Игра «почему скатился мячик? ». Ход занятия. Формирование наглядно - образного мышления. Задание «достань ключик! ». Задание «весна».
Игра «Почему скатился мячик? » Оборудование: два маленьких мяча: красный и синий; желобок, дощечка. Ход занятия. Педагог кладет на стол перед ребенком желобок, дощечку и говорит: «Сейчас ты будешь угадывать, какой мячик покатился – красный или синий». Он кладет красный мяч на дощечку – мячик лежит; кладет синий мяч на желобок – мячик катится. Педагог спрашивает: «Какой укатился? Почему? » Затем ребенку предлагается положить самому – красный шарик на дощечку, а синий – на желобок. Педагог спрашивает: «А теперь какой шарик укатился? Почему? » В случае затруднения он повторяет игру с мячиками и объясняет причину наблюдаемого явления: «Мячик катится по наклонной плоскости (по желобку), а по прямой плоскости (дощечке) не катится. К играм – упражнениям на определение причинно –следственных зависимостей относятся игры «Плавает или тонет? », «Почему шарик не упал? », «Угадай, что в коробочке? », «Угости куклу чаем», «Полей цветок», «Качели». ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО - ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ Первый раздел: У проблемных детей появляется возможность решать наглядно- образные задачи, благодаря целенаправленной коррекционной работе по развитию восприятия и наглядно- действенного мышления. Важное место занимает формирование тесной связи между их практическим, жизненным опытом и наглядно- чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты. Используются следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практический действий в речи ребенка; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчет о последовательных действиях; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; выбор и соотнесение иллюстрации с содержанием прочитанного текста; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок. Важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспринимать в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт. Заданиями, направленными на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению, являются: «Достань мяч! », «Напои птичку», «Полей цветок», «Достань ключик», «Помоги украсить зал», «Как построить поезд? »
ЗАДАНИЕ «Достань ключик! » Оборудование: сюжетная картинка: в комнате стоит мальчик, в руках у него игрушка, напротив, на гвоздике, высоко висит ключик, недалеко от мальчика стоят две лавки – большая и маленькая. Ребенку предлагается рассмотреть картинку и говорят: «Мальчик хочет завести игрушку, но он не знает, как достать ключик, расскажи мальчику, как достать ключик? » В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «Что хочет достать мальчик? Что ему нужно взять, чтобы достать ключик? Почему ему надо взять большую лавку? Куда он ее поставит? А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы достать ключик». При выполнении заданий на формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов, важно научить ребенка устанавливать связь между предметами, изображаемыми на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно условиям задачи.
ЗАДАНИЕ «Весна». Оборудование: сюжетная картинка: весна, ряд маленьких, только что посаженных молодых саженцев. Рядом стоит мальчик с саженцем в руке. Внизу изображены предметы: топор, совочек, молоток, ножницы, лопата, палочка, пила. Ребенку предлагается рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Какое время года нарисовано? Что хочет сделать мальчик? Что ему надо взять, чтобы посадить деревце? » В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки, а затем уточняющими вопросами подводит его к пониманию ситуации, изображенной на картинке: «Что весной делают с молодыми саженцами? Что мальчик хочет сделать с этим деревцем? Что надо ему сделать, чтобы посадить деревце? » ЗАДАНИЕ «Зимой» Оборудование: сюжетная картинка: зимний пейзаж, мальчик в лыжном костюме с лыжными палками в руках стоит на снегу. Внизу изображены предметы: скакалка, санки, лыжи, удочка, детская машинка, велосипед. Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и просят помочь мальчику: «Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы покататься». В случае затруднения ребенку указывают на предметные картинки и задают уточняющие вопросы: «Какое время года здесь изображено? Что мальчик держит в руках? Что он хотел делать? Что он забыл взять? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы покататься по снегу». Задания, направленные на формирование у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями учат детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|