался и прибежал к маме. Но слова девочки задели его. Неужели она считает его трусишкой? — Я полезу, — сказал Коля. — Ты? — спросили девочки и с удивлением посмотрели на мальчика. Коля спрятал птенца под рубашку и полез на тополь. От страха у него дрожали руки и ноги, но он лез все выше и выше. Мальчик положил птенца в гнездо и слез на землю. Девочки смотрели на него с восхищением. А он взял портфель и пошел встречать одноклассников. h. A. i'vx" M. iuHi K! 'u \р< 'С'поми> пия n< > jniUAC Петух и Солнце Дремлет Петух на насесте. Проснется, сладко зевнет и опять уснет. А перед утром всегда поет: ку-ка-ре-ку! Просыпаются куры, Петух говорит: — Вот, я пропел — и утро наступило. Если бы не пел — и утра не было бы. Вот как! Так было много раз. Однажды Петух рассердился на людей. Мало дали ему зернышек. Он и думает: «Устрою я вам неприятность — не пропою утром. Не взойдет Солнышко. Что вы будете делать? » Наступила ночь. Улыбается во сне Петух сам себе, злорадствует: «Вот вам будет беда! » Пришло время петь, а Петух молчит. Закрыл глаза и спит. Просыпается и видит: Солнце ярко светит. Куры встали с насеста. Стыдно стало Петуху. Отвернулся он от Солнца. Наказал руку Мама отправляет пятилетнего Петрика в магазин. — Вот тебе пятнадцать копеек — возьми в правую руку, чтобы не забыл: купи хлеба. А эти пятнадцать копеек возьми в левую, чтобы не забыл: купи себе мороженое. Побежал Петрик. Через несколько минут возвращается, доедая мороженое. — А хлеб где? — спрашивает мать. — Не купил. — Почему не купил? — Деньги потерял. — Деньги потерял? Надо же было хлеба купить, а не мороженое. — Так я же потерял пятнадцать копеек, что были в правой руке, — сказал Петрик. — А в левой не потерялись... Мама покачала головой. Сели ужинать. Мать налила супу, а хлеба нет. — Мама, а хлеба нет? — Нет. Ты же деньги потерял. Петрик взял ложку в левую руку и стал есть суп. — Почему это ты ешь левой рукой? — удивилась мама. — Пускай правая знает, как терять деньги. Яблонька Третьеклассники Юра и Миша посадили весной возле школы яблоньку. Они полили ее и решили: «Во время каникул будем приходить в школу и поливать маленькое деревце». Договорились так: сегодня будет поливать Юра, завтра — Миша, потом — опять Юра, потом — снова Миша. Будет расти яблонька — сил набираться. Наступили каникулы. «Сегодня мне поливать яблоньку — подумал Юра. — Но что может с ней случиться, если один день не полить? Завтра придет Миша и польет... » Пришел следующий день. Далековато жил Миша от школы. Он подумал: «Вчера же поливал яблоньку Юра... Ничего с ней не случится, если один день не полить. Завтра опять Юрин день, он немного ближе к школе живет, пусть себе поливает». Проходили дни, Юра надеялся на Мишу, а Миша — на Юру. Несколько дней яблоньку так никто и не поливал. В школу каждый день приходил маленький первоклассник Андрейка. Он кормил рыбок в школьном аквариуме. Видит мальчик: никто яблоньку не поливает, скоро засохнет деревце. Он стал поливать яблоньку каждый день. Зеленеет яблонька, сил набирается. Настала осень. Вот и первое сентября. Пришли дети в школу. Не терпится Юре узнать: поливал ли деревце Миша? И Мише хочется разузнать: поливал ли яблоньку Юра? Пошли мальчики к яблоньке. Шли и молчали. А когда увидели, что яблонька зеленеет, каждый из них испытал такой стыд, что наклонил голову и смотрел в землю. И каждый думал: «Это же только я не поливал, а товарищ мой поливал». Так и стояли ребята перед деревцем, опустив головы, пока не прозвенел звонок. Им было стыдно друг перед другом. Огонек в окне Школа стоит на околице села, над оврагом. А Коля живет за оврагом, и до школы ему идти далековато, с километр. Вечером из его дома хорошо видно, как светятся школьные окна. На одном окне стоит аквариум с рыбками. Ночью и днем воду в аквариуме подогревает электрическая лампочка — ее хорошо видно Коле. Стояли лютые морозы. Однажды малыши даже в школу не пошли — так было холодно. Сидел Коля вечером дома в теплой комнате, смотрел в окно и любовался далеким огоньком в школьном окне. Вдруг огонек погас. «Лампочка перегорела, — подумал Коля. — Рыбки до утра погибнут, ведь такой мороз». Коля надел пальто, шапку и рукавицы и пошел в школу. Была уже ночь. Мальчик очень замерз, пока дошел до школы. Нашел сторожа, попросил ключ. Открыл школу, вошел в класс, где стоял на окне аквариум. Вода была уже холодная. Он ввинтил новую лампочку. — Грейтесь, рыбки, — тихо сказал Коля и, заперев школу, пошел домой. Зимой еще три раза приходилось мальчику ночью идти в школу — рыбок спасать. Теперь он не боялся ни темноты, ни мороза, ни метели. — Ты стал мужественным, Коля, — похвалил его учитель. Почему купался инвалид На берегу моря сегодня очень мало людей. Закончилось лето, началась осень. Пришел купаться только шестилетний Федько. Рано утром, уходя на работу, мама приказывала сыну: «Никуда не сворачивай с дороги, иди прямиком в детский сад». Но Федько не послушался «Зайду, — думает, — к морю, искупаюсь». Сбросил рубашку и штанишки, полез в воду. Сначала вода казалась холодной, а потом потеплела. На берегу моря сидел инвалид. У него не было ноги. Он пришел на костылях — отдохнуть, подышать морским воздухом. Увидев маленького мальчика, который заплывал все дальше в море, инвалид разделся и полез в воду. Ему трудно было добираться до воды, ведь костыли он оставил на берегу. На глубине инвалиду стало легче. Он обогнал мальчика и внимательно наблюдал за его белой головкой. Накупавшись, мальчик вылез из воды, оделся и побежал в детский сад. Он к не заметил, как вслед за ним безногий инвалид полез в воду, как, купаясь, внимательно следил за ним, Федьком, как вылез из воды после него, как трудно ему было одеваться. Как это плохо, что Федько ничего этого не видел. Лыжи и коньки Осенью третьекласснику Боре отец купил коньки. А его друг Женя получил в подарок от своего отца лыжи. Думает Боря: «Что лучше -— коньки или лыжи? Наверное, лыжи. Ведь на лыжах можно кататься везде - и в селе, и в лесу. А на коньках - только на пруду». Говорит Боря Жене: — Давай поменяемся. Я дам тебе коньки, а ты мне - лыжи. Поменялись. Наступили морозы, а снега нет. Замерз пруд. Катается Женя на коньках, а Боря сидит дома с лыжами. Взял Боря лыжи, понес к другу и говорит: ----- Не будем меняться... Возврати мои коньки, возьми свои лыжи. Женя ничего не сказал, отдал Боре коньки, а лыжи взял себе. В тот же день пошел снег. Целые сутки падали на землю мягкие снежинки, ровным ковром устилали землю. Засыпало снегом лед на пруду. Катается Женя на лыжах, а Боря сидит дома с коньками. Проходит неделя, две. Каждый день идет снег. Взял Боря коньки, пришел к Жене и говорит: — Давай, Женя, все-таки поменяемся... Дай мне лыжи, а себе возьми коньки. — А если завтра снег растает? — спросил Женя. От вербы до тополя На широкой тихой улице в одном ее конце растет тополь, в другом — верба. Верба выше стоит, а тополь — ниже. От вербы до тополя — вниз, а от тополя к вербе — вверх. Но гора едва заметна. Зимой на этой улице мальчики катаются на коньках. Пришли кататься и братья — Юрко с Павликом. Юрко — третьеклассник, а Павлик — первоклассник. Пришли мальчики с саночками, коньков у них нет. Саночки легкие, с железными полозьями. Юрко говорит Павлику: — Будем здесь кататься на саночках... — Хорошо, — согласился Павлик. — Но как же мы здесь покатаемся? Тут ведь нет горки... — Я повезу тебя от вербы до тополя, а ты меня — от тополя до вербы, — предложил Юрко. — Хорошо, — обрадовался братик. Сел Павлик на саночки, везет его Юрко от вербы до тополя, даже подпрыгивает. Саночки бежат быстро. Вот и тополь. Сел на саночки Юрко, везет Павлик. Саночки идут медленно. — Почему это я не могу везти тебя так быстро, как ты меня? — спрашивает Павлик. — Потому что ты маленький. Слабый ты еще, сил у тебя мало, — ответил Юрко. Стыдно Павлику быть слабым. Старается он везти Юрка быстрее. Так несколько раз катали они друг друга. Юрко вез Павлика от вербы до тополя, а Павлик Юрка — от тополя до вербы. На сухом пеньке против солнышка сидел дед Карпо. Юрко хвалится деду: — Смотрите, дедушка, какой я сильный. Саночки бегут... А Павлик слабый. — Хоть он и слабый, но честный, — ответил дедушка. — А ты хоть и сильный, а уже обманываешь слабого. Юрко остановился и низко опустил голову. Павлик с удивлением спросил у дедушки: — Дедушка, почему Юрко нечестный? Металлический рубль Тато дал Андрейке металлический рубль и сказал: — Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь сахару и масла. Андрейка положил рубль в карман пиджака и забыл о нем. На уроке физкультуры раздевался, бросил пиджак на траву. После уроков вспомнил: надо же зайти в магазин. Засунул руку в карман, а рубля нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|