Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты централизованной системы.




Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономическая теория»

1) Предмет и метод эк-кой теории:

Предметом экономической теории являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченности ресурсов. Метод – это способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений общественной жизни. Экономическая наука выработала разнообразные методы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Методы экономической теории:

Исследуя общество и хозяйственные процессы в нём, экономическая теория использует ряд следующих методов:

1) наблюдение и сбор информации (целенаправленное отслеживание объекта и получение необходимых фактов);

2) метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлечённые понятия (абстракции);

3) метод анализа и синтеза:

а) при анализе исследуемое явление или предмет расчленяются на составные элементы и только потом подвергаются изучению;

б) при синтезе, наоборот, происходит соединение расчленённых и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;

4) метод индукции и дедукции:

а) индукция – это движение от частных фактов к общему выводу;

б) дедукция– это движение мысли от общего к частному;

5) системный комплексный подход– вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;

6) метод единства исторического и логического подхода – экономическая теория показывает явление в движении, т.е. в историческом развитии; при этом она рассматривает экономические процессы, освобождённые от случайностей исторического развития (рассматривает их логически);

7) экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определённых условиях;

8) моделирование или построение экономической модели; экономическая модель – это упрощенное описание экономики, т.е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компьютерное моделирование;

9) графические (с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.);

10) расчетно-аналитические;

11) статистические и др.

2)Возникновение и этапы развития экономической теории.

Экономика, как свидетельствует история, одна из самых древних наук. Для лучшего понимания экономики необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с историей становления и развития экономической мысли и экономических учений, взглядов и концепций, объясняющих экономические процессы и их закономерности.

В развитии экономической науки условно можно выделить 4 фазы:

I - фазу до научного развития(до XVIII века);

II – фазу рождения экономической науки (1750 – 1870 гг.);

III – фазу открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870 – 1930 гг.);

IV – фазу современных теоретических исследований и разработок.

Зарождение основ экономической науки произошло в период от глубокой древности до VI в. н.э.

Древнейшими зачатками экономической мысли считаются дошедшие до нас письменные источники Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Китая, Многие важные экономические процессы рассматривались в трудах античного мира – Ксенофонта, Платона, Аристотеля, которые анализировали проблемы разделения труда, обмена, стоимости и цены, денежного обращения, богатства и гармоничного «идеального» общества.

Считается, что термин «экономика» изобрел еще в VI в. до н.э. греческий поэт Гесиод, соединив 2 слова «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон), а ввел в научный оборот Аристотель.

При феодализме экономические представления о жизни формировались в учениях церкви, в программах крестьянских движений, в различных теориях общественного развития. Среди них Свод законов франков (VI в), Капитулярий о виллах (IX в), труды арабского мыслителя Ибн-Хальдуна(XIVв)

Ускоренное развитие экономическая мысль получила в эпоху разложения феодализма.

Первой теоретической школой и определяющим направлением экономической мысли XV-XVII вв. стал меркантилизм. Представители этой школы богатство государства и людей видели во всемерном накоплении золота и серебра, выделяя в качестве ведущей и решающей для накопления богатства сферу обращения. Такие представления соответствовали эпохе первоначального накопления капитала, связанной с развитием международной торговли, приносившей большие доходы. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в казне. Они считали, что запрет вывоза драгоценных металлов и ввоза иностранных товаров, не эквивалентный обмен во внешней торговле по принципу «разори соседа», превышение экспорта над импортом позволит привлечь в страну зарубежное золото.

Осмысление хозяйственной практики этого периода привело к появлению новой науки – политической экономии. После выхода в свет «Трактата о политической экономии» Антуана де Монкретьена (1615г.) суть политической экономии сводилась к науке о государственном хозяйстве.

Важное место в истории развития экономической мысли отводится физиократам. Эта школа возникла во Франции в середине XVIII в. Ее основатель – Франсуа Кенэ. Одной из основных заслуг этой школы является то, что в отличии от меркантилистов, они считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в сельском хозяйстве. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Для того времени это были очень прогрессивные взгляды.

Зарождение в последней трети XVIII века классической школы связано с именем Адама Смита, который в 1776 г. опубликовал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», ставшую первым фундаментальным трудом английской классической школы политэкономии. А. Смит открыл законы разделения труда и роста его производительности. Его теоретические выводы лежат в основе современных концепций о товаре, деньгах, заработной плате, прибыли, капитале и др.

Он считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес, который можно реализовать в процессе разделения труда «естественным порядком», поэтому свободная конкуренция, свободное передвижение капитала, товаров, денег и людей необходимо для процветания общества. Гениальная работа А. Смита оказала влияние на все последующее развитие экономической науки в мире.

Дальнейшее развитие классической школы в конце XVIII – начале XIX в. принадлежит таким экономистам как Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй и Т. Мальтус. Так, Д. Рикардо выявил закономерность тенденции нормы прибыли к понижению, разработал теорию о формах земельной ренты, обосновал закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении. Ж.Б. Сэй впервые исследовал проблему равновесия между спросом и предложением, реализации совокупного общественного продукта в зависимости от конъюнктуры рынка. К особым теориям XIX в. следует отнести теоретическую концепцию, созданную Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, получившую обобщенное название марксизм.

К. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости и раскрыта антагонистическая и эксплуататорская сущность капитализма. В главном произведении «Капитал» Маркс изложил основы своих экономических и социалистических воззрений, дал критику капитализма и предрек его неизбежную гибель.

Дальнейшее развитие марксистского направления в экономической теории было продолжено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, К. Каутским, Э. Бернштейном и др. и служило теоретическим и идеологическим обоснованием классовой борьбы пролетариата по преобразованию экономики.

В последней трети XIX в. классическую политическую экономию дополнила маржинальная экономическая теория, наиболее яркими представителями которой являлись К. Менгер, Е. Бем-Баверк и Ф. Визер. Работы представителей австрийской школы основывались на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, как считали представители классической школы, а сфера потребления. Именно изменяющиеся потребности человека являются движущим рычагом развития экономики. Австрийская школа вошла в историю экономической мысли не только данным подходом, но и принципиально новыми методами экономического анализа, базирующимися на предельных величинах. У маржиналистов не стоимость продукта, а его полезность становится исходной категорией исследования. Девяностые годы ХIХ в. ознаменовались появлением неоклассической школы, которая явилась естественным продолжателем классических традиций. Новое направление в основном было сформулировано в сочинениях английского экономиста Альфреда Маршалла. Теоретики этого направления сформулировали положение о том, что спрос и предложение являются равнозначными элементами механизма рыночного ценообразования и определили как один из основных пунктов своего анализа механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимовлияния.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия периода «Великой депрессии». Объяснить это устойчивое негативное явление в экономике и найти рецепты выхода из этой ситуации используя положения классической теории не удавалось.

В 1936 г. выдающийся английский экономист Джон Кейнс опубликовал свою знаменитую работу «Общая теория занятости, процента и денег», основав новое направление экономической теории – кейнсианство.

Ранее при анализе экономических процессов применялся микроэкономический подход. Он основывался на рассмотрении деятельности отдельной фирмы в условиях свободной конкуренции. Эффективное функционирование фирмы отождествлялось с экономическим благополучием общества, в том числе и невозможностью массовой безработицы в обществе. Новаторство Кейнса проявилось в анализе рынка и всей экономики, как единого целого организма, где все взаимосвязано, где действует система взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, потребления, сбережений, инвестиций. Дж. Кейнс и его последователи исходили из того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией,

нарушением пропорций и т. д. В теории Кейнса формирование эффективного совокупного спроса является основой динамического развития экономики. Эффективность регулирования государством экономических процессов, по Кейнсу, определяется политикой государственного инвестирования, регулирования нормы процента, занятости населения, вплоть до планирования общенациональной экономики, что является характерным для посткейнсианского направления в экономической теории. В современом кейнсианстве доминируют две тенденции: американская (Э.Хансен, С.Харрис и др.) и европейская (Ф.Перу и др.) по разному определяющие размер государственного вмешательства в экономику.

До второй половины 1970-х гг. неокейнсианство было одним из главных экономических течений, но в условиях одновременно высокой инфляции и экономического спада в экономике Запада 1970-х гг. рецепты кейнсианской школы не работали, к вопросу государственного вмешательства в экономику стали относиться негативно.

Уже в 1930-е гг. для противодействия кейнсианским идеям госрегулирования возникла неолиберальная концепция в теоретических разработках. Неолибералы отстаивали свободу предпринимательства, отводя государству роль «ночного сторожа» либо «ночного судьи».

Одним из наиболее ярких представителей неолиберального направления является чикагская школа во главе с М. Фридменом. Они считали, что деньги в современном обществе играют чрезвычайно важную роль, и что путем регулирования объема денежной массы можно оказывать влияние на экономику. Монетарные идеи легли в основу экономической политики в Великобритании и США в конце 80-х – начале 90-х годов и способствовали выходу из кризисного состояния этих стран.

Следующий этап в развитии экономической теории связан с великим американским ученым Полем Самуэльсоном, который пришел к идее» Великого Неоклассического Синтеза», то есть разумном сочетании всего наиболее ценного в неокейнсианских и неоклассических теориях. В своем знаменитом учебнике он выступает за активное вмешательство государства, при сохранении традиционных

ценностей западной цивилизации: демократии, личной свободы, частной собственности, свободной конкуренции, гарантирующих свободу индивидуального выбора, т. е. Объединяет эти два начала, совмещает и заставляет их работать согласованно.

Таким образом, современная экономическая мысль находится в развитии и представлена многообразием экономических концепций и теорий. Знакомство со всем многообразием концепций экономической теории является абсолютно необходимым условием формирования экономического профессионализма.

4 вопрос – рассказать какие из теорий, изучаемых Экономической теорией применяются в хозяйственной практике и в государственном регулировании экономики.

10 – дать определение собственности, рассмотреть основные формы собственности и процессы приватизации и национализации как инструменты изменения форм собственности.

5) Метод научной абстракции используется и для построения экономических моделей – упрощенных представлений о взаи-мосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку. Экономические модели создаются для выявления принципов, лежащих в основе экономической деятельности и предсказания последствий изменения тех или иных её элементов. При изучении законов хозяйственной деятельности экономическая теория использует позитивный и нормативный методы анализа.

Позитивные – имеют описательный характер, свидетельствуют о том, что есть в экономике, но не указывают на то, что должно быть. Нормативные – имеют рекомендательный характер, говорят о том, что должно быть, а не о том, что есть. Основные проблемы экономической организации общества. Во все времена своего существования люди объединялись для решения жизненно важных проблем, образуя хозяйственную общность, представляющую упорядоченную каким-либо образом систему связей между производителями и потребителями благ. Это означает, что в хозяйственной деятельности людей не существует хаоса. Процессы производства, обмена, распределения и потребления благ, осуществляемые в разнообразных формах, всегда оказываются организованными. Однако всякий раз этим процессам предшествует принятие решений по основным проблемам экономической организации общества: что, как и для кого производить. Что производить - это принятие решения о том, какие именно блага, в каком количестве, в какие сроки должны быть произведены. Как производить - это принятие решения о том, какие ресурсы и в каких сочетаниях применять, какие использовать технологии для производства благ. Кто будет потреблять, т. е. для кого производить - проблема, связанная с распределением благ. Её решением определяется тот, кому достанутся произведенные блага, кто получит возможность их потребления или использования. Возможны различные подходы к решению проблемы распределения:

- уравнительное распределение;

- по количеству и качеству труда;

- по физической силе или по интеллекту;

- по социальному статусу и т. д.

Какой из них выбрать? Во внимание принимается факт влияния выбранного способа распределения произведенных благ на результативность производства, эффективность использования ограниченных ресурсов. В учебном курсе эти проблемы предоставлены в виде триады основных вопросов экономики: «что», «как», «кто». В понятии «экономическая система» получила отражение совокупность производственных отношений и институтов, образующая экономическую структуру общества. Экономические системы различаются темпами экономического развития и механизмами решения основных экономических проблем: механизм принятия решений на основе традиций, обычаев, привычек; механизм командно-административного, централизованного принятия решений государственными органами; механизм рыночный. В зависимости от характера механизма, преобладающего в принятии решений по основным проблемам экономики, экономические системы можно представить в виде трех моделей: традиционная, командно-административная, рыночная.

8) Основный понятия собственности:

Собственность – это система отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатное производство.

1.Частная собственность – это такая форма соб- ты, при которой правом владения, пользования и распоряжения обладает отдельный индивид или отдельное юридическое лицо.

2.Государственная соб-ть выступает в виде соб-ты Российской Федерации и её субъектов.

3.Муниципальная соб-ть выступает в виде соб-ты городских и сельских поселений и других муниципальных образований.

11) Система - это строго построенное множество элементов (компонентов), которые находятся в тесном сотрудничестве, взаимозависимости и влиянии друг с другом и на этой основе образующих единое целое. Система имеет ряд различных свойств и признаков:

Экономическая система - это целостное единство производителей и покупателей, которые находятся между собой во взаимной связи и взаимодействии.

Элементы экономической системы. Главными составляющими частями каждой экономической системы являются такие сферы деятельности, как производство, распределение, обмен и потребление. В то время, когда они взаимодействуют, происходит обновление ресурсов, появление новых продуктов, и их продажа.

Элементы экономической системы. Главными составляющими частями каждой экономической системы являются такие сферы деятельности, как производство, распределение, обмен и потребление. В то время, когда они взаимодействуют, происходит обновление ресурсов, появление новых продуктов, и их продажа.

Потребление - это последняя цель каждой экономической системы. Потребление находится в прямом «подчинении» от производства, однако в то же время оказывает на него деятельное воздействие.

12) Тип экономической системы и ее характеристика

Достоинства. Недостатки. Традиционная

Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить.

Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда.

Многоукладность экономики.

Консерватизм и неприятие нововведений.

Не обсуждается, т.к. этот тип экономики несовременен, он соответствует доиндустриальным обществам

См. характеристику системы.

Командная (плановая)

Экономические решения принимают в основном представители государственной власти.

Отсутствие у производителей свободы выбора.

Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства.

Возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятельности.

Обеспечение экономической и социальной стабильности, так называемая «уверенность в завтрашнем дне».

Невозможность быстрого развития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производства и потребления.

Низкий уровень удовлетворения потребностей. Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления.

Рыночная: Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.

Преобладание частной собственности.

Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами.

Свободная конкуренция.

Минимальное влияние государства.

Способствует эффективному распределению ресурсов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается («невидимая рука рынка»).

Свобода выбора и деятельности предпринимателей. Способствует повышению качества товаров и услуг. Гибкость, высокая адаптированность

к изменяющимся условиям. Стимулирование научно-технического прогресса.

Неравное распределение дохода; рынок ориентирован на удовлетворение потребностей тех, кто платит деньги. Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безработице, социальным противоречиям.

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования.

Ослабление конкуренции, происходящее вследствие слияния небольших предприятий. Расточительное отношение к природным ресурсам.

Смешанная (развитая смешанная экономика)

Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного

регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни.

Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием.

Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.

13) Централизованная (административно - командная), суть которой в государственном монополизме.

Основные черты централизованной системы.

- господство государственной собственности

- диктатура государственного плана;

- административные методы управления;

- финансовая диктатура.

Плюсы:

- стабильная экономика;

- меньшее неравенство в обществе;

- нет проблем с трудоустройством;

- более стабильные цены.

Минусы:

- нет стимула к труду;

- всеобщие дефициты и неэффективность экономики;

- диктат производителей над потребителями;

- безынициативность людей и неудовлетворенная работа государственной собственности.

3) Рыночная экономика – это система, основанная на прямых связях между покупателями и продавцами.

Характерные черты:

- частная собственность на ресурсы и средства производства;

- саморегулирование экономики рыночными факторами;

- свобода выбора экономических партнёров;

- минимум вмешательства государства в экономику.

Плюсы:

- стимулирует выгодную предприимчивость у работников;

- отвергает неэффективное производство;

- не требует большого аппарата управления;

- даёт больше прав и возможностей потребителям.

Минусы:

- усиливает неравенство в обществе;

- нестабильность в экономике;

- инфляция;

- безработица;

- отсутствие государственного регулирования.

Основными чертами смешанной экономики являются:

основой экономической системы является взаимодействие частной и общественной форм собственности;

многообразие форм хозяйствования;

функция производства «возложена» на частный бизнес, а процесс реализации – и на государственные (муниципальные) и частные предприятия;

высокий уровень налоговых ставок;

высокий уровень пособий гражданам и субсидий и дотаций предприятиям;

достаточно высокое развитие предприятий социальной сферы.

16) Субъекты экономической системы.

Экономическая система не существует вне человеческого общества, поэтому в ней действует множество субъектов.

Субъектами экономической системы являются участники, которые функционируют в этой системе, чьи потребности, интересы и цели в ней реализуются.

Поскольку субъектов много, но определенные из них имеют близкие либо однозначные функции в экономической системе или же имеют совпадающие интересы и цели, все множество субъектов делят на большие группы. Таковыми являются производители и потребители, продавцы и покупатели, работодатели и работники, кредиторы и должники и т.д.Но основными субъектными группами в современной теории считают три: предприятия (фирмы), домашние хозяйства, государство.

Предприятие– это то звено экономики, где осуществляется соединение рабочей силы со средствами производства, и создаются на этой основе продукты или товары.

Домашние хозяйства экономической системе рассматриваются как производители и продавцы рабочей силы.

Государство выполняет важные функции по производству определенных товаров и услуг, а также сложные функции по регулированию экономики. Все группы субъектов находятся в экономической системе в состоянии постоянного воздействия.

17) Альтернативные модели в рамках экономических систем.

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...