Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Передачи содержания текста




2.1. Дублирующая информация

Дублирование информации состоит в повторении уже переданной информации другими языковыми средствами.

В научной литературе частым случаем дублирования является объяснение уже названного явления, понятия, в данном случае – термина. При сокращении текста выбирается один из вариантов – понятие, термин или их объяснение. Если термин является общеупотребительным, то, как правило, его объяснение опускается. Сигналами дублирующей информации служат слова и конструкции: или, то есть (т.е.), иными (другими) словами, это означает (значит), что означает, иначе говоря.

Дублирование информации обеспечивает связность текста, его смысловое развитие. Оно выражается в лексических, синонимических и местоименных повторах. Такое дублирование необходимо и в сокращенном тексте, однако в нем используются наиболее экономные вторичные номинации.

Дублирование информации может создаваться за счет общности тематических частей смежных предложений. Объединить информацию этих предложений можно в том случае, если между тематическими (тема – данное текста) и рематическими (рема – новое текста) частями имеются сходные отношения (качественные характеристики, части и целого, причинно-следственной обусловленности и т.д.). Выбирается один из способов выражения темы и один из способов выражения отношений между темой и ремой. Рематическая часть может быть введена в сокращенный текст с изменением формы или без изменения в зависимости от показателя отношений.

При наличии дублирующей информации в смежных предложениях содержание одного предложения может включаться в другое в виде обособленного оборота (причастного или деепричастного).

 

2.2. Основная и дополнительная информация

Дополнительная информация конкретизирует и уточняет основную. Ее включение в реферат зависит от цели реферирования и от объема знаний составителя по данной теме. Для выделения основной и дополнительной информации можно использовать следующие рекомендации.

1. Определить основную информацию помогает синтаксический анализ предложения. Надо выделить предикативный минимум – субъект и предикат с распространителями, необходимыми для сохранения смысла предложения.

2. Дополнительная информация в виде примеров, иллюстраций может вводиться словами: например, так, так например, такие же; конкретизирующая информация вводится союзным аналогом в частности.

3. Дополнительная информация может содержать перечисление предметов, явлений, фактов, конкретизирующих их обобщенные названия в основной информации.

4. Дополнительная информация уточняющего характера развивает основную информацию текста. Это выражается в повторяемости ключевых слов. Дополнительная информация часто содержит цифровые данные.

5. Для определения основной информации важно найти в тексте констатирующие тезисы и выводы. Аргументация тезисов и ход рассуждений, которые приводят к выводу, при сильном сокращении текста могут опускаться.

6. Тезис может вводиться в реферат со ссылкой на источник информации. При этом используются специальные средства оформления тезиса:

 

Автор считает полагает утверждает
По мнению автора, … С точки зрения автора, … Как утверждает автор, …

 

7. Если аргументирующая часть не включается в реферат, то можно показать ее наличие в исходном тексте следующими способами:

 

Автор подтверждает свою точку зрения доказательствами аргументами примерами иллюстрациями конкретными данными
В подтверждение своей точки зрения автор приводит доказательства ряд доказательств аргументы примеры результаты наблюдений, экспериментов

8. При сокращении текста за счет той части, где говорится о наблюдениях, исследованиях, рассуждениях, которые привели к выводу, можно использовать следующие специальные средства:

 

Наблюдения приводят / привели к выводу…
Полученные данные Рассуждения позволяют / позволили сделать вывод…
Анализ результатов свидетельствует…
На основании выполненных исследований проведенных наблюдений полученных данных анализа результатов был сделан вывод… можно сделать вывод… автор приходит / пришёл к выводу... автор делает / сделал вывод…
       
Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...