И. Носырев
Демократизация мира обернулась культурной деградацией. Построив цивилизованное общество для миллионов посредственностей и бездельников, интеллектуальная часть человечества осталась не у дел. В начале прошлого века авторы антиутопий опасались, что интеллектуальная элита при помощи науки и политических технологий поработит необразованное большинство. Однако через 100 лет ситуация сложилась с точностью до наоборот: профессии, связанные с умственным трудом, оказываются все менее оплачиваемыми, президенты сверхдержав (вспомним Джорджа Буша - младшего) могут быть людьми с рекордно низким IQ, а бестселлерами становятся книги и фильмы, над которыми раньше просто смеялись бы. Демократизация культуры обернулась ее варваризацией. XX век начался «Сумерками богов» Ницше и Вагнера, а XXI - «Сумерками» Стефани Майер. Надежды философов-просветителей на то, что, получив доступ к знаниям, простой народ станет умней и добрей, похоже, оказались иллюзией: при изобилии возможностей повысить культурный уровень основная масса наших современников ими не пользуется. Число образовательных передач на ТВ в западных странах неуклонно сокращается с 1970-х: сейчас на каждые пять часов теленовостей приходится всего одна минута, уделенная науке. Лишь 1, 4% от общего потока информации, доступной благодаря телевидению, печатным СМИ, радио и Интернету, посвящается образовательной тематике. Результаты не заставили себя ждать: по данным, приведенным в книге «Ненаучная Америка: безграмотность угрожает нашему будущему» Криса Муни и Шерил Киршенбаум, 46% граждан США отвергают эволюционную теорию и согласно с библейским представлением полагают, что Земле нет и 10 тыс. лет. Число семей, отказывающихся от вакцинации детей и считающих ее греховным деянием, ежегодно увеличивается. «Презрение к науке глубоко вошло в нашу культуру, - сказала в интервью журналу «РБК» лауреат премии The Best American Science Writing Шерил Киршенбаум. - В фильмах ученых изображают либо злодеями, либо чудиками, и люди привыкли воспринимать нас именно так». Конечно, ведь с киношными негодяями широкие массы знакомы хорошо, а вот с реально существующими учеными, мягко говоря, не очень-то: больше половины американцев не могут назвать ни одного физика или биолога наших дней. Казалось бы, самое время воскликнуть вслед за Задорновым «Ну тупые! », но не стоит торопиться.
На протяжении веков человечество пользовалось различными механизмами, чтобы отделить интеллектуалов от людей средних способностей. Так, вплоть до начала XX столетия образованный европеец или американец должен был знать латынь (а желательно еще и древнегреческий). В средневековом Китае чиновником мог стать только тот, кто в совершенстве владел иероглифическим письмом (неталантливый претендент не в состоянии выучить тысячи сложных знаков). В русском обществе, как и в некоторых других, роль такого водораздела играли сложные орфография и пунктуация: чистописание приходилось осваивать годами. В XX веке почти везде эти «опознавательные знаки» были упразднены: латынь стала необязательной, иероглифы сильно упростили, а орфографию подвергли реформе, да и вообще ее считают делом скорее факультативным. Простой пример: вобьем в поисковую строку «Яндекса» запрос «известный филолог». На первой же странице будут целых семь заголовков некрологов «Умер известный филолог», «Скончался известный филолог» - и ни одного упоминания ныне живущих специалистов. Массы и в России узнают о талантливых людях только в день их смерти - чтобы моментально о них забыть. «Это общемировая проблема: в начале XXI века наука перестает быть влиятельной силой в обществе», - отмечает г-жа Киршенбаум.
Как ни прискорбно это признавать, падение авторитета науки и элитарной культуры - следствие демократизации общества. Если в XIX веке интеллигенция устраивала хождения в народ с целью его просвещения, то XX столетие стало временем массового проникновения малообразованной публики в высокую культуру. Для истории этот процесс беспрецедентен: в предшествующие эпохи элитарная культура была четко отделена от народной и служила образцом качества для последней. В условиях же, когда все люди считаются равными, глупец имеет не меньшие права выражать свое мнение, чем умный, а уж энергии дураку не занимать! «Любой, у кого есть доступ в Интернет, может претендовать на звание эксперта и вещать для значительной аудитории, распространяя антинаучный бред», - замечает Шерил Киршенбаум. Точно так же, как в русской деревне XVII века неграмотные сектанты выбирали себе священников из своих односельчан, современные обыватели находят кумиров в собственной среде, черпая информацию не из книг Дарвина, Витгенштейна или Хокинга, а из блогов и сочинений народных героев: культуролога Натальи Радуловой, политолога Дмитрия Goblin’a Пучкова, философа Максима Калашникова. Их идеи (на уровне все мужики - козлы, поржем над тупыми пиндосами, вдарим по сатанинским киборгам мощью стальной «Булавы») оказываются для большинства людей куда более доступными, чем сложные построения. «Необразованному человеку представляется, что гуманитарная наука - это легко, что академики с профессорами маются дурью, а он придет - и сразу объяснит, как надо», - сетует старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Дмитрий Харитонович. Демократизация общества шла рука об руку с развитием капитализма, и последний стал еще одной причиной разрушения высокой культуры. Чтобы товар окупался, на него должен быть массовый спрос, а он не может быть создан узким кругом интеллектуальной элиты. Автор книги «Америка идиотов: как глупость стала добродетелью в стране свободы» Чарльз Пирс приводит пример изменившихся ориентиров. Еще 20-30 лет назад авторитетным могло стать только серьезное СМИ, использующее проверенную информацию. А в наши дни работает обратная зависимость: «пожелтение» издания ведет к увеличению тиражей, а высокие тиражи - к росту авторитета газеты или журнала. Уже прижился термин «авторитетный таблоид»: издание, которое пишет про трусики Леди Гаги, имеет большой вес и способно продвигать в массы политические и культурные идеи.
Примечательно, что на первый взгляд изменения, произошедшие за последнее столетие, кажутся положительными. Люди нынче поголовно грамотные, больше читают. Правда, если поинтересоваться, что именно читают, станет страшно: в первой десятке самых издаваемых в России писателей - прославленные авторы детективов и дамских романов, как то: Донцова, Шилова, Устинова, Полякова, Вильмонт... Нет, бульварная литература существовала и 100, и 200 лет назад, но сегодня она подменила элитарную: если в начале XX века самую тиражную писательницу Анастасию Вербицкую, в книгах которой женщины «боролись за счастье», нарушая общественную мораль, не высмеивал только ленивый, то в наши дни ее своеобразная духовная наследница Людмила Улицкая считается едва ли не живым классиком. «То, что сейчас называют литературой, в лучшем случае медийное явление», - говорит критик журнала «Знамя» Мария Галина. Упавшая планка качества сделала искусство сферой, где сюжеты диктуют домохозяйки. Центральная фигура XIX столетия - это отважный первооткрыватель законов физики, неизведанных земель, новых горизонтов культуры... Наш век можно назвать временем Сальери: куда выгоднее быть прилежной бездарью, нежели первопроходцем. «В науке, как и в других сферах, умных людей мало, а жить хочется припеваючи в первую очередь посредственностям, - отмечает старший научный сотрудник Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе РАН Станислав Ордин. - Они не круглые дураки, некоторые из них способны зазубрить определенные разделы физики и защитить кандидатские и докторские. Не претендующие на самостоятельный поиск истины, они удобны для предыдущего эшелона научной номенклатуры. Конкретный пример: из нашего спецвыпуска все троечники давно доктора наук. Из отличников - лишь один пробился».
Как считают некоторые эксперты, интеллектуальная часть человечества в какой-то степени сама вырыла себе яму. Создав цивилизованное общество с развитыми технологиями, элита построила уютный мир для миллионов прихлебателей. «Теперь эти нахлебники - чиновники, адвокаты, менеджеры и просто лоботрясы - сдерживают развитие социума и науки. Одаренные люди превратились в заложников статичного общества», - констатирует этнолог Лев Коржевский. Вспоминается печальная судьба знаменитого аргентинского кардиохирурга, изобретателя метода аортокоронарного шунтирования Рене Фаваларо: ученый, спасший жизни сотен тысяч человек по всему миру, в 2000 году покончил с собой из-за безнадежных финансовых проблем. В некрологе один из его учеников отметил, что в Аргентине в наши дни футболист средней руки получает вдвое-втрое больше, чем все сотрудники Фонда Фаваларо. Молодое поколение быстро усваивает новую систему ценностей: чтобы добиться многого, не нужно быть семи пядей во лбу. Напротив, каждая пядь уменьшает шансы на благополучие. По оценкам The Science Council (Великобритания), 23% подростков страны считают обучение точным наукам препятствием для успешной карьеры, а самыми желанными сферами деятельности они называют моду и спорт. Престиж сложных технических профессий стремительно снижается: ценившиеся еще 20 лет назад на вес золота инженеры и физики-исследователи ныне зарабатывают меньше адвокатов. «Студенты в США и странах Европы все чаще стремятся к успехам в бизнесе, а не в науке, - подчеркивает директор по образовательным проектам компании Autodesk Дон Карлсон. - Согласно данным Global Solutions, с 1998 по 2008 год американские колледжи выпустили всего 200 тыс. технических специалистов, тогда как на пенсию за то же время ушли 2 млн опытных инженеров». Даже те, кто вроде бы выбирает научную стезю, как выясняется, тоже не сильно в ней заинтересованы. «Средний американский студент-техник в год читает восемь книг и при этом просматривает около 2300 раз личных интернет-сайтов, образовательных среди которых - единицы, а также 1281 страничку знакомых на Facebook, - рассказал журналу «РБК» президент Инженерного колледжа им. Франклина Олина Ричард Миллер. - За тот же период он пишет 42 страницы учебных работ и более 500 страниц, общаясь с друзьями. Уровень учащихся упал настолько, что старшекурсники зачастую не могут решить простую задачку по арифметике». Молодежь осознала главное: ни к чему напрягаться в мире, который и без того комфортен и благополучен. Но долго ли он продержится, такой мир?
Мы подходим к самой вершине нашего общества: кто же управляет этим статичным, ориентированным на дураков и бездельников миром? Это горстка коварных ученых и интеллектуальных злодеев-политиков? Нет, это в прямом смысле сыны народа, лучшие его представители. Еще в 1959 году известный популяризатор науки Чарльз Сноу отмечал, что лидеры западных стран не слишком образованны. Увы, к началу XXI века ситуация лишь усугубилась. Настоящим откровением стал приход к власти Джорджа Буша - младшего, чей IQ составлял всего 91 балл - это минимальный показатель для американских президентов с 1945 года. До него пальму первенства удерживал Рональд Рейган (103 балла), который являл собой пример того, как демократия вырождается в популизм: красавец-актер получил поддержку большинства граждан во многом благодаря избирательницам, прельстившимся его густыми бровями и профессионально поставленным голосом. По мнению Шерил Киршенбаум, все это чревато катастрофой. «Наука и образование - единственные средства, позволяющие дать ответ на наиболее важные вызовы XXI века, связанные с появлением новых заболеваний, глобальным изменением климата, истощением энергоресурсов. Однако сплошь и рядом политики принимают критические решения исходя из устаревших и ненаучных взглядов. Если мы не позволим авангарду науки напрямую определять политику и законы мирового сообщества, мы не справимся с этими вызовами», - предупреждает соавтор «Ненаучной Америки». Отметим, что о ноократии - форме правления, при которой власть принадлежит наиболее талантливым ученым и деятелям культуры, - мечтали еще мыслители начала прошлого века, например Герберт Уэллс. Обывателя эта идея пугает, он отчего-то сразу вспоминает фашизм. В действительности фашизм, как и все тоталитарные режимы, был порождением именно диктата масс: нацистскую верхушку, отнюдь не блиставшую интеллектом, привели к власти рабочие и мелкие буржуа. Сейчас страны, особенно развитые, как никогда далеки от создания «правительства талантов». И тем не менее надежда есть. «О талантливых людях во все времена вспоминают лишь в моменты кризиса, - говорит Лев Коржевский. - Дураки с природной или экономической катастрофой не справятся и вынуждены будут допустить к власти просвещенную часть общества, изменить общественный строй. Другая возможность связана с освоением космоса: здесь нужны будут инициативные люди вроде тех пионеров, что когда-то создали США». Выходом могла бы стать ноократия - форма правления, при которой власть принадлежит наиболее талантливым ученым и деятелям культуры. Глубину кроличьей норы антисаентизма, в которую свалился мир к началу XXI века, демонстрируют реальные высказывания американских христиан-фундаменталистов, собранные на YouTube. Вот некоторые из них. - Ученые любят использовать сложную терминологию, чтобы запутать истинных христиан. Например, дезоксирибонуклеиновая кислота. Звучит убедительно, правда? Но каждый знает, что тело, погруженное в кислоту, моментально разложится. Если бы наше тело было наполнено этой кислотой, мы бы разложились. - Несколько миллионов лет, чтобы обезьяна стала человеком? Ерунда. Обезьяны не живут миллионы лет! - Если мы эволюционировали от обезьяны, почему у нас не рождаются дети-обезьяны? - Вам кажется, что если бы не было разных религий, то на земле был бы мир? Напротив, было бы хуже. Если бы не страх Божий, я бы убил много-много людей много-много раз. - Неважно, создал ли действительно Бог Землю за семь дней или нет. Важно то, что, если ты в это не веришь, ты попадешь в ад! Носырев И. Сумерки мозгов // РБК. - 2010. - № 11 – С. 168-172.
Вопросы для самоконтроля: 1. С чем связано снижение культурного уровня наших современников? 2. Как изменилось отношение общества к науке и ученым? Следствием чего является такая ситуация? 3. Почему в современных условиях занятия научной деятельностью менее выгодны в экономическом плане по сравнению с предшествующей эпохой? 4. Назовите стоящие перед человечеством проблемы, адекватный ответ на которые нельзя дать без экспертной оценки ученых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|