Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М. Вебер. Вебер М. Наука как призвание и профессия//Избранные произведения: пер. с нем./Сост. 1. Какую роль в научном творчестве играют «страсть» и «труд»? Могут ли они существовать друг без друга?




М. Вебер

 

< …> однако даже при наличии страсти, какой бы глубо­кой и подлинной она ни была, еще долго можно не полу­чать результатов. Правда, страсть является предвари­тельным условием самого главного — «вдохновения». Сегодня среди молодежи очень распространено пред­ставление, что наука стала чем-то вроде арифметической задачи, что она создается в лабораториях или с помощью статистических картотек одним только холодным рассуд­ком, а не всей «душой», так же как «на фабрике». < …> «…человеку нужна идея, и притом идея верная, и только благодаря этому условию он смо­жет сделать нечто полноценное. < …> Идея подготавливается только на основе упорного труда. Разумеется, не всегда. Идея дилетанта с научной точки зрения может иметь точно такое же или даже большее значение, чем открытие специалиста. Как раз дилетантам мы обязаны многими нашими лучшими постановками проблем и многими познаниями. Дилетант отличается от специалиста < …> только тем, что ему не хватает надежности рабочего метода, и поэтому он большей частью не в состоянии проверить значение внезапно возникшей догадки, оце­нить ее и провести в жизнь. Внезапная догадка не за­меняет труда. И с другой стороны, труд не может заме­нить или принудительно вызвать к жизни такую догадку, так же как этого не может сделать страсть. Только оба указанных момента — и именно оба вместе — ведут за собой догадку. Но догадка появляется тогда, когда это угодно ей, а не когда это угодно нам. И в самом деле, лучшие идеи < …> приходят на ум, когда раскуриваешь сигару на диване, или < …> во время прогулки по улице, слегка поднимающейся в гору, или в какой-либо другой подобной ситуации, но, во всяком случае, тогда, когда их не ждешь, и не во время размышлений и поисков за письменным столом. Но конечно же, догадки не пришли бы в голову, если бы этому не предшествовали именно размышления за письменным столом и страстное вопрошание.

< …> Можно быть превосходным работником и ни разу не сделать собственно­го важного открытия. Однако было бы заблуждением по­лагать, что только в науке дело обстоит подобным обра­зом и что, например, в конторе все происходит иначе, чем в лаборатории. Коммерсанту или крупному промыш­леннику без «коммерческой фантазии», то есть без выдумки — гениальной выдумки, — лучше было бы оста­ваться приказчиком или техническим чиновником; он никогда не создаст организационных нововведений. Вдох­новение отнюдь не играет в науке < …> большей роли, чем в практической жизни, где действует современный предприниматель. И с другой стороны, — чего тоже часто не признают - оно играет здесь не меньшую роль, чем в искусстве. Это ведь сугубо детское представление, что математик прихо­дит к какому-либо научно ценному результату, работай за письменным столом с помощью линейки или других механических средств: математическая фантазия, напри­мер Вейерштрасса, по смыслу и результату, конечно, совсем иная, чем фантазия художника, то есть качест­венно от нее отличается, но психологический процесс здесь один и тот же. Обоих отличает упоение (в смысле платоновского «экстаза») и «вдохновение».

Вебер М. Наука как призвание и профессия//Избранные произведения: пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – С. 709-710.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какую роль в научном творчестве играют «страсть» и «труд»? Могут ли они существовать друг без друга?

2. Имеет ли отношение вдохновение к сфере практической жизнедеятельности? Как связаны «фантазии» и «выдумки» с организационными нововведениями?

 

 

М. Вебер

Научная работа вплетена в движение прогресса. Напротив, в области искусства в этом смысле не существует никакого прогресса. Неверно думать, что произведение искусства какой-либо эпохи, разработавшее новые технические средств или, например, законы перспективы, благодаря этому стоит выше в чисто художественном отношении, чем произведение искусства, абсолютно лишенное всех перечисленных средств и законов, если только оно было создано в соответствии с материалом и формой, то есть если его предмет был выбран и оформлен по всем правилам искусства без применения позднее появившихся средств и условий. Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет; отдельный индивид лично для себя может по-разному оценивать его значение, но никто никогда не сможет сказать о художественно совершенном произведении, что его «превзошло» другое произведение, в равной степени совершенное.

Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им и области науки устареет через   10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз со­ставляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным. С этим должен смириться каждый, кто хочет служить науке.   

Вебер М. Наука как призвание и профессия//Избранные произведения: пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – С. 711-712.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как соотносятся понятия «прогресс» в науке и «прогресс» в искусстве? В чем причины столь существенного различия?

 

М. Вебер

 

< …> мы приходим к проблеме смысла науки. < …> Зачем наука занимается тем, что в действительности никогда не кончается и не может закончиться? Прежде всего возникает ответ: ради чисто практических, в более широком смысле слова — технических целей, чтобы ориентировать наше практическое действие в соот­ветствии с теми ожиданиями, которые подсказывает нам научный опыт. < …> Но что же осмысленное надеется осуществить ученый своими творениями, которым заранее предопреде­лено устареть, какой, следовательно, смысл усматривает он в том, чтобы включиться в это специализированное и уходящее в бесконечность производство? Для ответа на данный вопрос надо принять во внимание несколько общих соображений.

Научный прогресс является частью, и притом важней­шей частью, того процесса интеллектуализации, который происходит с нами на протяжении тысячелетий и по отношению к которому в настоящее время обычно зани­мают крайне негативную позицию. Прежде всего уясним себе, что же, собственно, прак­тически означает эта интеллектуалистическая рационали­зация, осуществляющаяся посредством науки и научной техники. Означает ли она, что сегодня каждый из нас, сидящих здесь в зале, лучше знает жизненные условия своего существования, чем какой-нибудь индеец или гот­тентот? Едва ли возрастающая интеллектуализация и рационализация не означают роста знаний о жизненных условиях, в каких приходится существовать. Она означает нечто иное: люди знают или верят в то, что стоит только захотеть, и в любое время все это можно узнать; что, следовательно, принципиально нет никаких таинственных, не поддающихся учету сил, которые здесь действуют, что, напротив, всеми вещами в принципе можно овладеть путем расчета. Последнее в свою очередь означает, что мир расколдован. Больше не нужно прибегать к магическим средствам, чтобы склонить на свою сторону или подчинить себе духов, как это делал дикарь, для которою существовали подобные таинственные силы. Теперь все делается с помощью технических средств и расчета. Вот это и есть интеллектуализация.

Но процесс расколдовывания, происходящий в западной культуре в течение тысячелетий, и вообще «прогресс», в котором принимает участие и наука — в качестве звена и движущей силы, — имеют ли они смысл, выходящий за пределы чисто практической и техническом сферы? < …> Есть ли у «прогресса» как такового постижимый смысл, выходящий за пределы технической сферы, так чтобы служение прогрессу могло стать при­званием, действительно имеющим некоторый смысл? Такой вопрос следует поставить. Однако он уже будет не только вопросом о том, что означает наука как профес­сия и призвание для человека, посвятившего ей себя. Это и другой вопрос: каково призвание науки в жизни всего человечества? Какова ее ценность? < …>

Вебер М. Наука как призвание и профессия//Избранные произведения: пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – С. 712-715.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем смысл научной деятельности?

2. Как можно проинтерпретировать тезис «мир расколдован»? Какую роль в этом процессе играет наука?

3. Охарактеризуйте процесс «интеллектуализации» мира?

 

М. Вебер

 

Вспомните уди­вительный образ, приведенный Платоном в начале седь­мой книги «Государства», — образ людей, прикованных к пещере, чьи лица обращены к ее стене, а источник света находится позади них, так что они не могут его видеть; поэтому они заняты только тенями, отбрасывае­мыми на стену, и пытаются объяснить их смысл. Но вот одному из них удается освободиться от цепей, он оборачивается и видит солнце. Ослепленный, этот чело­век ощупью находит себе путь и, заикаясь, рассказывает о том, что видел. Но другие считают его безумным. Од­нако постепенно он учится созерцать свет, и теперь его задача состоит в том, чтобы спуститься к людям в пеще­ру и вывести их к свету. Этот человек — философ, а солнце — истина науки, которая одна не гоняется за призраками и тенями, а стремится к истинному бытию.

Кто сегодня так относится к науке? Сегодня как раз у молодежи появилось скорее противоположное чувство, а именно что мыслительные построения науки представ­ляют собой лишенное реальности царство надуманных абстракций, пытающихся своими иссохшими пальцами ухватить плоть и кровь действительной жизни, но никог­да не достигающих этого. < …>

В чем же состоит смысл науки как профессии теперь, когда рассеялись все прежние иллюзии, благодаря кото­рым наука выступала как «путь к истинному бытию», «путь к истинному искусству», «путь к истинной приро­де», «путь к истинному Богу», «путь к истинному сча­стью»? Самый простой ответ на этот вопрос дал Толстой: она лишена смысла, потому что не дает никакого ответа на единственно важные для нас вопросы: «Что нам де­лать? », «Как нам жить? ». А тот факт, что она не дает ответа на данные вопросы, совершенно неоспорим. Проб­лема лишь в том, в каком смысле она не дает «никакого» ответа. < …>

Все естественные науки дают нам ответ на вопрос, что мы должны делать, если мы хотим технически овладеть жизнью. Но хотим ли мы этого и должны ли мы это делать и имеет ли это в конечном сче­те какой-нибудь смысл — подобные вопросы они оставляют совершенно нерешенными или принимают их в каче­стве предпосылки для своих целей.

Вебер М. Наука как призвание и профессия//Избранные произведения: пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – С. 715, 718-719, 720.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как можно проинтерпретировать известный сюжет из работы Платона «Государство» о людях, прикованных в пещере?

2. Можно ли требовать от науки ответа на вопрос «Что нам делать»? и «Как нам жить? ».

3. На решение каких вопросов ориентированы естественные науки?

 

М. Вебер

 

Впрочем, политикой не должен заниматься в аудито­рии и преподаватель. И прежде всего в том случае, если он исследует сферу политики как ученый. Ибо практи­чески — политическая установка и научный анализ по­литических образований и партийной позиции — это разные вещи. < …> Слова, которые при этом употребля­ются, выступают в таком случае не как средство науч­ного анализа, а как средство завербовать политических сторонников. Они здесь — не лемехи для взрыхления почвы созерцательного мышления, а мечи, направленные против противников, средство борьбы. Напротив, на лекции или в аудитории было бы преступлением пользо­ваться словами подобным образом. Здесь следует, если, например, речь идет о «демократии», представить ее раз­личные формы, проанализировать, как они функциониру­ют, установить, какие последствия для жизненных отно­шений имеет та или иная из них, затем противопоста­вить им другие, недемократические формы политичес­кого порядка и по возможности стремиться к тому, чтобы слушатель нашел такой пункт, исходя из которого он мог бы занять позицию в соответствии со своими высшими идеалами.    

Вебер М. Наука как призвание и профессия//Избранные произведения: пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – С. 721-722.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Должна ли влиять та или иная политическая установка ученого на его научную и преподавательскую деятельность?

 

М. Вебер

 

< …> отличие науки от веры заключается в следующем: «беспредпосылочная» в смысле свободы от всяких рели­гиозных стеснений наука в действительности не признает «чуда» и «откровения», в противном случае она не была бы верна своим собственным «предпосылкам». Верующий признает и чудо и откровение. И такая «беспредпосылоч­ная» наука требует от него только одного, не менее, но и не более: признать, что, если ход событий объяснять без допущения сверхъестественного вмешательства, исклю­чаемого эмпирическим объяснением в качестве причин­ного момента, данный ход событий должен быть объяс­нен именно так, как это стремится сделать наука. Но это он может признать, не изменяя своей вере. < …>

Все же среди части нашей молодежи, той части, которая на все это ответила бы: «Да, но мы же идем на лекцию, чтобы пережить нечто большее, чем только анализ и констатацию фактов», ходячим является за­блуждение, заставляющее искать в профессоре не то, что она видит перед собой: вождя, а не учителя. Однако мы поставлены на кафедру только как учителя. Это две разные вещи, в чем можно легко убедиться. В Америке такие вещи часто можно видеть в их грубой первобыт­ности. Американский мальчик учится несравненно мень­ше европейского. < …> Молодой американец не испытывает почтения ни перед чем и ни перед кем: ни перед тра­дицией, ни перед службой; он уважает только собствен­ную личную заслугу — вот это американец и называет «демократией». Как бы искаженно ни выступала реаль­ность по отношению к такому идейному содержанию, идейное содержание именно таково, и об этом здесь идет речь. О своем учителе американский юноша имеет вполне определенное представление: за деньги моего отца он продает мне свои знания и методические прин­ципы точно так же, как торговка овощами продает моей матери капусту. < …> и молодому американцу никогда не придет в голову покупать у него «мировоз­зрение» или правила, которыми следует руководство­ваться в жизни. Конечно, в такой грубой форме мы это отвергаем. Но разве именно в таком, намеренно за­остренном мною способе чувствования не содержится зерно истины?

Студенты приходят к нам на лекции, требуя от нас качества вождя, и не отдают себе отчета в том, что из сотни профессоров по меньшей мере девяносто девять не только не являются мастерами по футболу жизни, но вообще не претендуют и не могут претендовать на роль «вождей», указывающих, как надо жить. Ведь ценность человека не зависит от того, обладает ли он качествами вождя или нет. И уж во всяком случае, не те качества делают человека отличным ученым и академическим преподавателем, которые превращают его в вождя в сфере практической жизни или, специальнее, в политике.

Вебер М. Наука как призвание и профессия//Избранные произведения: пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – С. 724, 727-728.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем отличие науки от веры?

2. В чем принципиальное отличие моделей взаимоотношения со студентами «учителя-вождя» и просто учителя?

3. Какими качествами должен обладать ученый и академический преподаватель?

 

 

М. Вебер

 

Наконец, вы можете спросить: если все это так, то что же собственно позитивного дает наука для прак­тической и личной «жизни»? И тем самым мы снова стоим перед проблемой «призвания» в науке. Во-первых, наука прежде всего разрабатывает, конечно, технику овладения жизнью — как внешними вещами, так и поступками людей — путем расчета. < …> Во-вторых, наука разрабатывает методы мышления, рабо­чие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними < …> Но на этом дело науки, к счастью, еще не кончается; мы в состоянии содействовать вам в чем-то третьем, а именно в обретении ясности. < …>

Ибо если вы остаетесь верными себе, то вы необходимо при­ходите к определенным последним внутренним следст­виям. Это можно сделать по крайней мере в принципе. Выявить связь последних установок с их следствиями — задача философии как социальной дисциплины и как философской базы отдельных наук. Мы можем, если понимаем свое дело (что здесь должно предполагаться), заставить индивида — или по крайней мере помочь ему — дать себе отчет в конечном смысле собственной деятельности. < …> Если какому-нибудь учителю это удается, то я бы сказал, что он служит «нравственным» силам, поскольку вносит ясность; что он тем лучше выполняет свою задачу, чем добросовестнее будет избегать внушать своим слуша­телям свою позицию, свою точку зрения. < …>

Сегодня наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и служащая делу самосозна­ния и познания фактических связей, а вовсе не мило­стивый дар провидцев и пророков, приносящий спасение и откровение, и не составная часть размышления муд­рецов и философов о смысле мира. Это, несомненно, неизбежная данность в нашей исторической ситуации, из которой мы не можем выйти, пока остаемся верными самим себе.

Вебер М. Наука как призвание и профессия//Избранные произведения: пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – С. 728, 730, 731.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что дает наука для «практической» жизни?

2. Какой смысл Вебер вкладывает в термин «обретение ясности»? Какую роль в этом процессе играет философия?

М. Вебер

 

< …> пророчество с кафедры соз­даст в конце концов только фантастические секты, но никогда не создаст подлинной общности. Кто не может мужественно вынести этой судьбы эпохи, тому надо сказать: пусть лучше он молча, без публичной рекламы, которую обычно создают ренегаты, а тихо и просто вер­нется в широко и милостиво открытые объятия древних церквей. Последнее сделать нетрудно. Он должен также так или иначе принести в «жертву» интеллект — это неизбежно. Мы не будем его порицать, если он дейст­вительно в состоянии принести такую жертву. Ибо по­добное принесение в жертву интеллекта ради безуслов­ной преданности религии есть все же нечто иное в нрав­ственном отношении, чем попытка уклониться от обя­занности быть интеллектуально добросовестным, что бывает тогда, когда не имеют мужества дать себе ясный отчет относительно конечной позиции, а облегчают себе выполнение этой обязанности с помощью дряблого ре­лятивизма. Та позиция представляется мне более вы­сокой, чем кафедральное пророчество, не дающее себе отчета в том, что в стенах аудитории не имеет значения никакая добродетель, кроме одной: простой интеллекту­альной честности.

Вебер М. Наука как призвание и профессия//Избранные произведения: пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – С. 734.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какая «добродетель» наиболее ценна для ученого? В чем своеобразие общественного призвания ученого?

 

Т. Кун

 

< …> Парадигма — это то, что объединяет членов науч­ного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Хотя не всякий логи­ческий круг является порочным (я буду защищать подоб­ный аргумент ниже), однако в данном случае логический круг является источником реальных трудностей. Научные сообщества могут и должны быть выделены как объект без обращения к парадигме; последняя может быть обнару­жена затем путем тщательного изучения поведения членов данного сообщества. Если бы эту книгу надо было написать заново, то ее следовало бы начать с рассмот рения сообщества как особой структуры в науке, с во­проса, который с недавних пор стал важным предметом социологического исследования и к которому историки науки также начинают присматриваться с должной серь­езностью. Предварительные результаты, многие из кото­рых еще не опубликованы, наводят на мысль, что средства эмпирического исследования сообществ отнюдь не три­виальны, но все же некоторые из них уже освоены, а дру­гим, безусловно, еще предстоит быть в достаточной сте­пени разработанными. Большинство ученых-исследова­телей сразу решают вопрос о своей принадлежности к научному сообществу, считая само собой разумеющимся, что принадлежность к данной группе хотя бы вобщих чертах определяет ответственность за различную специа­лизацию внутри группы. Поэтому я допускаю здесь, что для их идентификации можно найти более систематические средства. Вместо того, чтобы представлять предваритель­ные результаты исследования, позвольте мне кратко по­яснить те интуитивные представления о научном сообще­стве, которые главным образом легли в основу предыдущих разделов книги. Это те самые представления, которые сей­час широко распространены среди ученых, социологов и многих историков науки.

Согласно этим представлениям, научное сообщество состоит из исследователей с определенной научной спе­циальностью. В несравнимо большей степени, чем в большинстве других областей, они получили сходное образование и профессиональные навыки; в процессе обучения они усвоили одну и ту же учебную литературу и извлекли из нее одни и те же уроки. Обычно границы этой литературы отмечают границы предмета научного иссле­дования, а каждое научное сообщество, как правило, имеет свой собственный предмет исследования. Есть научные школы, то есть сообщества, которые подходят к одному и тому же предмету с несовместимых точек зрения. Но в науке это бывает значительно реже, чем в других областях человеческой деятельности; такие школы всегда конкури­руют между собой, но конкуренция обычно быстро закан­чивается. В результате члены научного сообщества счи­тают себя и рассматриваются другими в качестве единст­венных людей, ответственных за разработку той или иной системы разделяемых ими целей, включая и обучение уче­ников и последователей. В таких группах коммуникация бывает обычно относительно полной, а профессиональные суждения относительно единодушными. Поскольку, с другой стороны, внимание различных научных сообществ концентрируется на различных предметах исследования, то профессиональные коммуникации между обособлен­ными научными группами иногда затруднительны; ре­зультатом оказывается непонимание, а оно в дальнейшем может привести к значительным и непредвиденным зара­нее расхождениям.

Сообщества в этом смысле существуют, конечно, на множестве уровней. Наиболее глобальным является сооб­щество всех представителей естественных наук. Немного ниже в этой системе основных научных профессиональных групп располагается уровень сообществ физиков, химиков, астрономов, зоологов и т. п. Для этих больших группиро­вок установить принадлежность того или иного ученого к сообществу не составляет большого труда, за исключением тех, которые располагаются ближе к периферии сообщест­ва. Когда речь идет о сложившихся дисциплинах, членство в профессиональных обществах и чтение журналов — вот более чем достаточные признаки этой принадлежности. По­добным образом выделяются также большие подгруппы: специалисты по органической химии, а среди них, воз­можно, по химии белков, специалисты по физике твердого тела и физике высоких энергий, специалисты по радио­астрономии и т. д. Только на следующем, более низком уровневозникают эмпирические проблемы. Каким обра­зом, если взять современный пример, должна быть выде­лена группа специалистов, изучающих бактериофаги, прежде чем эта группа каким-то образом публично офор мится? Для этой цели следует побывать на специальных конференциях, изучить распределение планов написания рукописей или прочитать гранки будущих публикаций, а главное, прибегнуть к изучению формальных и неформаль­ных систем коммуникаций, включая и те, которые раскры­ваются в переписке и способах цитирования. Я считаю, что такая работа может быть проделана и будет проделана по крайней мере в сфере современной науки и недавней ее истории. Как правило, такому исследованию поддаются сообщества, состоящие, может быть, из ста членов, иногда значительно меньшие. Обычно отдельные ученые, особенно наиболее талантливые, принадлежат либо одновременно либо последовательно к нескольким группам такого типа.

Сообщества данного вида — это те элементарные струк­туры, которые в настоящей книге представлены как ос­нователи и зодчие научного знания. Парадигмы являют собой нечто такое, что принимается членами таких групп. Многие аспекты науки < …> едва ли могут быть поняты без обращения к природе этих разделяемых сообществом элементов знания. Но другие аспекты можно изучить и без обращения к природе сообщества, хотя в книге я специально не оста­навливался на этих аспектах. Таким образом, прежде чем обращаться непосредственно к парадигмам, целесообразно рассмотреть ряд вопросов, которые для своего разрешения требуют анализа структуры сообществ.

Вероятно, наиболее острый из этих вопросов состоит в том, что я раньше называл переходом от до- к постпарадигмальному периоду в развитии научной дисциплины. < …> Прежде чем он происходит, ряд школ претендует на то, чтобы занять господствующее положение в данной области науки. Затем, вслед за некоторыми существенными научными достижениями, круг школ значительно сужается (обычно до одной), и начинается более эффективная форма научной деятельности. Последняя бывает, как правило, эзотери­ческой и направленной на решение головоломок. Такая работа группы возможна только тогда, когда ее члены считают основания их дисциплины не требующими дока­зательств.

Природа этого перехода к зрелости заслуживает более полного обсуждения, чем она получила в данной книге; в особенности она должна интересовать тех, кто изучает развитие современных социальных наук. Здесь может быть полезно уяснить, что такой переход не нуж­дается < …> в том, чтобы его связывали с первым приобретением пара­дигмы. Для членов всех научных сообществ, включая шко­лы допарадигмального периода, общими являются виды элементов, которые я в совокупности называл «парадиг­мой». Переход к зрелости не затрагивает существования парадигмы, а скорее изменяет ее природу. Только после такого изменения оказывается возможным исследование нормального решения головоломок. Многие характерные черты развитой науки, которые выше были связаны с приобретением парадигмы, я мог бы, следовательно, об­судить теперь как последствия применения некоторой па­радигмы, которая идентифицирует трудные загадки, пред­лагая ключи к их решению, и гарантирует, что действи­тельно способный исследователь непременно добьется успеха. Вероятно, только те, кто черпает уверенность в сознании того, что их собственная научная дисциплина (или школа) располагает парадигмами, могут почувство­вать, что переход к новой парадигме будет сопровождаться принесением в жертву чего-то весьма существенного.

Второй вопрос, более важный, по крайней мере для историков, заключается в том, что < …> научные сообщества отождествляются, хотя бы в неявном виде, с отдельными областями научного исследования. Такая идентификация встречается у меня в нескольких местах, поскольку, скажем, «физическая оптика», «электричество» и «теплота» должны обозначать также научные сообщества, ибо эти слова указывают на предмет исследования. Един­ственная альтернатива такому пониманию, которую, ка­жется, позволяет моя книга, заключается в том, что все эти предметы принадлежат научному сообществу физиков. Идентификация этого вида обычно не выдерживает про­верки, как неоднократно указывали мои коллеги по исто­рии науки. Не было, например, никакого физического сообщества до середины XIX века. Оно было образовано позднее в результате слияния двух ранее отдельных сообществ: математиков и представителей натуральной философии (physique experimentale). To, что сегодня составляет предмет исследования для одного широкого научного сообщества, было так или иначе распределено среди различных сообществ в прошлом. Другие, более узкие предметы исследования, например теплота и теория строения материи, существовали длительные периоды времени, не превращаясь в особую часть какого-либо от­дельного научного сообщества. И нормальная наука, и научные революции являются тем не менее видами дея­тельности, основанными на существовании сообществ. Что­бы раскрыть и изучить эти деятельности, следует прежде всего объяснить диахроническое изменение структуры со­обществ в науке. В первую очередь парадигма управляет не областью исследования, а группой ученых-исследовате­лей. Любой анализ исследования, направляемого парадиг­мой или ведущего к потрясению её основ, должен начи­наться с определения ответственной за проведение этого исследования группы или групп.

Когда к анализу развития науки подходят таким путем, некоторые из трудностей, которые были центром внимания для критики, вероятно, должны исчезнуть. Целый ряд комментаторов, например, использовал теорию строения материи, чтобы внушить мысль, что я слишком уж преуве­личил единодушие ученых в их приверженности парадиг­ме. Еще сравнительно недавно, указывают они, эти тео­рии были объектами постоянных разногласий и дискуссий. Я согласен с замечанием, но думаю, что оно не может слу­жить в качестве контрпримера. Теории строения материи не были, по крайней мере приблизительно до 1920 года, особой областью или предметом исследования для некоторого научного сообщества. Вместо этого они были инструментами для большого числа групп различных специалистов. Члены различных сообществ иногда выбирали различные инструменты и критиковали выбор, сделанный другими. Еще более важно, что теории строения материи не являются тем видом проблемы, относительно которой даже чле­ны одного и того же научного сообщества обязательно должны соглашаться. Необходимость в соглашении за­висит от того, чем занимается данное сообщество. Химия в первой половине XIX века может служить в этом смысле примером. Хотя некоторые из основных инструментов научного сообщества — постоянство состава, кратные отношения и комбинации весов — стали общепринятыми благодаря атомистической теории Дальтона, химики после создания этой теории вполне могли основывать свои работы на данных инструментах, и тем не менее спорить, иногда очень страстно, по вопросу о существовании самих атомов.

Точно так же можно разрешить, я уверен, и некоторые другие трудности и недоразумения. Частично вследствие примеров, которые я выбрал, а частично вследствие неяс­ности рассуждений о природе и размерах соответствующих научных сообществ, некоторые читатели книги сделали вывод, что меня прежде всего или исключительно инте­ресуют крупные научные революции, такие революции, которые связаны с именами Коперника, Ньютона, Дар­вина или Эйнштейна. Более ясное изображение структуры сообществ, однако, помогло бы усилить совершенно иное впечатление, создать которое было моей целью. Для меня революция представляет собой вид изменения, включаю­щего определенный вид реконструкции предписаний, кото­рыми руководствуется группа. Но оно не обязательно должно быть большим изменением или казаться револю­ционным тем, кто находится вне отдельного (замкнуто­го) сообщества, состоящего, быть может, не более чем из 25 человек. Именно потому, что указанный тип изме­нения, менее признанный или редко рассматриваемый в литературе по философии науки, возникает так регу­лярно на этом уровне, требуется понимание природы рево­люционных изменений как противоположных кумулятив­ным.

Еще одна поправка, тесно связанная со всем предшест­вующим, может помочь облегчить это понимание. Ряд критиков сомневался, предшествует ли кризис, то есть общее сознание, что что-то происходит не так, революции в науке с такой же неизбежностью, как предполагалось в моем первоначальном тексте. Однако ничего существен­ного в моих аргументах не ставится в зависимость от той предпосылки, что революциям неизбежно предшествуют кризисы; надо признать лишь, что обычно кризисы служат как бы прелюдией, то есть предпосылкой, питающей саморегулирующийся механизм, который дает нам уверен­ность в том, что прочность нормальной науки не будет вечно непоколебимой. Революции могут быть вызваны и иначе, хотя я думаю, что это бывает редко. Кроме того, я хотел бы теперь указать, что вышеупомянутые неясности вызвало отсутствие адекватного обсуждения структуры сообществ: кризисы не должны обязательно порождаться работой сообщества, которое испытывает их воздействие и которое иногда подвергается революции в результате кризиса. Новые средства исследования, инструменты, вроде электронного микроскопа, или новые законы, подобные за­конам Максвелла, могут развиваться в пределах одной об­ласти науки, а их восприятие создает кризис в другой.

Кун. Т. Парадигмы и структура научного сообщества // Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975. – С. 221-228.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятиям «парадигма» и «научное сообщество».

2. Как можно проинтерпретировать следующий тезис автора «границы < …> литературы отмечают границы предмета научного исследования»?

3. Какова типология научных сообществ?

4. Всегда ли кризис предшествует научной революции?

5. Как можно проинтерпретировать тезис, что «парадигма управляет не областью исследования, а группой ученых – исследователей»?

 

Б. Латур

Оборудование, необходимое нам для путешествия в мир науки и технологий, можно назвать сразу и легким, и многосоставным. Многосоставным – потому что оно означает смешение водородных связей с дедлайнами, критику авторитетов с деньгами, отладку оборудования с бюрократическим стилем; легким же, потому что все, что нам нужно – просто отбросить любые предрассудки о том, что представляет собой контекст, в который погружено знание, от знания как такового.

Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества/ Б. Латур. –СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. – С. 30.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем отличие знания как такового от контекста, в который всякий раз знание погружено? В чем смысл такого различения? Обоснуйте свою позицию.

 

 

< …> Дизель, как мы видели, не создал полностью тот двигатель, который носит теперь его имя. Пастер был не единственным, кто сделал дезинфекцию рутиной, отучил миллионы людей плеваться или делал прививки. < …> Убрав со сцены множество акторов, они изображают нам гениев, которым в голову <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...