Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.




Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.

Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей- продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

• монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);

• олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);

• монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства. В России началом создания антимонопольного законодательства стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:

1.распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;

2.введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;

3.некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

4.самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи - не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.

Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

28) Конкуренция и монополия:- это противоположные понятия. Конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию. Термин «конкуренция» происходит от лат. concurentia и означает соперничество, соревнования, состязание.

Важнейшей функцией конкуренции на рынке является подсчет ею общественно необходимых затрат на производство каждого отдельного вида товара. Все колебания цен на рынке (вверх-вниз) происходят вокруг равновесной цены, которая устанавливается в соответствии с действием закона стоимости. Закон стоимости – это экономический закон, согласно которому все товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда. В соответствии с данным законом при равенстве спроса и предложения цена определяется стоимостью товара.

Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, конкуренция является несовершенной.

Основные черты совершенной конкуренции:

1. имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема;

2. товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей;

3. отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и свободного выхода из отрасли; К основным входным барьерам относят:

4. полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов;

5. рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключается.

29) Метод регулирования конкуренции. Антимонопольная политика:

Методы антимонопольного регулирования

1) Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

2) Методы нормативно -ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся: правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. Основная черта нормативно-ориентируещего регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм.

Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых отношений, правительство выступает прежде всего как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики.

3) Антимонопольный контроль. К антимонопольному регулированию можно отнести и такой контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает определенный процент на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство. Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства.

30 ) Теория предельной полезности:

В основе рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Именно их динамика определяет ниспадающую форму кривой спроса. Но что лежит в основе решения о покупке того или иного товара?

Главным кандидатом на роль первоосновы закона спроса с точки зрения потребителя всегда была полезность — степень удовлетворения потребителя тем или иным товаром. Однако попытки разработать на ее основе стройную теорию наталкивались на возражение, известное в экономической науке как парадокс А. Смитаилипарадокс воды и алмаза. Суть парадокса заключается в следующем: если стоимость хоть как-то связана с полезным эффектом, то почему блага, имеющие наивысший полезный эффект, жизненно необходимые для всех (вода, воздух, хлеб), ценятся весьма низко или вообще не имеют стоимости. В свою очередь блага, полезность которых с точки зрения естественных потребностей сомнительна (например, алмаз), ценятся столь высоко?

В последней трети XIX в. появилась новая экономическая концепция — теория предельной полезности, которой удалось объяснить парадокс А. Смита.

Теория предельной полезности, разработанная представителями австрийской школы (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), обратила внимание на то, что полезность блага — это субъективная, индивидуальная для каждого потребителя величина. «Ценность предполагает, – писал Е. Бем-Баверк, – именно ограниченность количества вещей, отсутствие ценности предполагает их избыток»

Представители теории предельной полезности, выводя ценность из полезности, выделяли два вида полезности:

1.абстрактную, или родовую полезность, т.е. способность блага удовлетворять какую-либо полезность людей;

2.конкретную полезность, которая означает субъективную оценку полезности данного конкретного блага.

Эта субъективная оценка зависит от двух факторов:

· от имеющегося запаса и

· от степени насыщения потребности в нем (степени интенсивности потребления).

31) Спрос. Закон спроса:

Основоположником учения о спросе и предложении на различных рынках выступал А.Маршал (1824–1924 гг.). Он

35утверждал, что суть главных проблем в политической экономии состоит в том, как спрос и предложение равновешивают друг друга. Спрос – D (от англ. demand) — это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющихся на рынке товаров. С эволюцией обмена и рынка претерпевает изменение и категория спроса. Так, при обмене товара на товар спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену и выступающих при обмене в качестве эквивалентов. Сразвитием товарного обмена и рынка, появлением денег и то-

варного обращения спрос выступает уже в денежной форме, т.е.проявляется как платежеспособная потребность.

В современной экономической теории различают такие виды спроса как:

• действительный спрос – реально предъявляемый спрос на товары и услуги;

• реализованный спрос – часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах;

• неудовлетворенный спрос – нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров или не-

соответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей

Закон спроса

Кривая спроса иллюстрирует закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (при этом все другие условия оста-

ются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. 41Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары.Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 45 до 15 руб.)потребитель на свой постоянный доход в 4500 руб. сможет купить уже не 100 кг яблок, а 300. Если же потребитель желает сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т.е. 100кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество других товаров. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки при неизменном уровне ценна другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуации с покупкой нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары.

Но существуют и низкокачественные товары. В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.

32) Предложение. Закон предложения:

Предложение – S (от англ. supply) – это желание и способность производителей предлагать для реализации на рынке определенные блага. Количественное выражение предложения называют величиной (обьмом) предложения.

На предложение товара вилияет прежде всего цена. Эту зависимость выражает закон предложения. Изучая действия продавцов на рынке, нетрудно заметить, что количество товаров на рынке, которое предлагается ими на рынке к продаже (величина предложения), так же впрямую зависит от складывающихся в торговле уровня цен. У призводителей и продавцов свои интересы, для них ЦЕНА несет иную, чем для потребителей, информацию: высокая цена обещает больую выручку, низкая цена заставляет искать пути более прибыльного использования своих ресурсов.

Кривая предложения иллюстрирует закон предложения.

Сущность закона предложения состоит в прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара: чем выше цена товара, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.

Закон предложения: Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах, И меньше – при низких.


 

33) Проблема рыночного равновесия:

Спрос характеризует готовность и возможность потребителей купить товар, а предложение – готовность и возможность производителей его продать.

Как мы увидели, и спрос, и предложение связаны с основной экономической проблемой – проблемой выбора, а значит, с альтернативными издержками. В основе построения кривой спроса лежит выбор покупателя между различными альтернативными вариантами удовлетворения своей потребности. В основе построения кривой предложения лежит выбор продавца между различными альтернативными вариантами использования ресурсов. Рынок является набором механизмов, который дает возможность покупателям и продавцам вступить в переговоры и найти баланс (равновесие).

Тогда под равновесием логично понимать совпадение этих двух готовностей. Все потребители, которые рассматривали различные способы удовлетворения потребности, предпочли (и смогли) купить именно данный товар. А все производители, которые рассматривали различные способы использования ресурсов, предпочли (и смогли) использовать их именно для производства данного товара. Опираясь на какой критерий покупатели и производители смогли формировать свои предпочтения? На цену. Как было сказано ранее, цена, которая несет в себе важнейшую для рыночной экономики информационную функцию, помогла покупателю определить свой выбор, а продавцу свой. Равновесие характеризуется ценой и объемом продаж. Графически точкой равновесия считается точка пересечения кривых спроса и предложения

Рыночное равновесие

До работы А. Маршалла «Принципы экономист» (1890 год) у экономистов не было единой теории рыночного равновесия. Были отдельные теории, устанавливающие правила поведения покупателей и продавцов. Но графиков спроса и предложения экономисты не строили. А. Маршалл впервые предложил графический анализ в координатах P-Q для рыночного ценообразования. Самый популярный на сегодняшний день экономический график «спрос-предложение» называют «крест Маршалла» по имени его создателя. Маршалл предложил удобную и функциональную модель, уравновешивающую мотивы продавцов и покупателей, и предлагающую нахождение баланса интересов противоположных рыночных сил в виде равновесной цены.

34) Эластичность спроса и предложения:

Эластичность спроса – это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов. Эластичность определяется с помощью коэффициента эластичности. Он показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.

Так как объем спроса зависит не только от цены данного товара, но также от цен других товаров, для характеристики

данного процесса используется перекрестная эластичность спроса по цене. Пример: продавец гвоздик решил увеличить объем продаж путем снижения цены за цветок с 20 руб. до 17 руб. В результате объем продаж возрос со 120 до 190 цветов в день. Определите ценовую эластичность спроса. Объем спроса цветов возрос на 59% [(190–120):120 ·100 =59].

Цена за цветок снизилась на 15% [(17–20):20·100=15] Коэффициент эластичности спроса равен 59:(–15) = –3,94, т.к. –3,94 по модулю >1 спрос эластичен. В экономической теории выделяют различные формы перекрестной эластичности.

36) Выбор потребителя и функция спроса. Индивидуальный и рыночный спрос:

В условиях рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Функция спроса, показывающая зависимость спроса на какой-либо товар или услугу от различных факторов. Индивидуальный и совокупный спрос зависит от дохода и цены данного товара. Кривая спроса показывает зависимость спроса только от цены товара, при том, что все прочие факторы считаются постоянными. Спрос определяется также иными факторами, среди которых цены на другие товары, прежде всего на субституты и дополнительные товары, а также погодные условия и изменения в моде и вкусах. На спрос на потребительские товары длительного пользования оказывают влияние запасы товаров такого рода на руках у потребителей: чем больше людей уже имеют эти товары, тем меньше желающих покупать их.

Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Кривая, характеризующая индивидуальный спрос, стоится на основе кривой «цена-потребление», что было показано в предыдущем вопросе. Кривая спроса имеет две особенности.

Первая. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.

Вторая. В каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения.

Изменение вдоль кривой индивидуального спроса предельной нормы замещения свидетельствует о выгодах, доставляемых потребителям от благ.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса.

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

37) Рынок труда:

Рынок труда или рынок рабочей силы представляет собой составную часть общего рыночного пространства, выполняющую функцию распределения и перераспределения общественного труда по сферам хозяйства, видам и формам деятельности в соответствии со структурой общественных потребностей.

Основные элементы рынка труда (как и любого рынка):

спрос на рабочую силу,

- предложение рабочей силы,

- цена рабочей силы,

- конкуренция.

Спрос отражает объем и структуру общественной потребности в рабочей силе, представленной на рынке труда и обеспеченной наличием рабочего места и фондом оплаты труда и жизненных средств.

Предложение рабочей силы характеризуется численностью и составом работников, способных к труду и заинтересованных в получении работы по найму. Работники различаются по полу, возрасту, национальности, профессии, уровню квалификации.

38) Заработная плата на конкретных труда: Ценой труда выступает заработная плата. Сделка купли-продажи состоится лишь в том случае, если работник соответствует требованиям рабочего места, а рабочее место – интересам работника. В основе рынка труда лежит конкуренция между предпринимателями за привлечение рабочей силы, между работниками за замещение вакантных мест и между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплату труда.

39) Предпринимательский доход и экономическая прибыль.

Функции прибыли

Прибыль выступает как главный мотив предпринимательской деятельности. Предприниматель тем охотнее занимается какой-либо деятельностью, чем больше величина прибыли, которую эта деятельность приносит. Экономисты используют термин «прибыль» для обозначения разницы между совокупным до ходом фирмы и ее издержками.

До начала производства права собственности принадлежат владельцам экономических ресурсов (землевладельцам, капиталистам, рабочим). В процессе производства право пользования факторами производства передается на определенных условиях предпринимателю, который должен обеспечить собственникам ресурсов доход в виде земельной ренты, процента и заработной платы. В результате возникает два вида монополии на каждый из факторов производства: монополия собственности и монополия хозяйствования. Монополия собственности на экономические ресурсы реализуется в соответствующих доходах (рента, процент, заработная плата). Монополия же предпринимателя на эти ресурсы является временной монополией хозяйствования и формой ее реализации служит предпринимательский доход.

Предпринимательский доход — часть прибыли от предпринимательской деятельности, которую получают сами предприниматели за риск, новаторство, организацию производства и труда. Предпринимательский доход, с одной стороны, является вознаграждением за проявленные предпринимательские способности, а с другой стороны, результатом итогового распределения прибыли предприятия.

Предпринимательский доход включает:

• нормальную прибыль. Если ее величина будет недостаточна, то предприниматель займется другим, более прибыльным бизнесом или откажется от предпринимательской деятельности вообще ради получения заработной платы, работая по найму;

• экономический доход, т. е. доход, полученный сверх нормальной прибыли. Эта часть предпринимательского дохода есть функция от экономической прибыли. Напомним, что экономическая прибыль — разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее экономическими издержками (суммой как внешних, так и внутренних издержек). Иногда ее еще называют сверхприбылью.

Количественное определение предпринимательского дохода на микроуровне вызывает некоторые затруднения. Напомним, что бухгалтерская и экономическая трактовка прибыли не совпадают. Для бухгалтера предпринимательский доход отождествляется с нераспределенной прибылью предприятия за отчетный период. Экономист же трактует прибыль более узко, рассматривая как доход только экономическую прибыль.

Предпринимательство как специфический фактор производства является объектом собственности предпринимателя, он имеет определенную форму реализации — в виде предпринимательского дохода. Предпринимательский доход выступает главной целью предпринимательской деятельности.

Прибыль в экономике выполняет ряд важнейших функций:

• является двигателем экономического развития. В условиях рыночной экономики именно от прибыли, вернее от ее величины, зависит, какие блага и в каком количестве будут производиться, поскольку каждый предприниматель ищет то количество товара и ту цену, при которых он сможет по лучить максимальную прибыль;

• способствует эффективному распределению ресурсов. Ресурсы распределяются среди фирм и отраслей на основе способности последних платить. Готовность фирм платить за экономические ресурсы, в свою очередь, определяется их прибыльностью. Прибыльно работать будет только та фирма, продукция которой пользуется спросом. Эффективное распределение ресурсов означает, что они направляются на производство именно той продукции, которая необходима обществу сегодня;

• стимулирует нововведения. Ожидание прибыли побуждает предпринимателя осуществлять нововведения. Инновационной деятельностью сегодня занимаются все эффективные предприятия, все успешные предприниматели и менеджеры. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность получать дополнительный доход и максимизируют свои прибыли.

40) Рынок капитала и ссудный процент:

Рынок капитала представляет собой сферу формирования спроса на капитал и его предложения. Различают два функциональных типа рынка капитала: рынок денежных средств (денежного капитала) и рынок капитальных активов (зданий, сооружений, производственного оборудования). На рынке капитальных активов спрос формируется на уже созданные объекты, которые собственник может предлагать для продажи или в аренду. Рынок денежных средств - ϶ᴛᴏ рынок заемного, или ссудного капитала. Ссудный капитал выступает в виде денежных средств, предоставленных в ссуду (кредит) на условиях срочности, платности и возвратности.

41) Рынок природных ресурсов и экономическая рента:

Россия страна, наделенная обширными природными ресурсами. И хотя немалую часть этих ресурсов мы уже использовали, но и сегодня их продажа является важнейшим источником доходов как граждан, так и государства. Вот почему важно понимать, как работает рынок природных ресурсов, какие закономерности на нем действуют и как нашей стране следует формировать свою политику в области использования этих ресурсов.

Стоит разобраться в том, какие виды природных ресурсов выделяет экономическая наука. Любой вид природных ресурсов может быть отнесен к одной из двух главных категорий:

- воспроизводимые ресурсы – производственные ресурсы, которые могут быть восстановлены в силу природных процессов в обозримой перспективе (не более 1-2 поколений) и потому потенциально способны существовать на Земле вечно (ресурсы растительного и животного мира);

- невоспроизводимые ресурсы – производственные ресурсы, предложение которых абсолютно фиксировано и которые, в случае их потребления, не могут восстановиться в обозримой перспективе.

Рента.

Использование природных ресурсов связано с категорией «рента» (от французского «rent» – фиксированный доход). Рента как экономическая категория представляет собой вид дохода, регулярно получаемого с земли и других природных богатств, количество которых строго ограничено. Рента является формой реализации собственности на природные ресурсы. Существование ренты предполагает, что предприниматель, не владеющий необходимыми ему природными ресурсами, вынужден приобретать право на их использование. За это он регулярно выплачивает владельцу природных ресурсов часть своего дохода.

43) Экономический рост, его источники и измерение. Теории экономического роста

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономический рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития. Экономический рост есть составляющая экономического развития. Он выражается непосредственно в количественном увеличении ВВП и его составляющих.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями количественной динамики экономического роста являются:

• годовой прирост объема ВВП;

• годовые темпы роста ВВП в расчете на душу населения;

• годовые темпы роста производства основных отраслей экономики.

Экономический рост происходит в результате экстенсивного и интенсивного использования производственных факторов.

В современных условиях ведущим фактором экономического роста являются знания, особенно технологические (научно-технический прогресс). Об этом впервые со всей определенностью высказался в 50-х гг. американский экономист, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии, Роберт Солоу. Аналогичные оценки сделали и другие американские экономисты — Джон Кендрик, Эдвард Денисон. В частности, Э. Денисон разработал классификацию факторов экономического роста, включающую 23 фактора, из которых 4 относятся к труду, 4 — к капиталу, один — земля, остальные 14— характеризуют вклад научно-технического прогресса. По его мнению, экономический рост в современных условиях определяется не столько количеством затраченных факторов производства, сколько повышением их качества, и прежде всего качества рабочей силы. Проанализировав источники экономического роста в США за 1929—1982 гг., Э. Денисон пришел к выводу, что образование является определяющим фактором роста объема выпуска на одного работающего. Многие авторы также ставят этот показатель на первое место. Технический прогресс рассматривается как реализация в процессе проведения НИОКР накопленных знаний, навыков, приемов, технической информации и других нововведений. На экономический рост большое влияние оказывает экономическая политика государства, стимулирующая его или фактически мешающая ему. Немаловажное значение имеют внешние аспекты, в том числе участие в международном разделении труда и экономической интеграции, степень открытости экономики мировому хозяйству. Россия на мировом рынке продолжает выступать как поставщик сырья и импортер готовой продукции. Отсутствие притока капиталов, технологий, управленческого опыта замедляют ее экономическое развитие. Между тем иностранные инвестиции могли бы стать для России катализатором экономического прогресса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...