Формирование соотношения между словом и образом
Формирование соотношения между словом и образом Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности. Именно взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития элементов логического мышления. Задания на формирование умений находить игрушку или предмет по словесному описанию, закрепление представлений об окружающем ЗАДАНИЕ «ОТГАДАЙ» Оборудование: игрушки: мяч, матрешка, елочка, ежик, зайчик, мышка. Ход занятия. Педагог показывает детям красивую коробку и говорит: «Давайте рассмотрим, что там лежит? » Педагог рассматривает с детьми все игрушки и просит их запомнить. Затем он закрывает игрушки салфеткой и говорит: «Сейчас я расскажу про какую-то одну игрушку, а вы отгадаете, о какой игрушке я говорю? » Педагог рассказывает стихотворение: «Круглый, резиновый, катится, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». В случае затруднения он открывает салфетку и повторяет описание игрушки при непосредственном восприятии ее детьми. После того как ребенок выберет игрушку по описанию, его просят рассказать о ней: «Расскажи об этой игрушке. Какая она? » Занятие продолжается, педагог рассказывает о других игрушках: «Деревянная, одета в платочек и сарафан, у нее есть подружки, они похожи друг на дружку, а всего одна игрушка. Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам в комнату придет. Колючий, на спине много иголок, живет в лесу, любит грибы и яблоки. Летом серый, зимой белый, никого не обижает, а сам всех боится, живет в лесу, любит морковку. Серенькая, маленькая, с ушками и длинным хвостом, живет в норке и боится кошки».
Ребенок отгадывает игрушку, обосновывает свой выбор. В случае затруднения педагог повторяет описание игрушки и задает ребенку вопросы: «Какие слова ты услышал и догадался, что это зайчик? Какой зайчик? » и т. д. ЗАДАНИЕ «КТО ГДЕ ЖИВЕТ? » Оборудование: две большие картинки: на первой - домашний двор, на котором нарисованы места проживания животных: на второй - лес, где также изображены места проживания диких животных; трафареты с изображением диких и домашних животных; конверты. Ход занятия. Перед каждым ребенком кладут конверт. Педагог предлагает детям поиграть - надо отгадать, какая фигурка лежит в каждом из конвертов. Каждый играющий смотрит в свой конверт, но не говорит вслух, какое у него животное. Надо рассказать об этом животном сверстникам - каков размер животного, какая шерсть, чем питается, где живет. Остальные дети должны отгадать, кто это, и вставить трафарет на картинку. Первым рассказывает педагог: «У меня тут рыжий, с ушками, с усами, у него четыре лапки, хвост, пьет молоко, ловит мышей, живет дома. Кто это? » После того, как дети отгадали, педагог ставит трафарет на большую картинку с изображением домашнего двора. Дети по очереди рассказывают о своих животных: «Большая, у нее есть рога, травку жует, деткам молоко дает. Кричит: «Му да му, молока кому? Кто это? »; «Рыжая, хитрая, хвост большой, пушистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. Кто это? »; «Большой, лохматый, шерсть бурая (коричневая), он зимой лапу сосет, в берлоге живет, а летом ягоды и мед ест. Кто это? »; «Летом серый, зимой белый, уши длинные, хвост короткий, любит морковку, живет в лесу. Кто это? »; «Под соснами, под елками лежит клубок с иголками, любит грибы, яблоки. Кто это? »; «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крыльцом, хвост кольцом»; «Живет в лесу, в дупле, летом рыжая, а зимой серая, любит орешки и грибы. Кто это? »
В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Большое или маленькое животное? Какого цвета у него шерсть? Где живет? Что ест? Какой у него домик? » Задания на формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией ЗАДАНИЕ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» Оборудование: три сюжетные картинки: на двух первых сюжеты не соответствуют содержанию прочитанного рассказа. На первой - лесная полянка. На второй - улица города. На третьей - сюжет, соответствующий прочитанному рассказу: девочка протягивает руки к игрушкам - мама дает ей куклу, мальчик - кубики, а девочка - воздушный шарик. Ход занятия. Педагог читает детям рассказ: « У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла ей воздушный шарик. Петя принес ей кубики. А мама подарила Маше куклу». Затем педагог раскладывает три картинки перед детьми и предлагает выбрать ту, которая соответствует прочитанному рассказу. При этом дает инструкцию: «Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал(а)». После любого выбора картинки педагог спрашивает: «Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал(а)? » В случае затруднения повторное чтение текста педагог сопровождает рассматриванием детьми иллюстрации, затем спрашивает: «Покажи, где нарисован праздник у Маши. Кто к ней в гости пришел? Что подарили Маше на день рождения? » Далее картинка закрывается, и ребенка просят рассказать содержание текста. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагается рассказать текст с опорой на картинку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|