Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административно-командная система.




Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д. Существовали советская, китайская, северо-корейская и др. системы. В странах с ярко выраженной диктатурой (например режим Пол Пота) пытались внедрить модели вообще с трудом укладываемые в рамки даже административно-командной системы. Но, как уже указывалось, система как и все её модели не оправдала себя, большинство бывших социалистических стран занялись возрождением частной собственности и системы рынков, поэтому рассмотрим модели более прогрессивных систем.

Рыночная система.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха

Британская модель. Данная модель смешанной экономики формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:

• в обеспечении частного сектора правительственными заказами;

• в развитии ВПК;

• в финансировании НИОКР;

• в финансировании социальной сферы и т.д. Французская модель – одна из наиболее развитых в Запад- ной Европе. В этой модели реализована концепция экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР.

Итальянская модель – это своеобразный вариант западно- европейской модели, которая характеризуется:

• обширным государственным сектором;

• высокоразвитым крупным частным бизнесом;

• укладами, оставшимися от раннего капитализма;

• большим удельным весом малого бизнеса;

• развивающимся кооперативным сектором.

Скандинавская модель – особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью общественного сектора. Существенную роль играет коопера- тивный сектор.

Японская модель – это оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой.

Германская модель – опорой экономического развития являются крупные корпорации и социальная ориентация.

18) Теория общественного выбора — один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим.

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.

Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.

Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

19) Модель кругооборота продуктов и доходов: описывает движение потоков товаров и ресурсов между фирмами и домашними хозяйствами, кᴏᴛᴏᴩое сбалансировано встречным движением потока денежных платежей. В простом варианте не учитывается влияние государства и иностранного сектора экономики. Такое абстрагирование позволяет акцентировать внимание на основной системе связей, складывающихся в частном секторе закрытых хозяйственных систем.

 

потоки измеряются в единицах за определенный период. По ϶ᴛᴏму их параметры (рубли в год, тонны в месяц и т.д.) будут параметрами, характеризующими скорость, с кᴏᴛᴏᴩой происходит процесс. Наряду с потоками, являющимися динамическими величинами, существуют статические величины, называемые запасами. Под запасами понимаются величины, кᴏᴛᴏᴩые измеряют те или иные показатели хозяйственной деятельности, накопленные к не кᴏᴛᴏᴩому конкретному моменту. Так, количество денег, имеющихся в экономике, образует запас, а денежные доходы и расходы экономических субъектов будут потоками. Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах традиционно сопровождаются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими изменениями в других.

Все доходы экономических субъектов можно разделить на два вида: доходы от труда и доходы от имущества. Под имуществом подразумеваются все источники законного нетрудового дохода: реальный и фиктивный капитал, земля, жилые дома и т.п.

Совокупность имущества, находящегося в собственности государства, физических и юридических частных лиц (отражаемая в модели кругооборота в виде особого сектора), образует национальное богатство страны.

20) Экономическая теория как методологическая основа государственного регулирования экономики. Начнем с определения понятия методологии. Это не только совокупность методов познания, но и принципов - философско-социологических, политологических и других общенаучных - и обосновывающих их теорий. Методология - это определяющее начало процесса познания, а также система общетеоретических требований, которые реализуются в комплексе конкретных методов и приемов научного познания и объяснения объектов социальной действительности.

В современной политической науке существуют различные методологические концепции анализа политической реальности. Подобная же ситуация наблюдается в отечественной литературе по государственному управлению. И все же можно выделить не которые типичные из них. Это общефилософская диалектико-материалистическая методология, политолого-социологические типы анализа - системный и структурно-функциональный, кон фликтологический и кибернетический подходы. Несмотря на не совпадение мировоззренческих основ, отмеченные методологии ориентируют прежде всего на объективное отражение действительности, хотя и различных ее сторон и с различных научно-познавательных (гносеологических) точек зрения. Стремление к объективности в объяснении политико-социальной реальности (а иной цели у научного исследования нет) позволяет сделать вывод о возможности рассматривать указанные методологические концепции как не взаимоисключающие, а как взаимодополняющие типы анализа действительности.

Применение диалектико-материалистической методологии (не путать с марксистско-ленинской политической идеологией, партий ной коммунистической доктриной) к теории государственного управления означает, по крайней мере, три основных требования, которые рекомендуется реализовывать при изучении деятельности государства: во-первых, рассматривать государство как социальную систему, а его управленческую деятельность - как один из видов социального управления; во-вторых, понимать феномен государственного управления как объективированную рациональную (сознательную) деятельность, т.е. как такую, которая опредмечивается в разнообразных формах политико-социальной реальности, организационно-управленческих структурах, политико-правовых актах, реальных управленческих отношениях между центрами государственной власти, партиями и общественными объединениями и др.; в-третьих, строить теоретический анализ государственного управления с учетом принципа конкретно-исторического подхода. Это означает в данном контексте признание идеи развития, а также конкретно-исторической специфики государственного управления (обусловленности тем или иным типом социально-политического строя).

21) Экономические функции государства. Мы выяснили, что современное государство принимает активное уча стие в социально-экономических процессах. Оно выполняет ряд важнейших функций, которые не может выполнить ни один иной субъект экономических отношений (например, крупная фирма, банк, общественная организация и др 1

Функции государства можно разделить на 2 группы:

Во-первых, обеспечение и поддержка функционирования рыночной системы путем создания правовой базы: законодательного регулирования от ношений между субъектами хоздеятельности, предоставления некоторых важных услуг (охрана общественного порядка, введение стандартов и др.).

Во-вторых, усиление рыночного механизма, модификация, исправ ление их недостатков, используя меры по стабилизации и стимуляции экономического роста, контроль за безработицей, контроль за экологией, перераспределение ресурсов и др.

К первой группе относятся:

1. Обеспечение правовой базы: принятия законов и нормативных актов:

Конституции

- о собственности;

- о предпринимательстве;

- об условиях найма рабочей силы;

- о статусе предприятия и др., которыми определяются «правила игры», т.е. экономические правила поведения хозяйствующих субъектов.

2. Защита конкуренции, создание условий для обеспечения совершенной конкуренции:

- поддержка частного предпринимательства;

- антимонопольная политика;

- контроль над деятельностью монополистов.

Государство выполняет фундаментальные функции также как обеспечение правопорядка и законности. Она создает определенную систему государственных институтов (органов, учреждений), которые принимают законы, постановления, осуществляют государственное управление, наблюдают за соблюдением законности, выносят наказания тем, кто не соблюдает принятые законы и др. К институтам государственного управления относятся: высший законодательный орган власти - парламент, или Верховный Совет, или Национальное собрание (каждая страна имеет свой орган), Президент, Премьер-министр и Кабинет Министров, Прокуратура и др.

23) Рынок как система эк-кая связей: категория предпологает эк-кую обособленность товаропроизводителей, основанную, на частной собственности, разделение труда, связанного с развитием и углублением специализации и кооперирования производства, возможность удовлетворения своего интереса, который достигается через конкуренцию и предпринимательство. он зародился много тысяч лет назад на стадии разложения натурального хоз-ва, для которого были характерны замкнутность, универсальный труд, прямы эк-кие связи. Еще А. Маршал отмечал необходимость того, чтобы применяемые экономической наукой понятия были четко определены. По его же словам важно и то, что употребление терминов не должно быть слишком категоричным, чтобы не впасть в бессмысленный спор или, допустить ошибку.

Рынок - одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. Так, понятие рынка в распространенных на Западе теориях экономик имеет весьма поверхностное определение и не привлекает особого внимания. Рынок берется как некая данность, требующая ответа на вопрос: не что это такое, а как он устроен, как функционирует.

В действительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому не известно, что такое рынок.

Целью данной работы является исследовать понятие «рынка» и рассмотреть рынок как систему экономических связей.

Для реализации данной цели предпринята попытка решения следующих задач:

.Дать понятие экономической системы и определить основные виды экономических систем.

.Исследовать понятие рынка, основываясь на его сущности, условиях существования, понятиях «объект» и «субъект» рыночной экономики, а также на функциях, выполняемых рынком.

.Обозначить основные принципы рыночной экономики.

.Выделить достоинства и недостатки рынка.

.Охарактеризовать модель современной рыночной экономики.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

24) Условия возникновения и функции рынка:

Прежде всего следует отметить, что рынок - это обязательный компонент товарного производства или без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Понятие рынка многогранно, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно изменяло свое содержание. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. И объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений.

Можно дать несколько определений рынка.

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...