Налоги и совокупное предложение
Рисунок № 27.1 показывает, что в ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит бюджета (в фазе спада) и профицит (в фазе подъема). Стоит сказать, для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни сторонники экономики предложения предлагают снижать налоги. Стоит заметить, что они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, о снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых вступлений в бюджет, приводится кривая Лаффера (см. рис. 7.3). При этом проблема состоит по сути в том, что если ϶ᴛᴏ и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления догов в бюджет могут и снизиться. Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, будут одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. В случае если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены кᴏᴛᴏᴩых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены кᴏᴛᴏᴩых не отстают, а иногда и опережают индекс -дефлятор ВВП.
48) Бюджетный дефицит и управление государственным долгом Государственный долг –общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме бюджетных дефицитов. Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Частный долг – общий размер задолженности не государственного сектора владельцам частных ценных бумаг. Государственный и частный долг являются элементами кругооборота “доходы - расходы”. Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Реальный дефицит государственного бюджета = ((номинальному дефициту государственного бюджета) – величину государственного долга на начало) · (темп инфляции)). Есть всего три способа решения проблемы бюджетного дефицита. Самый простой это эмиссия денег, т.е. их выпуск в обращение, чтобы перекрыть недостающую сумму. Коварство денежной эмиссии состоит в том, что ее следствием обычно является инфляция со всеми ее бедами как для населения, так и для народного хозяйства. Второй способ преодоления дефицита это займы внутренние или внешние. Этот способ не столь болезненный, как первый. По этому пути обычно идут развитые рыночные страны, Но и у этого способа есть минусы: необходимость возвращать долг, выплачивать проценты. Третий способ – реализация части государственного имущества ради покрытия дефицита, (когда дефицит носит разовый характер), но при этом теряется часть национального имущества, находящаяся в собственности государства. Дефицит государственного бюджета – причина тяжелейшего недуга финансовой системы. Во-первых, это первотолчок инфляции со всеми ее негативными последствиями. Во – вторых, из-за бюджетного дефицита упирается в нехватку средств любая попытка облегчить положение трудящихся, которые оказались за чертой бедности. В – третьих, из-за нехватки средств резко ослаблены государственные органы, откуда идет утечка специалистов, и где нищенская материальная база. В четвертых, рушатся те сферы общества, которые находились на государственном финансировании.
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются: - увеличение государственных расходов в военное время; - циклически спады и встроенные стабилизаторы экономики; - сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки государственных расходов). Одним из факторов экономического роста является соотношение долг/ВНП. Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов: 1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу; 2) от темпов роста реального ВНП; 3) от величины первичного дефицита госбюджета. Первичный дефицит это разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат. Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП уходит на выплату процентов и возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга. Увеличение налогов, как условие обслуживания растущего долга, может привести к снижению стимулов к труду, к инвестированию и инновациям. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста. Чтобы избежать такого положения правительство может рефинансировать долг, т.е. выпустить новый государственный заем и использовать выручку для выплаты процентов по “старым “ долгам. Широкомасштабным явлением в настоящее время стала реструктуризация долга, при которой условия его обслуживания (процент, сумма, сроки начала возврата) пересматриваются. Реструктуризация имеет место, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.
Механизмы сокращения внешней задолженности следующие: 1. Выкуп долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. 2. обмен долга на акционерный капитал (СВОП) – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. 3. Замена существующих долговых обязательств новыми (в национальной или иностранной валюте). 49) Денежно-кредитная система и её структура Денежно-кредитная система ― это совокупность денежно-кредитных отношений, их форм и методов, осуществляемых кредитно-банковскими институтами, которые создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства в виде кредита на условиях срочности, платности, возвратности и материальной обеспеченности. Формирование и развитие денежно-кредитной системы связаны в первую очередь с функционированием кредитных отношений, использованием конкретных принципов и форм кредита. Кредит ― предоставление в денежной или товарной форме на условиях возвратности кредитодателем заемщику в долг денег или товара. Кредитные отношения строятся с соблюдением следующих принципов кредитных отношений: возвратности, срочности, материальной обеспеченности заёмщика, целевой направленности и платности. В зависимости от срока кредит бывает:
Основные формы кредита:
В последнее время получили развитие такие формы отношений в системе кредитования, как лизинг, факторинг, форфейтинг, траст.
Лизинг ― это безденежная форма кредита, аренда с передачей в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Факторин г ― это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности. Банк покупает «дебиторские счета» предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому предприятие продало товар или оказало услугу. Форфейтинг ― - это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание которых наступит через 1―5 лет. Траст ―это операции по управлению капиталом клиентов. Ядро кредитной инфраструктуры составляет банковская система. Банковская система ― совокупность банковских учреждений, функционирующих на территории страны во взаимосвязи между собой. Банковская система имеет два уровня. Первый уровень представлен центральным (эмиссионным) банком, второй ― коммерческими (депозитными) и специализированными (инвестиционными, сберегательными, ипотечными, внешнеторговыми и др.) банками. Банковская система выполняет следующие основные функции: 1) аккумулирование временно свободных средств; 2) предоставление свободных средств во временное распоряжение; 3) создание кредитных денег; 4) кредитное регулирование; 5) денежная эмиссия; 6) выпуск ценных бумаг Важнейшим звеном банковской системы является центральный банк (ЦБ). Основными задачами ЦБ являются: обеспечение стабильности денежного обращения; осуществление государственной политики в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений. Функции Центрального банка: 1) эмиссия банкнот; 2) хранение государственных золото-валютных резервов; 3) денежно-кредитное регулирование экономики; 4) кредитование коммерческих банков; 5) проведение расчётов и переводных операций; 6) контроль за деятельностью кредитных учреждений Коммерческие банки ― кредитные учреждения универсального типа, осуществляющие на договорных условиях кредитно-расчетное и другое банковское обслуживание юридических и физических лиц посредством совершения операций и оказания услуг.
Осуществляемые коммерческими банками операции подразделяются на пассивные и активные. Пассивные операции ― привлечение денежных ресурсов путем приёма депозитов, облигаций, других ценных бумаг. Активные операции ― размещение денежных ресурсов путем предоставления кредитов, покупки акций, облигаций и других ценных бумаг. 50) Банковская система. Основные банковские операции: Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|